Меджлисы Хадис

Учитель Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часть 10

3. Превосходство речи

Превосходство речи Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выражалось в восьми качествах.

Первое качество

Абсолютная мудрость и совершенные знания, несмотря на неумение читать и писать и проживание среди безграмотного народа. Он никогда не читал книг, не изучал никаких наук, не был в обществе ученых и учителей. Тем не менее Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил то, что поражало умы людей. Он давал емкие объяснения и умело обращался со словами. Ни в словах, ни в делах его не было ошибок. И это было следствием его чистоты и совершенства.

Второе качество

Запоминание всего, что ниспосылал ему Всевышний Аллах, включая рассказы о пророках и их народы, а также информацию о состоянии мира в далеком прошлом. В результате он никогда не забывал даже малейших подробностей. И все это свершилось несмотря на то, что он никогда не получал и не запоминал информацию из книг. Но он обладал здравым разумом, обширной грудной клеткой (См. Коран, 94:1) и широким сердцем. Эти три составляющих имеют большое значение в пророческой миссии, и поэтому он был самой подходящей и достойной кандидатурой для ее исполнения.

Третье качество

Умение приводить самые убедительные доводы для вводимых им законов и давать настолько ясные разъяснения, что включалось все, что требовалось логикой, и исключалось все, что отторгалось разумом. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

– Мне было даровано умение немногими словами выразить многое, и моя речь была сделана лаконичной.

Он мог немногими словами обратить внимание на самые различные моменты. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не проводил длинных лекций, но при этом избавлял людей от невежества. Он с легкостью справлялся с этой задачей, ведь Всевышний Аллах помогал ему и наставлял его.

Четвертое качество

Активный призыв к высоким нравственным качествам, хорошим манерам, поддерживанию родственных связей и доброте к беднякам и сиротам. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также запрещал вражду и зависть, порывание связей, разобщенность, стремясь тем самым убрать препятствия с пути развития добродетелей, нравственности и этикета, а также стремления к благу и отказа от пороков. В этом смысле следующие слова Всевышнего Аллаха можно применить к сподвижникам Его Посланника (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ

«Вы являетесь лучшей из общин, посланных этому миру: вы велите творить добро и удерживаете от зла». (Коран, 3:110)

Сподвижники Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) твердо следовали его указаниям и соблюдали данные им запреты. В результате их религиозное и мирское благополучие было усовершенствовано до такой степени, что, благодаря им, ислам окреп, несмотря на крайне неблагоприятные обстоятельства, а многобожие было повержено, несмотря на прежнюю власть над умами людей. В итоге сподвижники стали праведными лидерами и руководителями.

Пятое качество

Ясность ответов на вопросы и умение грамотно привести доводы в споре. Ничто не могло остановить его от донесения Божьего послания до людей. Ни один человек не мог победить его в аргументации, поскольку Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всегда брал верх в ответах и приводимых доказательствах.

Шестое качество

Абсолютная правдивость. Честность и надежность были отличительными чертами Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) как в юности, так и в пожилом возрасте. Все курайшиты без исключения были полностью убеждены в его правдивости еще до начала его пророческой миссии. Но когда он призвал их к исламу, некоторые из них стали считать его слова ложью из-за испытываемой к нему зависти, упрямства или от того, что не могли поверить в его пророческую миссию. Если б им был известен малейший факт о лжи с его стороны в доисламскую эпоху, они бы обязательно воспользовались им в своей попытке опровергнуть его. Но этого не произошло.

Кто придерживается истины в молодости, тот еще больше будет держаться за нее на более поздних этапах жизни. Кто сбережен ото лжи в отношении самого себя, тот естественным образом будет более стойким в этом плане в отношении Всевышнего Аллаха. Этого достаточно, чтобы опровергнуть тех, кто упрямо отрицает истину.

Седьмое качество

Его речь была очень понятной и краткой. В ней он ограничивался лишь необходимым. Он не выступал с длинными речами, поскольку это было бы неуместно, но и не молчал подобно тем, кто не может выразить свои мысли (Обычно человек молчит из-за того, что не знает, как убедительно и эффективно донести свои мысли. Этого не происходило в случае с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)). За исключением случаев, когда ему действительно необходимо было что-то сказать, никто не мог сравниться с ним в красоте его молчания и спокойствия. Поэтому его слова запоминали наизусть. Их красота и сладость ценились всеми людьми, и потому они сохранились в людских сердцах и записаны в книгах.

Восьмое качество

Красноречивая, ясная и лаконичная речь с использованием большого лексикона самых уместных слов. Его речь никогда не была скованна глупыми формальностями и ненужными оборотами. Многие из его емких и лаконичных высказываний были сохранены и записаны. Ни один человек не может сравниться с ним в его красноречии. Его слова можно было легко отличить от речи других людей по его прекрасному стилю. Легко можно отличить его слова от тех выдуманных высказываний, которые некоторые лжецы приписывали ему.

Всех этих успехов он достиг несмотря на то, что совершенно не практиковался в риторике и не контактировал ни с ораторами, ни с поэтами, ни с литераторами. Он родился красноречивым, ведь данное качество было необходимо для его будущего (то есть для пророческой миссии).

Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 40-44

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *