Хадис

Учитель Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часть 2

Призыв Пророка ﷺ к искоренению религиозной безграмотности и его предостережение относительно небрежного отношения к преподаванию и учебе

Столь быстрое обучение огромного числа людей было обусловлено тем, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) заложил основы коллективного и всеобщего образования: он давал уроки своим сподвижникам и призывал их к учебе и искоренению религиозной безграмотности в обществе. Он говорил им, что пренебрежительное отношение к данным действиям совершенно недопустимо. Поэтому они принялись за учебу и обрели глубокое понимание религии, стали сами учить и учиться друг у друга. В результате за короткий срок было покончено с религиозной безграмотностью.

Хадис 4

عن علقمة بن سعد بن عبد الرحمن بن أبزى، عن أبيه، عن جده: عبد الرحمن بن أبزى رضي الله عنه قال: خطب رسول الله صلى الله عليه وسلم ذات يوم، فحمد الله وأثنى عليه، ثم ذكر طوائفَ من المسلمين فأثنى عليهم خيرا، ثم قال: ما بالُ أقوام لا يُفَقِّهون جيرانَهم؟! ولا يُعلِّمونهم؟! ولا يُفَطِّنونهم؟! ولا يأمرونهم؟! ولا ينهَونَهم؟! وما بال أقوام لا يَتعلَّمون من جيرانهم؟! ولا يَتَفَقَّهُون؟! ولا يَتَفَطَّنون؟! والله ليُعَلمن قومٌ جيرانَهم، ويفقهونهم، ويفطنونهم، ويأمرونهم، وينهونهم. وليتعلمن قوم من جيرانهم، ويتفقهون، ويتفطنون، أو لأعاجِلَنَّهم العقوبةَ في الدنيى. ثم نزل فدخل بيته، فقال قوم: من ترونه عنى بهؤلاء؟ قالوا: نراه عنى الأشعريين، هم قوم فقهاء، ولهم جيران جُفاةٌ من أهل المياه والأعراب. فبلغ ذلك الأشعريين، فأتَوا رسولَ الله صلى الله عليه وسلم، فقالوا: يا رسول الله، ذكرتَ قوما بخير، وذكرتنا بشرٍّ، فما بالُنا؟ فقال: ليفقهن قومٌ جيرانَهم، وليفطننهم، وليأمرنهم، ولينهونهم، وليتعلمن قوم من جيرانهم، ويتفطنون، ويتفقهون، أو لأعاجلنهم العقوبةَ في الدنيا. فقالوا: يا رسول الله أَنُفَطِّنُ غيرَنا؟ فأعاد قولَه عليهم، فأعادوا قولَهم: أنفطن غيرنا؟ فقال ذلك أيضا. فقالوا: أَمْهِلْنا سَنَةً، فأمهلهم سنة لِيُفَقِّهُوْهم، ويُعلِّمُوْهم، ويُفَطِّنُوهم. ثم قرأ رسول الله صلى الله عليه وسلم هذه الآية: ﴿ لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ۚ ذَٰلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُوا يَعْتَدُونَ ◌ كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ 

Абдур-Рахман ибн Абза (да будет доволен им Аллах) говорил: «Однажды Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обратился к людям. Сначала он восхвалил и восславил Аллаха, затем перечислил некоторые группы мусульман, хорошо отозвавшись о них, и далее сказал:

– Почему некоторые люди не обучают своих соседей, не дают им объяснений, не велят им творить добро и не запрещают зло?

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) имел в виду, что некоторые образованные мусульмане и соседи не соблюдают права своих братьев, которыми те по отношению к ним обладают, ведь их связывает не только соседство, но и религиозное братство. Ислам высоко ставит права соседей – почти до уровня родственников, наследующих имущество друг друга. В этой связи Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил:

– Джибриль так много говорил о правах соседа, что я начал было думать, что сосед станет моим наследником.

Данными словами Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обращает наше внимание на тот факт, что живущий рядом сосед близок к человеку почти так же, как его наследники.

Соседи бывают двух видов:

– живущие рядом;

– имеющие определенную связь: посещающие одну и ту же мечеть, школу, рынок, живущие в одном и том же районе и т. д.

Наследство может быть двух видов:

– материальное,

– нематериальное.

В материальное наследство входит имущество, а в нематериальное – знания. Долгом человека является обучение своего соседа тому, что является основным и полезным: особенно это касается религиозных знаний. И это одно из самых важных прав соседа.

Мир и благословение Аллаха Мухаммаду, учителю и наставнику всего человечества!

– И почему некоторые люди не учатся у своих соседей, не получают от них знаний, не пытаются разобраться с их помощью? Клянусь Аллахом, люди должны обучать своих соседей, призывать их к добру и запрещать им зло. И люди должны учиться у своих соседей, получать у них знания. Если этого не будет, то жду наказания для них в этом мире.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ушел к себе домой, а люди начали обсуждать его речь:

– Как думаете, о ком он говорил?

– Полагаем, он имел в виду род ашаритов, ведь они обладают огромными знаниями, а их соседи – неотесанные люди, живущие в оазисе и сельской местности.

Когда ашариты узнали об этом, они пришли к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и спросили:

– Посланник Аллаха! О некоторых людях ты отозвался очень хорошо, а о нас – плохо. Что мы сделали не так?

– Люди, – ответил Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), – должны обучать своих соседей, втолковывать им, повелевать добро, запрещать зло. И люди должны учиться у своих соседей, пытаться понять с их помощью, получать от них знания. Если же этого не будет, жду наказания для них в этом мире.

– Мы должны втолковывать знания другим людям? – спросили они.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повторил ранее сказанное. Тогда они спросили еще раз:

– Мы должны втолковывать знания другим людям?

 Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) снова повторил сказанное. Тогда они сказали:

– Дай нам отсрочку в один год.

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал им годовую отсрочку на обучение соседей, втолковывание и разъяснение им знаний. Затем он произнес следующий аят:

«Неверующие из числа евреев были прокляты языком Дауда и Исы, сына Марьям. Это произошло из-за их ослушания и выхода за рамки дозволенного. Они не удерживали друг друга от совершаемого ими зла. Сколь скверны были их поступки!» (Коран, 5:78–79)

Разъясняя данный хадис, наш учитель Мустафа Зарка, писал:

«Недобросовестность в учебе и преподавании считается общественным преступлением. За это полагается наказание в этом мире. Позиция Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) выглядит беспрецедентной с исторической точки зрения: ни до, ни после него мы не знаем никого, кто бы уделял столь большое внимание знаниям. Отказ от религиозных обязанностей является порочным и наказуемым поступком. А частью религиозных обязанностей являются преподавание и учеба. Поэтому если образованный человек уклоняется от обучения других людей, или если мусульманин не изучает основ религии, то и тот, и другой будут наказаны, ведь Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Получение знаний – обязанность каждого мусульманина» (аль-Бухари). Эти слова относятся как к мужчинам, так и к женщинам – ко всем, кого объединяет исламская религия». (Мустафа Зарка. «Аль-мадхаль аль-фикх-иль-‘ам». – Том 2, стр. 641)

Хотелось бы дать дополнительное разъяснение словам Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, что получение знаний – обязанность каждого мусульманина. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обязал всех мусульман получать знания, он тем самым показал, что у человека, называющего себя мусульманином, не должно быть никаких пробелов в его понимании исламских норм. Не будем забывать, что первыми словами, ниспосланными в Книге Всевышнего Аллаха, были следующие:

«Читай во имя твоего Господа, который сотворил – сотворил человека из сгустка крови. Читай: и твой Господь – Самый великодушный, который научил пером – научил человека тому, чего тот не знал». (Коран, 96:1–5)

Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 10-14

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *