Биографии Сира Хадис

Учитель Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Часть 1

Коран о том, что Пророк صلى الله عليه وسلم является учителем

Коран подтверждает тот факт, что пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) является учителем для всего человечества, несмотря на то что он не был обучен грамоте и жил в пустыне.

Всевышний Аллах говорит:

هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

«Это Он отправил к неграмотным людям посланника из их среды, читающего им Его аяты, очищающего и обучающего их Книге и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении». (Коран, 62:2)

وَأَرْسَلْنَاكَ لِلنَّاسِ رَسُولًا ۚ وَكَفَىٰ بِاللَّهِ شَهِيدًا

«Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем». (Коран, 4:79)

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا كَافَّةً لِّلنَّاسِ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предупредителем, но большинство людей не ведают». (Коран, 34:28)

Хадисы о том, что Пророк ﷺ является учителем

Высказывания и поступки Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) тоже показывают, что он был проницательным учителем.

Хадис 1

روى ابنُ ماجه في سننه والدارمي في سننه، واللفظ لابن ماجه، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو بن العاص رضي الله عنهما، قَالَ:  خَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَاتَ يَوْمٍ مِنْ بَعْضِ حُجَرِهِ، فَدَخَلَ الْمَسْجِدَ، فَإِذَا هُوَ بِحَلْقَتَيْنِ إِحْدَاهُمَا يَقْرَءُونَ الْقُرْآنَ وَيَدْعُونَ اللَّهَ تعالى، وَالْأُخْرَى يَتَعَلَّمُونَ وَيُعَلِّمُونَ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » كُلٌّ عَلَى خَيْرٍ هَؤُلَاءِ يَقْرَءُونَ الْقُرْآنَ وَيَدْعُونَ اللَّهَ، فَإِنْ شَاءَ أَعْطَاهُمْ، وَإِنْ شَاءَ مَنَعَهُمْ، وَهَؤُلَاءِ يعلمون ويَتَعَلَّمُونَ، وَإِنَّمَا بُعِثْتُ مُعَلِّمًا فَجَلَسَ مَعَهُمْ 

Ибн Маджа и Дарами передавали следующие слова Абдуллы ибн Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вышел из своей комнаты и вошел в мечеть. Он увидел две группы людей: одни читали Коран и обращались с мольбами к Всевышнему Аллаху, а другие учились и учили. Увидев это, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

– Все они поступают хорошо. Эти люди читают Коран и молят Всевышнего Аллаха. Если Аллах пожелает, Он удовлетворит их мольбы, а если нет, то нет. А эти люди учат и учатся, и я был послан как учитель.

Далее Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подсел ко второй группе».

Действительно, Всевышний Аллах отправил к нам Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в качестве учителя. Многие народы обязаны его учению и наставлениям. Не обученный грамоте, он оказался не просто хорошим учителем, а величайшим и самым влиятельным из учителей всего мира. Его учением было послание Всевышнего. И сотни миллионов людей из самых различных стран и народов уважают и слушаются его, стремятся к довольству Аллаха, следуя и подражая Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Его учение стало центром всей их жизни.

Арабы времен Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не отличались благородством. Но их суровость, грубость, вспыльчивость не отвратили Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Он терпеливо сносил их насмешки и гнусный характер, пока они в конце концов не приняли его учение. И они сплотились вокруг него, оберегали его и по его команде готовы были сражаться даже с собственными отцами. Они отказались от своих возлюбленных, родственников, братьев и родины ради повиновения ему. И при всем при этом он не умел читать и писать, не изучал книг прежних народов и реформаторов. Одно только это должно убедить любого разумного человека в том, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был образцовым учителем, посланником Всевышнего Аллаха и милостью для всех миров. Томас Карлейль писал об арабах того времени так:

Это были люди пустыни. В течение целых веков они были никем и ничем. Но когда к ним пришел Арабский Пророк, их знаменем стали науки и знания; из малой народности они превратились в многочисленную нацию; до этого их презирали, а теперь на них смотрели снизу вверх. Менее чем за столетие все уголки мира стали озарены их умом и знаниями.

Хадис 2

روى مسلم في كتاب الطلاق من صحيحه في قصة تخيير النبي صلى الله عليه وسلم زوجاته الشريفات رضي الله عنهن، وقد بدأ بعائشة منهن فاختارته رضى الله عنها، ورغبت منه أن لا يُخبر غيرَها أنها اختارته، فقال لها عليه الصلاة والسلام:  إن الله لم يبعثني مُعَنِّتا ولا متعنِّتا، ولكن بعثني معلِّما ميسِّرا 

Муслим в главе «Развод» сборника «Сахих» приводил случай, когда Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал своим женам выбор, остаться ли им в браке или нет. Он начал с Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая выбрала продолжение брака. Она также попросила не сообщать другим женам о ее выборе. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил:

– Всевышний Аллах не посылал меня в качестве того, кто причиняет неудобства и желает трудностей другим людям. Он послал меня учителем и облегчающим.

Имам Газали (милость ему Аллаха) говорил по этому поводу:

«Расплывчатый ответ Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) без явного и прямого упрека в адрес Аиши (да будет доволен ею Аллах) показывает, что учителю рекомендуется проявлять как можно больше деликатности во время выговора в отношении того или иного дефекта в характере ученика. Нужно проявлять как можно больше доброты хотя бы потому, что открытый укор уничтожит завесу благоговения, и тогда ученик может осмелиться конфликтовать с учителем. Это также приведет к дальнейшему непослушанию с его стороны». (См. Мунави. Файд-уль-Кадир. – Том 2, стр. 573)

Хадис 3

روى مسلم عن معاوية بن الحكم السلمي رضي الله عنه، قال:  بينا أنا أصلي مع رسول الله صلى الله عليه وسلم، إذ عطس رجل من القوم، فقلت: يرحمك الله، فرماني القوم بأبصارهم! فقلت: واثُكْلَ أمِّياه! ما شأنكم تنظرون إليّ؟! فجعلوا يضربون بأيديهم على أفخاذهم، فلما رأيتهم يصمِّتوني سكتُّ. فلما صلى رسول الله صلى الله عليه وسلم دعاني، فبأبي هو وأمي، ما رأيت معلما قبله ولا بعده أحسنَ تعليما منه، فوالله ما كهرني، ولا ضربني، ولا شتمني، قال: إن هذه الصلاة لا يصلح فيها شيء من كلام الناس، إنما هو التسبيح، والتكبير، وقراءة القرآن 

Муслим передавал следующие слова Муавии ибн Хакяма Сулями (да будет доволен им Аллаха): «Когда я совершал намаз вместе с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), один из молящихся чихнул, и я произнес:

– Да пребудет с тобой Божья милость!

Тут все люди уставились на меня. Видя это, я сказал:

– Что с вами, люди? Что вы все так смотрите на меня?

Они начали стучать руками по своим бедрам. Когда я увидел, что они жестами показывают мне замолчать, я замолк. По окончании намаза Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подозвал меня. Да будут мои родители выкупом за него! Ни до, ни после я никогда не встречал учителя лучше, чем он. Клянусь Аллахом, он никогда не ругал меня, не бил, никоим образом не оскорблял. Он просто сказал:

– В данной молитве не должно быть человеческой речи. В намазе есть место лишь словам прославления и возвеличивания Аллаха, а также чтению Корана».

В намазе не допускаются никакие слова, кроме восхваления и прославления Аллаха, чтения Корана, мольб к Аллаху и т. п. Поэтому ответ на чихание, приветствие, заданный вопрос и пр. приводит к аннулированию молитвы.

Имам Навави (милость ему Аллаха) так комментировал данное повествование:

«Этот хадис демонстрирует потрясающий характер Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), о котором говорил и сам Аллах. Повествование демонстрирует его доброту к человеку, не обладающему знаниями, его милосердие к последователям. Хадис не только учит нас быть добрыми к тем, кто о чем-то не знает, но и мягкому, милосердному исправлению ошибок таких людей». (Навави. Комментарий к сборнику «Сахих» Муслима. – Том 5, стр. 20).

История как свидетель блестящих качеств учителя Мухаммада ﷺ 

Исторические события тоже доказывают тот факт, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был блестящим учителем. Даже поверхностное ознакомление с состоянием общества до прихода Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и теми изменениями, что он привнес, уже доказывают его удивительные качества в данной области.

Другим весомым доказательством данного факта является то, что все иные учителя и наставники за последние 1400 лет меркнут на фоне пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): разве найдется в мире хоть один учитель, чьи ученики могут сравниться со сподвижниками Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и их последователями по своему числу и праведности? Сколь разительные изменения произошли со сподвижниками после того, как они стали учениками Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)! На примере каждого из них мы видим непревзойденность Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) как учителя и наставника. Как говорил один великий теолог:

«Если б единственным чудом Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) были его сподвижники, этого было бы достаточно для доказательства его пророческого статуса».

Автор: Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда аль-Ханафи
Из книги: «Учитель Мухаммад صلى الله عليه وسلم», стр. 4-10

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.