Фетвы Фикх

Требования, предъявляемые постящемуся

Действия, совершение которых требуется от постящегося, подразделяются на разные категории и могут являться предписанными (фард), обязательными (уаджиб) или желательными (мустахаб).

  1. Отказ от совершения запретного

Постящемуся предписано отказываться от запретного, как и любому человеку, который не соблюдает пост. Однако от постящегося это требуется даже в большей степени, поскольку действительность поста зависит от воздержания от всего, что приводит к нарушению поста, в такой же мере, как награда за пост зависит от воздержания от всего запретного.

Любые виды поклонения в Исламе вменяются в обязанность мусульманину с целью формирования в нём определённых нравственных качеств, соответствующих его вероучению. Важную роль в этом играет пост, соблюдение которого призвано не только стать проявлением покорности мусульманина Аллаху Всевышнему, но и побудить его на практике придерживаться нравственных принципов Ислама, а не следовать собственным желаниям.

В Коране разъясняется смысл вменения в обязанность соблюдения поста. Аллах Всевышний, сказал: 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, чтобы стали вы богобоязненными». (Коран, 2:183)

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) также разъяснил, в чём заключалась цель вменения в обязанность поста. Об этом говорится в целом ряде хадисов, к числу которых относится и тот, что уже приводился выше. В этом хадисе сообщается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: 

الصِّيَامُ جُنَّةٌ ، فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَجْهَلْ ، وَإِنِ امْرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ إِنِّى صَائِمٌ . مَرَّتَيْنِ

«Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому человеку): «Поистине, я соблюдаю пост! Поистине, я соблюдаю пост!»». (аль-Бухари; Муслим)

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: 

مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالعَمَلَ بِهِ فَلَيْسَ للهِ حَاجَةٌ في أنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ

«Если (человек) не прекратит лгать и поступать лживо, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья». (аль-Бухари; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; ан-Наса’и)

В той версии этого хадиса, которую приводит ан-Наса’и, сообщается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: 

«Если (человек) не прекратит лгать, проявлять невежество и поступать подобно невеждам…» 

Здесь под невежеством подразумевается любое проявление ослушания. Сообщается также, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Может случиться так, что уделом человека, который простаивает ночь в молитве, станет только бессонница, и может случиться так, что уделом постящегося станет только голод и жажда». (аль-Бухари; Муслим)

  1. Дополнительные молитвы (тарауих), совершаемые во время рамадана

Совершение таких молитв является действием, относящимся к категории «сунна му’аккада», на что указывают слова Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): 

من صَام رمضان إيِمَانًا واحْتِسَابًا، غُفِر له ما تَقدَّم من ذَنْبِه

«Тому, кто во время рамадана будет выстаивать (дополнительные молитвы) по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари; Муслим)

(Смысл хадиса таков. Кто постился месяц рамадан с верой в Аллаха, уверенный в истинности Его обещания, надеясь обрести Его награду и делая это ради Всевышнего Аллаха, а не напоказ людям и не ради снискания благой славы, тому простятся его прошлые грехи).

Ночные молитвы (кыям аль-ляйл) во время рамадана были названы «тарауих» (мн. ч. от «тарвиха» — отдохновение) ввиду того, что после каждых четырёх рака’атов такой молитвы желательно делать паузу для отдыха (истираха).

Такую молитву предпочтительно совершать в мечети вместе с другими мусульманами. Если же человек совершит её в одиночестве, он поступит плохо, поскольку все улемы считают, что эта молитва согласно сунне совершается кол-лективно (джама’ат) в мечети. 

В «Аль-Муватта» имам Малик приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абд аль-Карий сказал: 

«(Однажды) мы вместе с ‘Умаром б. аль-Хаттабом отправились в мечеть во время рамадана, и оказалось, что люди разошлись кто куда, молясь в одиночестве или собираясь в небольшие группы под руководством одного чтеца. (Увидев это), ‘Умар воскликнул: «Клянусь Аллахом, будет лучше, если я соберу их (для молитвы под руководством) одного чтеца!» — после чего он велел им собраться возле Убаййа б. Ка’ба. Спустя некоторое время я снова пошёл с ним (в мечеть) вечером, и оказалось, что люди молятся под руководством одного чтеца. (Увидев это), ‘Умар сказал: «Это хорошее нововведение (бид’ат), но та часть ночи, которую вы просыпаете, лучше той, которую вы проводите в молитве!»» — люди же молились в начале ночи. (аль-Бухари)

Известно, что одно время Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) проводил такие молитвы коллективно, но потом отказался от этого из жалости к членам своей общины и опасений, что совершение этих молитв будет предписано им свыше. Данное обстоятельство служит указанием на то, что коллективное проведение молитв «таравих» соответствует шариату, чего и следует придерживаться, так как после смерти Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) основании для вышеупомянутых опасении больше нет, то есть после прекращения ниспослания откровений свыше, в связи со смертью Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), новые религиозные обязанности на мусульман возлагаться уже не будут.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды поздно ночью Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел (из дома) и стал молиться в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру (и находясь позади него), наутро же эти люди стали рассказывать (об этом другим). На следующую ночь их (в мечети) собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали (об этом другим). На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел (из дома), он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру, на четвёртую же ночь мечеть уже не смогла вместить (всех желавших помолиться). А наутро Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнёс слова свидетельства и сказал: «А затем, поистине (то, что вы) находились (здесь), не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что (эта молитва) будет вменена вам в обязанности.

Ибн Хаджар поясняет эти слова следующим образом, считая наиболее предпочтительным первое:

— возможно, здесь имеется в виду, что совершение добровольной ночной молитвы в мечети будет сделано необходимым условием её действительности;

— возможно, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) опасался того, что такая молитва будет объявлена обязательной для людей, способных её совершать;

— возможно, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) опасался, что такая молитва в рамадане будет вменена в обязанность всем.), но вы не сможете её совершать!». А потом Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) умер, и всё осталось без изменений (Иначе говоря, ночные молитвы в рамадане остались добровольными и совершались людьми индивидуально).

Один из донесших до нас этот хадис упомянул, что речь идёт о дополнительной ночной молитве в рамадане. (аль-Бухари; Муслим)

Молитва «тарауих» состоит из двадцати рака’атов, во время которых таслим произносится десять раз, и, по мнению большинства улемов, эту молитву следует совершать именно так.

Они считали, что указанием на это служит приводимый аль-Байхаки хадис с достоверным иснадом, в котором сообщается, что ас-Са’иб б. Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни ‘Умара, как и при жизни ‘Усмана и ‘Али, (во время рамадана мусульмане) совершали ночную молитву в двадцать рака’атов».

Однако имам Малик, ссылавшийся в качестве доказательства на действия жителей Медины, считал, что такая молитва состоит из тридцати шести рака’атов.

В «Аль-Муватта» сообщается также, что Йазид б. Руман сказал: «При жизни ‘Умара во время рамадана (мусульмане) совершали ночную молитву в двадцать три рака’ата».

В «Аль-Мугни» приводится сообщение, согласно которому во время рамадана ‘Али велел одному человеку совершить с людьми молитву в двадцать рака’атов.Под тремя дополнительными рака’атами в сообщении Йазида б. Румана имеется в виду не что иное, как витр. Что же касается действий жителей Медины, на которые ссылался имам Малик, то подобная ссылка аргументом служить не может.

Дело в том, что совершение индивидуальных молитв после каждых четырёх рака’атов совместной молитвы «таравих» служило для них заменой семикратного обхода Каабы, который в подобных случаях совершали жители Мекки. Поступать так не запрещается, поскольку под отдохновением после совершения каждых четырёх рака’атов подразумевается ожидание, во время которого участник коллективной молитвы волен поступать по собственному усмотрению.

Так, например, он может молча сидеть, или произносить слова (тахлиль) «Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляһа илля-Ллаһ/», или прославлять Аллаха (тасбих), или читать Коран (кыра’ат), или совершить дополнительную индивидуальную молитву. Подобное ожидание является желательным ввиду того, что обычно так поступали жители Мекки и Медины.

Некоторые придерживались особого мнения, которое отличалось от едино-душного мнения сподвижников и крупнейших факихов. Эти люди утверждали, что молитвы «таравих» состоит из восьми рака’атов, а любое добавление к этому является нововведением.

В качестве доказательства они использовали хадис, в котором сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Ни во время рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать рака’атов. (Сначала) он совершал четыре рака’ата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (рака’ата), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, а потом совершал ещё три. (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, спишь ли ты перед совершением уитра?» — (на что) он ответил: «О ‘Аиша, поистине, мои глаза спят, но не спит сердце моё!»» (аль-Бухари и Муслим)

Однако этот хадис не может быть использован в качестве доказательства запретности совершения более восьми рака’атов, поскольку совершение Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям) такого количества рака’атов не указывает на отрицание всего прочего. Если бы о восьми рака’атах упоминалось в таком хадисе, где приводятся слова Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) тогда смысл сказанного был бы однозначным. Иначе говоря, это указывало бы на отрицание всего прочего, и таково мнение всех улемов, однако вышеупомянутое сообщение приводится в таком хадисе, где говорится о его делах.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщает о том, что происходило у неё на глазах, но, невзирая на обширность её познаний, она не была осведомлена обо всём, что делал Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ведь он проводил время не только с ней, но и с другими своими жёнами. Вот почему бывало так, что, когда её спрашивали о чём-либо, она направляла человека, задавшего вопрос, к другим матерям правоверных. Так, например, в «Сахихе» Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что, когда несколько сподвижников послали к ‘Аише человека, чтобы задать вопрос о совершении добровольной молитвы в два рака’ата после послеполуденной молитвы, она сказала ему: «Спроси Умм Саляму».

Во время совершения молитвы «тарауих» имаму следует читать Коран столько, чтобы это не отталкивало от молитвы прочих её участников, и поэтому он должен быть осведомлён о состоянии тех, кто молится под его руководством. Если молящиеся не будут против, лучше всего читать по десять айатов во время каждого рака’ата, что не только соответствует общепринятому порядку, но и позволяет прочесть весь Коран в течение месяца.

Не следует забывать произносить «ду’а с-сана’» во время первого рака’ата каждой молитвы «таравих», состоящей из двух рака’атов. Если имам после прочтения ташаххуда, почувствует сильную усталость молящихся, то он может ограничиться только произнесением слов: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада! /Аллаһумма, салли аля Мухаммад уа аля али Мухаммад!/», а потом произнести таслим, поскольку, призвав благословение на Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) подобным образом, имам поступит в соответствии с сунной. Если же участники молитвы не испытывают затруднений, ему следует призвать благословения на Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в полном объёме (салават ибрахимиййа), после чего обратиться к Аллаху с несколькими мольбами по примеру Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Молитвы «тарауих» совершаются после предписанной ночной молитвы, совершать же их до неё недопустимо, поскольку «тарауих» являются добровольными молитвами, которые в соответствии с Сунной следует совершать после ночной молитвы, с которой они были связаны изначально. Кроме того, молитвы «таравих» предпочтительно совершать до совершения уитра. Не возбраняется откладывать их до наступления второй половины ночи. Однако, если задержка приведёт к тому, что провести коллективную молитву будет невозможно, откладывать её порицается, поскольку такие молитвы предпочтительно проводить совместно.

Если не считать рамадана, то совершение коллективной молитвы витр порицается. Во время рамадана совершать коллективный витр лучше, за исключением таких случаев, когда человек хочет совершить эту молитву в конце ночи. Тому, кто опоздает (масбук) к началу коллективного уитра, мольбу кунут следует совершать с имамом, но не после него. Как имам, так и участники коллективной молитвы под его руководством мольбу кунут читают про себя.

  1. И’тикаф

Суждение об и’тикаф

И’тикаф в течение последних десяти дней рамадана определяется как действие, относящееся к категории «сунна му’аккада». И’тикаф в другие дни является желательным, если же человек уединяется в мечети по обету, тогда уединение становится обязательным.

Указанием на узаконенность уединения являются сообщения о действиях Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) который начал уединяться в мечети со времени своего переселения в Медину и не прекращал поступать так до самой смерти. Однако Пророк с.а.с. не выражал порицания тем своим сподвижникам, которые не делали этого, и поэтому то, что сам он поступал так неуклонно, не может служить указанием на обязательность уединения.

В обоих «Сахих»ах приводится хадис, в котором со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что в последние десять (дней) рамадана Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) всегда неотлучно находился в мечети, (и это продолжалось) до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны.

Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С наступлением последней декады Посланник Аллаха 

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял (особое) усердие и накрепко затягивал свой изар (последнее означает, что этот период Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям занимался поклонением с особым усердием». (аль-Бухари и Муслим)

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: 

تَحَرَّوْا لَيْلَةَ القَدْرِ فِي الوِتْرِ، مِنَ العَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ

«Ждите ночь предопределения в одну из последних десяти нечётных ночей (рамадана)». (аль-Бухари)

Определение слова и’тикаф

Арабское слово «и’тикаф» переводится как «непрерывная занятость чем-либо».

В качестве шариатского термина это слово используется для обозначения пребывания в мечети с целью занятости различными видами поклонения и совершения в ней пяти предписанных молитв совместно с другими мусульманами.

Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани считали действительным уединение в любой мечети, и некоторые ученые разделяют их мнение, поскольку в наше время так поступать легче. Как указывает Ибн ‘Абидин, человека, который уединился в мечети, необходимо снабжать едой. Женщине следует уединяться в том месте её дома, которое отведено для её молитв, тогда как уединяться в мечети ей порицается.

Автор: Шейх ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
Из книги: «Ханафитский фикх», стр. 254-258

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *