
Концепция таклида в Коране
Обе формы таклида, описанные выше, основаны на следующих аятах Корана:
1. Аят первый:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти (амр) среди вас». (Коран, 4:59)
Слово «амр» (полномочия, власть) некоторыми учеными относится к мусульманским правителям, а другими — к правоведам (факихам). Второй точки зрения придерживались Абдулла ибн Абба (Толкование Абдулы ибн Аббаса было передано от Муавии ибн Салаха, от Али ибн Тальхи, что считается очень надежным иснадом. Ибн Джарир, т. 5, с. 88, в «Аль Иткан», 80), Муджахид, `Ата ибн Аби Раба,`Ата ибн Саиб, Хасан аль-Басри, Абу Алий и многие другие. Подтверждая доказательствами второе мнение, имам Рази отдает предпочтение ему и пишет:
«То, что под (словом) «амр» подразумеваются ученые, вероятнее всего». (См.: Тафсир Кабир, т.3, с. 354)
Позиция же имама Абу Бакра Джассаса такова, что нет противоречия между двумя этими мнениями. На самом деле, оба они применимы. Правителям необходимо следовать в политических вопросах, а ученым — в правовых. (См.: «Ахкямуль Куран» Джассаса, т.2, с. 256)
Имам ибн Каййим говорил, что следование правителям, по сути, есть следование ученым, так как первые обязаны следовать вторым в правовых вопросах. Таким образом, «…следование правителям — предмет следования ученым» (правители обязаны следовать ученым). (См.: «Илямуль Мукын», Ибн Каййима, т.1, с. 7)
В итоге, данный аят обязует мусульман следовать Всевышнему Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и тем ученым-факихам, которые интерпретируют первоисточники.Правовой термин для этого — таклид. Далее остается вопрос относительно оставшейся части аята:
فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا
«Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу». (Коран, 4:59)
Исходя из второго мнения, что слово «амр» подразумевает правоведов и ученых, получается, что данное утверждение в аяте представляет собой непосредственное указание на муджтахидов (ученых-правоведов).
Подтверждая данное мнение (толкование «амр», как указание на ученых), имам Абу Бакр Джассас говорит:
«Дальнейшие слова Аллаха «Если же у вас тяжба о чем-нибудь…» доказывают, что под «обладателями власти» действительно, подразумеваются ученые, поскольку Он (Аллах) приказал всем остальным следовать за ними, а затем продолжил: «Если же у вас тяжба о чем-нибудь…»
Поэтому Аллах приказал носителям власти обращаться в спорном вопросе к Книге Аллаха и хадисам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Рядовой человек (обыватель) не является человеком знания, это не его специальность. Обыватель не знает, как обратиться в спорном вопросе к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, к их доказательствам, и как применить их к данной ситуации или событию. Таким образом, установлено, что второй приказ относится к ученым». (См.: «Ахкямуль Куран», т.2, с. 257)
Знаменитый ученый (школы) ахлюль хадис, шейх Навваб Сиддик Хасан Хан, также признал, что данное заявление относится к муджтахидам. Он пишет в своем тафсире:
«Очевидно, что это отдельное обращение, относящееся к муджтахидам». (См.: Тафсир «Фатхуль Байян», т.2, с. 308)
Невозможно сделать вывод, что неспособный к иджтихаду должен самостоятельно обращаться к Корану и Сунне в спорных вопросах. На самом деле, приказ в первой части аята (о том, чтобы обращаться к носителям власти), адресован тем людям, которые не могут самостоятельно извлечь никаких правил из Корана и Сунны. Они обязаны следовать Корану и Сунне, спрашивая «обладателей знания» (ученых) и следовать их руководству. Вторая часть (аята) говорит исключительно о муджтахидах, то есть при спорных вопросах следует обращаться к Корану и Сунне. Муджтахиды, применяя свои навыки правовых решений, извлекают правила. На самом деле, имеют место быть два приказа: первое высказывание адресовано тем, кто совершает таклид, а второе — муджтахидам, для совершения иджтихада.
2. Аят второй:
وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ
«Когда до них доходит весть о победе или поражении, они разглашают ее. А если бы они [раньше] сообщили это посланнику и предводителям [муслимов], тем было бы ведомо, нужно ли распространять эту весть…» (Коран, 4:83)
Причиной ниспослания данного аята является то, что лицемеры Медины распространили слухи относительно войны и мира. Простодушные мусульмане поверили этим слухам, что усугубило ситуацию, создав атмосферу паники и небезопасности в городе. Аят, приведенный выше, предостерегает мусульман от подобного и советует им обращаться в вопросах новостей о войне или мире к обладателям власти (предводителям) и не распространять слухи. Таким образом, имеющие власть люди могут проверить эти слухи, достичь истины в данном вопросе и оповестить остальных. Роль же обывателей заключается в том, чтобы не предпринимать никаких действий, кроме как сообщать такие слухи обладателям власти.
Хотя данный аят был ниспослан по определенной причине, в науках тафсира и фикха есть правило, что при вынесении решений в каких-то конкретных обстоятельствах (ниспослания) Откровения, конкретные детали уступают место общему смыслу текста. Общий принцип, который содержится в процитированном выше аяте, таков: те, кто не обладает способностями для самостоятельного исследования, должны обращаться к тем, кто ими обладает. Это и есть таклид.
Имам Рази пишет в отношении данного аята:
«Так, установлено, что истинбат (процесс извлечения решений из Корана и Сунны) есть доказательство (довод). Аналогия (кыяс) есть сам истинбат или включена в него. Таким образом, аналогия (кыяс) также должна быть доказательством. В данном аяте содержится несколько правил. Первое: есть некоторые случаи и вопросы, которые не являются очевидными из (божественного) Писания. Второе: истинбат является доказательством (доводом). Третье: простой люд должен следовать ученым в (их) решениях (относительно) событий и вопросов». (См.: «Тафсир Кабир», т.3, с. 272)
Некоторые люди возражали против такого логического заключения, утверждая, что, поскольку аят относится к военному положению, не следует проводить аналогию с мирным временем. (См.: «Тахрик Азади Фикр» мауляны Мухаммада Исмаила Салфи, с. 31)
Ответ на это был дан прежде самого вопроса: конкретные обстоятельства подпадают под общие принципы аята. Имам Рази пишет:
«Слова Всевышнего «Когда до них доходит весть…» включают все вопросы, относящиеся к войне или любым другим обстоятельствам, связанным с исламским правом. Причина этого в том, что положения войны и мира содержат сложные правовые решения. Поэтому в аяте нет ничего, что ограничивало бы указание только военным временем». (См.: «Тафсир Кабир», т.3, с. 273)
Имам Абу Бакр Джассас также дал аналогичный подробный ответ на этот вопрос, и опроверг множество сомнений относительно него. («Ахкямуль Куран» Джассаса, т.2, с. 63). По этой причине известный ученый ахлю хадис, Навваб Сиддик дозволял кыяс (аналогию), основываясь на данном аяте:
«В этом аяте есть указание на допустимость кыяса и на то, что существуют вопросы, которые можно понять путем научных исследований». (См.: Тафсир «Фатхуль Байян» Навваба Сиддика, т.2, с. 33)
Если в аяте нет указаний относительно мирного времени, как было бы возможно подтверждать (допустимость) кыяса данным аятом?
3. Аят третий:
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُوا كَافَّةً فَلَوْلَا نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَائِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
«…Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы [глубже] познать религию и по возвращении увещевать [оставшихся] людей? Быть может, они станут избегать [зла]». (Коран, 9:122)
Аят подтверждает, что не все мусульмане должны оставлять (свои дома) и участвовать в джихаде. Должна быть группа людей, посвятивших себя исключительно изучению и пониманию религии, чтобы они могли научить исламским законам и правилам тех, кто не может посвятить себя изучению (религии). Данный аят обязует изучающих и понимающих религию распространять знания по исламскому праву среди других, а остальных (мусульман) обязывает действовать в соответствии с их указаниями, дабы избежать неповиновения Аллаху.
Имам Абу Бакр Джассас комментирует аят:
«Так, Аллах приказал (не обладающим знаниями) людям внимательно следить за предупреждениями ученых и действовать в соответствии с их советами». (См.: «Ахкямуль Куран» Джассаса, т.2, с. 262)
4. Аят четвертый:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«…Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания». (Коран, 16:43)
Данный аят имеет общий смысл: те, которые не являются специалистами в какой-либо области, должны консультироваться с теми, кто ими является, и действовать соответственно.
Шейх Алуси пишет в комментарии к этому аяту:
«Этот аят используется для доказательств того, что при незнании человеком предмета вопроса, он должен ссылаться на ученых. Имам Суюты пишет в «Иклиле», что данный аят используется для доказательства того, что простой человек может следовать за имамом (совершать таклид) в деталях исламского права». (См.: «Рухуль Маани», т.14, с.148)
Относительно аята часто возникает вопрос, что он относится к определенному событию: многобожники отвергли пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и насмешливо спрашивали, почему ангел не был отправлен в качестве посланника. В ответ был ниспослан аят:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلَّا رِجَالًا نُّوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания». (Коран, 16:43)
Некоторые комментаторы считают, что под «…обладателями напоминания (зикр)» подразумеваются люди Писания. Другие считают, что сказано о людях Писания, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Третьи, немногие из ученых, полагают, что сказанное относится к «ахлю Куран» («людям Корана»), то есть к мусульманам. Каким бы ни был смысл аята, людей оповестили о том, что пророки были людьми, а не ангелами. Утверждается, что данный контекст аята не имеет никакой связи с таклидом или иджтихадом. Тем не менее, таклид подразумевается в этом аяте.
Приказ «…спросите обладателей напоминания» заключает в себе принцип: каждому неученому человеку (или неспециалисту) следует обращаться к тем, кто знает. Аят относится к следованию ученым, и из него отчетливо устанавливаются доводы в пользу таклида. Согласно ранее упомянутому известному принципу толкования Корана и Сунны: общий смысл текста не ограничивается каким-то отдельным случаем или предпосылкой. Хотя конкретная предпосылка для ниспослания аята относится к многобожникам Мекки, широкая формулировка аята по-прежнему является подходящей (данной теме) и должна приниматься во внимание.
Хатиб Аль-Багдади пишет:
«Что касается вопроса: кому дозволено быть мукаллидом (совершать таклид)? Это простой человек, не обладающий возможностями для понимания законов Ислама. Обычному обывателю разрешено следовать за ученым и действовать в соответствии с его советами. Всевышний Аллах сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания».
После цитирования аята Хатиб передал сообщение с иснадом от Амра бин Кайса , что «…обладатели напоминания» есть обладатели знания. (См.: «Аль-Факих валь Мутафаккых» Хатиба Багдади, т.2, с. 68, издательство «Даруль-Ифта», Саудовская Аравия, 1389 г. хиджры).