3. Ваххабитское (псевдосалафитское) кредо
Когда Ибн Абдуль-Ваххаб увидел, что жители сельских областей Неджда отличаются от учтивого мира его городов, он стал расхваливать простоту и непорочность людей, поскольку они находились в исконном состоянии арабов. И тогда невежество охватило городских обитателей, вследствие чего науки интеллектуального характера потеряли свой статус в их глазах. Кроме того, больше не было желания в их сердцах к достоверным и полезным вещам после того, как только он посеял в их сердцах семена коррупции и недостатка. И из-за этого недостатка и коррупции его собственная душа вскоре начала настраивать и лелеять его захватом политического лидерства, замаскированным под именем религии. В конце концов, он верил — пусть Аллах унизит его — что пророчество было только вопросом политического лидерства, и что достигают его самые умные люди, когда обстоятельства помогают им в образе неосведомленной и невежественной толпы.
Кроме того, так как Аллах Великий плотно закрыл дверь пророчества после печати Пророков, нашего господина Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему, не было никакого другого способа, чтобы реализовать цель его желаний, кроме как утверждения, что он является обновителем (воскресителем) веры (муджаддид) и независимым мыслителем в формулировке юридических законов (муджтахид). Такая позиция, или наиболее худшее и наиболее глубокое состояние морали заблудившегося руководства и религиозного недоверия, привела его к тому, что стал объявлять всякую группу мусульман неверующими и идолопоклонниками. Он стал применять аяты Корана, ниспосланные в отношении арабов-идолопоклонников, ко всем мусульманам, которые посещают могилу своего Пророка, и просят его заступничества перед их Богом.
Выполняя это, он отвергал всё то, что противоречило его собственным недействительным требованиям и тщетным желаниям, внушающим его эго работать во вред явных заявлений господина всех посланников Мухаммада, имамов и муджтахидов нашей религии (то есть тех, которые имеют способность для осуществления независимого рассуждения в процессе юридического решения). И когда он видел, что единодушное согласие юридического мнения в вопросах веры (иджмаъ) противоречило его собственным неоправданным новшествам, он отрицал его как принцип, утверждая: «Я не принимаю никакого мнения от людей, после ниспослания Корана, который содержит всё, что относится к Исламу, новое и старое».
Таким образом, он не сумел учесть то, что сам Коран объявил, когда он сказал: «…он следует не по пути верующих» (4:115), поскольку он принимал из Корана только те аяты, которые относятся к арабам-идолопоклонникам. Эти аяты он объяснил своим собственным невразумительным способом, имея наглость стоять перед Аллахом и облегчать достижение своих собственных личностных политических амбиций посредством неоправданного и необоснованного толкования Его святого текста. Его метод здесь, главным образом, состоял в применении этих аятов, относящихся к идолопоклонникам, к мусульманам и на этом основании объявлять, что они были неверующими в течение последних шестисот лет, и что можно безнаказанно проливать их кровь и конфисковать их собственность и превращать их землю, территорию Ислама, (дар аль-ислям) в территорию войны против неверия (дар аль-харб).
Пророк, благословения Аллаха и мир ему, из того, что мы видим в двух канонических собраниях достоверных хадисов Бухари и Муслима, говорит в хадисе, где ангел Джабраил в облике человека расспрашивает его о кредо Ислама:
«Ислам – это засвидетельствование, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха».
Снова, в хадисе Умара он говорит: «Ислам основан на пяти столпах веры (по порядку значимости): свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его слуга и посланник…»
Также, есть его заявление для делегации Абдуль-Кайса, цитируемое у Бухари и Муслима: «Я приказываю вам верить в одного Аллаха. Вы знаете, что такое вера в одного Аллаха? Это свидетельствование, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха».
Также процитировано его увещевание: «Мне было приказано бороться с людьми, пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха».
Наконец, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Достаточно, чтобы народ сказал: «Нет божества, корме Аллаха».
Однако Ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи пошли наперекор всем этим заявлениям Пророка, мир ему. Они делают неверующим того, кто говорит: «Нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха», потому что этот человек не соответствует их утверждениям, что тот, кто засвидетельствует вышеупомянутым способом, и все же спрашивает у Аллаха что-либо ради Пророка, или называет имя отсутствующего или мертвого, или делает клятву тому человеку, то его вера отклоняется от его свидетельствования. Его единственная цель здесь – продать непродаваемые товары, где заменены достоверные хадисы и правильные комментарии аятов Корана. Мы объясним – если пожелает Аллах – читателю необоснованность этого утверждения и покажем его ложность.
Удивительно, как Ибн Абдуль-Ваххаб неправильно представляет использование имени Пророка в прошениях к Аллаху или тавассуля, прикрываясь единобожием (таухид) и божественным превосходством (танзих), утверждая, что использование имени Пророка в таком виде образует ассоциацию сотоварища Аллаха; несмотря на то, что в то же самое время он прямо утверждает, что утверждение Аллаха на Его троне походит на сидение на нём, и подтверждает, что Аллах имеет руку, лицо и обладает пространственным измерением! Он говорит, что можно указать на Него в небе и утверждает, что Он буквально спускается к более низким небесам, т.е. он воплощает в тело Аллаха, величественность Которого вне того, что объявляют невразумительные. Что же будет с божественным превосходством после того, как они придали тело Аллаху, и самые низкие из неодушевленных существ стали иметь общие свойства с их Создателем? Как же Он, Возвеличенный, превыше всего (свободный от всякого несовершенства), когда Его характеризуют в столь осуждающем виде, и Его божественность изложена в столь благоухающих насмешкой и презрением терминах?
Одна из более огромных глупостей Ибн Абдуль-Ваххаба — это когда разум (довод) противоречит его утверждениям, то он со всей нескромностью отстраняет разум (довод), отрицая его роль в своих суждениях. Он пытается таким образом делать из людей глухих животных, когда это касается вопросов веры. Он запрещает разуму (доводу) входить в религиозные дела, несмотря на тот факт, что нет никакого противоречия между разумом (доводом) и верой. Наоборот, всякий раз, когда человеческие умы достигают свою полною меру законченности и совершенствования, религиозные достоинства и прерогативы в соотношении с разумом (доводом) становятся полностью очевидными. Имеется ли в этом времени, эпохе умственного прогресса, что-нибудь более отвратительное, чем отрицание в разуме его надлежащих возможностей, особенно когда кардинальный центр религии и способность исполнения ее обязанностей основаны на способности рассуждать? Ведь обязанность выполнять требования Ислама отпадает, когда умственная способность отсутствует. Аллах обращается к Своим рабам во многих местах Корана: “Обладающие умом” (65:10) подводя их к факту, что знание реальностей религии является только функцией для тех, кто обладает умом.
Теперь пришло время для того, чтобы просуммировать тщетный и пустой лепет отступнической ваххабитской секты, который они стремятся представить в виде доктрины. Затем мы обсудим это через призму исследования, которое было проведено в целях опровержения аргументов этой секты. Итак, их ложное кредо состоит из следующих пунктов:
(1) Придание лица, руки, и пространственного направления Создателю и придание Ему тела, которое спускается и поднимается;
(2) Приоритет принципов, полученных из преданий (накль) над принципами, полученных из разума (акль);
(3) Отказ от единодушного согласия (иджмаъ), и непризнание его в качестве одного из источников (асль) шариатского законодательства;
(4) Подобный отказ от суждения по аналогии (кыйас);
(5) Запрет подражания и следования суждениям имамов, имеющих в Исламе статус тех, кто способен самостоятельно рассуждать в вопросах шариaта;
(6) Объявление мусульман, противоречащих им, неверующими;
(7) Запрещение использования имени Пророка в просьбах к Аллаху или имени кого-то еще из друзей Аллаха (святых) и набожных людей;
(8) Объявление посещений могил пророков и набожных людей незаконными;
(9) Объявление мусульманина неверующим, если он делает клятву кому-то, кроме Аллаха или жертвует на могиле или на последнем месте упокоения авлийа (святых) или набожных людей.
Автор: Шейх Джамиль ас-Сыдкы аз-Захави (1863-1936)
Из книги: «Аль-Фаджр ас-садик фи ар-радд аля мункири ат-тауассуль уаль-хауарик»