Акыда Усуль

Статьи имама Захида аль-Каусари | Статья первая: Акыда ат–Танзих

Убеждение что Аллах Всевышний пречист от возникших признаков и описания ими своей сущности, является однозначно известным из религии Ислам. И на этом убеждении была вся община (умма) от рассвета Ислама до сегодняшнего дня. 

Сказал Всевышний Аллах: 

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий, Видящий». (Сура Шура, 11 аят)

Также Всевышний сказал:

أَفَمَن يَخْلُقُ كَمَن لَّا يَخْلُقُ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ

«А разве Тот кто творит подобен тому кто не творит?» (Сура Нахл, 17 аят). 

Также Всевышний сказал: 

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ

«И не был Ему равным ни один». (Сура Ихлас, 4 аят)

Также Всевышний сказал: 

فَلاَ تَضْرِبُواْ لِلَّهِ الاٌّمْثَالَ

«Не приводите Аллаху примеры». (Сура Нахль, аят 74) 

Также Всевышний сказал: 

سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ

«Пречист твой Господь – Господь Величия от того что они приписывают Ему». (Сура Саффат, аят 180). 

И многие другие аяты возвеличивания указывающие на то что Аллах пречист от схожести с творениями в Своей Сущности, Атрибутах и Действиях, так что это убеждение стало утвержденным в сердцах и простых людей, и ученых. Даже простых людей можно обнаружить более опасающимися углубления в сущность Аллаха и Его Атрибутов, чем тех, кто причисляет себя к ряду ученых. 

Но вместе с этим не обошлось без того, кто удивит тебя из толпы и массы, из тех кто не бережет свой язык от ошибок в этой главе, предоставляя это на всеувидение и всеуслышание людей. 

И возможно эти слова-заблуждения подталкивают некоторых людей к обольщению и ослеплению ложью, потому что, они исходят от обладателей больших как башни чалм, и широких как мешки рукавов ( намек на одежду ученых). По этой причине непременно необходимо обратить внимание на степень опасности отнесения «движения, границы, конца, сидения, утверждения на троне и тяжести» и всего, что подобно этому из качеств возникших к Всевышнему Аллаху. 

Я уже много писал на эту тему когда давал комментарии таким книгам как: «аль – Ихтиляфу фи аль-Ляфзы» – Ибн Кутайбы, «ат- Табсыйру фи ад-Дини» — Абу Музаффара аль Исфараини, «аль Асмау ва ас-Сыфат» — Имама Байхаки, «ас-Сайфу ас-Сакыль» — имама Такийюддина ас-Субки, а также в других книгах, и отдельных содержательных записках которые были написаны в течение многих лет подряд. И становится ясным что даже вместе с этими трудами, возвращение к этому вопросу время от времени является неизбежным. 

Сказал Имам Абу Мансур аль-Багдади (ум.429) в своей книге «Усуль ад-Дин» которая была напечатана два года назад — известная в кругу ученых как «ат-Табсыра аль-Багдадийа» на странице 337 после того как он назвал мушаббиха (уподобляющих) — идолопоклонниками:

«А что касается муджассимитов Хоросана из числа каррамитов то обвинение их в неверии (такфир) является обязательным по причине их высказываний о том что у Аллаха есть граница, конец с нижней стороны, которым он прикасается к трону и по причине их слов о том что Он является вместилищем чего либо возникшего и что Он видит видением которое возникает в Нем и слышит слышанием которое возникает в Нем и что если бы это не возникало в Нем то Он не был бы Слышащим и Видящим. 

А также, по причине того что они допустили описывание Аллаха возникшими вещами, они тем самым испортили себе довод единобожников о том, что «описание возникшими качествами является указанием на возникновение». Согласно их же правилам, неверно утверждать о сотворении мира, и таким образом у них не будет пути к познанию Творца мира и они будут не сведущими о Нем». 

А также он сказал в своей книге «Китаб аль-Асма уа ас-Сыфат»:

«Поистине Имам аль-Ашари и большинство ученых калама (мутакаллимы) высказались в пользу обвинения в неверии каждого «мубтадиг» если его нововведение было куфром или приводит к куфру, подобно тому кто утверждает что объект его поклонения имеет образ или что он имеет границы и конец или что в отношении него допустимо движение и покой. И для обладающего разумом нет проблемы в такфире Каррамитов- муджассимитов Хоросана по причине их слов о том, что Аллах тело, у которого есть границы и предел (конец) снизу,и что Он прикасается к трону и что Его Сущность вместилище для возникших качеств, в котором возникают Его Слова и Воля». 

Примеров этому очень много в таких книгах, как дела «аль- Иршад» и «аш-Шаамиль» имама аль-Харамайн, в «ат-Тамхид» имама аль-Бакылляни, в «аль-Кауасым уа аль-Гауасым» Абу Бакра ибн аль-Араби, в «Дафгу шубах ат-Ташбих» имама Ибн аль-Джаузий и у других крупнейших ученых, цитаты которых я упоминал во многих местах из того что я написал и все эти книги являются доступными. 

И эти слова одинаково опасны, неважно исходят ли они от каррамитов или от псевдосалафитов, от шейха ад-Дарими, от шейха Харрани(ибн Таймия) или от шейха аз-Зарги(ибн аль-Каййим) или еще от кого либо. Потому что заблуждение — есть заблуждение, где бы оно ни было. 

И в книге ад-Дарими «ан-Накд» на странице 20 написано:

«Живой, Сущий….. двигается, когда пожелает, сжимает и отпускает когда пожелает, встает и садится когда пожелает; потому что признак отличия между живым и мертвым – движение. Каждое живое без сомнения двигается, а каждое мертвое без сомнения не движется».

Это дословная цитата ад-Дарими и подобное этому часто повторяется в его книге. И эти же самые слова приведены в книге «Мувафакатуль Магкул ли сахих аль-Манкуль» которая написана на полях книги «Минхадж ас-Сунна» шейха аль-Харрани с упоминанием «йахбиту» вместо «йанзилю» в виде утверждения а не возражения. Смотри 2-й том стр. 2, 13, 26, 30. И сколько в книге ад-Дарими подобных опасных заблуждений которые я опубликовал в моих прошлых редакциях! 

Ибн аль-Каййим аз-Зарги в своей книге «Газв аль-Джуйуш» (иджтимагуль джуйуш аль-ислямия галя газв мугаттыля уаль джахмийя) на стр. 88 индийского издания, сказал про эту и еще одну книгу ад-Дарими:

«Шейхуль Ислам ибн Таймийя рахимахуллах очень настоятельно советовал нам эти две книги и очень их возвеличивал. И в них есть утверждение единобожия, имен и атрибутов разумом и риваятами, то чего нет в других книгах». 

Этим самым становится ясно что книги ад-Дарими несмотря на их отклонения удовлетворяют двух шейхов аль-Харрани и аз-Зарги. Тем самым они подпадают как и ад-Дарими под жесткое решение (суждение) со стороны ученых этой науки. 

Да, ибн Абдус-Салям в своей книге «Аль-Кауагид аль-Кубра» считает (Гааммия) простолюдина — не ученого оправданным в произнесенных словах которые несут смысл куфра, но аль-Макбали оспаривал его в этом в книге «аль-Ильм аш-Шамих» и в любом случае, тех людей (ибн Таймийя и ибн аль –Каййима) нельзя считать из числа простолюдинов чтобы найти им оправдание в их словах заблуждения. Тем более их книги заполнили много земель, и не остается другого выхода кроме как лишь считать их осознающими то, что они говорили. Поэтому необходимо привлечь их к тому что вытекает в результате их слов, согласно мнению ученых обладающих правильными доводами. 

А кто пытается утвердить движение по отношению к Аллаху основываясь на хадис ан-нузуль (спускания), забывает о доказательстве разума, который решает и судит о невозможности этого по отношению к Аллаху, а также он не ведает о различии риваятов в хадисе ан-нузуль такие как «инзааль» и «таназзуль» и многое другое из смыслов имеющихся в я зыке арабов. 

А также, он не замечает хадис из сборника ан-Насаи, который указывает на ниспослание ангела, который взывает в каждую третью часть ночи, и этот хадис объясняет что отнесение «спускания» к Аллаху Пророком лишь метафорическое, образное. 

Также он забывает о том, что третья часть ночи продолжается во всех ночах в течение всего года во всех частях света непрерывно, несмотря на различие рассветов даже по мнению ибн Хазма несмотря на его Захирийя (буквальное понимание). И спускание или нахождение в ближнем небе непрерывно продолжается согласно этому ложному утверждению. 

А что касается хадиса рабыни с вопросом «где», то в его цепочке и в тексте есть различия и запутанность (неясность) как я уже объяснил это в книге «Такмилат ар-Радди галя ан-Нунийя» на стр. 90-95 а также в моей редакций книги «Аль-Асма уас-Сыфат» на стр. 422. 

Тем более что зенит, который сейчас над головой через несколько часов станет у ступней ног, потому что он постоянно меняется. Поэтому утверждение, что Аллах находится в каком либо месте сейчас (например на небе), будет не соответствовать указанию направления через несколько часов, потому что это будет уже под ногами. 

Аллах Всевышний не сделал знание нуждающимся в обладателях таких заблуждений, чтобы брать от них пример. И те, кто в последнее время пытается защитить этих заблудших забывают о том что день для акыды ташбиха не станет ясным пока Ислам жив! И что акыда танзиха прочнее и крепче для сердец чем то, что человек может представить своим воображением и будет говорить о том чего не знает! 

И думаю, что для этого раза этого достаточно, и истина всегда возвращается и Аллах говорит истину, и Он ведет по прямому пути.

Автор: Шейхуль Ислам Мухаммад Захид аль-Каусари
Перевод: Абдуль Джаббар ат-Татарстани

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *