
- ‘Усман (радыйаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ الْقُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Самый лучший из вас тот, кто сам учит Коран и учит ему других». (Бухари, Фадаилуль-Кур’ан, 21; Абу Дауд, Витр, 14/1452; Тирмизи, Фадаилуль-Кур’ан, 15/2907)
- Абу Хурайра (радыйаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللّٰهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللّٰهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إلَّا نَزَلَتْ عَلَيهِمُ السَّكِينَةُ وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمُ الْمَلَائِكَةُ وَذَكَرَهُمُ اللّٰهُ فِيمَنْ عِنْدَه
«…Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, читают Его книгу и беседуют о ней, на них нисходит покой, покрывает милость, и ангелы раскрывают над ними крылья. Всевышний Аллах перечисляет их среди тех, кто близок к Нему». (Муслим, Зикр, 38; Абу Дауд, Витр, 14/1455; Тирмизи, Кыраат, 10/2945; Ибн Маджа, Мукаддима, 17).
Комментарии
Для того чтобы Его рабы смогли обрести Рай, Всевышний Аллах ниспослал Священный Коран руководством и путеводителем для них. Поэтому Коран выводит людей на самый прямой путь (аль-Исра, 17/9-10).
Другими словами, Священный Коран ниспослан для того, чтобы постичь его и жить в соответствии с ним. Всевышний Аллах приводит в Коране самые разные примеры, из которых могли бы извлечь урок Его рабы и многократно разъясняет их (аль-Исра, 17/41, 89; аль-Кахф, 18/54; ар-Рум, 30/58; аз-Зумар, 39/27).
Для того чтобы Его рабы могли без труда понять эти примеры, проникнуться их наставлениями и применять их в жизни, Он сделал Коран легким (Марйам, 19/97; ад-Духан, 44/58; аль-Камар, 54/17, 22, 32, 40).
В таком случае, каждый праведный мусульманин должен стараться постичь священные слова своего Господа и изучать Коран. Естественно, прежде всего для его постижения нужно научиться хорошо читать его. Потому что правильное произнесение сур Корана необходимо мусульманам для совершения пятикратного намаза. Поэтому изучение кыраата – чтения Священного Корана обязательно (фард айн) для каждого хотя бы в той мере, чтобы намаз его был правильным.
Человек, сам изучивший Коран, должен стараться обучать Корану других. В первом хадисе, сообщается, что те счастливцы, которые со всей искренностью (ихлас) занимаются изучением Корана и обучением Корану других, являются самыми лучшими людьми. Потому что книга, которую они сделали предметом своих занятий, – это слова Аллаха, а они самые лучшие из слов.
Изучая Священный Коран, обучая Корану других, а также стараясь постичь его, нужно проявлять в высшей степени почтительность, уважение, благопристойность (адаб) и внимание. Прежде всего, нужно избегать брать его в руки, не будучи в состоянии омовения (аль-Вакиа, 56/79).
В хадисах сказано:
«Пусть никто не дотрагивается до Корана, кроме чистых!» (Хаким, I, 553; Муватта’, Коран, 1)
«Не должны читать ни слова из Корана ни женщина во время месячных, ни человек в состоянии осквернения (джунуб)». (Тирмизи, Тахарат, 98/131)
Таким же образом, держать Коран на уровне ниже пояса, вытягивать ноги по направлению к нему, класть поверх него другие книги и вещи, заходить в туалет в Кораном – все это в высшей степени предосудительное поведение, которое указывает на недостаток богобоязненности. Проявление почтительности к Корану берет начало в богобоязненности сердец (аль-Хадж, 22/32).
Самым важным и самым великим делом нашего досточтимого Пророка было чтение Корана и обучение Корану других (Йунус, 61; Замахшари, Кашшаф, III, 17; Абу’с-Сууд, Иршад, IV, 156).
Когда однажды Абу Талха (радыйаллаху ‘анху) пришел к нашему досточтимому Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то увидел, что тот, стоя, обучает Корану Асхабы Суффа. Чтобы выпрямить туловище, согнувшееся от голода пополам, он привязал к животу камень (Абу Нуайм, Хилйа, I, 342).
В деле изучения Корана и обучения ему сподвижники Пророка и праведники, жившие в более поздние времена, следовали сунне Посланника Аллаха. Один из них, Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху ‘анху), прочитав одному человеку аят Корана, говорил:
«Этот аят лучше чего бы то ни было, над чем восходило солнце или что существует в этом мире».
Эти слова он повторял для каждого аята Корана. (Хайсами, VII, 166)
Абу Абдуррахман Сулеми (радыйаллаху ‘анху) во времена правления досточтимого ‘Усмана (радыйаллаху ‘анху) стал преподователем кыраата и долгие годы занимался этим. О своей должности имама в мечети Куфы, где он обучал Корану, он говорил:
«Единственная причина моего пребывание на этом месте, – это желание оказаться среди тех, кого обрадовал в своем хадисе Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Самый лучший из вас – это тот, кто изучает Коран и обучает ему других». (Бухари, Фадаилуль-Кур’ан, 21; Тирмизи, Фадаилуль-Кур’ан, 15/2907)
Но это должно делаться искренне, только для обретения благоволения (рида) Аллаха. Здесь не должны быть замешаны мирская корысть и расчет.
Имран бин Хусайн (радиаллаху ‘анху) встретил одного человека, читающего Коран. Человек, завершив чтение, стал просить что-нибудь у людей. Увидев это, Имран (радиаллаху ‘анху) сказал, словно столкнувшись с великим горем:
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
«Все мы от Аллаха и все мы к Нему возвращаемся». (Аль-Бакара, 2/156)
Потом добавил: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) однажды сказал:
«Кто читает Коран, пусть этим просит у Аллаха. Потому что настанет такое время, что люди будут читать Коран и просить за это что нибудь у людей». (Тирмизи, Фадаилуль-Кур’ан, 20/2917).
Ценность Корана так высока, что невозможно заплатить достойную цену за обучение ему. Дать достойное воздаяние за это может только Всевышний Аллах. Насколько же назидательны следующие два примера тех, кто понимал цену Корана.
Когда его сын Хаммад выучил суру «аль-Фатиха», Имам Абу Ханифа (рахимахуЛлах) дал его учителю 500 дирхемов. В те времена за один дирхем можно было купить одного барана. Учителю такая щедрость показалась чрезмерной. Потому что ребенок выучил только одну суру «аль-Фатиха». Тогда Имам Абу Ханифа (рахимахулЛах), сказал:
«Не считай малым то знание, которому ты научил моего сына! Если бы у меня было еще больше денег, то для того чтобы воздать Корану достойную почесть, я дал бы их тебе». (Абу Гуда, «Фатху баби’л-инайа», стр. 19)
Салахаддин Айуби (рахимахулЛах), обходя казармы, увидел ребенка, который перед своим отцом читал Коран. Ему понравилось чтение и он, подойдя к ребенку, угостил его тем, что ел сам. От той земли, которая принадлежал лично ему, он отделил надел для этого ребенка и его отца. (Бундари, «Абу’л-Фатх али, ан-Науадиру’с-султанийа», стр. 9)
Также как учить Коран и обучать ему является перед Аллахом весьма достойным деянием, так и забывать его и препятствовать его обучению есть большой грех. Хадисы о несчастном конце тех, кто забывает Коран, говорят:
«… Мне поведали о грехах моей общины (уммы). Я не увидел более великого греха, чем забвение человеком суры или аята, (которые были милостливо пожалованы ему)». (Абу Дауд, Салят, 16/461; Тирмизи, Фадаилуль-Куран, 19/2916)
«Человек, который читал (выучил) Коран, а потом забыл его, в Судный день предстанет перед Аллахом с пустыми руками и обделенным благами». (Абу Дауд, Витр, 21/1474)
«Забывать» здесь означает забыть Коран после того, как выучил его в истинном смысле, а также оставлять чтение Корана, не поступать, как он повелевает, не различать дозволенное (халял) и запретное (харам). Об этом же говорят и следующие аяты:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
«А тому, кто не будет помнить обо Мне, воистину, предстоит [провести] жизнь в тяготах, и Мы воскресим его в День воскресения слепым.
قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا
[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим».
[Аллах] скажет:
قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا وَكَذَلِكَ الْيَوْمَ تُنسَى
«Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня». (Та-Ха, 20/124-126)
В хадисе сказано: «Человек, в сердце которого нет даже частицы Корана, подобен разрушенному дому». (Тирмизи, Фадаилуль-Куран, 18/2913; Дарими, Фадаилуль-Куран, 1)
Изучать Коран и обучать ему других, естественно, означает поступать в соответствии с ним во всех жизненных ситуациях. А чтобы осуществить это, нужно стараться понять смысл Корана.
Второй приведенный нами хадис показывает, насколько Всевышний бывает доволен усилиями и стараниями людей на этом пути. Потому что на Своих рабов, которые собравшись вместе, читают Его священную книгу и стараются понять ее смысл, Аллах низводит спокойствие и милость, послав ангелов охранять их, Он воздает хвалу им перед приближенными к Нему. Таким образом, эти рабы Аллаха, изучающие Коран, удостаиваются ду’а и любви избранных ангелов, приближенных к Аллаху.
Такие собрания окутывает милость (рахма) Аллаха, грехи (за исключением попирающих права других людей) и недостатки собравшихся прощаются. Ангелы милости окружают собравшихся плотным кольцом от земли до небес и охраняют их от всякого зла и опасностей. Они придают ясность их разуму, радость сердцу и, словно бы нанося им визит, обмениваются с ними рукопожатиями.
Сподвижники Пророка, собравшись вместе, читали Коран и хадисы. Один из последователей (табиин) Абу Надра (рахимахулЛах) сообщает:
«Когда сподвижники Пророка собирались вместе, то обменивались знанием (хадисами) и читали одну суру из Корана». (Хатиб аль-Багдади, аль-Факих ва’ль-мутафакких, II, 126)
Так же и Асхабы Суффа, находясь в Мечети Пророка, читали Коран, ночами учили ему друг друга. (Бухари, Джихад, 9; Муслим, Имара, 147)
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) место, где читается Коран, в хадисе обозначил определением «дом Аллаха». Здесь «дома Аллаха», в первую очередь, означают мечети, а также разные чистые места, где читают Коран, и даже наши дома.
«Тадрис», изучение Корана, означает, сосредоточив на нем свой разум, вникать в глубину каждого аята, каждой суры, изучать заложенные в них основы веры, религиозные вопросы, принципы нравственности (ахляк) и стараться следовать этому в своей жизни.
«Сакина», спокойствие, которое нисходит на рабов Аллаха, изучающих Его слово, это то, что способствует очищению сердца и обретению им света (нур), в конечном итоге приводя к спокойствию (хузур) и умиротворенности (итминан). Обладатель такого сердца, истинно боясь Аллаха, обретает то самое спокойствие, которое приличествует верующему (му’мину). Также сакина означает нисхождение ангелов и является одним из названий этих ангелов и ангелов милости (рахма).
Один из примеров нисхождения спокойствия (сакинат) следующий:
Усайд бин Худайр (радыйаллаху ‘анху), который обладал очень красивым и выразительным голосом, однажды читал Коран рядом с кучами собранных фиников. Здесь же находилась его лошадь, привязанная двумя длинными веревками. Вдруг лошадь встала на дыбы. Когда Усайд перестал читать, лошадь успокоилась. Когда же он продолжил чтение, лошадь снова встала на дыбы. Усайд снова замолчал, и лошадь снова успокоилась. Это повторилось еще два раза. Младший сын Усайды Яхйа спал недалеко от лошади. Боясь, что та поранит ребенка, Усайд стал тянуть ее к себе. В этот момент он поднял голову и увидел сверху нечто, подобное облаку, в котором, словно лампады, светились огни. Оно стало подниматься выше и выше, пока совсем не скрылось из глаз. Когда наступило утро, Усайд рассказал о случившемся Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Это были ангелы, спустившиеся послушать тебя. Если бы ты продолжил чтение, они бы слушали тебя до утра, а утром бы их все увидели. Они не скрывались бы от людей». (Бухари, Фадаилуль-Куран, 15; Муслим, Мусафирин, 242)
Сподвижники Пророка на пути постижения Корана и руководства им в своей жизни проявляли величайшую сомоотверженность. Под навесом Мечети Пророка (суффа) многие сахабы, забыв о голоде и жажде, посвятили себя изучению Корана. Может быть, они не смогли обрести что-то из благ этого мира, но их имена будут почтительно произноситься до самого Дня. Тысячи людей, которые воспользовались оставленными ими знаниями, совершают ду’а за них. Один из таких преданных Корану людей – Абдуллах бин Мас’уд (радыйаллаху ‘анху) рассказывает:
«Клянусь Аллахом, кроме которого нет бога, не была ниспослана ни одна сура из Книги Аллаха, чтобы я не знал, где это произошло. Также не был ниспослан ни один аят из Книги Аллаха, чтобы я не знал, о ком он был ниспослан. Если я слышал, что кто-то знает книгу Аллаха лучше меня и, если до него можно было добраться на верблюде, я тут же пускался в путь». (Бухари, Фадаилуль-Куран, 8)
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) для постижения Корана погружался в глубокие размышления (тафаккур). Он читал аяты из Книги Аллаха, сосредоточившись на их значении и стремясь воплощать их в жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Я прочитал суру Бакара за двенадцать лет и в благодарность за это принес в жертву верблюда». (Куртуби, I, 40)
Как сообщает Имам Малик, Абдуллах бин Умар (радыйаллаху ‘анху), для того чтобы выучить суру Бакара, ровно восемь лет изучал ее аяты. (Муватта’, Кур’ан, 11)
Аль-Баджи (рахимахулЛах), пишет:
«Это происходило не по причине недостатка ума и памяти, маазаллах (прибегаем к Аллаху от подобных мыслей). Наоборот, он изучал заложенные в Коране фарды, решения по разным вопросам (ахкам) и связанные с ними обстоятельства». (Каттани, Таратиб, II, 191)
Один человек, придя к Зайду бин Сабиту (радыйаллаху ‘анху), спросил его, что он думает о том, чтобы прочитать Коран за неделю. Тот ответил: «Это хорошо», а потом продолжил:
«Но я больше получаю наслаждение, прочитав его за пятнадцать или двадцать дней. Если ты спросишь «почему», то отвечу, что в таком случае я могу, размышляя о прочитанном, лучше понять заложенные в Коране смыслы». (Муватта’, Кур’ан, 4; Ибн Абдулбарр, Истизкар, II, 477)
Автор: Др. Мурат Кая ат-Турки
Из книги: «250 хадисов с комментариями»