5. Рекомендованные действия намаза (сунан)
В обязательном и традиционном намазе существуют рекомендованные действия. Рекомендованные действия — это такие действия, которые постоянно совершал Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и не оставлял их, за исключением случаев возникновения оправдывающих обстоятельств.
Невыполнение этих действий не нарушает целостность намаза, однако уменьшает его полноту и безупречность. Совершающий эти рекомендованные действия заслуживает вознаграждение (сауаб) перед Всевышним, а постоянное оставление этих действий греховно. (См.: Ибн ‘Абидин М. «Радд аль-мухтар» т.2 с.208)
Рекомендованные действия намаза:
1) Поднятие рук при произнесении такбира в начале намаза. Мужчины поднимают руки на уровне ушей, а женщины на уровень плеч. Предпочтительно сперва поднять руки, а потом проговорить такбир.
2) Расположение правой руки на левой в положении стоя. Мужчины обхватывают мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой и располагают руки под пупком. Женщины правую руку кладут на левую, не обхватывая левую пальцами.
3) Проговаривание ду‘а сана’ только в первом рака‘ате. Ду‘а сана’: «Субханакаллахумма уа бихамдика уа табаракасмука уа та‘аля джаддука уа ля иляха гайрук». Молящийся за имамом не читает это ду‘а, если имам уже начал читать Коран.
4) Проговаривание та‘аввуза только в первом рака‘ате. Та‘аввуз: «А‘узу билляхи минашайтанир-раджим».
5) Проговаривание басмалы в начале каждого рака‘ата. Басмала: «Бисмилляхир-рахманир-рахим».
6) Проговаривание слова «амин» после суры аль-Фатиха. Молящийся за имамом, имам и совершающий намаз в одиночестве говорят «амин» про себя.
7) Проговаривание зикра «Сами‘аЛлаху лиман хамидах» и зикра «Раббана лякаль-хамд» после поясного поклона.
8) Расположение ног на расстоянии четырех пальцев между ступнями, так как это более соответствует проявлению покорности перед Аллахом.
9) Добавление длинной суры после аль-Фатихи в намазе фаджр и зухр, средней суры в намазе ‘аср и ‘иша, короткой суры в намазе магриб. Длинная сура — это сура, включающая приблизительно сорок — пятьдесят аятов, средняя — около пятнадцати аятов, короткая — приблизительно пять.
10) Большая продолжительность чтения Корана в первом рака‘ате, чем во втором.
11) Проговаривание такбира при совершении поясного поклона, при совершении земного поклона и после него.
12) При совершении поясного поклона кисти рук располагаются на коленях с расставленными при этом пальцами, спина выровнена параллельно полу, голова не поднята и не опущена, ноги выпрямлены. Мужчины отводят предплечья от туловища. Женщины кладут кисти рук со сжатыми между собой пальцами на колени.
13) Троекратное проговаривание в поясном поклоне следующего зикра: «Субхана раббияль-‘азым». Если зикр проговорен больше трех раз, то для читающего намаз в одиночестве это лучше. Имаму же не следует утомлять молящихся за ним длительными поясными или земными поклонами, поэтому он ограничивается троекратным зикром или пятикратным, чтобы молящиеся за ним успели проговорить троекратно. (См.: аль-‘Айни А. «аль-Биная» т.2 с.288-289)
14) При совершении земного поклона сначала на пол ставятся колени, потом — руки, а после — лицо; при вставании с земного поклона действия выполняются в обратном порядке. Во время поклона лицо располагается между кистями рук так, чтобы они находились на одном уровне с ушами. Пальцы ног и соединенные меж собой пальцы рук направлены в сторону киблы. Мужчины расставляют предплечья в стороны, если это не мешает другим, а живот отдаляют от бедер. Женщины, наоборот, прижимают руки к телу, а живот к бедрам.
15) Троекратное проговаривание в земном поклоне следующего зикра: «Субхана раббияль-А‘ля». Многократное проговаривание зикра, лучше нечетное количество раз (пять, семь, девять), одобряемо как в земном, так и в поясном поклоне. (См.: аль-Маргинани А. «аль-Хидая» т.1 с.129)
16) Сидение между двумя земными поклонами. В это время никакие дополнительные ду‘а не проговариваются. Также не проговариваются дополнительные ду‘а после поясного поклона, после зикров в поясном и земном поклонах. (См.: Ибн ‘Абидин М. «Радд аль-мухтар» т.2 с.261)
17) Сидения на ступне левой ноги и установление правой ноги так, чтобы ее пальцы были направлены в сторону киблы. Женщины садятся на левое бедро, а ноги оставляют правее себя.
18) Расположение кистей рук на бедрах вблизи колен (колени руками не обхватываются) во время сидения после первого и второго земного поклона. Пальцы рук не сжаты между собой и направлены в сторону киблы. Кисти рук со сжатыми меж собой пальцами женщины кладут на бедра.
19) Поднимание указательного пальца правой руки во время ташаххуда.
20) Чтение суры аль-Фатиха в третьем и четвертом рака‘атах является сунной у тех, кто считает, что чтение аль-Фатихи обязательно только в первых двух рака‘атах.
21) Проговаривание салауата в последнем сидении.
22) Проговаривание ду‘а после салавата до завершения намаза. Возможно проговаривание любого ду‘а, которое приводится в Коране или сунне Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Например: «Раббана атина фи ддунья хасанатан уа фильахирати хасанатан уа кына ‘азабаннар». (Коран, 2:201)
23) Поворачивание головы в правую и левую сторону для проговаривания «ас-саляму алейкум уа рахматуллах». Салям проговаривается после поворота головы. (См.: аз-Зухайли. «Фикх аль-ислями уа адиллятуху» т.2 с.911). Молящийся за имамом может проговаривать салям вместе с ним (начиная сразу за имамом) или после него (после саляма имама). (См.: аль-‘Айни А. «аль-Биная» т.2 с.340). Опоздавший на начало молитвы дожидается второго саляма имама.
24) Присутствие намерения во время саляма. Имам намеревается в своем саляме приветствовать мужчин и ангелов, находящихся слева и справа. Молящийся за имамом намеревается приветствовать имама (применительно стороне, в которой находится имам) мужчин и ангелов. Читающий намаз в одиночестве намеревается приветствовать только ангелов. (См.: аль-Маргинани А. «аль-Хидая» т.1 с.136, 137)
25) Проговаривание второго саляма тише первого.
26) После завершения намаза по традиции (сунна) прочитаются зикры, приведенные в хадисах, например: «Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджаляли уа-льикрам». После прочитывается аят аль-Курси и проговариваются зикры: «Субханаллах», «Альхамду лиллях», «Аллаху акбар» по тридцать три раза каждый.
Далее молящийся поднимает руки на уровни груди ладонями вверх и делает ду‘а (Это действие является сунной, доходящей до уровня мутаватир. См.: ат-Тирмизи №3556; Абу Дауд №1485, 1488; Ибн Маджа №3865; аль-Байхакы №2/212. Что касается хадиса, который приводит аль-Бухари, переданного от Анаса ибн Малика, то он растолковывается так: Анас не видел, чтобы Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал так высоко руки, кроме как в намазе испрашивания дождя.Таким образом, Анас не отрицает поднятие рук Пророком в остальных случаях), по завершении которого протирает руками лицо (Это также является сунной. См.: Ибн ‘Абидин М. «Радд аль-мухтар» т.2 с.264). Эти действия совершаются после традиционных (сунна) намазов зухр, магриб, ‘иша (если молящийся решил совершить сунны дома, тогда эти действия он делает после фарда) и после обязательных намазов фаджр и ‘аср.
Автор: Рустам Нургалеев, старший преподаватель КИУ
Из книги: «Совершение намаза по мазхабу Абу Ханифы»
Подготовил: Хадис аль-Ханафи