
3. Коллективная молитва
Совершение намаза коллективно является устоявшейся традицией (сунна муаккада). Некоторые богословы считают, что это коллективная обязанность (фард кифая, т.е при выполнении некоторой группой мусульман обязанность с остальных спадает, а если никто не выполняет, то грех несут все).
Богословы Ирака считали грехом, если мусульманин хотя бы раз без веских причин оставил коллективный намаз. Богословы Хорасана (историческая область на северо-востоке Ирана или Афганистан и то, что севернее) полагали, что греховным считается, если оставление коллективного намаза войдет в привычку. Поэтому необходимо время от времени совершать намаз коллективно. (Подробнее см.: Ибн ‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с. 341, 347)
Женщинам совершать намаз коллективно без мужчин нежелательно (макрух). Если, несмотря на нежелательность, они будут молиться коллективно, то избирают себе имама-женщину, которая становится в середине первого ряда.
Довод (далиль):
Сунна. Абу Саид аль-Худри слышал, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Коллективный намаз лучше намаза, совершенного в одиночестве, в двадцать пять раз». (аль-Бухари №646)
Наиболее предпочтительный на место имама
Наиболее предпочтительнее на место имама в коллективной молитве вставать человеку, лучше знающему сунну Пророка, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (то есть знающему фикх), если он может читать необходимый минимум из Корана. Затем приоритет отдается тому, кто больше знает Коран; далее – более набожному, потом самому старшему; после – тому, у кого лучше нравственность; за ним – приятному лицом. (См.: аль-Маусыли А. аль-Ихтийар т.1 с. 89)
Надо отметить, что имам мечети более достоин остальных в своей мечети, а хозяин дома предпочтителен над другими в своем доме. (См.: ат-Таханави А. И‘ла, ас-сунан т.3 с. 1293)
Выравнивание рядов
Важным действием коллективной молитвы по традиции Пророка Мухаммада, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (т.е. сунной) является выравнивание и сплочение рядов, не вызывающее при этом неудобств соседу, сплочение и выравнивание рядов происходит путем соприкасания плеч молящихся. (аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с. 390)
Так как нет четкого указания от Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) на расстояние между ступнями (см. например: Шахин Лашин М. Фатх аль-мун’им шарх сахих Муслим т.2 с. 597-604; аль-‘Айни А. ‘Умдат аль-кари шарх сахих аль-Бухари т.5 с. 369-379), то следует принимать то положение, которое является удобным и более соответствует проявлению покорности пред Аллахом. Богословы ханафитской правовой школы советуют оставлять расстояние в четыре пальца между ступнями. (Подробнее см.: А ль-Фатава аль-хиндия т.1 с.131; Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями уа ‘адиллятуху т.2 с. 881)
Довод (далиль):
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Выравнивайте свои ряды, поистине в прямоте рядов полнота намаза». (Хадис от Анаса; Муслим №656)
Слова Анаса ибн Малика о том, что он видел, как один из сподвижников соединяет ступни своих ног со ступнями соседа, не указывает на то, что это сунна. Напротив, сподвижники этого не делали и даже не любили подобное действие, что подтверждается другой версией (ривая) этого хадиса от Ма‘мара, в которой он говорит: «…если бы я сейчас с кем-нибудь из них (сподвижников) это проделал, то он бы отпрыгнул (проявил неприязнь), как строптивый мул». (См.: аль-‘Айни А. ‘Умдат аль-кари шарх сахих аль-Бухари т.5 с. 379; ат-Таханави А. И‘ла, ассунан т.3 с. 1442)
Если с имамом читает один человек, то он становится справа от имама на одном уровне, становиться слева нежелательно. Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани сказал, что пальцы ног ставятся на одном уровне с пятками имама. Если молящихся с имамом будет двое и более, то они становятся за имамом. Имам Абу Юсуф сказал, что двоим можно вставать вместе с имамом в один ряд, один – слева, другой справа.
Женщины становятся за мужчинами в отдельные ряды, а если в коллективной молитве есть дети, то за детьми, а дети за мужчинами. Если в одном намазе женщина встанет в один ряд с мужчинами, и между ними не будет никакой преграды, то она нарушает намаз того человека, кто стоит слева, справа и за ней; её намаз не нарушается. (См.: аль-Маусыли А. аль-Ихтийар т.1 с. 82; Аль-Фатава аль-хиндия т.1 с.147; аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с. 356)
Довод (далил):
Сунна. Анас рассказывал, что его бабушка Мулейка позвала Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к еде, которую она приготовила, он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поел и сказал: «Вставайте, я совершу с вами намаз». Анас сказал: «Я встал на циновку, которая износилась до черноты из-за долгого пользования, и побрызгал на нее водой, после чего посланник Аллаха встал на нее, я и сирота встали за ним в ряд, а старая женщина за нами. Он совершил с нами два ракаата и ушел». (Абу Дауд №517)
Восполнение пропущенной части намаза
Если случилось так, что молящийся не успел на начало намаза вместе с имамом и присоединился к нему после того, как он уже совершил один или несколько ракаатов, то молящемуся следует дочитать намаз после окончания молитвы имамом. То, что он успел совершить вместе с имамом, является концом его намаза относительно слов, а относительно движений началом. Следовательно, ему следует восполнить начало намаза, на которое он не успел следующим образом. Первый ракаат, прочитанный после намаза имама, является первым относительно слов намаза, т.е. в нем читается сура аль-Фатиха и добавочная сура. В то же время он является последующим ракаатом после тех, которые он успел совершить вместе с имамом, т.е. если молящийся успел на один ракаат четырех-ракаатного намаза, в первом ракаате, прочитанном без имама он должен совершить ташахуд, так как этот ракам является для него вторым относительно действий.
Пример. Успев на последний ракаат полуденного (зухр) намаза, после завершения намаза имамом, молящийся встает и совершает первый и второй ракааты, читая в них суру аль-Фатиха и добавочную суру, однако после первого ракаата он должен сесть и совершить ташахуд, затем молящийся встает для совершения второго и третьего ракаата. Третий раакат завершается ташахудом и салауатом.
Большинство богословов ханафитской правовой школы считают, что молящемуся необходимо дочитать намаз учитывая следующее: пропущенная часть является началом намаза относительно слов; относительно движений концом. (См.: Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями уа адиллятуху т.2 с.1228-1229)
Важно помнить, что нельзя совершать обязательный намаз (фард) за имамом, который совершает необязательный намаз (сунна, нафиль). Также нельзя совершать обязательный намаз за имамом, который совершает другой обязательный намаз (например, совершать аср за тем, кто совершает зухр). Нельзя совершать намаз за тем, кто дочитывает (довершает то, что не успел совершить вместе с имамом) его после имама. Разрешено совершать добровольный намаз за имамом, который совершает обязательный намаз. (См. например: ‘Али аль-Маргинани — аль-Хидая т.1 с.150; А. аль-Маусыли, аль-Ихтийар т.1 c. 83)
Автор: Рустам Нургалеев, старший преподаватель КИУ
Из книги: «Совершение намаза по мазхабу Абу Ханифы»
Подготовил: Хадис аль-Ханафи