
1. Столпы намаза (аркан ас-саля)
У обязательного (фард) или традиционного (сунна) намаза шесть столпов. Если хотя бы один из них нарушен или отсутствует, намаз считается несостоявшимся и его нужно переделать.
Столпы намаза:
1) Такбир аль-ихрам или такбир аль-ифтитах – вступление в состояние намаза.
Такбир аль-ихрам осуществляется при наличии намерения, путем поднятия кистей рук до уровня ушей и одновременного проговаривания слов «Аллаху акбар». (См.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с. 270-271; Аль-Фатауа аль-хиндия т.1 с.123)
При этом надо отметить, что, во-первых, поднятие рук является не обязательным действием такбира аль-ихрам, а желательным (сунна). Во-вторых, произнесение формулы «Аллаху акбар» является обязательным (уаджиб), хотя дозволительны и другие формулы, например «Аллаху а‘зам» или «Ар-Рахману акбар». В-третьих, невозможно совершение такбира аль-ихрам без определенного намерения и одновременного проговаривания дозволенной формулы такбира, любой из указанных выше, но использование формулы «Аллаху акбар» в отличие от других является более верным. (См. п.14 «Необходимые действия намаза»)
Довод (далиль):
Коран. Аллах сказал: وَرَبَّكَ فَكَبِّرْ «И Господа своего возвеличивай!» (74:3)
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если встанешь на намаз, то полноценно соверши омовение, потом обратись лицом к кыбле и скажи: Аллаху акбар». (Хадис от Абу Хурайры; аль-Бухари №6667 и Муслим №397)
2) Кыям – стояние во время чтения Корана.
Довод (далиль):
Коран. Всевышний сказал: وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ «И стойте пред Аллахом благоговейно». (2:238)
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку». (Хадис от ‘Имрана ибн Хусейна; аль-Бухари №1117, ат-Тирмизи №371 и Абу Дауд №952)
3) Кыра‘а – чтение Корана.
Довод (далиль):
Коран. Аллах сказал: فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنَ الْقُرْآنِ «Читайте же, что легко вам из Корана». (73:20)
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал человеку, плохо совершившему намаз: «Если встанешь на намаз, то скажи: «Аллаху акбар», потом прочти, что легко тебе из Корана, потом совершай поясной поклон, пока не успокоишься в нем». (Хадис от Абу Хурайры; аль-Бухари №715, Муслим №602 и Абу Дауд №730)
4) Руку‘ – поясной поклон.
Довод (далиль):
Коран. Всевышний Аллах сказал: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ارْكَعُوا وَاسْجُدُوا وَاعْبُدُوا «О верующие! Совершайте поясной и земной поклоны, поклоняйтесь вашему Господу». (22:77)
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал человеку, плохо совершившему намаз: «Если встанешь на намаз, то скажи: «Аллаху акбар», потом прочти, что легко тебе из Корана, потом совершай поясной поклон, пока не успокоишься в нем». (Хадис от Абу Хурайры; аль-Бухари №715, Муслим №602 и Абу Дауд №730)
5) Суджуд – земной поклон.
Довод (далиль):
Коран. Всевышний сказал: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ارْكَعُوا وَاسْجُدُوا وَاعْبُدُوا «О верующие! Совершайте поясной и земной поклоны, поклоняйтесь вашему Господу». (22:77)
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Мне было приказано совершать земной поклон семью костями: лоб, кисти рук, колени и кончики ступней». (Хадис от Ибн Аббаса; аль-Бухари №812, Муслим №490 и ат-Тирмизи №273)
6) Ка‘да ахыра – последнее сидение в конце намаза на протяжение ташаххуда.
Довод (далиль):
Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) взял за руку Ибн Аббаса и, научив его ташахуду, сказал: «Если ты скажешь или завершишь это (ка‘да ахыра), то твой намаз завершен; и если захочешь встать – вставай, а если захочешь сидеть – сиди». (Хадис от Ибн Аббаса; аль-Бухари №812, Муслим №490 и ат-Тирмизи №273)
Автор: Рустам Нургалеев, старший преподаватель КИУ
Из книги: «Совершение намаза по мазхабу Абу Ханифы»