Акыда Фикх

Смысл и описание куфра

Слово «куфр» на арабском означает «скрывать», «закрывать». Противоположность куфра вере исходит из того, что он скрывает веру. Наряду с этим, про не благодарного человека говорят, что он совершил «куфрани наъмат», т.е. скрыл благо.

Согласно шариату, слово «куфр» может означать «неверие»: либо выводящее, либо не выводящее из религии. Некоторые ученые также называют эти два вида куфра «куфром в убеждениях» и «практическим куфром».

Передается от Абу Хурайры (радияллаху анху), что Пророк (саллаллаху алайхи уа саллам), сказал:

«Вера (ийман) имеет более семидесяти или более шестидесяти ветвей. Самая великая из них — это свидетельство: «Лаа илаха иллаллаху», а самая маленькая — это расчистка дороги для удобства другим. Застенчивость — также одна из ветвей веры». (Передали Бухари и Муслим).

Каждая из ветвей является выражением веры. При отсутствии некоторых ветвей отсутствует и сама вера — например, при отсутствии свидетельства «калимаи шахадат». При отсутствии некоторых других признаков вера сохраняется. К примеру, не устранение мешающего предмета с дороги может означать лень, определенный недостаток, ущерб души, но вера в целом может сохраняться и выражать себя в иных проявлениях.

Точно так же существуют и признаки куфра. Одни из них свидетельствуют о выходе из веры, т.е. приводят к куфру, другие — нет.

Имам Абу Убайд аль-Касым ибн Саллам, сказал: «Согласно преданиям, куфр и ширк, возникающие при совершении греха, не выводят из веры. При них лишь проявляются нравы и традиции неверных и многобожников».

В шариатских текстах куфр подразделяется еще на два вида:

1. Большой куфр.
2. Малый куфр.

Большой куфр приводит к вечному пребыванию его обладателя в Аду. В текстах он упоминается как противоположность вере. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара», сказал:

فَمِنْهُم مَّنْ آمَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ

«… и среди них — те, кто уверовал, и среди них — те, кто не уверовал». (аят 253)

В этой же суре Всевышний, сказал:

اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَوْلِيَاؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُم مِّنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Аллах — Покровитель тех, которые уверовали, выводит их от мраков к свету. А те, которые не уверовали, покровители их — тагут, выводят их от света к мракам. Те — обитатели Огня, они в нем — пребывающие вечно». (аят 257)

Большой куфр бывает пяти видов:

1. Куфр обвинения в обмане. Он появляется в результате обвинения пророков в обмане.

2. Куфр отказа и гордыни. Когда человек знает истину, но его гордыня не позволяет ему принять веру.

3. Куфр игнорирования. Когда человек отказывается слушаться Пророка, подчиняться ему. При этом он не соглашается с ним, но и не обвиняет во лжи; не становится ни его другом, ни его врагом, однако не слушает его.

4. Куфр сомнения. Обладатель такого куфра не может определить для себя правдивость или лживость пророка и пребывает в сомнении.

5. Куфр лицемерия. Когда произносятся слова свидетельства «калимаи шахадат», но в сердце вера (ийман) отсутствует.

Малый куфр не приводит к вечному пребыванию в аду. Он включает в себя все малые грехи. Как все виды поклонения называют проявлением веры, так и все малые грехи называют «малым куфром», ибо грех — это противоположность благодарности своему Создателю, антипод поклонения Ему.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Инсан», сказал:

إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا

«Поистине, Мы наставили его на путь. Стал либо благодарным, либо неблагодарным». (аят 3)

А в суре «Намль», сказано:

وَمَن شَكَرَ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ رَبِّي غَنِيٌّ كَرِيمٌ

«… А кто благодарен, то поистине, благодарит во благо себе, а кто неблагодарен — то поистине, Господь мой — Не нуждающийся, Благородный». (аят 40)

Грехи, называемые «куфром»:

1. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Маида», сказал:

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«И кто не судит с тем, что ниспослал Аллах, то они и есть неверующие». (аят 44)

2. Пророк (саллаллаху алайхи уа саллам), сказал:

«Ругать мусульманина — фиск (нарушение шариата). Воевать с ним — куфр». (Передали Бухари и Муслим).

3. Пророк (саллаллаху алайхи уа саллам), сказал:

«После моей смерти не станьте кафирами, отрубая друг другу головы». (Бухари, Муслим)

4. Пророк (саллаллаху алайхи уа саллам), сказал:

«Между рабом Божьим и куфром находится не совершение намаза». (Передал Муслим)

5. Пророк (саллаллаху алайхи уа саллам), сказал:

«Кто клянется кем-то другим, кроме Аллаха, тот действительно стал кафиром». (Передал Хаким)

6. Пророк (саллаллаху алайхи уа саллам), сказал:

«Не прелюбодействует прелюбодей будучи правоверным». (Передал Бухари)

Существуют и другие подобные доказательства, но мы ограничимся этими шестью. Хариджиты и мутазилиты использовали эти аргументы против людей, совершивших величайшие грехи.

Ответом этому служит то, что все последователи мазхаба людей Сунны и общины единогласно считают, что мусульманин, совершивший большой грех, не становится кафиром, окончательно вышедшим из Ислама. Если бы он из-за совершенного великого греха окончательно выходил бы из религии, то он считался бы «муртадом», к которому бы не применялось прощение. Тогда бы не были введены наказания шариата за прелюбодеяние, воровство, употребление алкоголя и обвинение других в прелюбодеяние.

Вывод таков, что если бы совершение большого греха было бы куфром, то наказания за такие грехи незачем было бы вводить в шариат. Отсюда заявления о том, что совершение большого греха выводит из веры, являются неверными и невежественными.

Подтверждение:

Считая совершившего большой грех человека одним из правоверных, Аллах, Пречист Он, Всевышний, говорит в суре «Бакара»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِصَاصُ فِي الْقَتْلَى

«О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…» (аят 178) и далее:

فَمَنْ عُفِيَ لَهُ مِنْ أَخِيهِ شَيْءٌ فَاتِّبَاعٌ بِالْمَعْرُوفِ وَأَدَاءٌ إِلَيْهِ بِإِحْسَانٍ

«… Кому же прощено что-либо своим братом, то следование с достоинством и исполнение ему красиво». («Бакара», аят 178)

Итак, Всевышний в этом аяте не выводит из веры человека, намеренно убившего кого-то, а называет его братом того, кто имеет право на возмездие убийце. Несомненно, здесь подразумевается религиозное братство.

Также Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا

«И если две группы из верующих вступят в сражение, то примирите их». («Худжурат», аят 9) и далее:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ

«Поистине, верующие — братья. Примиряйте же ваших братьев». («Худжурат», аят 10)

Помимо этого, в Куръане и сунне также имеются подтверждения того, что прелюбодей, вор и обвиняющий других в прелюбодеянии должны быть не казнены, а наказаны, согласно шариату, другими мерами. А это подтверждает, что они не становятся «муртадами».

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал в Куръане:

إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ

«Поистине, добрые деяния устраняют дурные!» («Худ», аят 114)

Это свидетельствует о том, что если правоверный нечаянно, не намеренно сделал плохое, то, раскаявшись в этом и совершая добрые дела, он может добиться того, что его проступки будут прощены.

1) Согласно позиции тех, кто считает, что «вера — это убеждения и действия, и она бывает сильной и слабой», греховные действия — это куфр, но не в убеждении, а в действиях. По их мнению, куфр имеет различные степени, как и вера.

2) Согласно позиции тех, кто считает, что «вера — это только подтверждение, и действие не входит в понятие веры», греховные действия — это «куфр», не выводящий из веры, т.е. «куфр» в переносном смысле, ибо реальный куфр по определению выводит из веры. Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал в  Куръане:

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ

«И не таков Аллах, чтобы губить вашу веру!» («Бакара», аят 143), где под словом «вера» подразумевается намаз, совершенный лицом в сторону Байтуль Макдиса (Иерусалима).

Аллах, Пречист Он, Всевышний, условно называет намаз словом «вера (ийман)», поскольку состояние веры связано с намазом. Он назвал его так еще и потому, что намаз также является подтверждением веры.

Однако, если запрещенное Аллахом признается дозволенным, а разрешенное — запрещенным, это может стать реальным куфром, выводящим из веры!

Автор: Шейх Мухаммад Садык аль-Ханафи
Из книги: «Васатыя — путь жизни», стр. 238-244

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *