Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Аллах чист[1] и приемлет лишь чистое.[2] Аллах повелел верующим то же, что велел Своим посланникам. Всевышний сказал:
– Посланники! Вкушайте чистое и поступайте праведно! (Коран, 23:51)
Всевышний также сказал:
– Верующие! Вкушайте благое (халяль), что Мы дали вам! (Коран, 2:172)»
Далее пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рассказал о человеке, который, находясь в долгой поездке[3], с растрепанными волосами, весь в пыли (из-за трудностей пути), поднимает руки к небу в молитве и взывает к Аллаху: «Господь мой! Господь мой!»[4] – но его еда – харам, его питье – харам, его одежда – харам[5], и он вскормлен[6] на хараме. Разве может быть принята его мольба?
Пояснения
Здесь мы видим, что из-за харам-заработка мольба отвергается несмотря на все трудности, через которые проходит человек. На его мольбу никогда не последует ответа. И если когда-нибудь он вдруг получит желаемое, то не от ответа на свою мольбу, а от того, что полученное им было предопределено ему, как в случае с неверующими.
Когда мы говорим о принятии мольбы, мы подразумеваем, что Аллах смотрит на Своего раба с милостью. И из-за этой милости раб получает желаемое им, а также вознаграждение за свою мольбу. Так происходит с теми, кто твердо следует шариату и просит Аллаха о желаемом.
Из всего этого видно, что в употреблении халяль-пищи кроется огромный баракат (благодать), и что она имеет значительное влияние на нашу жизнь. Употребляя халяль, человек укрепляется в следовании праведному образу жизни.
Имам Газали (рахимахуЛлах) приводил историю великого праведника Сухайла, который говорил: «Когда человек употребляет харам-пищу, его части тела отказываются подчиняться разуму».
То есть мозг будет приказывать телу совершить добрые поступки, а тело откажется это делать.
Но это может быть увидено лишь праведниками с озаренными сердцами и умами. Те же, чьи сердца очернены грехами и злом, продолжат грешить и потакать своим низменным желаниям, но при этом даже не уловят ядовитые свойства харама.
Просим Аллаха дать нам красоту и чистоту сердец, озарить наше содержимое и дать нам правильное понимание. Аминь.
Примечание
[1] Аллах обладает всеми качествами совершенства и лишен недостатков.
[2] Он принимает лишь чистый халяль, а харам-богатство не принимается им. Некоторые алимы даже говорили, что отдавать харам во имя Аллаха с надеждой получить награду от Него – это антирелигиозное кощунство и святотатство.
[3] Возможно, для совершения хаджа или в поисках знаний.
[4] То есть он неоднократно просит Аллаха смилостивиться над ним и дать ему желаемое.
[5] Все это было получено недозволенными способами или на недозволенные средства.
[6] То есть он живет в хараме и вскормлен им.
Отметим, что если человек в детстве был вскормлен своими родителями харам-едой, а во взрослом периоде добывает халяль-обеспечение для своей пищи и одежды, то на него это предостережение не распространяется. В его случае грех за кормление семьи харамом ложится только на плечи его родителей.
Автор: Шейхуль хадис Мухаммад Закария аль-Ханафи (1898–1982)
Из книги: «Польза коммерции», стр. 13-15