
Глава 1: Почему следует совершать хадж?
Теме хаджа посвящено немало аятов и хадисов. В данной книге мы перечислим лишь некоторые из них. Мы постарались быть максимально краткими, ведь у современных читателей, как правило, имеется не так много времени на религиозную литературу. К тому же более объемная книга требует больших затрат, связанных с ее публикацией. Странно, конечно, что у людей нет денег на действительно полезные вещи, хотя всегда найдутся средства на развлечения, свадебные пиршества и пр.
Сначала процитируем несколько аятов Корана, а затем перейдем к высказываниям пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Аят 1
وَأَذِّن فِى ٱلنَّاسِ بِٱلْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَىٰ كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ
«И объяви о хадже среди людей. Они придут к тебе пешком и на каждом верблюде, отощавшем от странствий, через дальние холмистые тропы». (Коран, 22:27)
Кааба – Дом Аллаха
Есть разные мнения о том, кто первым построил Каабу: Адам (мир ему) или ангелы еще до него.
Есть мнение, что создание земной суши началось с того места, где сейчас находится Кааба. Поначалу вся планета была покрыта водой. Затем в этом месте появился маленький участок, похожий на пузырек. И уже после этого суша начала появляться по всем направлениям. Во времена Нуха (мир ему), когда произошел потоп, этот участок был поднят. Затем Ибрахим и Исмаил (мир им) построили Каабу ровно на этом месте в соответствии с указанием Аллаха. О строительстве ими Каабы говорится во второй главе Корана. Также сообщается, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу говорил:
«Когда Всемогущий Аллах низвел Адама из рая на землю, Он ниспослал ему Свой Дом и сказал:
– Адам, я ниспосылаю с тобой Мой Дом – совершай обход вокруг него, как делают обход вокруг Моего Трона. И молись Мне, обращаясь в сторону Дома, так же, как молятся Мне в направлении Трона.
Когда во времена Нуха (мир ему) произошел потоп, Дом был поднят и вознесен. Впоследствии, даже в отсутствие Дома, пророки совершали обход вокруг этого места. Затем Аллах поведал Ибрахиму (мир ему) расположение данного места и велел ему воздвигнуть там Дом». (Мунзири. Таргиб)
Как сообщается, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда Ибрахим (мир ему) закончил строительство Каабы, он произнес:
– О Аллах! Я достроил Твой священный Дом.
– Ибрахим! – ответил Аллах. – Объяви человечеству, чтобы они приходили совершать паломничество.
– Как мой голос сможет достигнуть их? – спросил Ибрахим (мир ему).
– Ты объяви Мое веление, а Я сделаю так, чтобы оно их достигло.
Тогда Ибрахим (мир ему) провозгласил миру о паломничестве, и всё на земле и на небесах услышало его».
Примечание: «Кому-то это может показаться неправдоподобным, но, живя в век радио и телевидения, когда голос и изображение доходят до самых удаленных уголков мира, мы должны понимать, что ничего невозможного в этом нет. И должны верить, что Творец, создавший в том числе и изобретателей радио и телевидения, может довести слова Своего пророка до любых мест».
Сообщается, что этот голос услышали все и ответили фразой «Ляббайк» («Я здесь!») – той самой фразой, которую произносят паломники во время хаджа. В этот момент «Ляббайк» произнесли все, кому было суждено исполнить хадж.
И, как сообщается, каждый человек, произнесший тогда эту фразу, даже если он еще не был рожден, обязательно получит возможность исполнить хадж.
Хадис гласит:
«Кто произнес «Ляббайк» один раз, тот совершит хадж один раз. Кто сказал это слово дважды, исполнит хадж дважды. И сколько раз человек произнес «Ляббайк», столько раз он будет в хадже».
Какое счастье выпало на долю тех душ, которые в тот момент раз за разом повторяли: «Ляббайк»!
Аят 2
ٱلْحَجُّ أَشْهُرٌ مَّعْلُومَـٰتٌ ۚ فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ ٱلْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِى ٱلْحَجِّ ۗ وَمَا تَفْعَلُوا۟ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ ٱللَّـهُ
«Для хаджа – известные месяцы. Кто возьмет на себя исполнение хаджа в них, тот должен обойтись без неприличия, греховности и споров в хадже. И что бы вы ни делали доброго, Аллах знает об этом». (Коран, 2:197)
1) Под «неприличием» здесь подразумеваются следующие два вида разговоров:
– те, что недопустимы и в обычное время: в хадже запрет на них еще более велик;
– те, что при обычных обстоятельствах могут быть допустимы, но во время хаджа запрещены (например, любовные разговоры между супругами).
2) «Греховность» в данном аяте тоже включает в себя действия двух видов:
– запрещенные даже при обычных обстоятельствах;
– допустимые в обычное время, но запрещенные в хадже (например, использование парфюмерии).
3) Наконец, «споры» включают в себя словесные конфликты, ссоры и драки, считающиеся большим грехом во время хаджа. Заметим, что в данном аяте «споры» выделены отдельным пунктом несмотря на то, что они входят в категорию «греховность». Мы видим, что Аллах обратил наше особое внимание на данный порок, поскольку перепалки всегда возникают между приезжими паломниками. Во избежание этого Аллах выделил их отдельным пунктом.
Аят 3
ٱلْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِى وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلْإِسْلَـٰمَ دِينًا
«Сегодня Я окончательно оформил вашу религию для вас, довел до конца Свою милость к вам и избрал ислам вашей религией». (Коран, 5:3)
Одно из особых достоинств хаджа состоит в том, что именно во время него был ниспослан данный аят, объявляющий об окончательном оформлении религии. Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) писал:
«Хадж – одна из основ ислама. С ним фундамент ислама становится завершенным, и во время него была окончательно оформлена религия. Именно во время хаджа был ниспослан этот аят». (Газали. Возрождение религиозных наук)
Как-то раз к Умару (да будет доволен им Аллах) обратился один раввин:
– В Коране у вас есть один аят: будь он ниспослан нам, мы бы каждый год праздновали день его ниспослания.
– Что за аят? – спросил Умар.
– «Сегодня Я окончательно оформил вашу религию для вас…»
– Я точно помню день и место его ниспослания. И это был для нас двойной праздник: во-первых, это была пятница – праздничный день для всех мусульман; а во-вторых, это был день Арафата – праздник для паломников.
Далее Умар (да будет доволен им Аллах) сообщил, что аят был ниспослан в пятницу после предвечерней (аср) молитвы в день Арафата. В этот момент пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел на своей верблюдице. В хадисе затем сообщается, что после этого аята никакие иные аяты о дозволенном и запретном не ниспосылались.
В момент ниспослания аята верблюдица вынуждена была присесть от огромного веса, который она почувствовала на себе вследствие явления Божьего откровения пророку (мир ему и благословение Аллаха). Так обычно и происходило во время Божьего откровения:
– Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) был верхом, его верблюд опускал шею, будучи не в состоянии поднять ее и сделать шаг до окончания Божьего откровения;
– как сообщал Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что боялся лишиться жизни, когда на него нисходило Божье откровение;
– Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что при ниспослании 95-го аята 4-й главы Корана он сидел рядом с пророком (мир ему и благословение Аллаха), который словно бы перешел в полусознательное состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) положил на бедро Зейда свое бедро, и вес его был столь велик, что Зейд думал, что нога у него сломается. (Суюти. Рассыпанные жемчужины)
Таково величие слов Аллаха, которые мы читаем столь редко и поверхностно, будто это самые обычные слова.
Хадис 1
عن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من حج لله فلم يرفث ولم يفسق، رجع كيوم ولدته أمه (متفق عليه، مشكوة)
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Кто исполняет хадж, чтобы угодить Аллаху, и при этом не говорит в течение него порочных слов, не совершает плохих дел, тот возвратится из хаджа чистым от грехов, словно новорожденный. (Табризи. Мишкат. Хадис также приводится в обоих сборниках «Сахих»)
Когда ребенок появляется на этот свет, он входит в земную жизнь чистым и совершенно незапятнанным. Если хадж исполнен совершенно искренне ради довольства Аллаха, паломник вернется в это безгрешное состояние.
Мы уже писали в книге «Польза молитвы»: когда речь идет о подобном прощении грехов, имеются в виду малые грехи. Но суть приведенного выше высказывания приводилась в большом количестве хадисов, поэтому некоторые теологи полагают, что в данном случае прощаются даже большие грехи.
Разберем хадис подробнее. В нем говорится о трех условиях:
1) Сначала мы узнаем, что хадж должен исполняться во имя Аллаха. Паломник не должен преследовать мирские цели. Хадж не должен быть вызван низкими побуждениями. Человеку не следует совершать его ради личной славы или выпячивания своих поступков.
Многие люди едут в Мекку, чтобы прославиться, выпятиться. Если хадж преследует данную цель, то все затраченное на него из богатства, здоровья и сил ушло впустую. Никакой награды в этом случае не будет. Мы допускаем, что даже при таких мотивах обязанность исполнения хаджа будет снята с человека. Но как же глупо лишать себя столь великой награды в виде Божьего прощения из-за такой ерунды!
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Незадолго до конца света богачи из моей общины будут совершать хадж в качестве путешествия и отдыха (то есть просто будут ехать для отдыха, как, скажем, в Лондон или Париж). Средний класс будет исполнять хадж в коммерческих целях, перевозя одни товары в одну сторону, а другие – в другую. Люди с религиозным образованием будут совершать хадж ради славы и напоказ (например, чтобы совершить хадж большее количество раз, чем другой мулла). А бедняки будут ехать в паломничество, чтобы попрошайничать». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Теологи говорят, что, если человек едет исполнять хадж за другого человека и за это берет деньги, то есть выгадывает какую-то мирскую выгоду для себя, он тоже относится к людям, совершающим хадж в коммерческих целях. (См. хадис 15)
В другом хадисе говорится:
«Правители будут исполнять хадж ради приятного отдыха, богачи – в коммерческих целях, бедняки – для попрошайничества, а люди с религиозным образованием – для выпячивания себя». (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
В первом из двух приведенных повествований говорится, что богатые люди будут совершать хадж в качестве путешествия и отдыха. А из второго сообщения мы узнаем, что они будут делать это в коммерческих целях. Может показаться, что имеется не стыковка в этих повествованиях, но на самом деле никаких противоречий здесь нет. В первом случае говорится об очень богатых людях, которых во втором повествовании называют правителями. Обычные богатые люди ниже их по рангу, поэтому в первом случае они названы средним классом.
Однажды, когда Умар (да будет доволен им Аллах) находился между холмами Сафа и Марва, подъехали люди, сошли с верблюдов и начали делать обход вокруг Каабы. Когда они, закончив обход, пошли совершать пробег между холмами Сафа и Марва, Умар (да будет доволен им Аллах) спросил их, кто они. Они ответили, что приехали из Ирака. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил, есть ли у них какие-нибудь иные цели, кроме паломничества: может быть, получение наследства, взыскание долгов или бизнес?
– Нет, – ответили они.
– В этом случае начните жизнь с чистого листа, – сказал Умар (да будет доволен им Аллах), подразумевая, что раз они прибыли к Божьему Дому (так именуют Каабу, главный храм Мекки) лишь во имя Аллаха, то их грехи прощены, и теперь они могут начать жизнь заново, словно не было в их жизни ничего плохого.
2) Следующим условием, о котором сообщается в хадисе, является отказ от порочных слов во время хаджа. Мы уже цитировали фрагмент Корана (см. аят 2), в котором мусульманам велено воздержаться от неприличных разговоров во время паломничества. Теологи говорят, что сюда входят любые слова, которые недостойны, бессмысленны и излишни: даже говорить со своей женой об интимной близости нельзя во время хаджа. Следует также воздерживаться от намека на данные действия жестами или глазами. Все поступки, ведущие к возбуждению страсти, порицаются во время паломничества.
3) И еще один момент, на который данный хадис обращает наше внимание, – необходимость отказа от любой разновидности ослушания Божьей воле. Об этом говорится и в ранее приведенном аяте. Передаются следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Красота хаджа достигается тем, что человек дружелюбно разговаривает с другими и кормит их».
Споры и драки являются полной противоположностью дружелюбной речи. Поэтому человек, совершающий хадж, не должен критиковать других паломников. Ему нужно встречать каждого с любовью, смиренностью и скромностью, обращаться с людьми самым дружеским образом. Некоторые теологи говорили, что в такое дружеское отношение входит не только отказ от причинения вреда и беспокойства другим, но также перенесение и прощение тех обид, которые вам наносят, без возмездия с вашей стороны.
Арабское слово «сафар» (поездка) на самом деле означает «раскрывать», «разъяснять». Теологи говорят, что поездка называется на арабском так потому, что во время нее раскрывается и разъясняется характер человека.
Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) спросил одного из людей, знает ли тот такого-то человека. Тот ответил, что да, знает. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его, был ли он в поездке с этим человеком. Тот ответил, что нет, не был.
– Тогда ты не знаешь его, – сказал Умар (да будет доволен им Аллах).
В другом повествовании рассказывается, как один человек хвалил другого, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил его:
– Ты с ним был в поездке?
– Нет, не был.
– А сделки какие-нибудь с ним заключал?
– Нет, никаких сделок между нами не было.
– Тогда ты его не знаешь, – сказал Умар (да будет доволен им Аллах).
Понятно, что только в ситуациях, подобных указанным, можно действительно узнать характер человек и его реакцию на складывающиеся обстоятельства. Во время поездки всегда возникают неудобства, которые неизбежно ведут к спорам. Поэтому в Коране говорится, что во время хаджа не должно быть споров.
Хадис 2
عن أبي هريرة رضي الله عنه، قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: الحج المبرور ليس له جزاء إلا الجنة (متفق عليه، مشكوة)
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха): «За благочестивый хадж есть лишь одна награда – рай». (Табризи. Мишкат. Хадис также приводится в обоих сборниках «Сахих»)
Некоторые теологи полагают, что благочестивым хаджем называется то паломничество, в течение которого человек не совершает никаких плохих поступков. Поэтому «благочестивый хадж» они называют также «принятым хаджем», то есть во время него человек уделял внимание каждой норме хаджа и избежал всех упущений. Так, согласно сообщению Джабира (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Красота (благочестие) хаджа – в том, чтобы кормить других и дружелюбно разговаривать с ними».
В другом повествовании говорится:
«Достоинство хаджа – в том, чтобы кормить других и помногу приветствовать людей». (Мунзири. Таргиб)
Также сообщается, что, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил о рае как награде за благочестивый хадж, некоторые сподвижники спросили, что такое благочестивый хадж. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
– Кормить других и помногу приветствовать. (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Хадис 3
عن عائشة رضي الله عنها أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ما من يوم أكثر من أن يعتق الله فيه عبدا من النار من يوم عرفة، وإنه ليدنو ثم يباهي الملائكة فيقول: ما أراد هؤلاء؟ (رواه مسلم، وبمعناه عن جابر رضي الله عنه)
Как сообщала Аиша (да будет доволен ею Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого дня, в который Аллах освобождал бы больше душ от адского огня, чем в день Арафата. И в этот день Аллах приближается (Значение фраз «Аллах приближается к земле», «Аллах спускается на нижнее небо» и иных подобных выражений, встречающихся в хадисах, лучше всего известно одному лишь Аллаху. Он всегда близок. В буквальном смысле ни спускаться, ни подниматься Аллаху не надо. Встречая такие фразы, теологи разъясняли их как указание на приближение особых Божьих милостей к тем, кто их заслужил) к земле и, выражая Свою гордость, спрашивает ангелов о паломниках:
– Каково их желание?»
Информация, содержащаяся в данном хадисе, встречается и во многих иных повествованиях. Например, есть следующий хадис:
«На заре дня Арафата Аллах спускается на нижнее небо и с гордостью говорит ангелам:
– Посмотрите на Моих слуг. Они пришли ко Мне с растрепавшимися волосами, запыленными от долгой поездки телами и одеждой. Их возглас: «Вот мы перед тобой, Господь! Вот мы перед Тобой». Ангелы мои, вы – свидетели тому, что Я простил их грехи.
– Боже, – обратятся к Господу ангелы, – среди них есть такой-то человек, склонный к греху, и такой-то плохой человек… и такая-то женщина.
– Я простил их всех, – ответит Аллах».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нет такого дня, в который освобождалось бы от адского огня больше душ, чем в день Арафата». (Табризи. Мишкат)
Той же теме посвящен следующий хадис:
«Аллах скажет в тот день:
– Эти слуги Мои пришли ко Мне с растрепавшимися волосами, прося о Моей милости. – А затем, обращаясь к паломникам, Аллах скажет: – Даже если ваших грехов будет столько же, сколько песчинок на земле или спускающихся с неба дождинок, или деревьев, растущих на земле, Я прощу их все. Возвращайтесь в свои дома с прощеными грехами».
Приведем еще один подобный хадис:
«В тот день Аллах с гордостью обратится к ангелам:
– Посмотрите на них. Я отправил к ним Моего посланника – и они поверили в него. Я ниспослал им Мою книгу – и они поверили в нее. Вы – свидетели тому, что я простил их всех». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Мы видим, что об общем прощении в день Арафата сообщается во многих хадисах. И то, как об этом говорится, оставляет у многих теологов впечатление, что прощаются как малые, так и большие грехи. Такое прощение находится в полной власти Всемилостивого. Непослушание Ему называется грехом. И если Он по Своей безграничной милости пожелает простить одного или многих людей, никто не может этому помешать.
Судья Ияд в своей известной книге «Исцеление» приводил случай о том, как однажды люди из рода Кутамы пришли к праведнику Саадуну Хауляни. Они рассказали ему, что некоторые люди из их рода убили одного человека и затем пытались сжечь его тело. Целую ночь тело пробыло в горящем огне, но так и не сгорело, оставшись все таким же белым. Выслушав их, Саадун сказал:
– Этот человек, должно быть, совершил три хаджа.
– Да, это действительно так! – последовал ответ.
– Кто совершит один хадж, тот исполнит свою обязанность перед Аллахом, – сказал Саадун. – Кто исполнил два хаджа, тот дал Аллаху долг. А если человек совершил три хаджа, Аллах запрещает огню сжигать его тело и волосы.
Хадис 4
عن طلحة بن عبيد الله بن كريز أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ما رؤي الشيطان يوما هو فيه أصغر ولا أدحر ولا أحقر ولا أغيظ منه في يوم عرفة، وما ذاك إلا لما يرى من تنزل الرحمة وتجاوز الله عن الذنوب العظام إلا ما رؤي يوم بدر (رواه مالك مرسلا – مشكوة)
Как сообщал Тальха (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«За исключением дня Бадра, нет такого дня, в котором Дьявола видят более униженным, отвергнутым, подавленным и разъяренным, чем в день Арафата. И все это – лишь от созерцания изобилия нисходящей в этот день милости и Божьего прощения больших грехов». (Табризи. Мишкат)
Вполне логично, что Дьявол должен испытывать такую ярость и унижение: долгие годы он бросал все свои силы на то, чтобы привести людей к грехам и ошибкам, а теперь он видит, как волна милости уничтожает все его старания, стирая грехи и ошибки людей. В одном из хадисов приводятся слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Дьявол велит своим приспешникам поджидать паломников у дорог, по которым те идут, чтобы сбить их. (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) рассказывал, как один праведник, обладавший особыми способностями, в день Арафата увидел Дьявола, который выглядел крайне слабым и бледным. Слезы текли из глаз Дьявола, и тело его было согнутым. Праведник спросил его:
– Почему плачешь?
– Плачу потому, что паломники собрались здесь, перед порогом Господа, без всяких иных мотивов. Боюсь, что Господь не позволит им вернуться разочарованными. Это заставляет меня плакать.
– А от чего ты так отощал и ослаб?
– От цокота копыт коней, который постоянно слышен на Божьем пути (имеются в виду хадж, умра (малое паломничество) и джихад). Хотел бы я, чтобы эти люди ходили вокруг и совершали всякие непристойности, – вот тогда бы я порадовался.
– А бледен ты отчего?
– От того, что вижу людей, побуждающих друг друга к добру и помогающих друг другу в хороших делах. Порадовался бы я, если б они вот так же побуждали друг друга к грехам.
– А отчего ты согнулся?
– Постоянно слышны их возгласы: «Господь, сделай конец моей жизни праведным!» Если человек постоянно беспокоится об этом, то разве можно стереть его добрые поступки?
Хадис 5
عن ابن شماسة رضي الله عنه قال حضرنا عمرو بن العاص وهو في سياقة الموت فبكى طويلا وقال فلما جعل الله الإسلام في قلبي أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت يا رسول الله ابسط يمينك لأبايعك فبسط يده فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو؟ قال أردت أن أشترط، قال: تشترط ماذا؟ قال أن يغفر لي، قال: أما علمت يا عمرو أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله (رواه ابن خزيمة في صحيحه هكذا مختصرا ورواه مسلم وغيره أطول منه كذا في الترغيب)
Ибн Шимаса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что находился около Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) перед его смертью. Амр долго плакал, а потом рассказал, как принял ислам: «Когда Аллах ввел ислам в мое сердце, я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
– Пророк, протяни руку, чтобы я принес тебе присягу.
Когда посланник Аллаха протянул руку, я придержал свою. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
– Что с тобой, Амр?
– Я хотел бы поставить условие, чтобы Аллах простил мне все мои прежние грехи.
– Амр, разве ты не знаешь, что ислам стирает все грехи, совершенные в состоянии неверия? И что переселение (во имя Аллаха) смывает все грехи, что были до этого? И что хадж уничтожает все грехи, что были до него?»
В этом хадисе тоже не говорится о том, какие грехи подразумеваются: малые или большие. Тут важно понимать, что, когда речь заходит об отношениях с другими людьми, и человек нарушает права других людей, присутствуют два элемента:
– нарушение прав другого человека;
– грех за этот проступок.
Грех прощается, но нарушение прав все равно остается и должно быть исправлено. Например, когда человек совершает воровство, появляются два элемента: чужое имущество и грех за его присвоение. Если грех будет прощен, это не значит, что украденное можно оставить себе.
Рассказывают, что в день Арафата во время своего прощального хаджа пророк (мир ему и благословение Аллаха) долго и чрезвычайно смиренно молил Аллаха простить его общину, на что Аллах ответил:
– Твоя мольба принята, и желание исполнено. Кто совершил грех против Меня, Я простил его. Но кто нарушит права других людей, тот отплатит Мне.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова раз за разом молил Аллаха:
– Господь! Ты можешь простить даже такой проступок.
Мгновенного ответа на мольбу не было, но на следующее утро, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в долине Муздалифа, мольба была принята.
Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха), сосредоточенно молясь, неожиданно улыбнулся, что было не свойственно ему в такие моменты. Впоследствии он сказал:
– Аллах принял мою мольбу. Увидев это, Дьявол горько заплакал, начал кричать, посыпая голову песком и пылью. (Мунзири. Таргиб)
Хадис 6
عن سهل بن سعد قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ما من مسلم يلبي إلا لبى من عن يمينه وشماله من حجر أو شجر أو مدر حتى تنقطع الأرض من هٰهنا وهٰهنا (رواه الترمذي وابن ماجة. كذا في المشكوة)
Как сообщал Сахль ибн Саад (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда мусульманин говорит «Ляббайк», каждый камень, каждое дерево и вся земля справа и слева от него говорят то же самое. И так продолжается, пока этот возглас не достигает краев земли».
Как следует из многих хадисов, возглас «Ляббайк» («Вот я перед Тобой») – символ паломника. В сборнике «Сокровище благодетелей» имеется сообщение о том, как Муса (мир ему) произносил «Ляббайк», а Аллах отвечал ему: «Ляббайк, Муса!»
По Божьей милости не только за возглас «Ляббайк», но и за каждое свое действие паломник удостаивается большой награды.
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщал:
«Однажды я находился вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в мечети в долине Мина. В этот момент к нему подошли два человека: один из них был мединским мусульманином, а другой – из рода сакыфитов. Поприветствовав пророка (мир ему и благословение Аллаха), они сказали ему:
– Пророк, мы хотели бы задать тебе вопрос.
– Хорошо, задавайте. Но если хотите, я сам вам могу рассказать, о чем вы хотите спросить.
– Пророк, расскажи!
– Вы пришли спросить, какую награду получит человек за то, что оставил свой дом для совершения хаджа, за двухракаатную молитву после обхода вокруг Каабы, за пробег между холмами Сафа и Марва, за остановку в долине Арафат, за бросание камней в Дьявола, за жертвоприношение и за обход вокруг Каабы во время хаджа.
– Клянемся Тем, кто направил тебя в качестве Своего посланника! Именно эти вопросы и были у нас на уме.
– За каждый шаг вашего верблюда, уводящий вас от дома, когда вы едете в хадж, вам засчитывается один добрый поступок и стирается один грех. Награда за исполнение молитвы после обхода вокруг Каабы такова, как если бы вы освободили одного раба-араба. Пробег между холмами Сафа и Марва по своей награде подобен освобождению семидесяти рабов. Когда люди собираются в долине Арафат, Аллах нисходит на нижнее небо и с гордостью говорит ангелам: «Смотрите! Мои слуги с растрепавшимися волосами пришли из далеких уголков земли, стремясь к Моей милости». «Люди! – говорит Аллах. – Даже если б ваши грехи были столь же многочисленны, как песчинки или спускающиеся с неба дождинки, или морские волны, то и тогда бы Я простил их все. Идите же, слуги Мои, прощенными. Ваши грехи прощены. И прощены грехи тех, за кого вы просили».
Далее Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Если же говорить о бросании камней в Дьявола, то за каждый брошенный камень прощается один такой грех, который мог бы погубить вас. А за жертвоприношение наградой является особое сокровище, хранимое Аллахом для вас. Когда вы выходите из ихрама, сбривая свои волосы, за каждый падающий волосок записывается награда как за один добрый поступок, и прощается один грех. И после всего этого, когда паломник совершает обход вокруг Каабы во время хаджа, ни единого греха не остается на нем. Ангел кладет свою руку ему на спину между лопатками и говорит: «Теперь можешь начать все с чистого листа. Все прежние твои грехи прощены». (Мунзири. Таргиб)
Приведенное выше повествование сообщает об обилии достоинств хаджа и награды за него. Но это относится не к каждому паломнику: для получения награды хадж человека должен быть действительно благочестивым. Некоторые шейхи считают, что возглас паломника «Ляббайк» в действительности является ответом на призыв пророка Ибрахима (мир ему), который тот сделал много лет тому назад, как о том говорится в Коране.
Когда человека вызывают к могущественному правителю, и он уже готовится войти к нему, его охватывают беспокойство и трепет. Паломник должен испытывать такие же чувства. Однако не только страх, но еще и надежда должна быть в его сердце, когда он приходит по вызову Аллаха. Он должен страшиться того, что его плохие поступки помешают Божьему приятию его присутствия.
В долине Арафат праведник Мутриф ибн Абдулла (да смилуется над ним Аллах) обращался к Аллаху со следующими словами:
– Боже, не отвергай присутствующих паломников из-за моих проступков!
А Бакр Музни (да смилуется над ним Аллах) рассказывал, что видел в долине Арафат праведника, который говорил:
– Смотря на всех этих паломников, я чувствую, что, не будь меня здесь, их бы всех простили. (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
Рассказывают, что, когда Али Зейн Абидин (да смилуется над ним Аллах) входил в состояние ихрама, он бледнел, начинал трястись и дрожать так, что не мог произнести «Ляббайк». Его спросили:
– Вы не произнесли «Ляббайк», входя в ихрам?
– Я очень боюсь, что в ответ на мое «Ляббайк», раздастся: «Ля ляббайк» (то есть его возглас будет отвергнут). И что мое присутствие здесь неприемлемо.
В итоге с большим трудом он все-таки произносил «Ляббайк», но это требовало от него таких сил, что он сваливался в обмороке со своего верблюда. Такое случалось с ним каждый раз, когда он произносил это слово.
Ахмад (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:
«Однажды я совершал хадж вместе с Абу Сулейманом. Когда он входил в состояние ихрама, он не произнес «Ляббайк». Мы прошли около мили, и он упал в обморок. Когда он пришел в себя, он сказал:
– Ахмад, Аллах ниспослал Мусе (мир ему): «Муса, сообщи несправедливым, чтобы они не поминали Меня так много, иначе Я буду поминать их с проклятием». Ахмад, мне сказали, что, когда человек совершает хадж с запретными средствами и произносит «Ляббайк», Аллах отвечает на его возглас: «Ля ляббайк», – сообщая, что он не приветствуется, его присутствие нежелательно, пока он не бросит свои пороки. (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
В Коране Аллах говорит:
فَٱذْكُرُونِىٓ أَذْكُرْكُمْ
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас». (Коран, 2:152)
Когда порочный преступник вспоминает Аллаха, Аллах обязуется вспомнить его. Но это сопровождается проклятием.
В сборнике Тирмизи приводится сообщение Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах) о следующих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Умный – тот, кто, отдавая себе отчет в своих поступках, продолжает действовать в расчете на тот свет. А глупец – тот, кто дает волю своим страстям и хочет полной свободы, надеясь, что все его надежды воплотятся в жизнь».
Но, несмотря на опасения, каждый обязан иметь надежду и веру, что Аллах примет его поступки. Одна из мольб пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) имела следующий вид:
اللَّهُمَّ مَغْفِرَتِكَ أَوْسَعُ مِنْ ذُنُوبِي وَرَحْمَتَكَ أَرْجَى عِنْدِي مِنْ عَمَلِي
«Боже, Твое прощение намного больше моих грехов, и у меня намного больше надежды на Твою милость, чем на свои добрые дела».
Один мекканский праведник в течение семидесяти лет ежегодно совершал хадж. Но при этом каждый раз при вхождении в ихрам, когда он громко говорил «Ляббайк», он слышал один и тот же ответ: «Ля ляббайк». Как-то раз вместе с ним находился юноша, и события повторились как обычно. Юноша с изумлением сказал:
– В ответ на ваш зов последовал ответ «Ля ляббайк»!
– Сынок, ты тоже это услышал?
– Да.
– Сынок, – сказал старик, горько заплакав, – семьдесят лет подряд я слышу этот ответ.
– Но зачем же вы утруждаете себя ежегодным хаджем?
– Сынок, а в чью дверь мне стучаться, кроме Его двери? К кому мне еще идти, кроме Него? Я должен продолжать просить о милости. Если Он пожелает, Он даст Свое согласие, а если нет, то отвергнет. Сынок, нельзя рабу сбегать с порога своего Господина.
Старик горько заплакал, оросив слезами свою грудь. Потом еще раз произнес «Ляббайк», и тут раздался ответ:
– Теперь Мы приняли твое присутствие. Так поступаем Мы с теми, кто сохраняет веру в Наше благо. И совсем не так с теми, кто следует пустым страстям, надеясь, тем не менее, на Нашу милость.
– Отец, вы слышали это? – спросил юноша.
– Да, слышал, – пожилой человек заплакал и вскоре умер.
Абу Абдулла Джалля (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:
«В Зульхулейфе я увидел, как юноша вступал в состояние ихрама. Надев соответствующую одежду, он стал повторять:
– Господи! Боюсь, что скажу «Ляббайк», а с Твоей стороны ответом будет «Ля ляббайк».
Наконец, он все же громко произнес:
– Ляббайк, о Аллах!
И случилось то, что он не смог пережить, и он упал замертво».
Али ибн Муваффак (да смилуется над ним Аллах) сообщал:
«Накануне дня Арафата, уснув в мечети в долине Мина, я увидел двух ангелов в зеленой одежде, спускавшихся сверху. Один из них спросил другого:
– Сколько паломников в этом году?
– Не знаю, – ответил другой.
– Шестьсот тысяч. Знаешь, у скольких из них Аллах принял хадж?
– Нет.
– Лишь у шестерых.
Мною овладели страх и тревога. Я проснулся обеспокоенным за свой хадж. Если хадж принят у шестерых из шестисот тысяч, то каковы мои шансы?! Возвращаясь из долины Арафат, я смотрел на собравшихся и спрашивал себя: как так? столько людей – и лишь у шестерых принят хадж? В Муздалифе я уснул и снова увидел тех же самых ангелов. Повторился диалог с прошлой ночи, но затем последовало продолжение:
– Знаешь, что Аллах велел по этому поводу? – спросил первый ангел.
– Нет, – ответил второй.
– За каждого, у кого был принят хадж, принялся хадж у ста тысяч паломников.
Проснувшись, я был так счастлив, что не смог бы описать свою радость словами».
Со слов Али ибн Муваффака (да смилуется над ним Аллах) приводился еще один рассказ:
«В один из моих хаджей мне показалось, что среди присутствующих должно быть немало тех, у кого хадж не принят. Тогда я обратился к Аллаху с мольбой:
– О, Аллах! Я передаю награду за свой хадж тому, чей хадж не был принят». (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
В книге «Базиликовый сад» с его же слов сообщается:
«Я совершил более 50 хаджей и каждый раз молил Аллаха о передаче награды пророку (мир ему и благословение Аллаха), халифам и моим родителям. Но было одно исключение: однажды я услышал, как паломники плакали перед Аллахом в долине Арафат, и попросил Господа дать награду за мой хадж тому, чей хадж не принят. Тогда в долине Муздалифа мне приснилось, что Аллах обратился ко мне со следующими словами:
– Али, ты пытаешься быть щедрее Меня? Я создал щедрость, сотворил щедрых и являюсь Самым Щедрым. Через хадж того, у кого он был принят, я принимаю хаджи всех, у кого он принят не был».
В той же книге говорится:
«Я простил их всех, а с ними и других. Я также принял заступничество каждого за семью, друзей и соседей».
Подобных случаев из жизни праведников немало. В конце нашей книги мы приведем некоторые из них. Вывод из всех этих рассказов ясен: у нас должна быть большая надежда на то, что Аллах окружит нас Своей милостью.
В хадисе приводятся следующие слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Большой грешник – тот, кто, находясь в долине Арафат, верит, что его грехи не будут прощены». (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
Хадис 7
عن أبي موسى رضي الله عنه رفعه إلى النبي صلى الله عليه وسلم قال: الحاج يشفع في أربع مائة أهل بيت، أو قال: من أهل بيته ويخرج من ذنوبه كيوم ولدته أمه (رواه البزار وفيه راو لم يسم، كذا في الترغيب)
Абу Муса (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Паломник заступится за 400 семей (или имелось в виду 400 человек из своей семьи). И он возвращается из хаджа словно новорожденный».
Тот факт, что паломник заступится за 400 человек, и его заступничество будет принято, показывает, что ничто не может остановить Аллаха от прощения и большего количества людей. Сообщается также, что мольба паломника принимается каждый раз, когда он обращается к Аллаху за кого-нибудь.
Известный суфий Фудайль ибн Ияд (да смилуется над ним Аллах), находясь в долине Арафат, воскликнул:
– Если б такая толпа людей пришла к двери самого щедрого человека и попросила бы у него копейку, ответил бы он отказом?
– Нет, конечно, – ответили люди.
– Клянусь Аллахом! Для Аллаха простить их всех еще легче, чем щедрому подать им копейку.
Хадис 8
عن ابن عمر رضي الله عنهما قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إذا لقيت الحاج فسلم عليه وصافحه ومره أن يستغفر لك قبل أن يدخل بيته فإنه مغفور له (رواه أحمد، كذا في المشكوة)
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Встретив паломника, возвращающегося из хаджа, поприветствуйте его и попросите обратиться за вас к Аллаху до возвращения домой. Его мольба принимается, ведь Аллах простил ему грехи».
О том же говорится в другом хадисе, содержащем следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Воин, сражающийся во имя Аллаха, и паломник – участники Божьей делегации. Все, о чем они молят Аллаха, будет им дано. Все, что они просят у Него, будет ими получено».
Еще в одном хадисе приводится следующая мольба пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«О, Аллах! Прости грехи паломников! И прости грехи тех, за кого они молят!»
Как сообщается, эта мольба была произнесена пророком (мир ему и благословение Аллаха) трижды, что указывает на ее значение.
Приводятся следующие слова Умара (да будет доволен им Аллах):
«Паломник получает Божье прощение, и вплоть до 12-го раби-уль-авваля Аллах отвечает на мольбы, в которых он просит о прощении того или иного человека».
Поэтому в первые столетия после пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обычай приветствовать паломников, сопровождать их и просить, чтобы те обратились к Аллаху за просящего.
Хадис 9
عن بريدة رضي الله عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: النفقة في الحج كالنفقة في سبيل الله بسبعمائة ضعف (رواه أحمد والطبراني والبيهقي، وإسناد أحمد حسن، كذا في الترغيب)
Как сообщал Бурейда (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Расходы на хадж подобны расходам на джихад (священную войну), вознаграждаются 700-кратно».
Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Аише (да будет доволен ею Аллах):
«Награда за твою умру определяется расходами на нее».
То есть чем больше человек потратит на нее, тем большее вознаграждение получит.
В другом хадисе говорится:
«Траты на хадж подобны тратам на Божьем пути; награда может доходить до 700-кратной». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
И в одном из хадисов даже говорится, что за одну потраченную в хадже монету награда будет в 40 000 000 раз больше, то есть за каждый потраченный рубль последует награда, эквивалентная 40 миллионам рублей. Зная это, можно только посочувствовать тем, кто едет в Мекку и при этом чрезвычайно неохотно расходует средства. Суфийские шейхи рекомендовали своим ученикам не предаваться скупости. Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) писал по этому поводу:
«Под запрещенным расточительством имеются в виду траты на деликатесы. Когда же речь заходит об обильных тратах на людей священных мест, то здесь ни о каком расточительстве речи нет».
Автору данной книги дважды посчастливилось находиться в хадже со своим учителем Халилем Ахмадом (да смилуется над ним Аллах). Когда мы находились в священных землях, и кто-нибудь давал подарок учителю, он поначалу отказывался. Если человек настаивал, он говорил им о той награде, что ждет за передачу этого подарка беднякам Мекки и Медины, и даже давал адреса нуждающихся и праведных людей. Но если даритель по-прежнему настаивал на принятии подарка, учитель принимал его, а затем направлял автора этих строк купить что-нибудь на рынке, оказав тем самым помощь местным торговцам.
Умар (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Один из признаков щедрости заключается в том, что дорожные припасы у человека – лучшего качества».
Поясняя данные слова, теологи говорили, что речь может идти о хорошем качестве того, что человек расходует в пути. Впрочем, дают и лучшее объяснение: подразумевается такой характер, что человек в дороге спокойно тратит средства, не испытывая приступов скупости.
Передают также следующие слова Умара (да будет доволен им Аллах):
«Лучший паломник – тот, чье намерение чище и искреннее, чьи дорожные припасы лучше, и чья вера в Аллаха сильнее». (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
В одном малодостоверном (Сообщения о пророке (мир ему и благословение Аллаха) различаются по своей достоверности – от абсолютно достоверных до подложных. В случае малодостоверных («слабых») хадисов нет абсолютной уверенности, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил данные слова. В некоторых случаях их цитирование все равно уместно) хадисе передаются такие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Кто скупо и неохотно расходует средства на угодное Аллаху, тот потратит намного больше на неугодное Аллаху и вызывающее Его гнев. Кто отложит хадж по мирской причине, тот обнаружит, что она отложится до момента возвращения паломников. Кто откажется помогать брату-мусульманину в нужде, тот вскоре поможет кому-нибудь в грехе». (Мунзири. Таргиб)
Хадис 10
عن جابر رضي الله عنه رفعه: ما أمعر حاج قط، قيل لجابر: ما الإمعار؟ قال: ما افتقر (رواه الطبراني في الأوسط والبزار ورجاله رجال الصحيح كذا في الترغيب)
Как сообщал Джабир (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Совершивший хадж никогда не обнищает».
Для пояснения приведем слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) из другого хадиса:
«Многократное совершение хаджа и умры удаляет бедность».
Еще в одном хадисе говорится:
«Постоянное совершение хаджа и умры не дает мусульманину плохо окончить жизнь и удаляет бедность».
Имеется и другой хадис на эту тему:
«Совершайте хадж – и становитесь богатым, путешествуйте – и становитесь здоровым».
Иными словами, смена обстановки, погоды и воздуха часто сопутствуют улучшению здоровья. Это доказано еще и практикой.
Наконец, есть еще один хадис:
«Постоянные хаджи и умры удаляют бедность и грех так же, как огонь удаляет с железа ржавчину». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Хадис 11
عن عائشة رضي الله عنها قالت استأذنت النبي صلى الله عليه وسلم في الجهاد، فقال: جهادكن الحج (متفق عليه، مشكوة)
Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды попросила у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения на участие в джихаде (священной войне), на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Джихад женщин – это хадж».
В другой раз Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха), обязателен ли джихад для женщин. Он ответил:
«Да, но такой джихад, в котором нет кровопролития. Ваш джихад – это хадж и умра». (Табризи. Мишкат)
Хусейн (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел человек и спросил:
– Пророк, я слаб, и храбрости во мне немного.
– Идем, я покажу тебе джихад, в котором даже шип не коснется тебя. Это хадж. (Мунзири. Таргиб)
Аиша (да будет доволен ею Аллах) как-то спросила:
– Пророк, мы видим, что джихад – самый лучший из поступков. Так не должны ли и мы, женщины, участвовать в нем?
– Самый лучший вид джихада для вас – это принятый хадж, – последовал ответ. (Мунзири. Таргиб)
Абу Хурейра передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Джихад стариков, слабых и женщин – это хадж». (Мунзири. Таргиб)
В другом хадисе говорится:
«Джихад детей, пожилых, слабых и женщин – хадж и умра. (Али ибн Абдулмалик Хинди». Сокровище благодетелей)
Есть немало хадисов на эту тему. Обратимся еще к одному из них. Во время своего прощального хаджа пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал женщинам:
– Это ваш хадж. После этого оставайтесь в домах.
В результате Зейнаб и Сауда (да будет доволен ими Аллах) (жены пророка (мир ему и благословение Аллаха)) никогда больше не совершали хаджа. Они говорили:
– Мы слышали эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) собственными ушами. Как же нам после них покидать наши дома для нового хаджа?
Впрочем, другие жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) часто совершали хадж, помня о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей исполнять хадж как можно чаще. (Мунзири. Таргиб)
Может показаться, что одно сообщение о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) противоречит другому, но никакого противоречия нет, оба сообщения верны, ведь длинные поездки для женщин – отдельная тема в исламе. Такие путешествия допускаются только при выполнении определенных условий. Поэтому хотя хадж и умра бесспорно могут считаться джихадом для женщин и самым вознаграждаемым Богослужением, но при этом хадж зачастую становится чрезвычайно трудным для женщин из-за необходимости выполнения всех исламских условий поездки. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) в качестве предостережения сказал женщинам, чтобы они оставались дома после первого хаджа.
Одно из условий дозволенности поездок для женщин заключается в обязательном сопровождении ее мужем или же близким родственником-мужчиной, с которым, согласно исламу, брак запрещен. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неоднократно говорил, что женщине нельзя уезжать без сопровождения мужа или близкого родственника. Например, в сборнике «Мишкат» имеется следующий хадис:
«Мужчине нельзя уединяться в доме с посторонней, а женщине нельзя путешествовать одной».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил:
«Женщине следует укрываться. Когда она выходит из дома, за ней следует дьявол, постоянно пытаясь свести ее к греху».
Еще в одном хадисе сообщается:
«Если посторонние мужчина и женщина остаются наедине, третьим присутствующим является дьявол». (Табризи. Мишкат)
– Не ходите к посторонним лицам противоположного пола, – сказал однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха).
– А что, если он – деверь?
– Деверь – это гибель. (Табризи. Мишкат)
Словом «гибель» пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел подчеркнуть, что нежелательное уединение деверя с невесткой дает много возможностей для более близких чувств, ведущих к гибели.
В хадисах неоднократно приводятся подобные предупреждения. Во время хаджа нужно быть крайне аккуратным в этом отношении, не вступая в контакт с посторонними женщинами, поскольку нередко мужчины и женщины оказываются в ситуациях, когда они остаются наедине.
Как бы то ни было, женщине одной совершать поездку нельзя независимо от того, будет ли она оказываться наедине с мужчинами или нет. Для нее такая поездка приведет лишь к уничтожению добрых дел и накоплению грехов.
Хадис 12
عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من أراد الحج فليتعجل (رواه أبو داؤد وفي الترغيب بلفظ آخر عن الأصبهاني)
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Кто хочет совершить хадж, пусть поторопится это сделать».
Данный хадис побуждает человека, имеющего искренние намерения, совершить хадж как можно раньше.
Другой хадис гласит:
«Торопитесь совершить обязательный хадж, ведь никто не знает, что произойдет в будущем». (Мунзири. Таргиб)
Еще в одном хадисе сообщается:
«Торопитесь совершить хадж, ведь никто не знает будущего. Может случиться болезнь, или появится какая-нибудь нужда». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Есть и такой хадис:
«Совершайте хадж еще до брака».
В другом хадисе говорится:
«Кто должен совершить хадж, пусть поторопится с этим, ведь в будущем он может заболеть, его транспортное средство может прийти в негодность, или возникнет иная помеха его отбытию». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Еще один хадис гласит:
«Поторопитесь с хаджем до того, как появятся помехи». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
В связи с данными сообщениями большинство имамов в области исламского права считают, что хадж должен совершаться при первой же возможности, как только он станет для человека обязательным. Задержка – грех.
Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Совершайте хадж. В нем награды в 20 раз больше, чем в джихаде». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
В другом хадисе говорится:
«Совершение хаджа подобно участию в джихаде, а совершение умры – исполнению добровольного». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Хадис 13
عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من خرج حاجاً فمات كتب له أجر الحاج إلى يوم القيامة، ومن خرج معتمراً فمات كتب له أجر المعتمر إلى يوم القيامة، ومن خرج غازياً فمات كتب له أجر الغازي إلى يوم القيامة (رواه أبو يعلى من رواية ابن إسحاق وبقية رواته ثقات، كذا في الترغيب)
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Кто отправился в хадж, но умер по пути, тому награда хаджа будет записываться до Судного дня. Кто отправился в умру, но умер по пути, тому до Судного дня будет записываться награда умры. А кто отправился воевать во имя Аллаха, но умер по пути, тому до Судного дня будет записываться награда Божьего воина».
Такова награда от Аллаха. Обратимся к другому хадису:
«Когда человек, отправляющийся в хадж или умру, умирает по пути, его не представят к Божьему Суду, он не будет давать отчета. Ему лишь скажут:
– Войди в рай!» (Мунзири. Таргиб)
Еще в одном хадисе говорится:
«Божий Дом – один из столпов ислама. Кто отправляется к нему для совершения хаджа или умры, но умирает на пути, тот войдет в рай. А кто, совершив паломничество, вернется, тот возвращается с большой наградой и богатством».
Богатство – означает, что уже в земной жизни ему будут компенсированы затраченные на паломничество средства. (См.: комментарий к хадису 10)
В хадисе говорится:
«Кто умрет на пути в Мекку к хаджу или на обратном пути после него, того не будут судить, с ним не будет производиться расчет». (Мунзири. Таргиб)
Другой хадис гласит:
«Кто умрет на пути к хаджу или умре, того не будут судить, с ним не будет производиться расчет. Его напрямую введут в рай». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
В еще одном хадисе говорится:
«Лучшая смерть – смерть по завершении человеком хаджа или поста рамадана». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
В обоих случаях он умирает безгрешным.
В хадисе сообщается:
«Кто умрет в ихраме, тот в День воскрешения поднимется из могилы со словами «Ляббайк»».
Хадис 14
عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: إن امرأة من خثعم قالت: يا رسول الله إن فريضة الله في الحج أدركت أبي شيخا كبيرا لا يثبت على الراحلة، أفأحج عنه؟ قال: نعم؛ وذلك في حجة الوداع (متفق عليه، مشكوة)
Как сообщал Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), одна мусульманка спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Хадж стал обязательным, когда мой отец уже очень стар и слаб. Он не может сидеть верхом. Могу ли я совершить хадж за него?
– Да, – ответил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Со схожим вопросом к пророку (мир ему и благословение Аллаха) обращался другой сподвижник:
– Пророк, сестра дала обет, что исполнит хадж, но умерла. Что нам делать?
– Если б она умерла с долгами, вы бы погасили ее долги?
– Да, конечно.
– Это долг Аллаху. Погасите его. (Табризи. Мишкат)
В другой раз один из сподвижников обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха):
– Отец очень стар. Ни хаджа, ни умры совершить не может. Поездки для него невозможны.
– Тогда соверши хадж и умру за него. (Табризи. Мишкат)
В другом хадисе на похожий вопрос приводились следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Если б твой отец был в долгу, а ты бы оплатил задолженность, считался бы долг погашенным?
– Да, конечно.
– Аллах – Самый Милостивый. Соверши хадж за отца. (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Приводится следующий хадис:
«Кто после смерти родителей совершит за них хадж, тот будет спасен от адского огня, а родителям запишется полноценная награда за хадж. При этом награда самого исполнителя не уменьшится. И нет лучшего поступка по отношению к умершим близким, чем совершить за них хадж и направить награду в их адрес». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Один мусульманин спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, когда мы занимаемся благотворительностью от имени умерших, совершаем за них хадж или молим об их прощении, получают ли они пользу от таких действий?
– Да, польза доходит до них, и они радуются этому, словно им поднесли на блюде подарок. (Али Кари. Манасик)
Отметим, что есть два способа совершения хаджа за другого человека. Первый – это дополнительный (добровольный) хадж, умра или обход вокруг Каабы за кого-то. Второй – хадж, ставший обязательным тому, за кого он исполняется. Здесь имеются некоторые условия. По этому вопросу лучше проконсультироваться с теологами.
Хадис 15
إن الله ليدخل بالحجة الواحدة ثلاثة نفر الجنة: الميت، والحاج عنه، والمنفذ لذلك (عب هب عن جابر كذا في الكنز)
Джабир (да будет доволен им Аллах) передавал:
– За один хадж Аллах введет в рай троих: того умершего, за которого исполнялся хадж, самого исполнителя хаджа и того, кто сделал этот хадж возможным.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Человек, совершающий хадж за другого, получает ту же награду, что и тот, за кого он его исполняет. (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
Ибн Муваффак (да смилуется над ним Аллах) рассказывал:
«Я совершил немало хаджей за пророка (мир ему и благословение Аллаха) и однажды увидел его во сне. Он сказал:
– Ибн Муваффак, ты совершал хадж за меня?
– Да, пророк.
– Ты произносил «Ляббайк» за меня?
– Да, пророк.
– В Судный день я сполна расплачусь с тобой. В тот день, пока других будут рассчитывать и призывать к ответу, я возьму тебя за руку и приведу к раю». (Забиди. Подарок богобоязненных господ)
Передаются следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Хадж, совершаемый за другого, приводит к тому, что четверо получают награду за хадж:
– оставивший завещание об исполнении за него хаджа;
– записавший это завещание;
– оплативший хадж
– и сам исполнитель хаджа». (Али ибн Абдулмалик Хинди. Сокровище благодетелей)
В случае совершения хаджа за другого человека важно, чтобы намерение такого поступка было искренним. То есть в нем не должно быть ничего, кроме желания исполнить хадж за другого и помочь собрату по вере. Если присутствуют иные намерения – такие, как получение прибыли и т. п., – то человек, за которого хадж совершают, конечно, получит свою награду, но зато сам исполнитель лишится огромного блага.
Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) писал, что человек, совершающий хадж за плату, на самом деле торгует своей религией. Поэтому не следует делать исполнение хаджа за других людей источником заработка. Часто Аллах, вознаграждая нас за наши религиозные поступки, наделяет нас также и земными богатствами и властью. А в случае торговли религией наше имущество не увеличивается. И за мирскую прибыль мы не сможем выторговать у Аллаха религию.
Автор: Шейхуль хадис Мухаммад Закария
Из книги: «Польза хаджа», стр. 8-44