Фикх Хадис

Шейх Мухаммад А́шик: Провизия искателей. Хадисы с 20 по 23

٢٠﴾ اَلتَّائِبُ مِنَ الذَّنْبِ كَمَن لَّا ذَنْبَ لَهُ

  1. Раскаивающийся в грехе подобен безгрешному. (Ибн Маджа, Табарани. Муджам кабир)

Имеется в виду тот, кто раскаивается искренне. Схожесть между указанными людьми – в плане несения ответа за свои поступки. Как и безгрешный, которому не нужно давать отчет по грехам, раскаявшийся не будет нести ответ по грехам, в которых он покаялся.

Есть разные мнения о том, кто из них двоих лучше. Лучшей точкой зрения, как полагал мулла Али Кари, является та, которая отдает предпочтение безгрешному, ведь его положение ближе к состоянию пророков и ангелов (мир им). А Аллах знает лучше. (Миркат аль-мафатих, 5:196)

٢١﴾ اَلاِقْتِصَادُ فِي النَّفَقَةِ نِصْفُ الْمَعِيْشَةِ، وَالتَّوَدُّدُ إِلَى النَّاسِ نِصْفُ الْعَقْلِ، وَحُسْنُ السُّؤَالِ نِصْفُ الْعِلْمِ

  1. Умеренность в тратах – половина достатка, дружелюбие к людям – половина разума, хороший вопрос – половина знания. (Байхаки. Шуаб аль-иман)
а Слова об умеренности в тратах лучше всего можно понять через следующий аят:

لَمْ يُسْرِفُوا وَلَمْ يَقْتُرُوا وَكَانَ بَيْنَ ذَلِكَ قَوَامًا

«Они не излишествуют и не скупятся в своих тратах, а держатся ровно между этим». (Коран, 25:67)

[Если доходы большей частью не поддаются контролю, то свои траты человек почти всегда может контролировать. Поэтому их регулирование может дать половину ответа на запрос о стабильности достатка];

б Слова о дружелюбии означают, что человеческий разум совершенствуется посредством взаимодействий с людьми, ведь две головы лучше одной;
в Утверждение о половине знания связано с тем, что знание конкретного вопроса становится полноценным лишь при верно заданных вопросах. (Миркат аль-мафатих, 8:795)
[Кроме того, если, прежде чем искать ответ, человек основательно обдумает вопрос, он уже получит половину ответа в отличие от ситуации, когда вопросы будут задаваться наугад].

٢٢﴾ اَلْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ، وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا وَتَمَنّٰى عَلَى اللهِ

  1. Проницательный подчиняет свое эго и работает на то, что будет после смерти. А немощный дает своему эго следовать за капризами, возлагая при этом надежды на Аллаха. (Тирмизи, Ибн Маджа)

Подчиняющий свое эго – это тот, кто приводит себя в полное послушание велениям Аллаха. А возлагающий пустые надежды на Аллаха – тот, кто думает: «Мой Господь щедр и милостив», – забывая, что Аллах еще сказал:

يَا أَيُّهَا الْإِنسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ

«Человек, что ввело тебя в заблуждение о Твоем Великодушном Господе?» (Коран, 82:6)

نَبِّئْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Сообщи Моим рабам (Мухаммад), что Я — Прощающий (их грехи), Милующий. Но наказание Мое — наказание болезненное». (Коран, 15:49-50). (Миркат аль-мафатих, 9:142)

[А] Душа словно конь, который без поводьев идет своей дорогой, а с ними подчинен воле всадника. Шейх Бусайри приводил такое сравнение:

Коль будешь ребенку во всем потакать,

С груди молоко так и будет лакать.

Душа что ребенок: без сильной руки

К огню направляет капризов шаги. (Касида бурда)

٢٣﴾ اَلْمُؤْمِنُ مَأْلَفٌ وَّلَا خَيْرَ فِيْمَن لَّا يَأْلَفُ وَلَا يُؤْلَفُ

  1. Верующий дружелюбен. Нет блага в том, кто не любит и нелюбим. (Мустадрак, Байхаки. Шуаб аль-иман)

Этот хадис подчеркивает важность социализации в среде мусульман для формирования уз единства. Аллах говорит:

وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا ۚ وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا

«Вы все держитесь крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь. Помните о милости Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сплотил вас, и по Его милости вы стали братьями…» (Коран, 3:103)

[А] Встречи с людьми в дружелюбной манере побуждают их к аналогичным действиям и прививают мусульманскому обществу любовь и теплоту.

Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Пояснения: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера
Книга: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 28-30

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *