Фикх

Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи: Комментарии к «Мухтасар аль-Куду́ри».

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

كتاب الطهارة

КНИГА ОЧИЩЕНИЯ

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и омойте ваши ноги до лодыжек». (Сура «Трапеза», аят 6)

Так как очищение является одним из условий действительности намаза, а намаз – это второй из пяти столпов ислама, учёные сначала рассматривают очищение, а вслед за этим – шариатские нормы, связанные с намазом. Лексический смысл «ат-тахара» – «чистота», а в шариате оно означает «очищение от малого и большого осквернения, а также удаление скверны (наджаса) с одежд, тел и мест совершения намаза».

Если есть большое осквернение тогда у мужчины или женщины возникает необходимость совершить полное омовение всего тела и если они совершат полное омовение, то это осквернение исчезнет, и это [полное омовение] и называется гусль или игтисаль.

Если есть малое осквернение тогда у мужчины или женщины возникает необходимость малого омовения для совершения намаза. – Таким образом достигается ритуальная чистота, и это омовение называется аль-вуду, а человек человек совершивший его – аль-мутавадды.

:ففرض الطهارة

غسل الأعضاء الثلاثة ومسح الرأس والمرفقان والكعبان يدخلان في الغسل والمفروض في مسح الرأس مقدار الناصية لما روى المغيرة بن شعبة أن النبي صلى الله عليه وسلم: أتى سباطة قوم فبال وتوضأ ومسح على ناصيته وخفيه

«Обязательные действия малого омовения: мытьё трёх определенных частей тела, протирание головы, при этом локти и лодыжки входят в омовение».

Части тела, непременно подлежащие омовению или протиранию во время малого омовения: Первая часть – это лицо, начиная от того места, откуда начинают расти волосы и до низа подбородка, и от правой мочки уха до левой, вторая – обе руки от кончиков пальцев и до локтей включительно, третья – обе ноги от кончиков пальцев и до лодыжек включительно. Все эти части тела омываются при омовении, и человек не будет считаться совершившим омовение, пока не омоет их всех, и если не омытым останется место, равное хотя бы одному волоску, то он также не будет считаться совершившим омовение, пока не омоет это место водой.

«Предписанным при протирании головы является участок, равный передней части головы (ан-насыя)».

Четвёртая часть тела необходимая для малого омовения – это голова, и в соответствии с Сунной следует протереть всю голову, но предписанный минимум протирание четверти головы.

«Доказательством этого является хадис Мугыйры бин Шу’бы», да будет доволен им Всевышний Аллах, который рассказал, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и протёр волосы на передней части темени и свои кожаные носки (хуффы)». (Этот хадис передал Муслим. «Глава о протирании кожаных носков»).

:وسنن الطهارة

وغسل اليدين قبل إدخالها إذا استيقظ المتوضئ من نومه وتسمية الله تعالى في ابتداء الوضوء والسواك والمضمضة والأستنشاق ومسح الأذنين وتخليل اللحية والأصابع وتكرار الغسل إلى الثلاث

«Сунной малого омовения является: мытье кистей рук для того, кто проснулся перед тем как опустить их в сосуд с водой, произнесение имени Аллаха в начале омовения, сивак, полоскание рта, полоскание полости носа, обтирание ушей, протирание между пальцами, прочёсывание бороды и троекратное повторение омовения».

Сунны малого омовения:

(1) намерение, и человеку следует сделать намерение очиститься от осквернения или сделать себе дозволенным то, что не разрешается без частичного омовения;

(2) троекратное мытьё обеих рук до запястий в самом начале частичного омовения, и их мытьё тем более обязательно, если человек проснулся ото сна, тогда он моет руки прежде, чем опустить их в сосуд с водой;

(3) произнесение имени Аллаха в начале омовения;

(4) использование сивака;

(5) троекратное полоскание рта;

(6) троекратное полоскание полости носа, после каждого полоскания следует высморкаться;

(7) обтирание всей головы;

(8) обтирание ушей;

(9) протирание между пальцами;

(10) прочёсывание бороды [смоченными водой] пальцами;

(11) троекратное повторение омовения;

(12) соблюдение порядка омовения в соответствии с тем, что говорится в Благородном Коране, т.е сначала омыть лицо, затем руки до локтей включительно, затем обтереть  голову, и уже потом омыть обе ноги до лодыжек включительно;

(13) начинать омовение справа, омыв сначала правую руку, а потом левую, и также сначала правую ногу, а затем левую;

(14) совершать омовение этих частей тела сразу друг за другом;

(15) обтереть шею.

:ويستحب للمتوضئ

أن ينوي الطهارة ويستوعب رأسه بالمسح ويرتب الوضوء فيبدأ بما بدأ الله تعالى بذكره وبالميامن

«Предпочтительным действием (мустахаб) малого омовения является: намерение на малое омовение, обтирание всей головы, соблюдение порядка омовения в соответствии с тем чего начал упоминание Всевышний Аллах и начинать омовение справа».

По мнению аль-Куду́ри омовение обеих рук, до того как опустить их в сосуд с водой,  произнесение имени Аллаха, использование сивака, полоскание рта и носа, обтирание ушей, протирание между пальцев и прочёсывание бороды, а также троекратное  повторения омовения каждой части тела является сунной. Он сказал: «Совершающему частичное омовение предпочтительно сделать намерение очиститься, обтереть всю голову, соблюдать порядок омовения, омывать сначала правую сторону, не делать перерывов при омовении и обтереть шею», таким образом, он отнёс эти шесть действий к предпочтительным.

Однако автор «аль-Хидайа» отнёс произнесение ́имени Аллаха к предпочтительному, а намерение и соблюдение последовательности омовения – к Сунне. По причине данного различия во мнениях я упомянул все эти действия под заголовком «Сунны омовения», с тем чтобы не путать разум начинающего, однако учитель должен дать разъяснение и пояснить, что предпочтительное – аль-мустахабб – меньше Сунны с точки зрения обязательности.

ТО, ЧТО НАРУШАЕТ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

:والمعاني الناقضة للوضوء

كل ما خرج من السبيلين والدم والقيح والصديد إذا خرج من البدن فتجاوز إلى موضع يلحقه حكم التطهير والقيء إذا كان ملء الفم والنوم مضطجعا أو متكئا أو مستندا إلى شيء لو أزيل عنه لسقط والغلبة على العقل بالإغماء والجنون والقهقهة في كل صلاة ذات ركوع وسجود

«Понятия, нарушающие малое омовение: все выходящее из двух путей; кровь, гной и сукровица, выходящие из тела и переходящая место которое нужно мыть; рвота наполняющая рот; сон на боку, облокотившись или отперевшись, но что-либо таким образом, что если опора будет убрана, то он упадет; потеря сознания, помутнение рассудка и сумасшествие; хохот во время намаза, обладающего поясными я земными поклонами».

Эта чистота исчезнет в результате одного из следующих действий, называемых «то, что нарушает частичное омовение».

Первое – выход кала. Второе – твёрдая уверенность в выходе газов из заднего прохода, независимо от того, сопровождалось ли это звуком или нет. Третье – выход мочи, альвади[1] или аль-мази[2]. Четвёртое – выход крови, сукровицы или гноя, если что-либо из этих трёх вышло из любого места и перешло далее, так, что подлежит очищению. Пятое – рвотные массы, если они наполнили ротовую полость. Шестое – сон лёжа. Седьмое – сон, опираясь на что-либо, так, что если эту опору убрать, то спящий упадёт. Восьмое – потеря сознания в результате обморока. Девятое – помешательство. Десятое – громкий смех совершеннолетнего совершающего намаз, состоящую из поясных и земных поклонов. Таким образом, если имело место что-либо из этих вещей, то человеку нельзя совершать намаз до тех пор, пока он не совершит частичного омовения.

Примечание

[1] Аль-вади – густая жидкость белого цвета, иногда выделяющаяся после мочеиспускания, обычно является результатом полового воздержания (примечание переводчика).

[2] Аль-мази – прозрачная бесцветная жидкость, выделяющаяся в результате ласк и полового возбуждения (примечание переводчика).

Автор основного текста: Имам Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад аль-Куду́ри 
Автор толкования: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́ аль-Ханафи
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри», том 1

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *