٢٤﴾ اَلْغِنَاءُ يُنْبِتُ النِّفَاقَ فِي الْقَلْبِ كَمَا يُنْبِتُ الْمَاءُ الزَّرْعَ
- Как вода взращивает растения, так песни взращивают всердце лицемерие. (Байхаки. Шуаб аль-иман)
Прослушивание [инструментальной] музыки явно запрещено в исламе:
а | Аллах Всевышний говорит:
«Среди людей есть тот, кто покупает развлекательные речи, чтобы без знаний сбивать с пути Аллаха и насмехаться над ним. Таким – унизительное наказание». (Коран, 31:6) Многие значимые корановеды, в том числе Абдулла ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Умар, Икрима, Маймун ибн Махран и Макхуль, говорили, что данный аят напрямую указывает на пение. |
б | Имам Тирмизи приводил сообщение Али (радиаллаху ‘анху) о следующих словах пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«На мою общину посыпятся беды, когда она вберет в себя 15 черт… включая приятие певиц и музыкальных инструментов». (Куртуби. Аль-джамиг ли ахкам аль-Коран, 14:51–53) |
в | Всевышний Аллах говорит:
«Возбуждай кого можешь из них своим голосом, напускай на них свою конницу и пехоту, дели с ними имущество да детей и давай им обещания». Обещая им, Сатана лишь обольщает». (Коран, 17:64) Великий корановед Муджахид полагал, что под сатанинским голосом подразумеваются пение, свирель, развлечение. Ибн Аббас (радиаллаху ‘анху) говорил, что имеются в виду все голоса, призывающие к ослушанию. (Аль-джамиг ли ахкам аль-Коран, 10:288) |
г | В хадисе приводятся слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
«В моей общине окажутся люди, которые будут стремиться дозволить блуд, шелк, вино и музыкальные инструменты». (Бухари) |
Поэтому имам Навави в книге «Рауда» делал следующий вывод: «Пение одним лишь голосом порицается (макрух). Его прослушивание тоже. Порицание становится суровее, когда слушают пение посторонней женщины. Среди любителей спиртного распространено пение под аккомпанемент музыкальных инструментов, таких как лютня, мандолина, тарелки и всевозможные струнные инструменты. Это запрещено (харам). Слушать это тоже запрещается». (Миркат аль-мафатих, 8:558–559)
Блестящий сирийский правовед Хаскафи в своем сборнике правовых норм отмечал: «Что касается прослушивания музыкальных инструментов… это запрещено и является актом неповиновения… Если кто-то услышал такое случайно, греха на нем нет. Но ему нужно сделать все возможное, чтобы избежать этого, ведь сообщается, что посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) затыкал свои уши пальцами, когда слышал подобное». (Ад-дурр аль-мухтар, 5:223)
[А] Имеется ряд достоверных хадисов о запретности музыкальных инструментов, из которых исключается лишь дуфф (разновидность бубна), чье использование пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дозволил при объявлении свадеб. (Тирмизи)
То есть дуфф, как указывал Ибн Хаджар Хайтами и др., можно использовать для оповещения о бракосочетаниях и свадебных банкетах. Некоторые специалисты добавляли к этим событиям обрезание, исламские праздники, возвращение из поездки, радостные встречи друзей. Мулла Али Кари, цитируя великого египетского правоведа Ибн Хумама, пояснял, что у дуффа не должно быть звенящих пластинок (как у тамбурина), поскольку те не дозволены. (Миркат аль-мафатих, 6:301, 304) Хадисовед Ибн Хаджар Аскалани тоже определил дуфф как односторонний барабан (бубен) без пластинок и пояснял, что тамбурин называют иначе – музхир. (Фатх аль-Бари, 1:694)
Пение, запрещенное в указанных ранее цитатах, разъясняли как песни, которые поются под аккомпанемент музыкального инструмента (за исключением дуффа) или содержат неприличные слова и идеи или иные недозволенные моменты. Если же говорить о песнях (нашидах) во славу Аллаха или Его посланника (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) или на иные безгрешные темы без сопровождения музыкальных инструментов, то их нельзя признать недозволенными.
٢٥﴾ اَلتُّجَّارُ يُحْشَرُوْنَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فُجَّارًا إِلَّا مَنِ اتَّقٰى وَبَرَّ وَصَدَقَ
- В Судный день торговцы будут собраны как преступники, кроме тех, кто был богобоязнен, праведен [в клятвах] и честен. (Тирмизи, Ибн Маджа, Дарими)
Причина такого обобщения в отношении торговцев связана с тем, что они, продвигая свой товар, часто обманывают и ведут себя бесчестно. Поэтому пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) предупредил их, что воскрешены они будут как преступники.
Но такая участь не постигнет тех, кто в своих сделках боялся Аллаха и говорил правду. (Миркат аль-мафатих, 6:42)
[А] Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообщил, что такие исключительные торговцы будут благословлены обществом пророков (мир им) и павших за веру (см. следующий хадис).
Под торговцами понимаются все бизнесмены и посредники.
٢٦﴾ اَلتَّاجِرُ الصَّدُوْقُ الْأَمِيْنُ مَعَ النَّبِيِّنَ وَالصِّدِّيْقِيْنَ وَالشُّهَدَاءِ
- Честный и благонадежный торговец будет с пророками, правдивейшими и павшими за веру. (Тирмизи, Дарими, Даракутни)
Это произойдет либо на сборе Судного Дня, либо в раю. (Миркат аль-мафатих, 6:41)
٢٧﴾ آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلٰثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ
- Есть три признака лицемера: когда он говорит, лжет; когда дает обещание, нарушает его; когда ему оказывают доверие, обманывает его. (Бухари, Муслим)
А. Одно из разъяснений хадиса в том, что при наличии этих признаков человек является лицемером по отношению к тому, кого он обидел. Его нельзя назвать лицемером в отношении религии, ведь он не таит в себе неверие, но поступками своими он похож на самого настоящего лицемера.
Б. Другое разъяснение в том, что лицемерие نِفَاق – внешнее проявление того, что отличается от внутренних чувств или убеждений) бывает двух видов:
а | относящееся к вере (это более страшная разновидность и является настоящим лицемерием) |
б | относящееся к поступкам (малое лицемерие) |
Шейх Хаттаби, великий хадисовед четвертого века хиджры, говорил, что признаки, указанные в хадисе, относятся ко второму виду, то есть при их наличии человек считается лицемером в поступках, не в вере.
В. Есть и иное разъяснение: это признаки настоящего лицемера, и постоянное совершение данных грехов может привести в итоге к лицемерию в вере.
Слова «…нарушает его» означают, что человек с самого начала не собирался исполнять его, или же изначально обещание было искренним, но далее человек его нарушил без уважительной причины. (Далиль аль-фалихин, 5:159; Миркат аль-мафатих, 1:226; Джамиг аль-улум валь-хикам, 634, 640)
٢٧﴾ اَلْكَبَائِرُ: الْإِشْرَاكُ بِاللهِ، وَعُقُوْقُ الْوَالِدَيْنِ، وَقَتْلُ النَّفْسِ وَالْيَمِيْنُ الْغَمُوْسُ
- Большие грехи – это поклонение кому-то помимо Аллаха, непослушание родителям, убийство человека [не по праву] и погружающая клятва. (Бухари, Муслим)
«Погружающая клятва» – это когда человек клянется Аллахом, что определенное событие произошло или, наоборот, не произошло, хотя знает, что лжет. Это окунает человека в грех и погружает затем в адский огонь. Отсюда и название. (Миркат аль-мафатих, 1:220)
٢٩﴾ اَلْبِرُّ حُسْنُ الْخُلُقِ، وَالْإِثْمُ مَا حَاكَ فِيْ صَدْرِكَ، وَكَرِهْتَ أَن يَّطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُ
- Праведность – это красота характера. А грех – то, что вызывает беспокойство в твоем сердце, то, чтобы ты хотел скрыть от людей. (Муслим, Тирмизи)
«Красота характера» охватывает все хорошие поступки по отношению к Творцу и творениям. Некоторые говорили, что имеются в виду те действия, в отношении которых сердце набожного человека спокойно.
Для богобоязненного человека есть два признака, по которым можно распознать грех:
а | поступок вызывает беспокойство в сердце. |
б | человек не хотел бы, чтобы об этом поступке узнали другие. |
Эти признаки действительны лишь для людей фитры (естественной чистоты), чье сердце открыто для ислама (полного послушания). (Миркат аль-мафатих, 8:803–804) Если же человек погряз в грехе, ему нет дела до того, что думают другие.
Отмечают, что в хадисе подразумеваются те поступки, о которых нет явной нормы в священных источниках исламского права (Мазад ар-рагибин, 16) [или же эта норма неизвестна человеку].
Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Комментарии: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера
Из книги: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 30-35