
١٢﴾ اَلطُّهُوْرُ شَطْرُ الْإِيْمَانِ
- Чистота – половина веры. (Муслим)
Некоторые специалисты полагали, что под верой здесь подразумевается намаз. То есть чистота – половина намаза, ведь она – его важнейшее предварительное условие.
Другое объяснение: если вступление в веру стирает большие и малые грехи, то омовение стирает малые грехи человека. (Миркат аль-мафатих, 2:6)
[А] Хадис можно также понять как общее побуждение к чистоте во всех положениях и поступках. Важно также отметить, что طَهارَة (чистота, чистоплотность) отличается по своему значению от نَظافَة (опрятность). Первое понятие означает отсутствие физических нечистот (крови, мочи, кала и пр.) и состояний малой и большой нечистоты, а второе подразумевает опрятный внешний вид. Хотя рассматриваемый хадис говорит конкретно о чистоте, мусульманам следует быть и чистыми, и опрятными, ведь таковой была практика пророка (саллаллаху алейхи уа саллям).
١٣﴾ اَلْجَرَسُ مَزَامِيْرُ الشَّيْطَانِ
- Колокол – свирели Сатаны. (Муслим)
Хадис исходит из понимания того, что звон отвлекает человека от поминания Аллаха (как и музыка). Слово «свирель» употреблено здесь во множественном числе, выражая тем самым непрестанный звон колокола. (Миркат аль-мафатих, 7:446)
Также есть хадис:
لَا تَصْحَبُ الْمَلَائِكَةُ رُفْقَةً فِيْهَا كَلْبٌ وَّلَا جَرَسٌ
«Ангелы не сопровождают группу, в которой есть собака или колокольчик». (Муслим, Абу Дауд)
Здесь не имеются в виду охотничьи и сторожевые собаки. В другом хадисе говорится: «При каждом колоколе есть бес».
Говорится, что колокола (колокольчики) отвлекают от поминания Аллаха. Для развлечения их использование крайне порицается, но в некоторых целях их использовать можно, например для сигнала (звонка) об окончании урока. (Такмиля «Фатх аль-Мульхим», 4:179)
١٤﴾ اَلطَّاعِمُ الشَّاكِرُ كَالصَّائِمِ الصَّابِرِ
- Кушающий с благодарностью подобен постящемуся с терпением. (Тирмизи, Дарими)
Благодарность в еде – значит приступать к ней с Именем Аллаха [бисмиллях] и завершать ее хвалой в Его адрес [альхамду лиллях].
Терпение в посте означает воздержание от всех действий, нарушающих его.
Схожесть этих двух поступков в том, что они оба заслуживают награды, хотя награда постящегося, конечно, больше. (Миркат аль-мафатих, 8:40)
١٥﴾ اَلْبَادِئُ بِالسَّلَامِ بَرِيْءٌ مِّنَ الْكِبْرِ
- Кто дает салям первым, в том нет высокомерия. (Байхаки. Шуаб аль-иман)
١٦﴾ اَلسِّوَاكُ مَطْهَرَةٌ لِّلْفَمِ مَرْضَاةٌ لِّلرَّبِّ
- Зубная палочка очищает рот и угодна Господу. (Бухари без цепочки [تَعْلِيْقًا], Насаи, Дарими)
Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Пояснения: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера
Из книги: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 23-25