
Среди учёных существует несколько мнений относительно его происхождения. Согласно основному и наиболее распространённому1 мнению, ан-Ну’ман бин Са́бит бин аль-Марзуба́н принадлежал к свободным персам и происходил из знатной среди своего народа семьи, он родился в Кабуле, современной столице Афганистана. Его дед аль-Марзуба́н принял ислам в период правления Умара, да будет доволен им Аллах, и перебрался в Куфу, где и поселился2.
В соответствии с другими историческими исследованиями, Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, был арабом по происхождению и происходил из иракского арабского племени бану Йахьйа бин Зейд бин Асад, о чём упоминает целый ряд известных историков, таких как аль-Хаты́б аль-Багдади,3 аль-Кардари́ и аль-Базза́зи. Также об этом говорят и известные современные историки, в частности доктор исторических наук Мустафа Джавва́д и Хусейн Али Махфу́з, а также доктор исторических наук На́джи Ма’ру́ф, который сказал:
«Имам Абу Хани́фа, один из величайших учёных Ирака, происходит из арабов Ирака, поселившихся там ещё до ислама…»4
Рассказывают, что при жизни Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, встречался с шестью сподвижниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это А́нас, Абдулла бин Мас’уд, Абдулла бин аль-Ха́рис, Ибн Ауфа́ и Ибн Ва́иля, а также Ма’каль бин Йасса́р.5 Известно, что Абу Хани́фа передаёт слова одного из них, говорят, что он слышал, как Абдулла бин аль-Харис говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Того, кто научился понимать религию Аллаха, Аллах избавит от её трудностей и наделит уделом оттуда, откуда он и не ожидает»».
Принимая это во внимание можно сказать, что Абу Хани́фа относится к поколению последователей сподвижников. Согласно иному мнению, он застал их, но не встречался ни с одним из них, и тогда его можно считать последователем последователей сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах.
Первоначально Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, торговал шёлком и стал известен своей честностью и неприязнью к мошенничеству и спорам относительно цены. Затем он занялся получением знаний и достиг больших высот в знании хадисов и фикха, однако в нём преобладала склонность к фикху, и он посвятил себя именно ему, стремясь присутствовать в кружках, где рассматривались спорные вопросы фикха.
Одним из его виднейших наставников, оказавших на него своё влияние, был его шейх Хамма́д бин Абу Сулейма́н, знаток фикха, который в своих воззрениях был приверженцем так называемой «школы сторонником самостоятельного суждения». Хамма́д бин Абу Сулейма́н в свою очередь учился фикху у Ибра́хи́ ма ан-Наха́’ы, а он – у ‘Алкамы бин Кайса, а тот – у Абдуллы бин Мас’у́да, одного из величайших сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и Абу Хани́фа склонялся к широкому применению самостоятельного суждения и был одним из ярчайших представителей данного направления в исламском фикхе. Кроме обучения у таких известных наставников, Абу Хани́фа сам по себе отличался склонностью к углублённому рассмотрению происходящих событий и не ограничивался лишь видимым внешне.
Однако Абу Хани́фа не ограничился обучением фикху у своего шейха Хамма́да, и передавал и от других известных шейхов того времени, в их числе Зейд бин Али Зейнуль-Абидин6, Джафар ас-Са́дык7 и Абдулла бин аль-Хасан8, известный как Абу Мухаммад ан-Нафс аз-Закия. Кроме того, он встречался с учёными и знатоками фикха в Мекке и обучался и у них, обсуждая с ними вопросы фикха, пока находился в Мекке в сезон хаджа, а также в период, пока жил там примерно на протяжении шести лет, переселившись туда в 130 г. х.
Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, был известен своей набожностью, осмотрительностью в вопросах дозволенного и запретного, смышлёностью и знанием фикха, и как передаёт аз-Захаби: «Большое количество людей рассказывало о том, что он выстаивал дополнительные ночные намазы и много времени уделял поклонению». Вот что рассказывает его ученик Абу Йу́суф о причинах этого – однажды он шёл вместе с Абу Абу Хани́фой, и они оба услышали, как какой-то человек говорил: «Это Абу Хани́фа, который не спит по ночам», и Абу Хани́фа сказал: «Пусть обо мне не рассказывают того, чего я не делал», и после этого он стал проводить ночи в поклонении.
В числе тех, кто высоко отзывался об Абу Хани́фе, был имам аш-Ша́фии, да смилостивится над ним Аллах, который однажды сказал: «Поистине люди в фикхе являются последователями Абу Хани́фы»9.
А вот что о нём сказал имам Малик бин Анас, да смилостивится над ним Аллах: «Я видел такого человека – если бы он заговорил с тобой об этом столбе и захотел доказать, что он из золота, то он непременно представил бы доказательства этого».
Умер Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, 11 числа месяца джумада-ль-уля 15010 г. х. в Багдаде и похоронен на кладбище в районе аль-Казымийа, на восточном берегу реки Тигр.
Абу Хани́фа и хадисы
По причине того, что Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, очень часто использовал самостоятельное суждение и применял суждение по аналогии, некоторые стали обвинять его в незнании хадисов или в том, что он не уделял им должного внимания, или что он предпочитал хадисам самостоятельное суждение и суждение по аналогии. Однако эти пустые обвинения рассыпаются в прах перед обсуждением и приведением соответствующих доказательств, так как большое внимание, которое он уделял хадисам – вопрос известный и достоверно доказанный.
Это очевидно из его слов, которые мы приведём ниже. Кроме того, то, что о нём рассказывают – как будто он знал мало хадисов, не соответствует действительности, от него передаётся много хадисов и большое количество высказываний сподвижников и их последователей. В их числе и те, что передал имам Абу Йу́суф в своей книге «аль-Аса́р» и имам Мухаммад бин аль-Хасан в своей одноимённой книге «аль-Асар», и после учёные собрали переданные им многочисленные хадисы в отдельные сборники.11
Да, Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, передал меньше хадисов, чем другие имамы, от которых передаётся большое множество хадисов. Это объясняется тем, что он предъявлял к хадисам очень жёсткие требования, чтобы быть уверенным в их достоверности, принимая во внимание то, что в Ираке было очень много тех, кто составлял подложные хадисы. Что же касается случаев, когда он оставлял хадис и обращался к суждению по аналогии, то это объяснялось тем, что этот хадис не дошёл до него, и тогда он был вынужден обратиться к частному мнению. Или же хадис дошёл до него, но не нашёл у него подтверждения и он оставил его, обратившись к суждению по аналогии. И вне всякого сомнения, противоречие хадису по причине того, что муджтахид не считал его достоверным, не означает его противоречия хадисам или предпочтения хадисам суждения по аналогии.
Кроме того, в пользу широких познаний Абу Хани́фы, да смилостивится над ним Аллах, в хадисах свидетельствует и то, что записано в семнадцати сборниках хадисов, составленных его учениками, и только в книге «аль-Асар» Абу Йу́суфа от Абу Хани́фы передаётся более чем тысяча хадисов, что же говорить об остальных книгах.
И действительно, как мы уже упоминали ранее, он предъявлял очень строгие требования к хадисам, и вместе с этим призывал предпочитать всему Книгу Аллаха и хадисы, вот что о нём говорится в одном из стихотворений:
«Сказал Абу Хани́фа, имам:
«Не следует тому, кто исповедует ислам,
Принимать мои слова, пока они
Не будут с Книгой и Сунной Посланника – доволен им
Аллах, сравнены»12
Имам Абу Хани́фа, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Мы безоговорочно принимаем всё, что пришло к нам от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и выбираем из того, что пришло к нам от его сподвижников, да смилостивится над ними Аллах, и не выходим за рамки того, что они сказали. Что же касается того, что дошло до нас от их последователей, то они мужи и мы мужи»13.
Примечание
1 См. «Тари́х Багдад» (XV/446) аль-Хатыба, и «Абу Ханифа» Абу Зухры (стр. 16 – ́17) – примечание переводчика.
2 «Абу Хани́фа ан-Ну’ман има́му аиммати аль-фукаха́», Вахби Сулейман Гаваджи, стр. 47.
3 См. «Тари́х Багдад» (XV/447) аль-Хатыба – примечание переводчика.
4 На́джи Ма’ру́ф, «’Урубату-ль-имам аль-а’зам» (стр. 543).
5 Хасан аш-Шурунбуляли, «Маракы аль-фалях» (стр. 9).
6 Зейд бин Али бин аль-Хусейн бин Али бин Абу Талиб (695 – 740 гг.), один из известных знатоков фикха и других наук своего времени, основанного им направления в фикхе придерживаются т.н. зейдиты – умеренное направление в шиизме, представители которого в настоящее время сосредоточены в Йемене.
7 Абу Абдулла Джафар бин Мухаммад бин Али бин аль-Хусейн бин Али бин Абу Талиб (702 – 765 гг.), также один из известнейших знатоков фикха, родился в Медине, где провёл большую часть своей жизни, где и похоронен. Шииты-имамиты считают себя его последователям и фикхе и называют свой мазхаб джа’фаритским именно по его имени.
8 Абдулла бин аль-Хасан бин аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб (687 – 762 гг.), представитель поколения последователей сподвижников, передатчик хадисов, потомок аль-Хасана и аль-Хусейна, то есть правнук Али бин Абу Талиба и по отцу и по матери.
9 Аз-Захаби, «Тазкирату-ль-хуффаз» (I, стр. 159).
10 Соответствует 14 июня 767 года.
11 В том числе и то, что сделал Абу аль-Муаййид Мухаммад бин Махмуд аль-Хорезми (ум. в 665 г. х.), собрав хадисы, переданные Абу Ханифой и которые от него передали его ученики и другие учёные. Эта книга была издана в Египте в 1326 г. х. и её объём составил более восьми сотен страниц большого формата.
12 Это отрывок стихотворения шейха Мухаммада Саида аль-Мадани аль-Ханафи аль-Асари (1702- 1780 гг.), известного учёного и знатока фикха и хадисов, жившего в Мекке и преподавшего в Священной Мечети аль-Харам, да смилостивится над ним Аллах (примечание переводчика).
13 Аз-Захаби, «Манакыб Аби Ханифа уа са́хибайхи Аби Йусуф уа Мухаммад бин аль-Хасан» (стр. 32).
Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́ аль-Ханафи
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри»