Фикх

Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи: Комментарии к «Мухтасар аль-Куду́ри». Часть 4

ВИДЫ ВОДЫ

والطهارة من الأحداث جائزة بماء السماء والأودية والعيون والبار وماء البحار ولا تجوز بما اعتصر من الشجر والثمر ولا بماء غلب عليه غيره وأخرجه عن طبع الماء كالأشربة والخل وماء الورد وماء الباقلاء والمرق وماء الزردج

То, чем дозволено и недозволенно совершать малое омовение

«Совершать очищение от осквернений дозволено небесной водой, из речных русел, колодцев, а также морских вод. Недозволенно из того что было выжато из дерева или плода, также недозволенно из того, в чем главенствует примесь, выводящая воду из ее первоначального состояния, как, например: напитки, уксус, розовая вода, бобовая вода, похлебка, сафлор красильный».

Комментарии

Очищаться от большого и малого осквернения разрешается с помощью воды, выпадающей с небес, воды ручьев и воды рек, воды родников и колодцев, а также водой моря, даже если она и солёная. Также разрешается использовать для очищения воду, смешавшуюся с чем-либо чистым и изменившим одно из её свойств, например, водой бурного потока, смешанной с глиной, или водой, смешанной с мылом или шафраном.

Нельзя совершать частичное и полное омовение водой из деревьев и плодов, а также водой, которая смешалась с чем то, что стало преобладать и в результате этого вода перестала быть водой, например, это могут быть различные напитки, уксус, бульон и так далее.

Не разрешается совершать частичное и полное омовение использованной водой, с помощью которой было устранено большое или малое осквернение, или которая была использована для омовения тела с целью поклонения.

Использованная вода является чистой, если с её помощью было устранено только осквернение (то есть она не использовалась для удаления физической скверны), но не очищающей в том смысле, что во второй раз она уже не может очистить от обоих видов осквернения. Если использованная вода во время частичного и полного омовения капнет на одежду, или разольётся и попадёт в воду или в некоторые сосуды, то она не осквернит их.

ОСКВЕРНЁННОСТЬ ВОДЫ И ЧИСТОТА ВОДЫ

وتجوز الطهارة بماء خالطة شيء طاهر فغير أحد أوصافه كماء المد والماء الذي يختلط به الأشنان والصابون والزعفران. وكل ماء وقعت فيه تجاسة لم يجز اوضوء به قليلا أو كثيرا لأن النبي عليه الصلاة والسلام أمر بحفظ الماء من النجاسة فقال «لا يبولن أحدكم في الماء الدائم ولا يغتسلن فيه من الجنابة» وقال عليه الصلة والسلم: إذا استيقظ أحدكم من منامه فلا يغمسن يده في الاتاء حتى يغسلها ثلاثا فإته لا يدري أين باتت يده

«Разрешено совершать малое омовение, с которой смешалось что-либо чистое, и поменяла одно из его свойств, например, вода селевых потоков; вода с которым смешался поташ, мыло или шафран. В любую воду, большого или малого количества, в которую попала нечистота, нельзя использовать для малого омовения. Потому, что Пророк (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует) приказал сохранять воду от нечистот, и сказал: «Не мочитесь в стоячую воду и не совершайте в ней большого омовения». Также он сказал: «Если кто-либо из вас проснется ото сна, то пусть не окунает свои руки в сосуд, пока не омоет их трижды, ведь он не знает, где ночевали его руки»».

Комментарии

Вода была сотворена Всевышним Аллахом чистой и очищающей, однако она становится осквернённой, если в неё попадает скверна малое или большое её количество, так как Пророк, да благословит его Всевышний Аллах и приветствует, приказал оберегать воду от осквернения и сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода (может понадобиться) ему для полного омовения». (Этот хадис передал аль-Бухари от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в «Книге омовения»). Также Пророк, да благословит его Всевышний Аллах, сказал: «Когда кто-нибудь из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку в сосуд [с водой], пока трижды не омоет её, ибо он не знает, где находилась его рука ночью». (Этот хадис передал Муслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в главе «Пробудившись ото сна, следует омыть руку, прежде чем погружать её в сосуд»).

 وأما الماء الجاري إذا وقعت فيه تجاسة جاز الوضوء منه إذا لم ير لها أثر لا تستقر مع جريان الماء والغدير العظيم الذي لا يتحرك أحد طرفيه بتحريك الطرف الآخرإذا وقعت تجاسة في أحد جاتبيه جاز الوضوء من الجانب الآخرلأن الظاهرأن النجاسة لا تصل إليه. وموت ما ليس له تفس سائلة في الماء لا ينجسه كالبق والذباب والزتابير والعقارب وميوت ما يعيش في الماء فيه لا يفسده كالسمك والضفدع والسرطان والماء المستعمل لا يجوز استعماله في طهارة الأحيداث والمستعمل: كل ماء أزيل به حدث أو استعمل في البدن على وجه القربة. وكل إهياب دبيغ فقد ظهر وجازت الصلة فيه والوضوء منه إلا جلد الخنزير والادمي وشعر الميتة وعظمها وعصبها وحافرها وقرنها طاهر

«Смерть того, в ком нет текучей жизни не загрязняет воду, как, например: клоп, муха, оса или скорпион. Смерть того, кто живет в воде – не портит ее, как, например: рыба, лягушка или рак. Использованную воду не разрешено использовать для омовения от скверны. Использованная вода – это любая вода, посредством которой была удалена скверна или она использовалась на теле в качестве благодеяния. Любая кожа после процесса дубления становится чистой. На ней дозволено совершать намаз, из нее можно брать омовение, исключением же является кожа свинины и человека. Волосы мертвечины, ее кости, копыта, сухожилия и рога являются чистыми».

Комментарии

Поэтому, если скверна попала в воду, то эта вода уже не пригодна ни для частичного, ни для полного омовения.

Если скверна попала на одну сторону большого водоёма, в котором движение поверхности воды у одного края не достигает другого, то разрешается совершить частичное омовение с другой его стороны. Это объясняется тем, что, как очевидно, скверна не достигает противоположной стороны по причине удалённости того места, куда она попала.

В проточной воде скверна не задерживается в одном месте, поэтому такой водой разрешается совершать частичное или полное омовение, если в воде не видно следов скверны.

Воду оскверняет смерть в ней живого существа, имеющего жидкую кровь, будь то птица или животное, но не оскверняет смерть того, что живёт в ней – например, рыбы, лягушки, или рака. Также воду не оскверняет и смерть в ней живого существа, не имеющего жидкую кровь – клопа, мухи, осы или скорпиона.

ОЧИЩЕНИЕ КОЛОДЦА, ЕСЛИ В НЕГО ПОПАЛА СКВЕРНА

وإذا وقعت في البئر نجاسة نزحت وكان نزح ما فيها من الماء طهارة لها فإن ماتت فيها فأرة أو عصفورة أو صعوة أو سوادنية أو سام أبرص نزح منها ما بين عشرين دلوا إلى ثلاثين دلوا. بحسب كبر الحيوان وصغره. وإن ماتت فيها حمامة أو دجاجة أو سنور نزح منها ما بين أربعين دلوا إلى ستين. وإن مات فيها كلب أو شاة أو آدمي نزح جميع ما فيها من الماء. وإن انتفخ الحيوان فيها أو تفسخ نزح جميع ما فيها من الماء صغر الحيوان أو كبر. وعدد الدلاء يعتبر بالدلو الوسط المستعمل للآبار في البلدان فإن نزح منها بدلو عظيم قدر ما يسع عشرين دلوا من الدلو الوسط احتسب به. وإن كانت البئر معينا لا تنزح ما فيها من الماء أخرجوا مقدار ما كان فيها من الماء وقد روي عن محمد بن الحسن رحمه الله عليه أنه قال: ينزح منها مائتا دلو إلى ثلاثمائة دلو

«Если в колодец попадет нечистота, то он вычерпывается. И данное вычерпывание является для него очищением. Если в нем умрет птичка, мышка, королёк, суданка, геккон, то вычерпывается из него от 20 до 30 ведер, в зависимости от того большое это животное или малое. Если в нем умрет голубь, курица, кошка то вычерпывается из него от 40 до 60 ведер. Если в нем умрет собака, овца, человек, то вся вода из колодца вычерпывается. Если животное в нем вздуется или будет разлагаться, то вся вода из него вычерпывается полностью, не зависимо от того большое это животное или малое. Количество ведер рассчитывается в соответствии со средне используемым размером колодезного ведра в стране. Если вычерпывается вода огромным ведром, вмещающим в себя 20 средних ведер, то это учитывается 20. Если колодец будет родниковым, не осушаемым, то необходимо вычерпывать из него столько воды, соразмерно объему воды, находящемся в нем. Передается от Мухаммада ибн Хасана (да помилует его Аллах), что он сказал: «Вычерпывается из него от 200 до 300 ведер»».

Комментарии

Способы очищения от скверны следующие:

Первое – если в колодец попала скверна или в нём умер человек, сдохла собака, овца или нечто им подобное [по размерам тела], то из колодца следует вычерпать всю воду, и так колодец очистится.

Второе – если в колодце сдох голубь, курица, кошка или нечто им подобное, то из него в обязательном порядке следует вычерпать сорок вёдер воды, но желательно будет вычерпать пятьдесят вёдер.

Третье – если в колодце сдохла мышь, мелкая птичка или нечто им подобное, то из него в обязательном порядке следует вычерпать двадцать вёдер воды, но желательным будет вычерпать тридцать вёдер.

Четвёртое – всё это делается в случае, если сдохшее животное не раздулось и не разложилось, но если оно раздулось или разложилось, то из колодца следует вычерпать всю воду, независимо от того, маленькое животное или большое.

При вычерпывании воды из колодца в расчёт берётся среднее ведро, обычно используемое для этого.

Если ведро больше среднего, то в этом случае следует посмотреть – если такое ведро вмещает в себя десять средних вёдер, то если в колодце сдохла мышь и ей подобное, можно ограничиться вычерпыванием двух или трёх вёдер. Также ведётся расчёт в отношении сорока вёдер, если в колодце сдох голубь и тому подобное.

Целью вычерпывания всей воды является то, чтобы воды стало настолько мало, что она не наполнит и половину ведра. Если в колодце находится родник и вода в нём не кончается, и каждый раз при вычерпывании ведра вода прибывает снизу, то такой колодец возможно очистить следующим образом.

Если вычерпать объём воды, равной объёму, имеющемуся в колодце, то он очистится, и в этом случае следует принять во внимание слова двух достойных доверия мужчин, которые разбираются в определении объёма воды. Как передаётся от Мухаммада бин аль-Хасана, ученика Абу Хани́фы, да смилуется над ними обоими Всевышний Аллах, из подобных колодцев следует вычерпать от двухсот до трёхсот вёдер.[1]

Если считать колодец очистившимся после вычерпывания всей имеющейся в нём воды, или её части в некоторых случаях, то этим очищается ведро, верёвка и рука того, кто достаёт воду, а также стенки колодца и его грунт, и нет нужды мыть всё это.

Вычерпыванием воды следует считать её вычерпывание после извлечения всей скверны, и если вычерпать всю воду, но при этом скверна будет оставаться в колодце, то он так и не очистится.

وإن كانت انتفخت أو تفسخت أعادوا صلاة ثلاثة أيام ولياليها في قول أبي حنيفة رحمه الله وقال أبو يوسف ومحمد رحمهما الله: ليس عليهم إعادة شيء حتى يتحققوا متى وقعت .وإذا وجد في البئر أو غيرها ولا يدرون متى وقعت ولم تنتفخ ولم تتفسخ أعادوا صلاة يوم وليلة إذا كانوا توضئوا منها وغسلوا كل شيء أصابه ماءها

«Если в колодце была найдена мышка или подобное ей, и при этом неизвестно, когда она туда попала и при этом она не успела набухнуть или разложиться, то необходимо перечитать намаз за целые сутки, если омовение бралось из этого колодца. Также необходимо помыть всю одежду, куда попадала данная вода. В случае, когда она разбухнет или разложится, то необходимо восполнить намазы за трое суток, по мнению имама Абу Ханифы. А имам Абу Юсуф и Мухаммад (да смилуется над ними Аллах) считали, что восстанавливать намазы не нужно, до момента установления точного попадания животного в колодец».

Комментарии

Если в колодце будет найдена дохлая мышь и неизвестно, когда она упала в него, а люди совершали из него омовение, мыли одежды, посуду и так далее, то они совершают заново все свои намазы, совершённые ими за последние день и ночь, и моют всё, на что попала эта вода при условии, если эта мышь не разложилась и не раздулась. Если же мышь раздулась или разложилась, то они – по мнению Абу Хани́фы, да смилостивится над ним Аллах, совершают заново намазы за последние три дня и три ночи. По мнению Абу Юсуф
и Мухаммада, да смилостивится над ними обоими Аллах, они не должны совершать заново ничего до тех пор, пока не убедятся в том, когда же она туда упала. Это легче, а слова Абу Хан
и́фы надёжнее.

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОДОЙ, ОСТАВШЕЙСЯ ПОСЛЕ ПИТЬЯ

وسؤر الآدمي وما يؤكل لحمه طاهر وسؤر الكلب والخنزير وسباع البهائم نجس وسؤر الهرة والدجاجة المخلاة وسباع الطير وما يسكن في البيوت مثل الحية والفأرة مكروه. وسؤر الحمار والبغل مشكوك فيهما فإن لم يجد غيرهما توضأ بهما وتيمم بأيهما بدأ جاز

«Остаточная вода человека и того, чье мясо съедобное – чистое. Остаточная вода собаки, свиньи, хищных животных – грязная. Остаточная вода кошки, всеядной курицы, хищных птиц и тех, кто обычно живут в домах, как, змеи, мышки – порицаемо. Остаточная вода осла, мула – сомнительная, если не будет найдена вода кроме остаточной после мула и осла, то необходимо совершить ею омовение и таяммум, при этом неважно, какой из них первый».

Комментарии

Вода, оставшаяся после человека, является чистой, будь то мужчина или женщина, в состоянии полового осквернения или во время менструации, мусульманин или немусульманин, то же самое касается остатков воды после любого животного, чьё мясо употребляется в пищу. Остатки воды после собаки, свиньи и хищных животных являются скверной, а остатки воды после кошки, свободно гуляющей курицы и хищных птиц – таких как орёл и ястреб, использовать порицаемо. То же самое касается остатков воды после всех живых существ, живущих в домах – таких как змея и мышь, её использование также порицаемо.

Если есть другая вода, то использование остатков воды порицаемо, например, у человека есть вода чистая, из которой пила кошка и чистая вода, оставшаяся после человека, и он хочет совершить частичное омовение. Ему следует совершить омовение водой, оставшейся после человека и это лучше, чем использовать воду, оставшуюся после кошки и ей подобных.

Если нет другой воды кроме той, из которой пила кошка, то следует совершить этой водой омовение и не совершать тайаммум, так как эта вода чистая, даже если её использование порицаемо при наличии другой воды, использование которой не порицается.

Вода, оставшаяся после осла и мула, её чистота сомнительна по причине расхождения в доказательствах.

Если у человека имеется вода, из которой пил осёл или мул, то он совершает ею частичное омовение и совершает тайаммум, дабы избавиться от этого сомнения и ему разрешается начать с любого из них.

Примечание: Остатки воды после человека являются чистыми, если он не пил перед этим вина, или если из его зубов не текла кровь или у него не было рвоты. Но если что-либо из перечисленного имело место, то вода, оставшаяся после него, является осквернённой, до тех пор, пока он трижды не прополощет рот, или многократно не сглотнёт свою слюну, так, что в его рту и на губах не останется никакой скверны. (Это упоминает автор «аль-Бахр ар-раик» I, с. 133, также см. «Хашийат Ибн Абидин ‘аля ад-дурр аль-мухтар» I, с. 149).́

Также осквернёнными будут и остатки воды после кошки, если она съела мышь и сразу же опустила свою пасть в воду. Но если это произошло через некоторое время, и она омыла свою пасть слюной и следы скверны исчезли, то остатки воды после неё считаются чистыми, но их использование порицаемо[2]
. Постарайся понять это.

Примечание

[1] В «ад-Дурр аль-мухтар» говорится: «Это (то есть то, что передаётся от Мухаммада) легче, а то (то есть принять во внимание слова двух достойных доверия мужчин) надёжнее…». Ибн Абидин сказал: «Его слова “а то…” то есть “то, что в основном тексте книги, надёжнее для того, чтобы выйти из различия во мнениях и по причине соответствия этих слов тому, что передаётся от предшественников”». (I, с. 143)

Автор «аль-Хидайа» передаёт от Абу Юсуфа два способа определения объёма воды в каждом конкретном колодце, первый – вырыть яму, равную длине, ширине и глубине воды, и, вычерпав воду заполнить эту яму, и как только она заполнится, колодец будет считаться чистым. Второй – опустить в колодец нечто вроде тростинки или сухой верёвки и сделать их отметкой уровня воды, и затем вычерпать из него, например, двадцать вёдер. Затем вытащить тростинку и посмотреть насколько уменьшился объём воды, и таким образом каждый раз в соответствии с отметкой на ней вычерпывать раз за разом по двадцать вёдер.

[2] Автор «аль-Хидайа» сказал: «Если она съела мышь и сразу же пила воду, то вода осквернится, если только она не сделает это через некоторое время, омыв свою пасть слюной», и это исключение соответствует мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, при этом незначительные остатки не принимаются во внимание из-за невозможности избежать этого. Как сказал Ибн аль-Хуммам: «Что же касается слов Мухаммада, да смилостивится над ним Аллах, то в соответствии с ними нет, так как, по его мнению, скверна очищается только водой».

Автор: Имам Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад аль-Куду́ри 
Комментарии: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́ аль-Ханафи
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри», том 1

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *