Фикх

Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи: Комментарии к «Мухтасар аль-Куду́ри». Часть 3

БОЛЬШОЕ ОМОВЕНИЕ

:وفرض الغسل

 المضمضة والاستنشاق وغسل سائر البدن

«Обязательные действия большого омовения: полоскание рта, полоскание носа и омывание всей поверхности тела».

В обязательном большом омовении (гусль) обязательными действиями (фардами) является:

Первое – полоскание рта таким образом, чтобы вода заполнила ротовую полость до глотки.

Второе – полоскание полости носа так, чтобы вода заполнила его мягкую часть.

Третье – однократное омовение всего тела.

:وسنة الغسل

أن يبدأ المغتسل يديه وفرجه ويزيل النجاسة إن كانت على بدنه ثم يتوضأ وضوءه للصلاة إلا رجليه ثم يفيض الماء على رأسه وسائر جسده ثلاثا ثم يتنحى عن ذلك المكان فيغتسل رجليه

«Сунны большого омовения: в начале омовения омыть руки, половой орган, убрать нечистоты если таковы были на теле, после этого совершить малое омовение, подобно тому, которое совершается для намаза кроме ног. После этого облить водой голову и остальную часть тела трижды. После этого отойти от этого места и помыть ноги».

Желательные действия (сунна) большого омовения заключается в том, что совершающий его начинает с омовения рук, затем подмывается, то есть моет промежность, при этом расслабляя [мышцы промежности] насколько это возможно, и смывает видимую скверну, если таковая имеется на его теле.

Затем он совершает частичное омовение, подобное тому, которое он совершает для намаза, и потом трижды льёт воду на голову и всё тело. При этом ему следует следить за тем, чтобы вода попала в ушные отверстия, подмышечные впадины, пупочную впадину и так далее, – везде, куда вода может попасть если только проследить за этим.

Примечание: Если человек совершает полное омовение на помосте, на камне, или на кафеле, так, что использованная вода не задерживается, то при совершении частичного омовения он как обычно омывает и обе ноги. Но если использованная вода скапливается на том месте, где он совершает омовение, то он откладывает омовение ног и омывает их в самом конце полного омовения, после того, как отойдёт с этого места.

وليس على المرأة أن تنقض ضفائرها في الغسل إذا بلغ الماء أصول الشعر

«Женщине необязательно распускать свои косы во время большого омовения, если вода проникает к корням волос».

Женщина не обязана распускать свои косы и не обязана смачивать волосы полностью, при условии, что вода достигает корней волос. Однако это разрешение касается только той женщины, чьи волосы заплетены в косы, если же это не так, то она обязана намочить волосы так, чтобы вода достигла корней волос. То же самое касается и мужчины – в обязательном полном омовении он непременно должен намочить волосы полностью от корней до кончиков, даже если у него длинные и густые волосы.

Этот порядок совершения полного омовения является общим для всех совершающих полное омовение, будь оно обязательным или относящимся к Сунне.

:والمعاني الموجبة للغسل

إنزال المني على وجه الدفق والشهوة من الرجل والمرأة والتقاء الختانين من غير إنزال والحيض والنفاس وسن رسول الله صلى الله عليه وسلم الغسل للجمعة والعيدين والإحرام

«Понятия, обязующие совершать большое омовение: выход спермы со страстью и толчком у мужчин и женщин, соединение двух мест обрезания без выхода семени, менструация и послеродовые крови. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал сунной большое омовение для пятницы, двух праздников и ихрама».

Большое осквернение случается в результате одного из упомянутых нами ниже:

(1) поллюция у мужчины или у женщины, если произошло семяизвержение [у мужчины, или истечение жидкости у женщины].

(2) введение головки полового члена мужчины во влагалище женщины, в её задний проход, или в задний проход мужчины[1], при этом не имеет значения, было ли семяизвержение или не было, полное омовение во всех эти случаях становится
обязательным для обоих.

(3) извержение семени мужчины и [истечение жидкости у] женщины, сопровождающееся пульсацией и оргазмом. Таким образом, если имело место одно из трёх вышеперечисленных, то человек оказывается в состоянии полового осквернения.

(4) завершение менструации.

(5) прекращение послеродового кровотечения.

В результате всех этих вещей становится обязательным полное омовение, то есть полное омовение всего тела таким образом, чтобы не осталось и волоска, которого не коснулась бы вода. Есть в пречистом шариате помимо обязательного полного омовения ещё и другое полное омовение.

وسن رسول الله الغسل للجمعة والعيدين والحرام.

«Посланник Аллаха сделал сунной большое омовение для пятницы, двух праздников и ихрама».

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, установил в качестве Сунны полное омовение перед пятничным намазом, двумя праздничными намазами, вхождением в состояние ихрама и перед стоянием в день Арафата[2].

وليس في المذي والودي غسل وفيهما الوضوء

«Либидозная уретрорея и сперматорея приводит к малому омовению, не к большому омовению».

НОРМЫ ШАРИАТА, СВЯЗАННЫЕ С МАЛЫМ И БОЛЬШИМ ОСКВЕРНЕНИЕМ

Если у мужчины или женщины возникла обязанность совершить полное омовение, то им не дозволено совершать намаз в таком состоянии. Также им нельзя входить в мечеть, читать Коран, прикасаться к Корану (если только он не в чехле, который не является с книгой единым целым[3]) и совершать тауаф, при этом им в таком состоянии разрешается поминать Всевышнего Аллаха, если только это не чтение Корана.

Что же касается человека в состоянии малого осквернения, то ему не разрешается совершать намаз до тех пор, пока он не совершит частичного омовения, также ему не разрешается совершать тауаф вокруг Каабы. Ему можно читать Коран, поминать Великого и Всемогущего Аллаха, входить в мечеть, но ему также не разрешается прикасаться к Корану кроме как через чехол, не являющийся с ним единым целым.

В результате выхода аль-мази (смазки) или аль-уади полное омовение совершать не нужно, так как они только нарушают частичное омовение.

Примечание

[1] Половая близость в задний проход женщины и мужеложство категорически и однозначно запрещены в исламе. Однако данный вопрос рассматривается не сточки зрения дозволенности или недозволенности такого рода отношений, а с точки зрения того, что это приводит к осквернению человека (примечание переводчика).

[2] Как передаётся от Самураты бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-то совершил частичное омовение в пятницу, то это хорошо, но если он совершил полное омовение, то это лучше». (Этот хадис передал ат-Тирмизи в «Главе о пятничном намазе» и сказал «Это хороший хадис»).

Как передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине этот день – праздник, который Аллах установил для мусульман, поэтому, пусть тот, кто застанет день пятницы, совершит полное омовение, а если у него есть благовония – пусть воспользуется ими, и вам следует использовать сивак». (Этот хадис передал Ибн Маджа («Глава о том, что передаётся об украшении в день пятницы»), и аль-Мунзири в «ат-Тарги́б» сказал: «Исна́д этого хадиса хороший»).

Ат-Тахави в «Шарх ма’ани аль-асар» передаёт, что Зазан сказал: «Я спросил Али о ́ полном омовении, и он сказал: “Соверши полное омовение, если хочешь”, но я сказал: “Я лишь спросил тебя о полном омовении, которое [относится к Сунне] есть гусль” и он сказал: “В пятницу, в день Арафата, в день завершения поста и в день курбана (жертвоприношения)”». (Этот хадис передан в «Главе о полном омовении в пятницу»).

Как передал аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (I, с. 447) от Бакра бин Абдуллы от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, Ибн Умар сказал: «Поистине к Сунне относится совершить полное омовение, если человек желает войти в состояние ихрама, или желает войти в Мекку», и аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис в соответствии с условиями аль-Буха́ри и Муслима» и в этом с ним согласился аз-Захаби.

[3] То есть не пришит, не приклеен к ней и так далее, то есть является чем-то отдельным от Корана и служит препятствием между рукой человека и Кораном (примечание переводчика).

Автор основного текста: Имам Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад аль-Куду́ри 
Автор толкования: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́ аль-Ханафи
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри», том 1

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.