Слово «хукм» имеет следующие значения: «выносить решение», «руководить», «управлять», «запрещать». На основании религиозно-правовых заключений, содержащихся в аятах Корана и хадисах, действия человека подразделяются на следующие виды: фард, уаджиб, сунна, мустахаб, мубах, макрух (или муфсид – портящий действие) и харам. Религиозные предписания могут иметь повелевающий или запрещающий характер, предоставлять право выбора решения или разъяснять дозволенность чего-либо.
Слово «амаль» означает: «работа», «обязанность», «действие» и относится ко всем поступкам, совершаемым человеком в повседневной жизни – и хорошим, и плохим. Однокоренное с ним слово «муамаля» (в мн.ч. «муамалят») означает «взаимодействие». Под ним понимают юридические положения, которые регламентируют права и ответственность сторон, например, при заключении договоров, наказании за совершенные преступления и т.д. Этот термин использовали жители Медины в отношениях «мусакат (садового товарищества)». (Бухари, Шурут 14, Харс 8; Иджара 3; Абу Дауд, Имара 24).
Исламские религиозно-правовые заключения делятся на два вида: связанные с вероубеждением и действиями. В свою очередь, заключения, связанные с действиями, делятся на три части: ибада (поклонение), муамалят (взаимоотношения) и укубат (уголовное право).
1. Ибада (Поклонение)
Лексическое значение слова «ибада» – «боготворить», «поклоняться», «повиноваться», «подчиняться». Как термин, это слово означает повиновение и действия, выполняемые особым образом и выражающие стремление к приближению к Аллаху Всевышнему. За выполнение этих действий, в соответствии с намерением, полагается вознаграждение.
«Ибада» символизирует собой наивысшую степень уважения и почтения, проявляемые к Всевышнему Аллаху. В широком значении «ибада» включает все действия и поступки, которыми доволен Аллах Всевышний. Поклонение совершается исключительно ради довольства Аллаха. И этот призыв Корана к поклонению обращен ко всему человечеству:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь». (аль-Бакара, 2/21).
В аятах Корана и хадисах установлена форма разных видов поклонения. Некоторые из них являются фардом, некоторые – уаджибом, некоторые – сунной или мустахабом. Пятикратный намаз, пятничный намаз, пост в месяц Рамадан, закят и хадж – это обязательные (фард) виды поклонения. Кроме того, одни виды поклонения являются обязательными для выполнения каждым верующим, другие обязательны для выполнения только частью верующих. Эта категория поклонений относится к «фардам кифайа», например, джаназа-намаз. Виды установленных поклонений, обязательность которых не имеет четких доказательств, носит название «уаджиб», например, праздничные намазы и намаз-уитр. Значительная часть поклонений относится к категории «сунны», например, дополнительные намазы, выполняемые до и после обязательных, из них: сунны утреннего и полуденного намазов, а также последняя сунна ночного намаза относятся к «сунне муаккада» (важная сунна), а 4-ракатные намазы перед послеполуденным и ночным намазами – к «сунне гайри муаккада» (не очень важная сунна, которую иногда Пророк, салляллаху алейхи уа саллям совершал, а иногда оставлял — прим. админа).
Кроме дополнительных намазов, выполняемых до и после обязательных, есть и другие добровольные намазы, называемые «мустахаб, мандуб, или татавву», например, намаз-приветствие мечети, тахарат-намаз, намаз-духа, намаз-тасбих, намаз-истихара, намазы, совершаемые во время лунного или солнечного затмения.
Поклонения в исламе по форме выполнения делятся на четыри вида:
а) Поклонения, выполняемое телом: намаз и пост.
Поручать кому-то выполнение за себя поклонений этой категории запрещено, то есть никто не может выполнять намаз или держать пост за кого-либо. Эти виды поклонения каждый должен выполнять сам. Если они не выполнены своевременно, то становятся долгом. Если из-за хронической болезни или глубокой старости человек не может держать пост, то выплата «фидии» в размере, достаточном, чтобы накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста, будет служить возмещением долга за пост. (аль-Бакара, 2/184).
б) Поклонение, выполняемое имуществом: закят.
Выплату закята можно осуществлять при посредничестве доверенного лица.
в) Поклонение, выполняемое как телом, так и имуществом: хадж.
Человек, имеющий средства и возможности для совершения хаджа, может отправить за себя доверенное лицо.
г) Поклонение, совершаемое ради исправления недостатков.
В исламе искупление (кафарат) по значимости является действием, близким к поклонению, поскольку верующий всегда должен иметь надежду на то, что божественное прощение некоторых видов грехов может быть достигнуто посредством искупления. В Коране указываются три вида искупления:
• Искупление нарушенной клятвы. Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись (и нарушили клятву)». (аль-Маида, 5/89)
• Искупление за убийство верующего по ошибке. Убивший верующего по ошибке должен выплатить возмещение родственникам убитого и совершить искупление. Искуплением может быть освобождение верующего раба или двухмесячный непрерывный пост. (ан-Ниса, 4/92).
• Искупление за зихар (уподобление мужчиной своей жены женщинам, на которых ему запрещено жениться): это искупление становится необходимым для продолжения семейных отношений между супругами в том случае, если мужчина сказал своей жене с намерением развода: «Ты для меня – как моя мать» или «Твоя спина для меня – как спина моей матери». Искуплением за это является освобождение раба; если человек не в состоянии сделать это, то – соблюдение поста в течение двух месяцев без перерыва; если и это человек не в состоянии выполнить, то – накормить шестьдесят бедняков. (аль-Муджаделе, 58/1-4)
• Искупление за пост. Этот вид искупления, установленный для тех, кто намеренно, без уважительной причины, нарушил пост, заключается в освобождении раба – верующего или неверующего; если это невозможно – то непрерывное соблюдение поста в течение двух месяцев; если и на это не хватает сил, то – накормить шестьдесят бедняков. Данное искупление и искупление за зихар одинаковы по своим условиям. В Коране сказано:
«…не делайте тщетными ваши деяния». (Мухаммад, 47/33).
Человек, намеренно нарушивший пост, совершает преступление. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), сказал:
«Кто нарушит (без причины) пост месяца Рамадан, для того станет необходимым то, что является необходимым (искупление) для совершившего зихар». (Ибнуль-Хуммам, Фатхуль-Кадир, 1)
д) Степени поклонения.
Поклонение, в зависимости от намерения и цели, имеет три степени:
• Поклонение Аллаху, потому что только Он – Единственный, кто достоин поклонения и возвеличивания. Это является самой высокой степенью поклонения, потому что верующий желает только Его довольства. (аль-Алуси, Рухуль-Маани, 1, 86).
• Поклонение Всевышнему Аллаху с надеждой на Рай и страхом перед Адом. Такой верующий соблюдает повеления Аллаха, но для него лучше совершать поклонения только ради довольства Аллаха.
• Поклонение ради получения сиюминутной выгоды или демонстрации окружающим своей набожности. Является самой низшей ступенью поклонения, и перед Всевышним Аллахом не имеет ценности, поскольку совершается не ради Него, и не будет Им вознаграждено.
Наряду с поклонениями, форма и название которых установлены, существует множество других деяний, за которые обещано вознаграждение. Эти деяния, такие как побуждение к добру и удержание от зла, изучение религиозных наук, служение на пути призыва, иногда вознаграждаются в большей степени, чем дополнительные виды поклонения.
Кроме того, такие повседневные дела, как забота о родителях, посещение родственников или больных, помощь сиротам или обездоленным, а также призыв к истине и терпению, называемые «благими делами», также относятся к поклонению.
2. Муамалят (Взаимоотношения)
а) Взаимоотношения между людьми.
«Муамалят» (форма множественного числа от «муамаля» – взаимодействие) означает «взаимоотношения между людьми, которые возлагают на них обоюдные права и обязанности», например, заключение договоров, ответственность за совершенные преступления и т.д. Таким образом, если ибада является средством общения и связи между Аллахом и Его рабами, то муамалят представляет собой отношения между людьми на основе обоюдных прав и обязанностей.
Ислам, установивший для человека жизненно необходимые законы, связанные с опекунством, бракосочетанием, разводом, алиментами, наследством, молочным родством, клятвами, сроком ожидания после развода, также урегулировал такие важные вопросы, относящиеся к торговой и экономической сфере, как купля-продажа, право одностороннего расторжения договора, расторжение договора по обоюдному согласию, обмен денег, залог, аренда, право преимущественной покупки, компании, совместное ведение сельского хозяйства, передача полномочий другому лицу, поручительство, передача имущества на хранение и ссуда. Распространенная среди мусульман «свобода соглашения» была ограничена положениями Корана и Сунны. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Мусульмане следуют тем условиям, которые определили между собой. Однако исключением являются условия, делающие запретное разрешенным и разрешенное – запретным». (Бухари, Иджара 14; Тирмизи, Ахкам 17; Абу Дауд, Акдийа 12).
В то же время, в Коране и Сунне были определены основы взаимоотношений государства и гражданина, отношений между государствами.
б) Взаимоотношения гражданина и государства.
Приведем основные установления, регламентирующие отношения между исламским государством и его гражданами:
• Справедливость (адль). Этот принцип означает соблюдение прав каждого человека, равное отношение ко всем, свободу от дискриминации и угнетения. Справедливость является одним из качеств Всевышнего Аллаха и качеством, которым должен обладать руководитель исламского государства. В Коране говорится:
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей». (ан-Ниса, 4/58).
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства». (ан-Нахль, 16/90).
• Совет (шура). В Коране говорится о необходимости совещания при решении важных дел. Всевышний Аллах говорит:
«…и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». (Али Имран, 3/159).
«…совещаются между собой о делах». (аш-Шура, 42/38).
Последний аят указывает на то, что управление исламским государством основано на совещательном принципе. С другой стороны, на мусульманское общество возложена обязанность избрания совещательного органа и приведение его к управлению делами. (Мухаммад Абу Захра, Усуль-аль-Фикх, стр. 141).
• Общественная польза (маслахат). Необходимо, чтобы руководители исламского государства заботились, прежде всего, об общественной пользе. Всевышний Аллах в Коране предупреждает руководителей, ведущих общество к испорченности и раздорам:
«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия. Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!», гордыня подталкивает его на грех. Довольно с него Ада! Как же скверно это ложе!» (аль-Бакара, 2/204-206).
• Взаимопомощь. В исламском государстве руководитель и все члены общества должны оказывать друг другу взаимную помощь. Но верующие должны поддерживать друг друга только в хороших и благих делах, устраняя все плохое, непристойное и вредное. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (аль-Маида, 5/2).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«О Аллах! Облегчи дела тех руководителей моей уммы, которые не создают людям трудностей. И осложни дела тех, кто, получив власть, утяжеляет жизнь людей». (Муслим, Имара, 19; Ахмад б. Ханбал, IV, 60).
• Защита. Исламское государство обеспечивает защиту каждого члена общества от любых видов угнетения, бесправия и насилия, а также обеспечивает неприкосновенность чести, достоинства, имущества и жизни. Это право обеспечивается системой наказаний, установленных Кораном и Сунной, а также иными видами наказаний, не оговоренных
в них.
Укубат (Исламское Уголовное Право)
Для обеспечения соблюдения сторонами своих прав и обязанностей, а также для защиты от угнетения и несправедливости, в исламском государстве предусмотрен ряд наказаний. Наказания, описание которых имеется в аятах и хадисах, относятся к категории «хад».
Во множественном числе – «худуд». Имеется пять видов наказаний, установленных исламом за определенные преступления: прелюбодеяние, воровство, употребление алкоголя, ложное обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии и разбой. Эти наказания были признаны «Правом Аллаха», так как преступления, за которые они полагаются, направлены против всего общества. О наказании, предусмотренном за воровство, в Коране говорится:
«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый». (аль-Маида, 5/38).
Ислам стоит на страже права людей на собственность и достойную жизнь. Для бедных и неимущих закят является главным источником социальной помощи. Таким образом, государство берет на себя ответственность за помощь неимущим и нуждающимся гражданам. Если дело обстоит так, то воровство по причине нужды не должно иметь места в таком обществе. Таким образом, наказание за воровство направлено против тех, кто сделал воровство своей профессией и привычкой. Например, халиф Умар (радыйаллаху анху) в годы, когда была нехватка продовольствия в связи с неурожаем или засухой, не применял наказания за воровство по причине нужды, а использовал иные формы воздействия на провинившихся. (аль-Баджи, аль-Мунтака Шарх аль-Муватта, VI, 64, 65).
Употребление опьяняющих напитков запрещено аятами Корана и хадисами Посланника Аллаха, салляллаху алейхи уа саллям. (аль-Бакара 2/219; ан-Ниса, 4/43; аль-Маида, 5/90, 91; аль-Араф, 7/157; ан-Нахль, 16/67; Бухари, Мусакат,13, Мезалим 21; Муслим, Мусакат, 67, Ашриба 3-6, 8, 12, 73).
Наказание за употребление спиртных напитков установлено Сунной. Халиф Абу Бакр (радыйаллаху анху) применял в качестве наказания сорок ударов палкой, а в правление Умара (радыйаллаху анху) из-за увеличения числа пьющих наказание за пьянство было увеличено до восьмидесяти ударов. Однажды к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) привели пьяного человека. Он приказал наказать его. Абу Хурайра, радыйаллаху анху (д.с. 58/677), так рассказывает об этом происшествии:
«Некоторые из нас били его руками, другие – обувью, а некоторые били одеждой. После этого, когда тот человек пошел прочь, мы кричали ему в след: «Да осрамит тебя Аллах». На это Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Не говорите так, не помогайте шайтану против него». (Бухари, Худуд, 4; Муслим, Худуд, 35; Абу Дауд 35, 36; Тирмизи, Худуд 14,15).
Поскольку возмездие (кысас) считается неотъемлемым правом личности, оно не было включено в число установленных наказаний. Наказания, не входящие в число «хад» и устанавливаемые исламским государством, относятся к «тазир». Данный вид наказаний применяется в форме тюремного заключения, ссылки, денежного штрафа и им подобных. (аз-Зухайли, аль-Фикх-аль-Ислам уа Адиллятуху, IV: 284).
Ссылка применяется как наказание, если человек не совершил такого тяжкого преступления, как убийство или грабеж.
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Нормы торговых и экономических отношений в Исламе», с. 15-22