Табакатуль фукаха
Исследователи Ислама каждому ученому воздали по праву. Муффасиров, мухаддисов и факихов разделили по степени и глубине знаний. Произведения, написанные на эту тему, назвали «табакат», а книги, где факихов разделили по категориям, назвали «табакатуль фукаха». В первое время Ислама факихов из числа сподвижников и табеинов не делили на разные категории. Даже в те времена термин «факих» не использовался в том значении, какое вкладывают в это слово в наши дни. В то время еще не возникли мазхабы по фикху.
В тот период каждый – великий или малый – ученый поступал сообразно своим знаниям и никто не следовал за другими лицами (не делали таклид). В случае возникновения вопроса они обращались друг к другу, но в конце периода жизнедеятельности табаинов и в начале периода атбаит-табаинов начали появляться мазхабы по фикху.
После образования мазхабов факихи, особенно факихи ханафитского, маликитского, ханбалийского и шафиитского мазхабов стали делится на степени в зависимости от глубины и силы знаний. Были созданы различные произведения, главной темой которых была жизнедеятельность факихов каждого мазхаба.
Имам аль-Маргинани разделил муджтахидов ханафитского мазхаба на семь категории. Это следующие степени:
1) аль-Муджтахид фи аш-шариа
Это лицо, которое совершает иджтихад в рамках лично выработанных правил и принципов, при этом ни в основе, ни во вспомогательных дисциплинах не следует по стопам других муджтахидов. К этой категории относятся Имам Абу Ханифа, Имам Шафий, Ахмад ибн Ханбаль и Малик ибн Анас.
2) аль-Муджтахиду фи аль-мазахиб
Это личность, которая, несмотря на способность извлекать нормы из текстов в рамках некоторых методов, следует по стопам муджтахиду в религии и совершает иджтихад согласно его методам и принципам. Муджтахиды, относящиеся к этой категории, с точки зрения методов не противоречат правилам муджтахидов, за которыми они следуют. При этом они могут противоречить им во второстепенных вопросах. К этой категории относятся Абу Юсуф, Имам Мухаммад, Имам Зуфар, Хасан ибн Зияд.
3) аль-Муджтахиду фи аль-масалят
Это факихи, обладающие способностями совершения иджтихада в тех вопросах, решения на которых нет в том мазхабе, последователем коего он является. Абу Бакр аль-Хассаф, Тахави, Кархи, Халвани, Сарахаси, Кадихан и подобные им факихи признаются муджтахид фи аль-масалят. Они не противоречат правилам муджтихада ни в фуру, ни в усуль.
4) Асхабут тахридж
Эти ученые разъясняют непонятные высказывания муджтихадов того мазхаба, последователями которого они являются, в случае вероятности различного понимания смысла какого-либо слова, сравнивают его с другими текстами и придают направление ему. Это ученые, обладающие способностями для решения вновь возникших проблем, которых ранее не было в своих мазхабах, причем придерживаясь методов и правил того мазхаба, за которым они следуют. К этой категории относятся такие факихи, как Абу Бакр аль-Джассас, Абу Абдуллах аль-Гурджани.
5) Асхаб ат-тарджих
Факиха, который различные сообщения и высказывания, имеющиеся по одному вопросу, разъясняет путем предпочтения одного из них, называют Асхаб ат-тарджих. Факих, относящийся к этой категории, использует такие термины, как: «этот предпочтительнее», «этот более достоверный», «этот более ясный», «этот больше подходит для сравнения». К этой категории ученых относятся такие факихи, как: Кудури, аль-Маргинани, Камалуддин ибн аль-Хумам.
6) Асхаб ат-тамииз
Это факихи, отделяющие друг от друга сообщения (риваяты) явные (захир) и редкие (надир), сильные сообщения от слабых. К этой категории относятся авторы четырех книг: Баракат ан-Насафи, Мавсыли, Таджушариа, Музаффаруддин ибн Саати.
7) аль-Мукалидуль
Это ученый, который не обладает правомочностью для произведения иджтихада, тарджиха, тамииза и тахриджа, но выучивший большую часть предписаний своего мазхаба, проблемы и сообщения, и записавший их в свое произведение. К этой категории относятся большинство факихов-ханафитов, живших после 800 годов по Хиджри. Как, например, Аладдин аль-Хаскафи, Ибн Абидин.
Автор: Рустам Нургалеев, старший преподаватель КИУ
Из книги: «Основы исламского права», стр. 109-112