Благородный Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) всю свою жизнь окружил Кораном, полностью отождествился с ним, стал одним целым и, благодаря прекрасной нравственности, стал живым воплощением Корана. По этому поводу поэт Муаллим Наджи писал: «Увидев витиеватую вязь Корана и услышав величавые и гармоничные звуки, человек от удивления замирает. Этот Коран есть твой портрет, о Пророк Мухаммад, ибо он (саллаллаху алейхи уа саллям) — выражение твоих высоких нравов!»
Действительно, читая Коран, то есть слово Аллаха, человек видит в нем описание Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) и его нравственности, читает повествование о его жизни. По этой причине, каждый правоверный должен постоянно читать Коран, и размышляя над его строками, стараться практически претворять его положения в свою повседневную жизнь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) своим сподвижникам давал следующие советы:
«Читайте Коран, ибо он в Судный день будет заступаться за своего читателя!» (Муслим, Мусафирин, 252)
«Кто прочитает хоть одну букву Корана, тому запишется одно хасана (богоугодное дело), а за каждый хасана записывается десять сауабов. Я не утверждаю, что алиф, лям, мим являются одной буквой. Совсем наоборот, алиф – отдельная буква, лям – отдельная буква и мим – отдельная буква». (Тирмизи, Фадаилуль-Куран, 16)
Таким образом, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) призывал своих последователей постоянно читать Коран. Каждый мусульманин, закончив чтение Корана от начала и до конца, должен вновь начать чтение, и при этом предаваться долгим размышлениям над его положениями. Необходимость этого наглядно представлена в нижеследующей истории:
Некий человек, придя к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям), спросил у него:
– О Посланник Аллаха! Какое благородное деяние является богоугодным?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) ответил:
– Поступки «халя» и «муртахила».
Человек удивленно спросил:
– А кто это? Что означают слова «халь» и «муртахила»?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) изрек:
– Это человек, который, закончив чтение всего Корана, вновь возвращается к первой странице и снова начинает чтение. (Тирмизи, Кираат, 11)
Чтение Корана является одним из важных видов поклонения, поэтому само по себе является благочестивым деянием. Но главная цель – это понимание истинного смысла, практическое руководство в повседневной жизни и передача главной идеи Корана другим людям. Однако следует учесть, что чтение Корана требует предварительного настроя и особого состояния души. При чтении нужно всеми помыслами устремиться к Аллаху. Размышлять над прочитанным, во всем следовать ему в жизни, прочитав истории Пророков и предания старины, делать соответствующие выводы. Когда в тексте встречаются описания атрибутов Аллаха, произносить «СубханаЛлах», встретив места, где говорится о райских садах и милости Аллаха, молить Аллаха о ниспослании всяческих благ. А когда в тексте встречаются описания ада и упоминается о гневе Всевышнего, просить Его оградить нас от них.
Настоящий правоверный, читая Коран, должен ощущать себя таким образом, словно он стоит перед Всевидящим Аллахом, который неотрывно наблюдает за ним. Он должен ощущать сердцем Его присутствие, и пребывать в таком психологическом состоянии, словно в данное время Господь обращается к нему. Необходимо размышлять о величии Аллаха и об атрибутах и качествах так, как об этом сообщено в аятах Корана. В душе все время нужно умолять и просить Создателя о прощении грехов, оживлять в памяти картины гибели целых народов и племен, вспоминать о Пророках и друзьях Аллаха. Одним словом, надо вникнуть в суть коранических посланий. Кто не может понять смысла Корана, тот должен духовно подготовиться к чтению, проникнуться мыслью о важности предстоящего процесса. В результате душа осветится светом любви и уважения, и там, во всем своем величии и красе, отразится могущество Корана, который есть слово Бога. Если есть возможность, то лучше всего прочитать толкования Корана, постараться понять содержание послания. Если и это трудно, то нужно посещать наставления, лекции и беседы ученых и праведных людей.
Сподвижники, узнав у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) десять аятов, никогда не переходили к следующим занятиям, тщательно не изучив и практически не претворив в жизнь изученный материал. Впоследствии они говорили, что теоретический курс всегда подкрепляли практическими действиями. (Ибн Ханбаль, V, 410)
Например, Имам Малик писал, что Абдуллах ибн Умар восемь лет усердно занимался, чтобы досконально изучить суру «Бакара» (Муватта, Куран, 11). В связи с этим сообщением, ученый аль-Баджи сделал следующее заявление: «Подобное объясняется не слабостью их памяти, а совсем наоборот, Они столько много времени тратили на то, чтобы тщательно изучить повеления Корана, положения и правила. Изучив эти положения, они использовали изученное в повседневной жизни». (Каттани, II, 191)
Мауляна Джалалятдин Руми по этому поводу говорил: «Во времена Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) на тех сподвижников, которые выучили одну или половину суры, люди, говоря, что они знают целую суру наизусть, показывали пальцами и выказывали им самое глубокое уважение. Ибо они учили Коран, предварительно хорошо усвоив содержание и детально изучив его положения. Они как бы «ели» эту Божественную книгу, посвящая ей свои жизни. Разумеется, не каждый может съесть столько много еды, однако некоторые, при условии, что они вынут изо рта пережеванное, спокойно могут съесть столько продуктов, сколько нагружены на тысячи ослов. В отношении таких индивидов сказано: «Существует столько читателей Корана, которых он только проклинает!» Это сказано именно про тех людей, которые при чтении совершенно не вникают в смысл Божественных посланий». (Фихи ма фих, 78)
Стоит отметить, что полностью невозможно понять содержание Корана, ибо в каждом аяте таится очень глубокий смысл. Как говорил Мухаммад Париса: «Если бы стало явным истинное содержание сур и аятов Корана, то этого не вынесли бы ни семь небесных сфер, ни земной шар». Неизвестный поэт писал, что, если даже в результате самых последних научных открытий станет возможном постижение всех вселенских тайн и будет изучено все космического пространство, все равно для людей останутся непостижимыми многие аяты Корана: «Когда закончатся все исследования и споры о Вселенной и о бытие, за слоем занавесей, прикрывающих сокровенную суть, человечество все еще ожидают бесконечные и беспредельные тайны Корана».
Нам же, простым людям, нужно изучать коранические положения в силу своих способностей, и затем в своей повседневной жизни руководствоваться ими, так как постижение всей глубины Корана значительно превосходит возможности простых смертных. Как прекрасно выразился некий поэт:
Я погрузился в море драгоценностей,
И взял я немного, на что хватило сил.
Я взял лишь капельку одну,
А море так и осталось невозмутимым.
Поэтому слово Аллаха, коим является Коран, представляющий по своему содержанию бездонный океан мудрости, необходимо читать сосредоточенно, с большим уважением и почтением. Получение полноценной пользы от чтения Божественной книги напрямую зависит от этого.
Благоговение и страх перед могуществом Аллаха представляют собой выражение почтения к Нему. Обычно ученые и мудрецы, сердца которых полны уважения и любви к Аллаху, держа перед собой раскрытую Божественную книгу, в экстазе начинают плакать и падать ниц, ибо они познали Его могущество и истину. Именно про таких людей Аллах сообщает:
وَيَخِرُّونَ لِلأَذْقَانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهُمْ خُشُوعاً
«И они падают ниц, рыдая, и их смирение увеличивается». (17/109)
Тех, кто постоянно смиренно читал Коран, внимательно вдумываясь в содержание и руководствуясь его положениями в своей личной жизни, кто построил свою жизнь в свете его приказаний и запрещений, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) называл из «ахлю Коран». В хадисе сообщается, что в Судный день по воле Аллаха Коран будет защищать тех, кто целыми ночами не спал, читая его Божественные аяты (Ибн Маджа, Адаб, 52). В другом хадисе говорится:
«В Судный день на место правосудия приведут Коран и всех тех людей, которые жили согласно кораническим требованиям. В это время суры «Бакара» и «Али Имран» пройдут вперед Корана. Каждая из этих сур будет соревноваться с другой, чтобы защитить своих читателей». (Муслим, Мусафирин, 253)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) указывал, что «ахлю Коран» принесут пользу не только себе, но и своим близким. По этому поводу он говорил:
«В Судный день приведут отца того, кто постоянно читает Коран и старается жить согласно его требованиям, и наденут на его голову корону. Сияние этой короны значительно превосходит свет, освещающий дома земных жителей. В таком случае, представьте себе: какое сияние будет исходить от того, кто сам лично читал Коран!» (Абу Дауд, Витр, 14)
Что касается тех, кто просто читает и заучивает некоторые суры, то до тех пор, пока они не будут практически претворять положения Корана, не будут считаться «ахлю Коран». Для каждого мусульманина самым главным является намерение, решение и стремление к безоговорочному следованию учению Корана. Нужно каждой клеткой тела и каждым укромным уголком души ощущать Божественное присутствие.
Неизвестный поэт, указывая на то, что нельзя, поддавшись очарованию звучного голоса чтеца, замирать на одном месте, а нужно стремиться в запредельные духовные выси и стараться правильно понять слова Аллаха, писал: «О, читатель Корана! Открой глаза души и внимай слову Аллаха! Слушай Его слова от Него же! Мелодичный голос чтеца порой является просто преградой. Будь осторожен! Не замирай под звуки!»
Кроме всего этого, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда поощрял и хвалил тех сподвижников, которые собирались вместе для чтения и изучения Корана. Благодаря благочестивым занятиям, можно удостоиться таких милостей, о которых сообщается в следующем хадисе:
«Если люди, собравшись в круг, начнут читать книгу Аллаха и будут между собой обсуждать некоторые ее положения, будут стараться понять ее содержание, то их осенит Божественное облако, и они будут удостоены Божьей милости. Ангелы, наткнувшись на круг людей, поминающих Аллаха, возьмут их в свой круг, восходящий до небес. И Аллах тоже будет поминать их в Своем кругу». (Муслим, Зикр, 38)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), который придавал большое значение Корану, особенно любил своих сподвижников, с почтением и любовью относящихся к Божественной книге. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) даже назначил командующим Усмана бин Аби Аса (радыйаллаху анху), хотя он был самым молодым в племени Сакиф. Такое отношение объяснялось очень просто: Усман лучше всех знал положения Корана и больше других стремился дотошно изучить книгу Аллаха.
Родственники Усмана бин Аби Аса, считая его самым молодым мужчиной племени, оставили его в тылу, чтобы он присматривал за животными. Когда все вернулись обратно и, изморенные жарой пустыни, легли отдыхать, Усман пошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям) и стал расспрашивать его насчет некоторых религиозных предписаний. Затем он стал слушать и изучать Коран. Таким образом, Усман первые уроки получил у самого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям).
Вскоре Усман (радыйаллаху анху) втайне от своих соплеменников принял Ислам и, когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) был занят другими делами, Усман шел к Абу Бакру или же к Убай бин Каабу. Он задавал им вопросы и изучал все, что касается религии. Подобное поведение Усмана сильно нравилось Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). И когда представители племени Сакиф изъявили желание вернуться на Родину и попросили Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) послать с ними проповедника, он, несмотря на то, что Усман был самым молодым, назначил его имамом племени. (Ибн Сад, V, 508; Ибн Хишам, IV, 185)
Внимание, которое оказывал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) чтецам Корана, охватывало не только живых людей, но и умерших. Согласно рассказу Джабира (радыйаллаху анху), после окончания битвы при Ухуде мусульмане собрали всех павших в одно место. Приготовив могилы, они решили захоронить по два убитых человека в одну могилу, и перед погребением шахидов Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда спрашивал: «Какой из них лучше знал Коран?» (Бухари, Джанаиз, 73, 75). Кого показывали как более знающего Коран, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) погребал первым и клал тело павшего ближе к Каабе.
Все эти случаи ясно говорят о том, что чтецы Корана занимают особо важное место, как перед Аллахом, так и перед Его посланником.
Авторы: Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая
Из книги: «Лучший Пример», том 1, стр. 275-282