Фикх

Разговор состоявший между муфтием Гангохи и безмазхабником возле макама Ибрахима

Муфтий Махмуд Хасан Гангохи аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) рассказывал, что он встретил (в хадже) возле макама Ибрахима безмазхабника, который сказал ему:

— Я слышал, что ты муфтий. Мой тебе совет — не давай фетвы, противоречащие Корану и Сунне.

Муфтий:

— Если это общий совет, то я благодарю тебя. А если ты имеешь в виду какую-то мою конкретную фетву, которая противоречит Корану и Сунне, то укажи мне на нее, чтобы я мог пересмотреть ее, и если я пойму, что ошибся, то откажусь от нее.

Безмазхабник:

— Я не знаю таких фетв, но я слышал, что ты выносишь фетвы, и поэтому решил дать тебе общий совет.

Муфтий:

— Тогда послушай внимательно. Когда поступает вопрос, то я обращаюсь сначала к Корану. Если я нахожу ответ там, то больше не обращаюсь ни к чему. Например, вопрос о троекратном единовременном разводе. После обращения к Корану, я нашел там следующее: 

الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ

«Развод (после которого можно вернуть жену) — дважды». (Коран, 2:229)

А в следующем аяте сказано: 

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّىٰ تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

«Если он развелся с ней (в третий раз), то ему не дозволена она (отношения с ней), пока она не выйдет замуж за другого». (Коран, 2:230)

И из этих аятов мы понимаем, что если будет дано три развода, то они будут действительны и не имеет значения, были они даны единовременно или раздельно. В Коране нет никакой другой детализации этой темы. И такая жена не будет дозволена для своего мужа, если только не произойдет процесса «халяля». И это фетва о трех разводах, которую я выношу в соответствии с Кораном. Если же я не нахожу ответ в Коране, то обращаюсь к хадисам. Если я нахожу ответ там, то больше не обращаюсь ни к чему другому. Например, меня спросили, должен ли человек читать Коран в намазе за имамом. Я не нашел ответа на этот вопрос в Коране. Затем я обратился к Сунне и в «Сахихе» Муслима нашел хадис: 

إذا قرأ الإمام فأنصتوا

«Когда имам читает (Коран в намазе), то молчите». (№905)

Этот хадис достоверен, ясен и не отменен. Из этого хадиса мы ясно понимаем, что не дозволено тому, кто следует за имамом, в намазе читать Коран. И я даю фетву согласно этому хадису. А если я не нахожу ответа в хадисах, то даю фетву согласно иджтихаду имама Абу Ханифы.

Безмазхабник:

— Невозможно, чтобы ответа не было в хадисах. Если ты не можешь найти ответа в своих книгах, то ищи в других.

Муфтий:

— А что ты имеешь в виду под книгами других? Мне искать ответ в книгах иудеев и христиан?

Безмазхабник:

— Нет. У Бухари, Тирмизи и так далее.

Муфтий:

— Почему ты о них сказал, как о книгах других? Разве они не наши тоже? Мы все время обучаем этим книгам. Ты утверждаешь, что все ответы есть в хадисах, но сама Сунна тебя опровергает. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отправлял Му’аза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, то спросил его: «Как ты будешь выносить решения?» И Му’аз сказал: «Согласно Корану». И Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) тогда спросил его: «А если решения не будет в Коране?» И Му’аз сказал: «Тогда согласно Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) спросил: «А если решения не будет в Сунне?» И тогда Му’аз сказал: «Я проявлю усердие, чтобы найти верное решение». И когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) это услышал, то он сказал: «Хвала Аллаху, который наставил посланца Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)». (Тирмизи, №1327)

Безмазхабник:

— Задай мне любой вопрос, и я тебе приведу довод из хадиса.

Муфтий:

— Если ты в ответе на каждый мой вопрос сможешь привести ясный, достоверный и не отмененный хадис, то я покаюсь перед Аллахом в том, что был ханафитом, и откажусь от таклида за имамом Абу Ханифой (да помилует его Аллах). Хорошо, можешь ли ты привести мне ясный хадис о том, можно ли удалять волосы с щек и груди? И когда не оказалось никаких хадисов по этому вопросу, то этот человек смутился и сказал:

— Ты меня хочешь проверить?

Муфтий:

— Да, я хочу тебя проверить. Ты думал, я так легко от кажусь от следования ханафитскому мазхабу? Я собираюсь тщательно протестировать тебя перед тем, как отказаться от пути имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах), и последовать твоим путем.И этот человек вспылил и собрался уходить.

И муфтий сказал:

— Ты же обещал мне привести хадис по каждому вопросу! Выполни свое обещание, а то нарушение обещания — это признак лицемеров. Ведь в достоверном хадисе передается один из признаков лицемеров:

إِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ

«Когда он обещает, то нарушает обещание». (Бухари, №33; Муслим, №211)

Но безмазхабник проигнорировал все это и ушел. И муфтий тогда сказал ему:

Хотя бы пожми мне руку обеими руками перед уходом.

И он протянул одну руку навстречу вытянутым двум рукам муфтия, как принято у безмазхабников. (См.: «Малфузат» муфтия Махмуда Гангохи 2/297) 

Сунной является рукопожатие двумя руками. В основе в рукопожатии одной рукой нет ничего плохого, однако в данном случае это являлось обычаем безмазхабников.

Автор: Муфтий Закария Макада аль-Ханафи
Из книги: «Таклид. Зачем следовать мазхабу?», стр. 71-74

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *