Акыда

Расскажи мне об Исламе: Как принять Ислам, что такое Таухид итд?

Как принять Ислам?

Принять Ислам очень просто. Нужно произнести свидетельство (шахаду), которая на арабском языке звучит примерно так:

‎أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

«Ашхаду алля иляха илляЛлах. Уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх».

«Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».

Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий Ислам, следующие:

1. Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он Един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле — скрытое многобожие.

2. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни было смысле).

3. Благородный Коран — это последнее Божественное Писание, ниспосланное нашему Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и всё, что содержится в нём, является истиной.

4. Жизнь после смерти — это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.

5. Все предписания Благородного Корана и нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной. Когда человек принимает все эти основные положения веры как истинные — на словах и сердцем — он становится мусульманином.

Основные столпы веры заключены в этих словах:

«Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги (в том виде, в котором они изначально были ниспосланы пророкам), в Его посланников, в Судный день, в то, что всё хорошее и плохое — всё от Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти».

Шахаду часто произносят в присутствии двух свидетелей, как правило, в мечети. Однако это не обязательно. Можно принять Ислам в полном одиночестве. Проще говоря, если вы верите, что Бог один и что Мухаммад — Его Пророк, вы уже можете считать себя мусульманином и произнести шахаду.

Если вы приходите в Ислам из другой религии, также надо освободиться от убеждений, которые были частью вашей прошлой веры и не соответствуют Исламу. Например, христианин должен засвидетельствовать, что не считает больше Иисуса Богом.

Если вы пока не готовы исполнять все практические предписания религии, это не преграда для принятия Ислама. Главное — признавать, что все исламские установления законны, то есть что каждый мусульманин действительно обязан молиться пять раз в день, поститься в месяц Рамадан, не есть свинину и не употреблять алкоголь и так далее. Даже если вы понимаете, что, к сожалению, у вас
не получится сразу начать соблюдать все предписания, это не повод откладывать принятие Ислама.

Быть немусульманином гораздо хуже, чем быть мусульманином, который грешит. Тем не менее, надо осознавать, что принятие Ислама — это серьезный шаг. И будет лучше, если вы с первого дня начнете соблюдать религию на практике и постараетесь не грешить.

Иман (вера)

Слово «иман» в арабском языке означает «вера». Вера — это самое дорогое, что у нас есть. Она дороже всех мирских благ. Земные богатства — песчинка по сравнению с истинной верой. Иман — это ключ к спасению в вечной жизни.

Важно понять, что имеется в виду не любая вера, а только исламская — истинная. Недостаточно просто верить во что-то «сверхъестественное» — необходимо верить правильно. Не имеет ценности вера в то, что богов много, вера в троицу или в человеческие реинкарнации. Это «золото дураков». Грош цена такой вере.

Также, если в наши дни человек, знающий об Исламе, просто верит, что Бог есть, однако не относит себя к мусульманам, его вера не принимается.

А вот исламская вера ценнее настоящего золота. Мусульмане — обладатели истинного имана. Самый бедный мусульманин, на самом деле, богаче самого влиятельного немусульманина. Верующий заботится о своей участи в вечной жизни, в то время как неверующие часто даже не задумываются об этом. Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал о неверующих (смысл):

«Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни». (сура 30 «Ар-Рум», аят 7)

Верующий поклоняется своему Создателю, неверующий же поклоняется чему угодно, кроме Бога: природе и природным явлениям, идолам, правителям, своим страстям и желаниям. Не бывает такого, чтобы человек никому и ничему не поклонялся. Иногда, впрочем, он убеждает себя, что не поклоняется никому. Но это неправда. Обычно это означает, что он поклоняется самому себе.

Один из великих земных правителей сказал мусульманину, известному своей богобоязненностью: «Я исполню любое твое желание, проси всё, что хочешь». Тот ответил: «Как же я могу просить что-то у тебя, если ты раб моего раба?» Правитель спросил: «Как я могу быть рабом твоего раба, если я богатый правитель?» Богобоязненный верующий ответил: «Ты раб своих страстей, а я властвую над своими страстями».

Руководство для верующего — Закон Всемогущего, Всезнающего Аллаха. А неверующий следует законам, придуманным людьми. Людские законы постоянно меняются и противоречат друг другу; это очень ненадежный ориентир.

Иман — это путь, который выбирают разумные, а неверие — это путь глупцов. Размышляя, человек приходит к тому, что Бог есть, что Он Один, что Он чист от недостатков и что пророки убеждают нас в том, что они, на самом деле, посланы Богом, при помощи чудес. Ислам — религия, в которой ценится разум, и вера разуму не противоречит.

Есть шесть столпов веры (имана):

1. Вера в Аллаха.
2. Вера в Его ангелов.
3. Вера в Его Книги.
4. Вера в Его посланников и пророков.
5. Вера в Судный день.
6. Вера в предопределение, в то, что все хорошее и плохое происходит по Воле Всевышнего.

Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.

Вера в Аллаха

Вера в Аллаха подразумевает веру в Единого Бога, Который не имеет начала и никогда не умрет. Он совершенен, чист от всех недостатков и описан особыми — не сотворенными — божественными качествами. Он создал этот мир, и Он Единственный имеет силу творить.

Что такое таухид?

Слово «таухид» означает «Единобожие». Мусульмане верят, что Бог Один. Доказать истинность этого исламского убеждения, с точки зрения разума, очень просто. Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели нечто создать, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым. Если же они всегда бы соглашались друг с другом, то это означало бы, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то (в данном случае, нужда в компромиссе) — это слабость.

Итак, таухид — это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключительное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от всего остального, абсолютно самодостаточен.

Многобожие — это придание Аллаху сотоварища. По-арабски многобожие называется «ширком». Ширк — это самый большой грех, более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху сотоварища, не являются мусульманами.

Поэтому обвинение в многобожии — это самое страшное обвинение, которое можно представить. И без знаний нельзя никого обвинять в этом, особенно если человек сам называет себя мусульманином. Не все, что может кому-то показаться ширком, им является. Иногда мусульмане впадают в крайность: им мерещится многобожие в невинных вещах. Чтобы разобраться, где истина, нужно получать знания.

Очень важно следить за собой, не допуская и мысли о том, что кто-то, кроме Всевышнего, может повлиять на ход событий. Ни черная кошка, перебежавшая дорогу, ни расположение звезд, ни колдовство — всё это не имеет никакой силы. Если Аллах захочет, чтобы что-то произошло, то, даже если соберутся вместе все люди и джинны, они не смогут этому помешать. Поэтому мусульмане часто произносят: «Ля хауля уа ля куввата илля биЛлях», — что означает: «Ни у кого нет ни силы, ни могущества, кроме Аллаха».

Аллах ничему не подобен!

«Нет ничего подобного Ему» — это часть аята Благородного Корана, который раскрывает убеждения мусульман. (сура 42 «Аш-Шура», аят 11)

В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. И это утверждение означает не только признание факта, что изображение Бога нельзя нарисовать на холсте или слепить из глины. Данное утверждение понимается абсолютно. Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.

«Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож». Данное убеждение является одним их тех, что создают пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.

Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что Он занимает место, что Он находится в каком-либо направлении (будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и так далее. Все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, и являются недостатком, который чужд Богу.

Возможно, это будет проще осознать в связи со следующим рассуждением. Всё, что нас окружает, так или иначе определено. Например, живое и неживое в мире имеет цвет, и можно спросить, какой это цвет. Всё вокруг имеет свои слабости, и можно спросить, какие они, как они проявляются. Размышляя о чем-то, мы уточняем, какой у этого размер, род, возраст, характер. Всё имеет свои особенности и параметры. Параметры, ограничения, качества, о которых можно спросить: «Как?» — это всё характеристики творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти параметры. И абсолютно все характеристики творений именно таковы: они конкретизированы и имеют пределы.

Вот, например, девочка Сафия. Какой у нее возраст? Ей пять лет. Кого она любит? Маму и папу. Какие у нее достоинства? Она очень щедрая, особенно когда у нее хорошее настроение. Какие у нее недостатки? Она боится темноты. Кто все это определил? Определить это может лишь Тот, Кто ее создал, — Аллах.

Все качества творений, без исключения, нуждаются в определении. Но Сам Аллах никем не создан, и потому Он не описан качествами, которые имеют пределы. Иными словами, все качества Создателя в корне отличаются от любого качества творения, то есть такого качества, о котором можно спросить: «Как?» Следовательно, Аллах отличается от всего, что может представить человек.

Следует отгонять от себя всякие попытки представить Бога. В частности, это важно для детей, которые начинают думать и осознавать, что Аллах есть, начинают обращаться с молитвой к Аллаху и могут пытаться нарисовать у себя в сознании какую-то картину, пытаться представить себе, к кому они обращаются. Этот аят — лекарство от заблуждения.

Аллах создал этот мир

Пример с фруктовым садом, который помогает понять, что у мира существует Создатель: «Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды утром найдёт в своих владениях деревья поваленными и разбросанными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь стихийного бедствия.

Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем, каждого третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник.

Как же человек, который не может допустить и мысли, что порядок в пяти или десяти поваленных деревьях — всего лишь случайность, думает, что случайностью является этот гармоничный мир? Как может он считать, что этот мир создал сам себя?»

Логическое доказательство существования Аллаха: Исходное условие А: Мы существуем здесь сегодня. Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему существованию сегодня.

Если мы существуем здесь и сейчас, тогда очевидно, что ряд событий, предшествующий нашему появлению, имеет начало. Тот, кто говорит, что этот ряд событий бесконечен, тем самым утверждает, что бесконечность пришла к концу, а это противоречит логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего пункта назначения только после того, как ее колеса повернутся бесконечно много раз», — и затем заявит, что машина прибыла в свой пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не прибыла бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число оборотов было условием ее прибытия.

Раз мир имеет начало, то должен быть Создатель, давший существование ряду событий, — поскольку их не было до того, как они начались. Иметь начало и быть созданием — это одно и то же. Создать — значит привести к появлению, и все имеющее начало должно появиться.

Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир». Сотворенный Всевышним Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-алям». Этот термин происходит от слова «аль-алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо». Сам по себе мир (аль-алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца.

Сыфаты Аллаха

Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У Всевышнего очень много совершенных качеств — неограниченное количество. Есть необходимый минимум, который следует знать — 14 сыфатов.

Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах:

1. Существование (Аль-Вуджуд). Аллах есть, и здравый рассудок не может представить, что Его нет.

2. Безначальность (Аль-Кыдам). У Аллаха нет начала, Он не был рожден, Он не создан. Все, что имеет начало, должно иметь Создателя. Аллах не сотворен и безначален.

3. Бесконечность (Аль-Бака). Аллах бесконечен, Он никогда не умрет.

4. Единственность (Аль-Вахдания). Аллах Один, у Него нет сотоварища, соучастника. Нет никого,
кто бы походил на Него в Сущности, в качествах или в действиях.

5. Неподобие творениям (Аль-Мухаляфату лиль-хавадис). Аллах не подобен творениям.

6. Самодостаточность (Аль-Кыяму бинафсихи). Аллах ни в чем не нуждается. Аллах не нуждается в месте. Аллах не нуждается в том, кто осуществлял бы выбор. Все нуждается во Всевышнем, а Он ни в чем не нуждается.

7. Жизнь (Аль-Хайят). Аллах живой и не меняется.

8. Знание (Аль-Ильм). Аллах знает все, Его Знание не изменяется. Ему изначально известно всё, что произойдет.

9. Слух (Ас-Сам’). Аллах всё слышит, даже то, как муравей ползет по камню. Всевышний слышит не при помощи ушей или каких-либо других органов.

10. Зрение (Аль-Басар). Аллах всё видит, но не при помощи глаз или каких-либо других органов.

11. Воля (Аль-Ирада). Без Воли Всевышнего ничего не происходит. В мире обычно соблюдается привычный порядок вещей: нож режет, огонь сжигает и так далее. Однако это лишь внешние связи — всё происходит по Воле Аллаха. Если Аллах захочет, то привычный порядок вещей нарушится. Так, когда пророка Ибрахима, мир ему, бросили в огонь, пламя его не тронуло.

12. Могущество (Аль-Кудра). Для Аллаха нет ничего невозможного, Он может всё.

13. Речь (Аль-Калям). Речь Аллаха не такая, как у его творений, она предвечна, не сотворена, не состоит из звуков и букв. Коран, как и другие Писания — это Речь Аллаха: Коран не сотворен и предвечен. Однако каждое конкретное озвучивание Корана в этом мире, например, чтение Корана чтецом, сотворено. Это сложный вопрос вероучения, он подробно разбирается в книгах. Достаточно знать, что Речь Аллаха предвечна и не сотворена, и не сомневаться в этом.

Также следует знать, что Всевышний Аллах:

14. Живой.
15. Знающий.
16. Волеизъявляющий.
17. Всемогущий.
18. Слышащий.
19. Видящий.
20. Говорящий.

У Всевышнего есть еще не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он хочет, чтобы нечто существовало, то Он создает это; если не хочет — не создает. Аллах не обязан творить этот мир. Но Он захотел — и сотворил его. Всевышний творит без нужды творить (это логично, ведь Аллах ни в чем не нуждается).

Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое. Все сыфаты Аллаха предвечны и не созданы.

Шейх Абу Адам ан-Наруиджи о вере в Аллаха

Современный исламский ученый, шейх Абу Адам ан-Наруиджи в краткой статье разъясняет, что включает в себя вера в Аллаха:

Слово «Аллах» в арабском языке значит «тот, кто наделен качеством Божественности», а это сила создавать. Создать означает дать чему-либо начало. Все, что имеет начало, будь то физический объект, действие, мысль или что-либо другое, должно быть создано и потому называется созданием. Никто и ничто не имеет силы создавать, кроме Аллаха, и все остальное — Его создание. Он один существует без начала и конца, а все остальное создано Аллахом, и Он все поддерживает. Таким образом, лишь Он достоин поклонения. Он ни в чем не нуждается, но все остальное нуждается в Нем. Поэтому допустимо использовать русское слово «Бог», когда мы говорим об Аллахе.

Однако важно понимать, что, когда мусульмане называют Бога «Он», они не имеют в виду, что Он охарактеризован полом. Бог — не мужского, не женского и не среднего рода, поскольку Он не создание и не объект. Он охарактеризован лишь качествами совершенства и чист от качеств созданного, таких как наличие детей, сотоварища, соперника или жены.

Качества Создателя не подобны качествам созданного, поскольку качества, которыми Он описан, не имеют ни начала, ни конца. Он не ограничен временем и пространством. Он создал их и все, что в них существует, включая свет, тьму, холод, жару, природу, атомы, цвет, добро и зло. Наше воображение ограничено, так что мы не можем себе Его представить. Поэтому мусульмане говорят: «Бог отличен от всего, что вы себе можете вообразить».

Мусульмане верят, что Аллах охарактеризован качеством абсолютной Единственности. У Него нет сотоварища, ни полностью, ни частично. Ни у кого нет качеств, подобных Его качествам. Идолопоклонники верят, что у Бога есть сотоварищ или двойник. Такого быть не может, потому что, если один из них хочет сделать одно, а другой — другое, то тот, кто не добился желаемого, не может быть Богом, поскольку он потерпел поражение.

Те же, кто верит, что Бог состоит из частей, например, христиане, верящие в троицу, — они тоже ошибаются, потому что части нуждаются друг в друге, чтобы сформировать целое, а то, что в чем либо нуждается, не может быть Богом. Добавим, что очевидное доказательство существования Создателя — это существование вселенной. Когда мы видим нечто, состоящее из частей, мы говорим: «Кто-то это сделал». Например, когда мы видим автомобиль, мы знаем, что у автомобиля есть начало. Кто-то его сделал. Если это так для простого автомобиля, что же говорить о целой вселенной? Тот, кто принимает это доказательство, должен также принять, что Бог чист от качеств, заставляющих сказать: «Кто-то это сделал», — будь то вес, объем, длина, ширина, форма, пределы, границы, структура, физическое движение, физическое расстояние и физическое направление. Иными словами, вы должны принять, что Бог не похож на Свои создания. Это имеют в виду мусульмане, когда говорят: «У Него нет равного», — то есть ничто не подобно Ему.

Мусульмане верят, что Бог характеризуется совершенными и не имеющими пределов Жизнью, Зрением, Слухом, Речью и Знанием, поскольку смерть, слепота, глухота, немота и невежество — это слабости. Тем не менее, Его Жизнь, Зрение, Слух, Речь и Знание не похожи на наши. Слова те же, а значения совсем другие. Так, например, качества Бога никак не связаны со средствами, такими как тело, душа, глаз, ухо, рот, язык или мозг. Наоборот, это совершенные качества Бога, у которых нет начала, нет конца, нет последовательности и которые не меняются.

Добавление к вышесказанному: очевидно, что Бог определяет существующие вещи и их характеристики и создает их. Следовательно, мы должны заключить, что у него есть Воля и Могущество. Его Воля и Могущество не имеют ни начала, ни конца и не меняются, как и другие качества Бога.

Итак, мы рассказали немногое из того, что должны знать мусульмане о Создателе и во что они должны верить. Однако качества Бога не ограничены, поскольку Бог не может быть ограничен и не может иметь предел или недостаток.

Из книги: «Расскажи мне об Исламе», стр. 8-19

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *