Текст тавхида (единобожия), написанный имамом Абу Джафаром ат-Тахави аль-Ханафи, был настолько авторитетным и признанным в среде мазхабов, что одиннадцать ханафитских ученых написали к нему комментарии. Не оставили ее без внимания и хашавиты (псевдосалафиты). В частности Али бин Али бин Мухаммад бин Мухаммад бин Салих бин Абу аль-Изз, увидев интерес мусульман к этой книге, начал искажать ее текст, комментировать ее согласно своим хашавитским убеждениям и внес в нее элементы таджсима. Он прикрывался лозунгами возвращения к пути салафов (праведных предшественников), но по сути дела лишь цитировал книги ибн Таймии «Минхадж ас-сунна» и «аль-Муафака». Его изложение явно противоречит основам Корана, сунны, единогласному мнению мусульманских ученых и идеям имама ат-Тахави.
Современные муджассимиты также не обошли ее стороной, в частности шейх аль-Албани якобы проверил хадисы и уточнил текст книги и внес некоторые разъяснения. После чего один из его учеников Захир аш-Шавиш (восьмое издание этой книги) несколько раз переиздал эту книгу. Муджассимиты бесплатно раздавали эти книги последователям различных мазхабов в надежде выдать ее за «обновленную суннитскую акыду». Что же написано в этом комментарии?
Во-первых, ложная акыда.
1. Автор этого комментария ибн Абу аль-Изз на стр. 129 пишет:
«Возникает вопрос: может ли существование категорий быть вечным в отношении прошлого и будущего? Или же они вечны только в будущем? А может, только в прошлом? Мусульманам известно три ответа на этот вопрос. Наиболее слабым является мнение о том, что категории не могут быть вечными ни в прошлом, ни в будущем. Такого мнения придерживались Джахм бин Сафван и Абу аль-Хузайл аль-Алляф. Второе мнение гласит, что категории могут быть вечными только в будущем и не могут – в прошлом. такого мнения придерживаются большинство мутакаллимов и некоторые из последователей из числа факихов. Третье мнение гласит, что они могут быть вечными и в прошлом, и в будущем, как об этом заявляют имамы-хадисоведы».
Посмотрите, как ловко хашавиты приписывают убеждения неверных имамам-хадисоведам. Ибн Абу аль-Изз заявляет, что якобы имамы-хадисоведы признавали извечность категорий и событий, которые являются созданиями, на самом же деле имамы-хадисоведы сторонились подобных идей. Многие аяты Корана отвергают подобные убеждения, например, Аллах сказал о себе: «Он первый». Это же подтверждают и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), например: «Был Аллах и не было ничего, кроме Него».
2. Приписывание Аллаху голоса, звуков и букв. На стр. 196 он пишет:
«Он говорит голосом, который можно услышать. Ибн Таймия разъясняя, указал, что этот голос подобен грому, «Муафакт сарих аль-маъкул», 2/151, издана в виде субкомментария к «Минхадж ас-сунна».
3. Он пишет о том, что Аллах якобы подвержен влиянию событий, ходит и приветствует людей. См. стр. 177:
«Если кто-либо нам скажет, что это свидетельствует о влиянии событий на Аллаха, то мы ответим, что это и есть суть наших слов. Кто из имамов сказал, что события на него не влияют?»
Свой вывод он подтверждает хадисом, который мы будем анализировать ниже, в этом хадисе сказано: «Когда обитатели Рая будут находиться в Раю, то внезапно появится свет».
4. Он приписывает Аллаху границы. См. стр. 219:
«По вопросу границ вообще не может быть никакого спора, ведь отрицающий границы отрицает существование самого Господа».
Это уже явное заблуждение, оно является плодом его больного разума, он описывает Аллаха, основываясь на своих знаниях о материальных телах. Ибн Хаджар в «Лисан аль-Мизан» 5/114 опровергает это мнение словами: «Отрицание границ ни в коем случае не является отрицанием существования Господа». Имам Абу Мансур аль-Багдади по этому поводу в своей книге «Аль-Фурук» (332) пишет: «Сунниты, в отличие от хишамитов, каррамитов и муджассимитов, единогласно отрицают наличие каких-либо границ у Создателя этого мира».
Известно, что ибн Таймия обвинял в неверии тех, кто отрицал существование границ Аллаха, в «Аль-Муафака…» (2/29) он пишет: «Все вышеперечисленное указывает на наличие границ, а кто не признает этого – является неверным в отношении того, что ниспослал Аллах». В итоге, все мусульмане и ученик ибн Таймии имам аз-Захаби являются неверными. Имам аз-Захаби сам в «Мизан аль-Игтидал» (3/507) пишет: «Вопрос о границах является пустой болтовней», а в «Сияр аълям ан-Нубаля» (27/16) он указывает: «Аллах превыше всяких границ, Он превыше всего, что ему приписывают, добавляя к сказанному в священных текстах…»
5. Ибн Абу аль-Изз приписывает Аллаху связь с пространством и местом. См. стр. 221:
«Когда мы говорим о пространстве и направлении, то прежде всего имеем в виду существующее, а, как известно, оно может быть либо создателем, либо созданием».
Точно к таким же методам прибегает ибн аль-Кайим, когда желает доказать, что Ад не вечен. Посмотрите на слова ибн Абу аль-Изза, как умело он приравнял создателя к созданиям, нет сомнения в том, что это подход язычников. Далее на этой же странице ибн Абу аль-Изз пишет:
«Если мы под пространством имеем в виду то несуществующее место, которое находится над миром, то там существует только Аллах, и это является верным утверждением».
Как видите, он определил Аллаху место над миром и назвал его несуществующим местом. После этого нет ничего удивительного в том, что они, следуя «хадису о рабыне», тычут пальцем в небо. Только вот остается вопрос: как же это место может быть несуществующим? Разве можно указать на несуществующее? Еще больше удивляют слова ибн Абу аль-Изза на стр. 221: «Поистине, пространство безгранично». Разве не удивительно, что этот человек ограничивает Аллаха пределами, а об одном из Его созданий говорит, что у него нет границ?
6. Далее он заявляет о близости Аллаха к некоторым частям мира. См. с. 282:
«Нет ничего удивительного в том, что Аллах может быть близок к некоторым частям мира, даже несмотря на то что Он на троне, выше небес. Разве Он не может приблизить к себе какое-либо из Своих созданий? Кто отрицает это, тот умаляет Его возможности».
7. Он заявляет о том, что Аллах каждую ночь спускается в небеса этого мира (как известно, в любой момент времени на одной половине земли ночь, поэтому возникает вопрос: на территорию какого государства Он спускается?). См. стр. 286:
«Двенадцатое: еженощное нисхождение в небеса мира. любой народ мира допускает, что можно спускаться сверху вниз. Тринадцатое: указание на физическое место вверху. Как это сделал тот, кто (вероятно, имеется в виду Пророк, мир ему и благословение Аллаха) лучше знает своего Господа».
Что же он скажет об аятах (смысл): «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то Я близок», «А Мы ближе к нему, чем вы, но вы этого не видите», «Он с вами, где бы вы ни были», «Он в небесах и на земле, Он знает ваше тайное и явное, и знает, что вы приобретаете», «Мы более близки к нему, чем яремная вена».
А что он скажет о хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Наиболее близок раб к своему Господу во время земного поклона». (Муслим)
«О Аллах, Ты мой попутчик в пути и мой наместник дома». (ат-Тирмизи, хадис хасан-сахих)
Имам Малик, комментируя хадис о нисхождении, сказал, что речь идет о божественном велении: «Нисходит веление нашего Господа, Он сам постоянен и не исчезает». (См.: Ибн Абдулбарр. «ат-Тамхид», 7/143; хафиз аз-Захаби. «Сияр аълям аннубаля», 8/105).
Во-вторых, клевета в адрес имама ат-Тахави. Ибн Абу аль-Изз приписывает ему ложную акыду. См. стр. 133:
«Мнение о том, что у событий есть начало, ведет к отрицанию того, что Аллах вначале ничего не делал, а затем приступил к действию».
Эта чепуха противоречит Корану: «Он первый», – и хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Был Аллах, и не было ничего вместе с Ним», «Был Аллах и не было ничего, кроме Него».
Если бы ибн Абу аль-Изз хоть немного стеснялся, то не написал бы всего этого в той книге, в которой имам ат-Тахави на стр. 238 заявил:
«Аллах превыше границ, целей, условий, органов, инструментов, Он не ограничен ни одним из шести направлений пространства».
Неужели аль-Албани и аш-Шавиш не постеснялись поставить свои подписи под этим позором?
В-третьих, чтобы доказать свои убеждения этот человек использует выдуманные хадисы (ваххабиты поручили шейху Шуайбу аль-Арнауту, доктору Абдулле ат-Турки, доктору Али Факихи, доктору Ахмаду аль-Амиди и Салиху бин Абдрахману скрыть этот позор, поэтому они удалили из этой книги выдуманные хадисы и выпустили под новым называнием «Мухаззаб шарх аль-акыда ат-Тахавия». Дар Ибн Раджаб, Медина, 1413г. / 1992г.), например, он привел хадис:
«Когда обитатели Рая будут находиться в Раю, то внезапно появится свет. Они поднимут свои взоры и увидят, что это их Господь пришел их навестить сверху. И он скажет им: “Мир вам…”»
В цепочке передатчиков этого хадиса присутствует Абу Асым аль-Аббадани, полное имя которого Абдулла бин Убайдулла. Аз-Захаби в «аль-Мизан…» (2/458/4437) по поводу этого человека сказал: «Слабый». Аль-хафиз ибн Хаджар в «Лисан аль-Мизан» 3/314 сказал: «Аль-Акили передает от него хадис, который восходит к аль-Фадлу ар-Ракаши, к бин аль-Мункадиру, к джабиру, в этом хадисе сказано: «Когда обитатели Рая будут находится в Раю, то внезапно появится свет»; этот хадис никто, кроме него, не передал». (См.: «Ад-дуафа аль-Кабир», 2/274, под авторством аль-Акили).
Что же касается аль-Фадла ар-Ракаши, одного из передатчиков этого хадиса, то известно, что его хадисы обычно отвергались. Аль-хафиз в «ат-Такриб» под номером 5413 и ибн Ади в «аль-Камил фи ад-Дугафа», 6/2039, пишут: «Аль-Бухари передал от ибн Уяйны, что этот человек не достоин того, чтобы передавать хадисы». (См.: «Ат-Тандид биман адада ат-Таухид», стр. 59)
Посмотрите, как эти хашавиты (псевдосалафиты), чтобы доказать истинность своих убеждений, прибегают к помощи выдуманных хадисов.
Таков ибн Абу аль-Изз и таковы убеждения, на которых строится ваххабизм, распространяющий эти убеждения среди людей. После всего этого неудивительно, что Мула Али аль-Кари аль-Ханафи в комментарии к «Аль-Фикх аль-Акбар» (стр. 172) сказал об этом человеке: «Он следовал ложным путем и использовал россказни мубтадиов (нововведенцев)».
Автор: Шейх Абдуллах аль-Кахтани
Из книги: «Хауляи хум аль-хаваридж»