قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ، وَإِنَّمَا لِامْرِئٍ مَّا نَوٰى، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى اللهِ وَرَسُوْلِهِ فَهِجْرَتُهُ إِلَى اللهِ وَرَسُوْلِهِ، وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلٰى دُنْيَا يُصِيْبُهَا أَوِ امْرَأَةٍ يَّتَزَوَّجُهَا فَهِجْرَتُهُ إِلٰى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), сказал:
– Поистине, дела – по намерениям. Каждому то, на что он намеревался. Кто переселялся к Аллаху и Его посланнику, у того переселение к Аллаху и Его посланнику. Кто же переселялся ради мирской выгоды или женитьбы, у того переселение к тому, ради чего он переселялся. (Бухари, Муслим)
Этот хадис говорит об одном из самых важных аспектов ислама – искреннем намерении в богослужении. Общий смысл в том, что в начале каждого действия человек должен выправить свое намерение. Будет ли человек вознагражден за свое действие, зависит от заложенного в поступке намерения. Если действие осуществляется с искренностью, оно вознаграждается Аллахом, в ином же случае совершается попусту. Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что основы ислама вытекают из трех хадисов:
а | приведенного выше |
б | хадиса Аиши (радиаллаху ‘анха) «кто ввел в нашу религию не относящееся к ней, у того отвергнуто это» (хадис 213) |
в | хадиса Нумана ибн Башира (радиаллаху ‘анху) «дозволенное ясно, и запрещенное ясно…» (Муслим. Сахих) |
Сообщается, что хадис о намерении был передан в отношении человека, переселившегося из Мекки ради вступления в брак с женщиной, которую звали Умм Кайс и которая поставила ему такое условие. В результате он стал известен как «мухаджир Умм Кайс» (переселившийся ради Умм Кайс). Но хадисоведы считают это неподтвержденным мнением и говорят, что хадис подразумевал общее назидание для переселяющихся, случай же с Умм Кайс произошел значительно позже.
نِيَّةٌ означает намерение, замысел, желание. Его осуществляет не язык, а сердце. Посредством него человек указывает вид действия (обязательная это молитва или добровольная, восполняющий это пост или дополнительный и т. д.), а также его цель (впечатлить людей или же угодить Аллаху, распространить Его религию).
Смысл первой фразы хадиса «Дела – по намерениям» специалисты видели в том, что действие становится религиозно действительным лишь при верном намерении. Например, пост включает в себя воздержание от еды, питья и половых отношений от рассвета до заката, но действительным это действие будет лишь при намерении именно на пост. То есть, если человек просто был занят целый день на работе и потому ничего не ел без намерения поститься, это не пост.
Вторая фраза «Каждому то, на что он намеревался» указывает на награду, которую получит человек за действие с верным намерением.
Есть и другое объяснение: первая фраза говорит о награде, а вторая подчеркивает смысл первой и поясняет ее.
Что касается намерения, конечно, поступок, совершенный лишь ради Аллаха, лучше того, в котором примешано еще желание получить мирскую выгоду (например, если паломник исполняет хадж ради Аллаха, но при этом еще желает поторговать в Мекке [это дозволено]). Но если в мотивы богослужения входит еще и тщеславие, пусть даже в самой небольшой степени, действие Аллахом не принимается. Такие благородные ученые, как сподвижник Абу Дарда, Хасан Басри, Сагид ибн Мусайиб (рахматуЛлахи ‘алейхим), считали, что поступки, к которым примешано тщеславие, не принимаются Совершенным Аллахом.
Но что будет, если началось действие с чистым намерением, но затем появилась нотка тщеславия?
- Если она мимолетна и не задерживается в сердце, вреда не будет.
- Если же человек поддержит ее и позволит ей остаться в своем сердце, на этот счет есть два мнения:
а) Имам Ахмад и Хасан Басри выражали надежду, что человек все равно получит награду благодаря своему изначальному намерению, несмотря на последующее появление тщеславия.
б) Но Ибн Джарир Табари, известный корановед начала четвертого века хиджры, говорил, что все зависит от вида поступка:
– Многогранные действия, например намаз, пост, хадж, для которых требуется начальное намерение, считаются исполненными в случае соблюдения всех их условий и составляющих, даже если во время их исполнения в них проникло тщеславие.
– Если же речь идет об обособленных поступках без предварительных условий и составляющих, например чтении Корана, поминании Аллаха, обучении людей, для их действительности требуется чистота намерения, отсутствие в нем тщеславия в течение всего времени совершения действия. Соответственно, чтобы такие поступки приносили награду, нужно обновить намерение.
Получение человеком непрошеной похвалы в связи тем или иным свершением не порицается, даже если сам человек чувствует по этому случаю радость. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) описывал такую похвалу и почет как «благую весть (от Аллаха) авансом для верующего». (Муслим)
Специалисты говорили, что авторам рекомендуется начинать свои труды именно с этого хадиса о намерении, как поступал имам Бухари и многие другие. Тем самым автор напоминает себе и читателю о корректировании намерений при написании книги, ее чтении и изучении. (Джамиг аль-улум валь-хикам, Миркат аль-мафатих).
[А] Из данного хадиса также следует, что любое дозволенное действие, даже самое обыденное, может стать источником награды при верном намерении. Например, если человек ест, пьет, спит или делает зарядку с намерением, чтобы тем самым он оставался здоровым и активным для служения Аллаху, каждое такое действие будет приносить ему награду, а значит, будет благим.
Автор: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́
Комментарии: Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера
Из книги: «Зад ат-Талибин/Провизия искателей», стр. 16-18