Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин!
А затем:
Сейчас появились люди, которые посчитав себя учеными, пользуются книгами по хадисам, (игнорируя книги по фикху) и решают что сунна а что бид’а. Они по своему невежеству ставят мухаддисов выше факихов, не понимая, что именно от них мы должны брать знание, а не от мухаддисов, задача которых заключается лишь в собраний и передаче хадисов, а передают они именно факихам, которые определяют за какими хадисами можно следовать, а какие лучше и нужно оставить.
Эти люди говорят, что нет хадисов подтверждающих поднятия рук во время ду’а и протирание лица после мольбы, и даже если и есть, то они слабые и они никак не могут быть доводом. Так как обстоят дела на самом деле?
Обратите внимание на следующие хадисы:
1) Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рекомендовал сахабам (сподвижникам) во время исполнения ду’а:
سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسألوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم
«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое ду’а, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)
2) В число действий, совершаемых Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), входило протирание лица рукам после ду’а. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху ‘анху):
كان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه
«Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в ду’а, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)
3) Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:
أنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ كَانَ إِذَا دَعَا فَرَفَعَ يَدَيهِ مَسَحَ وَجْهَهُ بِيَدَيهِ
«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу». (Мишкат т.1, стр. 196)
4. Али ибн Аби Талиб (радиаллаху ‘анху) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих». (Сунан аль-Байхаки и Мустадрак аль-Хаким).
Говорит современный ученый, муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи по поводу слабости этих хадисов:
«Когда алимы в области хадисов комментируют их и указывают, что такой-то является достоверным, а такой-то слабым или хасан (хорошим) и т.д., то они относят это, большей частью, к цепи передатчиков. Их комментарии не относятся к самому хадису как таковому. Хадис может иметь несколько цепей передатчиков, или очень мало или вообще только одну цепь. В зависимости от достоверности каждого передатчика хадиса, хадис классифицируется как слабый, достоверный, приемлемый и т. д. В данном конкретном случае, хадис об обтирании лица после ду’а был записан с несколькими различными цепями передатчиков. Да, они слабы сами по себе (по отдельности). Но когда они собираются вместе, они усиливают друг друга, пока не достигают уровня приемлемости (хасан).
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах), который был одним из самых выдающихся ученых хадисов своего времени, и автором очень популярного и общепризнанного комментария к Сахиху аль-Бухари «Фатх уль-Бари», признал хадис, поощряющий обтирание руками лица после ду’а, как «хасан» (хорошим и приемлемым). (Джами уль-Усуль). Таким образом, мы делаем вывод, что протирание руками по лицу после ду’а является сунной. А Аллах знает лучше». (Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта, askimam.ru)
Спросили Шейха Абд аль-Малика ас-Саади:
«Каковы положения Шариата о протирании ладонями лица после чтения суры «аль-Фатиха» или же после мольбы? Мы читали фетву, что это нововведение, так как это не приведено в хадисе, и прочитали фетву аль-Альбани, что это нововведение, а что касается хадиса «…А когда завершите, то протирайте ими (т.е. ладонями) лица», то он слабый, несмотря на то, что он от Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху), поскольку передатчик хадиса Абдуллах ибн Исхак аль-Курази – сомнительный. Мы слышали высказывание Иззу ибн Абд ас-Саляма: «Так протирает только невежда». Я надеюсь на разрешение этой проблемы, которая стала причиной споров среди молодежи нашего региона.
Ответ:
Протирание лица руками не является нововведением, напротив – это сунна, и об этом приведены хадисы с различными иснадами. Например, Абу Дауд (рахимахуллах) привел от Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху):
«Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Просите у Аллаха, свят Он и велик, своими ладонями, и не просите внешней стороной кисти, а когда завершите, то протирайте ими ваши лица»».
Ибн Маджа привел: «Когда обращаешься с мольбой к Аллаху, то моли ладонями, а не внешней стороной кисти, а когда закончишь, то протри ими свое лицо».
Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара (радиаллаху ‘анху): «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо».
В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара (радиаллаху ‘анху), сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».
Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим (хасан ли гайр); кроме того этому хадису имеется свидетельство, как мы уже упомянули ранее.
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (рахимахулах) сказал о риваяте, приведенного ат-Тирмизи от ибн Умара (радиаллаху ‘анху): «Его привел ат-Тирмизи (рахимахуллах) и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис». («Субуль ас-Салям», т. 4, стр. 19)
Что касается слов аль-Альбани, что это нововведение, то как это часто бывает с его высказываниями, это неверно, поскольку нововведение — это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама. Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.
Не говоря уже о том, что относительно протирания ладонями лица приведены хадисы, и даже признавая их слабыми, нельзя называть протирание ладонями лица нововведением, поскольку совершать дополнительные благие поступки, опираясь на слабый хадис дозволено, хотя и нельзя однозначно связывать это с пророком, как это уже было разъяснено.
Кроме того, как ты уже узнал, в соответствии с достоверными правилами хадисоведов это — хороший хадис, а не слабый.
Я говорю моему вопрошающему брату, что аль-Альбани является специалистом только в хадисах и не является факихом, а фатву должны давать факихи, а роль мухаддиса только в анализе хадиса и он оставляет решение вопроса факихам, которые знают выносится ли решение на основе хадиса или нет». (См.: «Истинное понимание нововведения в Исламе»)
Говорит шейх Мумтаз аль-Хак аль-Ханафи:
«Многие люди стали «хадисоустойчивыми». Это как «водоустойчивый» то, что не пропускает влагу. Такие люди обычно обвиняют других. Как например Имама Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) который отдавал предпочтение хадисам Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) перед своим собственным мнением и любопытством. Тогда как те люди настолько «хадисоустойчивые», что ты можешь предоставить им так много хадисов, как возможно, но это всё равно никак не повлияет на них. Например хадис о протирании лица молящимся после ду’а. Этот хадис имам Тирмизи, имам Абу Дауд, и имам Ибн Маджа (рахимахумуллах), привели в своих сборниках хадисов, также и имам Абдураззак (рахматуллахи ‘алейхи), который был учителем имама Ахмада ибн Ханбала (рахматуллахи ‘алейхи), который являлся одним из важнейших шейхов имама Бухари (рахматуллахи ‘алейхи).
У имам Бухари (рахматуллахи ‘алейхи) всего около 20 хадисов которые известны как «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх человек. И в сборнике имама Абдурразака (рахматуллахи ‘алейхи) много сотен хадисов «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх. Имам Абдураззак (рахматуллахи ‘алейхи) был мухаддисом. Когда он отправился совершать Хадж и имам Ахмад бин Ханбал вместе с Йахия ибн Муином так же отправились совершать Хадж и Йахия ибн Муин, услышав, что имам Абдураззак прибыл для совершения Хаджа, подошёл к имаму Ахмаду и предложил пойти и навестить имама Абдураззака и послушать его хадисы. На что Ахмад ибн Ханбал ответил: «мне стыдно, что учёный и мухадис такого высокого уровня как имам Абдураззак прибывает сюда для совершения Хажда, а мы будем пользоваться этим, чтобы послушать хадисы. Тем самым мы не проявим к нему никакого уважения, которого он так заслуживает». И уже после Хаджа имам Ахмад бин Ханбал (рахматуллахи ‘алейхи) отправился в путешествие и проделал весь путь до Сана, чтобы послушать хадисы имама Адбуразака (рахматуллахи ‘алейхи) и он так же привёл в своём сборнике хадис о протирании лица молящимся после ду’а.
Некоторые люди считают это полнейшим нововведением. Часто можно увидеть как такие люди поднимают руки, взывая к Аллаху обращаясь с мольбами и после мольбы они не протирают лицо руками, а либо переворачивают ладонями вниз, либо просто кладут руки на колени. И они считают, что это Сунна и что в Сунне нет никакого упоминания о том, чтобы протирать лицо руками после ду`а. Но как сказано в хадисе, что ду’а это крем, как сливки, поклонения так же как в другом хадисе сказано, что ду’а — это поклонение. И как большинство видов поклонения имеет начало и конец.
Так же, как например молитву мы начинаем с такбира и заканчиваем произнесением салама. Или пост, мы начинаем поститься с сухура и заканчиваем — ифтаром. Мы начинаем Рамадан основываясь на фазах луны и совершаем ‘Ид основываясь на этом. Мы готовимся к Хаджу начиная с ихрама и тальбия и мы завершаем Хадж тавафом. Таким же образом ду’а начинается с восхваления Аллаха и поднятия рук молящимся и завершается ду’а протиранием лица руками. И это то, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рекомендовал делать и это было приведено во многих хадисах.
Умар ибн аль Хаттаб (радиаллаху ‘анху) передал этот хадис и он был записан имамом Тирмизи и ибн Хаджар Аскалани назвал этот хадис хорошим. Но к сожалению во многих кругах этот хадис считается совершенно противоположенным, неверным, слабым. И люди делают обратное тому, что передаётся в хадисе. И такие люди называют себя последователями Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), но на самом деле они делают противоположенное тому, что передаётся в хадисах и они же обвиняют людей в собрании, обвиняют таких как Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи), который считал, что даже слабый хадис лучше чем никакого хадиса вообще. Он отдавал предпочтение даже слабому хадису перед своим мнением ибо даже слабый хадис имеет связь с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Так же многие люди говорят, что ведь есть вероятность того, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не говорил или не делал того, что сказано в хадисе. Коран не приказывает и не позволяет нам отрицать или осуждать слабые хадисы. Но многие люди в наши дни поступают именно так, говоря, что это «слабый хадис», «слабый хадис», «слабый хадис».
В Коране, в суре «Комнаты» говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном..» (6 аят)
Быть может он говорит тебе правду. Так как даже лжец не обманывает постоянно. И даже сама ложь порой может принести правду. И часто можно встретить людей во всём мире которые протирают лицо после совершения ду’а и это не является бид’а (новшество), так как это подтверждается в хадисе. И упоминание о протирании лица руками после ду’а встречается так часто в хадисах, что даже если каждый отдельный хадис является слабым, то в совокупности они делают это достоверным. На примере этой ткани, которая сделана из отдельных нитей и каждая нить сама по себе очень слабая, но вместе они делают ткань прочной. Поэтому это один из принципов в изучении хадисов, если собрать несколько пусть и очень слабых хадисов упоминающих один и тот же субъект, то в совокупности это становится достоверным. И даже если человек хочет оспорить тот факт, что некоторые из хадисов являются достоверными, как мы уже упоминали, ибн Хаджар Аскалани (рахимахуллах), ссылаясь на хадис приведённый имамом Тирмизи (рахимахуллах), от Умара (радиаллаху ‘анху), называет его хорошим. И имам Абу Дауд (рахимахуллах) в его сборнике хадисов так же приводит несколько хадисов о протирании лица руками после ду’а. Один он сам называет слабьым, а об остальных хадисах он умалчивает что делает их приемлемыми. Когда имам Абу Дауд (рахимахуллах) упоминает хадис и не говорит ничего об этом, не критикует, значит что это является приемлемым.
Ибн Маджа и имам Абдуразак так же собрали и предоставили хадисы о том, что нам следует протирать лицо руками после совершения ду’а. Поэтому сказать, что это бид’а (новшество) это значит зайти слишком далеко». (https://www.youtube.com/watch?v=AY1beV0uOhE)
А теперь давайте посмотрим что говорят наши ранние ученые, в том числе табиины (последователи сподвижников):
1) Сказано в пятом томе «Фатауа аль-Хиндиййя»:
«Совершая молитву (ду’а) после намаза предлагается протягивая руки вперед держать их на разный лад. Самым приемлемым является держать руки так, чтобы ладони были врознь и были обращены к небу. Является мустахабом (желательным) держать руки на уровне груди; и после молитвы является суннатом провести ладонями обоих рук по лицу».
2) Говорит имам ибн Абидин аль-Ханафи (1198–1252 г.х.) в «Радуль Мухтар» на 341-й странице:
«После намаза, совершая молитву (ду’а), руки протягиваются вперед на уровне груди. Ладони обращаются к небу. Ибо небеса являются киблой молитвы. Руки держат врознь. После молитвы, провести ладонями по лицу является суннатом».
3) Имам ан-Науауи (631–676 гг. х.) в книге «Аль-Маджму» (4/656), пишет:
وَرَفْعُ يَدَيْهِ وَمَسْحُ وَجْهِهِ بَعْدَ فَرَاغِهِ
«[И к адабам дуа относится] поднятие рук и протирание лица после его окончания».
Но, как сказал имам Ибн Хаджар в книге “Тахкык”, которая является последней, имам ан-Науауи посчитал протирание желательным действием.
4. Имам Бафадль аль-Хадрами (умер в 918 г. х.) в своей книге «Аль-Мукаддиматуль хадрамийа» (с. 74) сказал:
ويندب فيه وفي كل دعاء رفع اليدين ثم مسح الوجه بهما
«В дуа по окончании молитвы и в любом другом дуа рекомендуется поднимать руки, а затем протирать ими своё лицо».
5. В книге «Шуаб аль-Иман» (2/374) имам аль-Байхаки сказал:
وَمِنْهَا: أَنْ يَمْسَحَ وَجْهَهُ بِيَدَيْهِ إِذَا فَرَغَ مِنَ الدُّعَاءِ
«[И к адабам дуа относится] протирать лицо руками после его окончания».
6. Хафиз Абдур-Раззак ас-Сан’ани (126–211 гг. х.) сообщил в своём сборнике «Мусаннаф» (2/247–254) следующее:
بَابُ مَسْحِ الرَّجُلِ وَجْهَهُ بِيَدِهِ إِذَا دَعَا عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ، «أَنَّ ابْنَ عُمَرَ، كَانَ يَبْسُطُ يَدَيْهِ مَعَ الْقاصِ» وَذَكَرُوا أَنَّ مَنْ مَضَى كَانُوا يَدْعُونَ، ثُمَّ يَرُدُّونَ أَيْدِيَهُمْ عَلَى وُجُوهِمْ لَيَرُدُّوا الدُّعَاءَ وَالْبَرَكَةَ ” قَالَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ: «رَأَيْتُ أَنَا مَعْمَرًا يَدْعُو بِيَدَيْهِ عِنْدَ صَدْرِهِ، ثُمَّ يَرُدُّ يَدَيْهِ فَيَمْسَحُ وَجْهَهُ وَأَنَا أَفْعَلُهُ
«Раздел о том, что человек протирает лицо руками после дуа.
От Ибн Джурейджа, а ему от Яхьи ибн Саида передаётся, что Ибн Умар простирал свои руки вместе с рассказчиком. И говорят, что те, кто был до нас, делали дуа, а затем возвращали свои руки на лицо, чтобы пролить баракат дуа на своё лицо. И я видел, как Ма’мар ибн Рашид делал дуа, держа свои руки у груди, а затем вернул свои руки на лицо и протёр его. И я делаю так же».
7. Передаётся, что Вахб Абу Нуайм сказал:
رَأيتُ ابْنَ عُمر وَابْنَ الزبيرِ يَدعوان، يديرَانِ بَالرَّاحتين عَلى الوجه
«Я видел, как Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн аз-Зубейр делали дуа и обтирали ладонями свои лица». (Аль-Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 609)
8. Имам Абу Бакр аль-Фирьяби (207–301 гг.х.) сказал:
حدثنا إسحق بن راهويه أخبرنا المعتمر بن سليمان قال : رأيت أبا كعب – صاحب الحرير- يدعو رافعا يديه ، فإذا فرغ : مسح بهما وجهه . فقلت له: من رأيت يفعل هذا؟ قال : الحسن بن أبي الحسن البصري
«Исхак ибн Рахавейх рассказал нам, что аль-Мутамар ибн Сулейман сказал ему: “Я видел, как Абу Ка’б делает дуа, подняв руки, и когда закончил, то провёл руками по своему лицу. И я спросил у него: “Кого ты видел, кто делал бы так?” Он ответил: “Хасана аль-Басри””». (Ас-Суюты, «Фадд аль-уиа», с. 101. Ас-Суюты назвал иснад хорошим).
Хасан аль-Басри (21–110 гг.х.) был одним из великих табиинов.
Заключение
Из приведенных хадисов и фетв учёных (как поздних, так и ранних), становится очевидным то, что поднятия рук и протирание лица после ду’а действительно является сунной. Это не является нововведением, как заявляют некоторые наши братья и сёстры.
А Аллах же знает лучше.
Подготовил: Хадис аль-Ханафи