Фикх

Проблема курения

Курение — это вредная привычка, проникшая в общины и широко распространенная среди молодых и старых людей. Это вдыхание дыма препаратов, преимущественно табака, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Табачный дым проникает в легкие и удовлетворяет потребность организма из никотина, потребление которого вызывает привыкание. При курении могут быть употреблены гашиш и наркотики, которые являются опаснее и вреднее табака по отношению к здоровью человека.

Государства борятся с этим злом и предостерегают от его употребления и от торговли им, поскольку курение считается более серьезной эпидемией, которая охватила весь мир и убила миллионов людей, по статистическим данным специализированных центров. Ведь, по данным Всемирной организации здравоохранения, один человек умирает каждые шесть с половиной секунд из-за курения.

Курение также вызывает различные виды рака, такие как рак легких, рак гортани и различные заболевания сердца, а также влияет на нервную систему, поэтому ослабляется память и возникают частые головные боли и другие серьезные заболевания. Оно также оказывает негативное влияние на семью и общество.

Что касается семьи, то пассивное курение, возникающее при контакте с курильщиком, не менее опасно, чем обычное курение.

В результате курения проявляется моральный, медицинский, социальный и экономический ущерб. Поскольку ислам имеет целью достичь интересов людей в Мирской и Последней жизни, он отбирает от нас вред. Так, ислам эффективно справился с проблемой курения следующим образом:

Во-первых, ислам приказывает устранить вред.

Ислам оказал почесть человеку. Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا

«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями». (Сура 17 «Перенес Ночью», аят 70)

Ислам также повелел защищать пять потребностей: религиозность, ум, жизнь, имущество и честь. А их защита требует устранить вред от пути рабов, так как ислам хочет, чтобы мусульмане стали людьми с сильной верой и сильным телом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не причиняй вреда ни себе, ни другим». (Ибн Маджа 2333)

Курение относится к предосудительным деяниям, что Аллах запретил в Коране:

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

«Он повелит им совершать одобрямое и запретит им совершать предосудительное». (Сура 7 «Преграды», аят 157)

На основе правила по устранению вреда и запрещению предосудительных деяний исламские ученые запретили курение из-за его серьезного вреда по отношению к курильщикам, семье и обществу.

Во-вторых, здравый ум.

Если человек здравомысленный, то его ум сильно побуждает его отказаться от курения после того, как знает о его вредах по отношению к собственной жизни, семье и обществу. Опыт показывает, что просвещение по рискам побудило многих молодых людей бросить алкоголь, наркотики и курение с чистым сердцем и искренним покаянием.

В-третьих, правильное воспитание и образование детей.

Ислам уделил большое внимание правильному воспитанию и образованию детей. Поэтому он призвал обладать хорошей моралью, обучать детей тому, что им приносит пользу, и обеспечить им приют и праведного приятеля. Курение — это бедствие, которое разрушает умы молодежи и ее будущее.

Из-за курения молодой человек может употребять алкоголь и наркотики. Вот почему ислам повелел побуждать детей с ранних лет совершать намаз. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Велите детям своим молиться, начиная с 7-го возраста, и бейте их за это, начиная с 10 лет, и укладывайте их спать отдельно». (Абу Дауд 417)

Ислам также приказывает обучать детей хорошим привычкам и дать им заниматься полезными делами, с тем чтобы избегать дурных привычек.

Умар ибн аль-Хаттаб, сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Обучайте ваших детей плаванию, стрельбе из лука и езде верхом на лошади». (См.: Аль-Камил фи Аллугъати уаль Адаб 1/211)

В-четвертых, ислам отталкивает от неприятных запахов.

Поскольку неприятные запахи приносят вред людям либо в общественных местах, либо в частных, ислам запретил производить неприятные запахи в домах поклонения. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) поведал:

«Кто ел чеснок или лук [в сыром виде], пусть не приближается к нам [или к нашим мечетям] и сидит в своём доме». (аль-Бухари 811 и Муслим 880) 

Ислам также призвал к очищению. Тем самым, курение вызывает неприятные запахи, которые носятся из рта и одежды курильщика, что вредит окружающим. Поэтому ислам запретил курение.

В-пятых, принцип «пусть человек, прежде чем совершить какое-либо деяние, представит себя отвечающим за него перед Всевышним».

Это помогает человеку воспитывать себя правильным образом и исправлять собственные ошибки. Причем ислам указал на то, что все деяния человека подсчитаны от мала до велика. В Священном Коране говорится:

فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Сура 99 «Землетрясение», аяты 7-8)

Если курильщик отдает себе отчёт и осознает размер вреда, который приносит самому себе, семье и обществу, то этого достаточно, чтобы убедиться отказаться от курения. Причем здравомысленный человек – это тот, кто увещевает себя и извлекает уроки из чужих событий…

Таким образом, при решении проблемы курения ислам не ограничивается материальными решениями, но опирается и на моральные, в том числе этика, ценности, воспитание и образование, которые играют большую роль в решении данной проблемы.

Это потому что человек ведет себя на основании убежденности. Тем самым, необходимо справляться с неправильной убежденностью, опираясь на другую правильную. Это именно сделал ислам при решении данной проблемы и других вопросов. 

Автор: Шейх Али ибн Макбуль аль-Амри

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *