اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللّهُ وَاللّهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْدُ، اَللهُ أَكْبَرُكَبِيرًا وَالْحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيرًا، أَحْمَدُهُ حَمْدًا جَمِيلاً وَأَشْكُرُهُ شُكْرًا جَزِيلاً كَثِيرًا وَسُبْحَانَ اللّهِ تَعَالَى بُكْرَةً وَأَصِيلاً، اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى هَدَانَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لاَ أَنْ هَدَانَا اللّهُ، فَسُبْحَانَ مَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُو لَهُ الأَسْمَاءُ الْحُسْنَى، يَا اَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلاً، اَلْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِى جَعَلَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ مَثَابَةً لِلنَّاسِ وَأَمْنًا وَمَنْ دَخَلَهُ كَانَ آمِنًا وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلاً، نَحْمَدُهُ أَنْزَلَهُ قُرْآنًا عَرَبِيًّا، وَاذْكُرْ اِسْمَ رَبِّكَ بُكْرَةً وَأَصِيلاً وَمِنَ اللَّيْلِ فَاسْجُدْ لَهُ وَسَبِّحْهُ لَيْلاً طَوِيلاً، أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللّهُ وَحْدَهُ لا َشَرِيكَ لَهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدِنَا مُحَمَّدً عَبْدُهُ وحَبِيبُهُ وَرَسُولُهُ. أَمَّا بَعْدُ فَيَا عِبَادَ اللّهِ اِتَّقُوا اللّهَ وَأَطِيعُوهُ إِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ ، قَالَ اللّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ الْكَرِيمِ: فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
Хвала Аллаху, который не нуждается ни в ком и ни в чем, а в Нем нуждаются все создания. Мы взываем о прощении к Нему, который Единственный истинно прощающий грехи. Мы просим защиты у Него, ибо нам больше не у кого просить помощи и не на что надеяться, кроме Его милости и милосердия! Просим Аллаха даровать еще больше почета и величия пророку ﷺ, посланного с истиной.
Уважаемый джамаат! Сегодня, мусульмане всего мира отмечают великий праздник ’Ид-аль-Адха, или Курбан-Байрам, который знаменует окончание паломничества в Мекку. Обряды, совершаемые в дни этого праздника мусульманами, находящимися в хадже, – побивание шайтана и курбана – восходят к истории жертвоприношения пророка Ибрахима и его сына пророка Исмаила.
Как-то, находясь в Мекке, пророк Ибрахим во сне услышал голос: «О Ибрахим! Аллах повелел тебе принести в жертву сына!» Этот сон приснился ему за два дня до праздника Курбан, а потом повторился еще дважды. Это убедило Ибрахима , что этот сон – от Аллаха. Действительно, это было испытание на верность, на готовность пожертвовать ради Аллаха тем, что больше всего дорого. Ибрахим (алейхис-салям) в то утро велел сыну взять веревку и нож, сказав, что они пойдут за дровами. Это было для них привычным делом. Исмаил ни о чем не подозревал. Подходя к Мина (месту в окрестностях Мекки) Ибрахим рассказал Исмаилу о своем сне. «Отец, этот приказ дал тебе Аллах?» – спросил он. «Да!» – ответил Ибрахим (алейхис-салям). Исмаил сказал: «Отец! В таком случае, делай то, что тебе приказано! Если будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым!» (Сура «ас-Саффат», 102), проявив готовность отдать свою жизнь по приказу Аллаха.
Ибрахим завязал сыну глаза, чтобы тот, увидев нож, не испугался, и сердце его не дрогнуло. Прежде чем коснуться ножом горла Исмаила, Ибрахим произнес: «Бисмилляхи!» и воскликнул: «О мой Господь, я исполняю Твою волю!» Отец провел ножом по горлу сына, но это не причинило ему вреда, так как не было воли Аллаха на то, чтобы Исмаил был принесен в жертву. В этом испытании на верность и терпение они станут примером для всех людей. Ибрахим и его сын Исмаил подтвердили, что они готовы пожертвовать самым ценным ради Аллаха: Ибрахим – своим сыном, а Исмаил – своей жизнью.
Когда Ибрахим вновь приготовился приставить нож к горлу сына, он услышал голос с небес: «Ибрахим, ты доказал свою верность. Ты доказал, что верен Аллаху. Остановись! Нет нужды приносить в жертву Исмаила». Ибрахим увидел ангела Джибриля, спускающегося с небес с бараном. Ангел объявил: «О Ибрахим! Этот баран кормился в Раю. А сейчас он ниспослан тебе, чтобы ты принес его в жертву вместо сына». Ибрахим возликовал, услышав благую весть.
«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву. Мы велели последующим поколениям [взывать]: «Мир Ибрахиму! Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Воистину, он – из числа Наших верующих рабов». (ас-Саффат, 107-111)
Они принесли в жертву барана, возвеличивая своего Господа.
Дорогие братья! Истинный смысл курбана, заключенный в этом историческом событии, состоит в умении быть искренним рабом Аллаха, выражая покорность перед Его повелениями. Ежегодно в дни ’Ид-аль-Адха мусульмане в знак этого события совершают курбан. Аллах в суре «аль-Каусар», во 2 аяте повелевает: «Посему совершай намаз ради своего Господа и совершай Курбан».
Аллах не нуждается в курбане, как и в других видах поклонения, но Своим велением совершать курбан Он испытывает Своих рабов. Это проявление покорности Аллаху, выражение благодарности Ему за ниспосланные блага, искупление за грехи, способ достижения близости к Нему и Его довольства.
«(От жертвоприношения) Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Сура «аль-Хадж», 37)
Только верующие, искренне желающие довольства Аллаха и доказывающие свою веру выполнением Его повелений, удостоятся Его награды. В хадисах сказано:
«Приносите свои жертвы из крупных животных, так как они будут вашим средством передвижения по мосту Сырат». (Канзуль-Уммаль № 12177)
«За каждую волосинку Курбана есть вознаграждение». (Абу Дауд, Ибн Маджа)
Уважаемый джамаат! Курбан является обязательным для каждого обеспеченного мусульманина, владеющих имуществом в размере нисаба (53 000 рублей сверх долгов и нужд — ДУМ РТ). Курбан является сунной Пророка ﷺ и Ибрахима.
Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ прожил в Медине 10 лет, на протяжении которых он совершал курбан». (Ахмад 2/38)
Пророк ﷺ говорил: «В 10 день зуль-хиджа нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан. Животное для курбана явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с чистым сердцем». (Ат-Тирмизи, 1493)
Дорогие мусульмане! Совершая курбан, нужно повернуться в сторону Каабы и резать говоря: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар». Затем читают дуʻа: «Аллахумма, такъаббаль минни / О Аллах! Прими мой курбан».
Время курбана наступает после времени праздничного намаза аль-’Ид и времени, достаточного для чтения двух ракатов намаза и двух хутб. Если курбан режут раньше, он не принимается. Имам аль-Бухари передал, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ صَلَّى صَلَاتَنَا هَذِهِ وَنَسَكَ نُسْكَنَا فَقَدْ أَصَابَ سُنَّتَنَا وَمَنْ نَسَكَ قَبْلَ صَلَاتِنَا فَتِلْكَ شَاةُ لَحْمٍ فَلْيَذْبَحْ مَكَانَهُ
«Кто совершал с нами намаз и после этого выполнил Курбан, то он правильно выполнил нашу сунну, а кто совершил ритуал до совершения нашего намаза вместе с нами, то этот курбан не принимается, и пусть режет заново». (Бухари 5; Муслим 10)
Время для курбана продолжается до захода солнца 4 дня праздника. Обычно 1/3 курбана отдают как садака бедным и нуждающимся, 1/3 часть оставляют себе, а оставшуюся 1/3 часть можно подарить кому желаешь. Если же мясо курбана полностью отдают бедным, то это тоже принимается, ибо сказано в Коране:
«Кушайте из него (курбана) и кормите бедных, которые стесняются просить и нищих, вынужденных просить о помощи». (22:36)
Дорогие братья! Для курбана пригодны такие животные, как бараны и козы – не меньше 1 года; коровы, быки, буйволы – старше 2 лет; верблюды – старше 5 лет. Другие животные не подходят для курбана! (Сарахси «Мабсут», т. 12, стр. 9-10)
Корову / быка, буйвола и верблюда можно принести в жертву за семерых. Т.е. 7 человек могут объединить свои финансы, купить одну корову / быка и принести это животное в жертву от своего имени. Таким образом, они поделят его между собой на 7 равных долей. Соучастников в курбане также может быть любое количество меньше семи, но не больше. (Фатауа аль-Хиндия)
Предпочтительней всего в совместном курбане, является одновременное приобретение животного всеми соучастниками, путем единовременной выплаты своих долей. Либо поручение кому-то одному из них приобрести это животное от имени всей группы, и чтобы обязательно каждый получил 1/7 часть. (Дурруль-Мухтар)
Не принимается курбан, если животное имеет такие недостатки, как отсутствие одного глаза, явная хромота, или сильное истощение, или оно имеет болезнь или недостаток, которые явно видны. (Радд-уль-мухтар)
Уважаемый джамаат! Пусть Аллах даст нам провести ’Ид в кругу родных и примет наше поклонение, нашу искренность и наши дуа. Просим Всевышнего Аллаха простить нам наши грехи и удостоить вхождением в Рай! Просим Его облегчить положение наших братьев и сестер в Палестине, делайте за них почаще дуа.
Подготовил: Хадис аль-Ханафи (1.06.2025)