Манхадж Тафсир Фетвы

Правила ведения дискуссии

Ни с кем нельзя вступать в споры и препирательства относительно религии. Подобные действия сводят на нет воздаяния за хорошие поступки. Что же касается самих споров, то о них можно сказать следующее: Когда был ниспослан аят:

إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ

«Вы [язычники] и все, чему вы поклоняетесь [идолы] вместо Аллаха, – растопка для [огня] Ада, в который вы попадете [чтобы остаться там навечно]». («Аль-Анбия / Пророки», 21:98), к Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) подошел Ибн аз-Зубари и спросил:

– Люди поклонялись ангелам и Мессии. Если все, кому поклоняются вместо Аллаха, будут в Аду, то неужели ангелы и ‘Иса тоже окажутся в Аду?

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) на это ответил:

Ты невежественный человек, даже язык своего племени не знаешь. Тебе разве не известно, что связка «ма» َما используется для неодушевленных предметов?»

Спорить можно для выявления правильной точки зрения, ради истины. Запрещены же дискуссии, которые устраиваются с целью устранения истины посредством ложных суждений. В аятах говорится:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلَا هُدًى وَلَا كِتَابٍ مُنِيرٍ ثَانِيَ عِطْفِهِ لِيُضِلَّ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ ۖ لَهُ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ ۖ وَنُذِيقُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَذَابَ الْحَرِيقِ

«Среди людей есть те, кто спорит об Аллахе без знания, без верного руководства, без освещающей Книги. Надменно сворачивая шею, он пытается сбить других с пути [религии] Аллаха. Ему – унижение в этом мире, а в Судный день Мы дадим ему вкусить наказания в адском огне». («Аль-Хадж», 22:8-9)

Но нет ничего плохого в том, чтобы вести борьбу против ложных воззрений за правду, за выяснение истины. Таково повеление Самого Всевышнего. В аяте говорится:

ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай [людей, о Мухаммад] на путь твоего Господа с мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом [выбирая самые убедительные доводы]. Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто по нему следует [и воздаст им всем по заслугам]». («Ан-Нахль / Пчёлы», 16:125)

В другом аяте говорится:

وَلَا تُجَادِلُوا أَهْلَ الْكِتَابِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِلَّا الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنْهُمْ

«Ведите спор с людьми Писания лишь наилучшим образом, кроме тех из них, кто несправедлив». («Аль-Анкабут / Паук», 29:46)

Нельзя вести ни с кем дискуссию относительно имеющихся в Коране муташабих (это аяты или отдельные слова Корана со скрытым смыслом, которым можно придать разный смысл, и истолкование которых затруднительно) аятов. Споры на эти темы могут открыть врата к заблуждению. Если всё же приходится вступать в полемику, чтобы разоблачить ложность суждений противоположной стороны, всегда будьте тем, кто задает вопросы. Не надо давать противнику возможности задавать вопросы, возбуждая сомнения. Лучший пример такой дискуссии – это спор между Ибрахимом (‘алейхис-салям) и Немрутом. В аяте говорится:

قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللَّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ

«Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце на востоке. Заставь же его подняться на западе». Растерялся неверующий». («Аль-Бакара / Корова», 2:258)

В тафсире Абу аль-Лейса ас-Самарканди (рахимахуЛлах) эта тема разъясняется таким образом: Немрут сын Кенана был великим царем. Однажды он со своим народом отправился к тому месту, где устраивали празднества. Воспользовавшись удобным случаем, Ибрахим (‘алейхис-салям) разбил всех идолов в святилище. Когда Немрут и его люди вернулись с празднования, обнаружили своих идолов разбитыми. Ибрахим (‘алейхис-салям), обратившись к ним, спросил:

– Неужели вы поклоняетесь идолам, которых создаете своими руками!?

Они же ответили:

– Так и быть. Кому же поклоняешься ты?

– Я поклоняюсь тому, Кто дарует жизнь и умерщвляет, – ответил Ибрахим.

Некоторые говорили, что Немрут занимался спекуляцией (он закупал зерно, хранил до повышения цен на хлеб и затем продавал по высокой цене). Люди, нуждающиеся в хлебе, приходя к нему за зерном, должны были поклониться Немруту до земли.

В один из дней Ибрахим (‘алейхис-салям) тоже пришел к Немруту. Когда он не стал совершать саджда перед ним, царь спросил:

– Ты почему не поклонился, эй, Ибрахим?

– Я поклоняюсь своему Господу, – ответил Ибрахим.

– А кто твой Господь? – спросил Немрут.

Мой Господь – Тот, Кто оживляет и умерщвляет, – сказал Ибрахим.

– Я тоже дарую жизнь и умерщвляю, – сказал царь и велел доставить из тюрьмы двух преступников. Одного из них он велел казнить, а другого – освободить. После этого он заявил:

– Как видишь, я тоже дарую жизнь и умерщвляю.

Ибрахим (‘алейхис-салям) возразил:

Ты освободил живого, но не оживил мертвого.

Для того, чтобы люди Немрута перестали думать, будто он способен оживлять мертвых, Ибрахим (‘алейхис-салям) тотчас занял позицию задающего вопросы и сказал Немруту:

– Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе.

И тогда не уверовавший Немрут пришел в замешательство. Он не знал, что и сказать. (См.: «Бахр аль-‘улюм»)

Здесь Ибрахим (‘алейхис-салям) хотел не просто поспорить с Немрутом, а привести его к вере в Аллаха. Так он заставил его замолчать.

Автор: Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи
Из книги: «Шир‘атуль Ислам», стр. 27-30

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *