
В первую очередь, следует немного рассказать о пророке Идрисе (‘алейхис-салям). Существует предание, что пророк Идрис (‘алейхис-салям) родился в регионе Вавилона. Он является внуком пророка Адама (‘алейхис-салям) в шестом поколении.
Пророк Идрис (‘алейхис-салям) до прихода своего пророчества занимался поклонением, находился рядом с благочестивыми людьми, зарабатывал средства к существованию своим трудом. Даже считается, что пророк Идрис (‘алейхис-салям) является одним из первых людей в истории человечества, кто занялся ремеслом шитья.
Общество, в котором он жил, происходило из рода Кабиля, и разложилось как физически, так и духовно. Они сошли с пути, который указал им Шис (‘алейхис-салям), и оставили поклонение (Всевышнему Аллаху). Они совершали всякие мерзкие и отвратительные поступки, считая их дозволенными. С целью наставления их на истинный путь, Всевышний Аллах отправил им пророка Идриса (‘алейхис-салям).
Пророку Идрису (‘алейхис-салям) было ниспослано 30 страниц и, таким образом, он был уведомлен о повелениях и запретах Всевышнего Аллаха. Пророк Идрис (‘алейхис-салям) обучил свою общину этим божественным повелениям и запретам.
Идрис (‘алейхис-салям) является пророком, чье имя упоминается в Благородном Коране дважды напрямую.
وَاذْكُرْ فِي الْكِتَابِ إِدْرِيسَ إِنَّهُ كَانَ صِدِّيقًا نَّبِيًّا وَرَفَعْنَاهُ مَكَانًا عَلِيًّا
«Упомяни в Книге Идриса. Поистине, он был правдивейшим [человеком] и пророком. Мы подняли его высоко [на небеса]». («Марьям», 19:56-57)
وَإِسْمَاعِيلَ وَإِدْرِيسَ وَذَا الْكِفْلِ كُلٌّ مِّنَ الصَّابِرِينَ وَأَدْخَلْنَاهُمْ فِي رَحْمَتِنَا إِنَّهُم مِّنَ الصَّالِحِينَ
«[Вспомни также] Исмаиля, Идриса и Зуль-Кифля. Все они были из терпеливых [в поклонении и отстранении от грехов]. И Мы ввели их в Нашу милость [даровав им пророчество], ведь они были из праведников». (Аль-Анбия / Пророки, 21:85-86)
В Благородном Коране, где упоминается пророк Идрис (‘алейхис-салям), он описывается такими качествами как избранный, занимающий высокое и достойное положение и место, обладающий терпением, совершающим земной по клон со слезами, когда читаются аяты Всевышнего Аллаха, благочестивый и правдивейший пророк.
Существуют различные версии по поводу о того, о чем свидетельствует аят: وَرَفَعْنَاهُ مَكَانًا عَلِيًّا «Мы подняли его высоко [на небеса]». (Марьям, 19:57)
Некоторые ученые полагают, что его душа находится на четвертом или шестом небе, другие считают, что здесь подразумеваются райские сады, а третьи – он удостоен степени пророчества.
Согласно комментариям муфассиров, аят: «Мы подняли его высоко [на небеса]», содержит два значения:
1. Это – возвышение в значении восхождения с точки зрения места и положения. Например, Всевышний Аллах обращается к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) аятом: وَرَفَعْنَا لَكَ ذِكْرَكَ «[Разве Мы не] Возвысили упоминание тебя?» (Аль-Инширах / Раскрытие, 94:4), в котором подразумевается духовное восхождение в степенях. Следовательно, упоминание пророка Идриса (‘алейхис-салям) подобным образом происходит изза того, что он удостоился степени пророчества и ему было ниспослано тридцать страниц.
Кроме этого, в преданиях он описывается как человек, который первым написал письмо пером, первым изучил науки о звездах и расчета и первым сшил для себя одеяния.
2. Цель этого возвышения – это восхождение на более высокое место с точки зрения места. Эта точка зрения кажется более правдоподобной. Так как слово مكان место применяется со словом «возвышение», то есть это восхождение не с точки зрения степеней, а местоположения.
Однако сторонники этой точки зрения также разошлись во мнениях и сказали: «Всевышний Аллах разместил его в Райскую обитель» или «Он сейчас находится на четвертом небе».
По этому поводу передается от Умм Салямы (радыяллаху ‘анха), что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Пророк Идрис (‘алейхис-салям) дружил с ангелом смерти и обратился к нему с просьбой показать ему Райскую и Адскую обители. Когда пророк Идрис (‘алейхис-салям) увидел Адскую обитель, он ужаснулся и едва не потерял сознание. После этого ангел смерти успокоил его, обняв своими крыльями, потом спросил его: «Сейчас ты увидел его, не так ли?» – а пророк Идрис (‘алейхис-салям) ответил ему: «Да, увидел, никогда в своей жизни, до сегодняшнего дня, я не видел более страшного зрелища, чем это».
Потом пророк Идрис (‘алейхис-салям) вместе с ангелом смерти покинули это место и отправились смотреть райские сады. Пророк Идрис (‘алейхис-салям) вошел в Райскую обитель, и ангел смерти спросил его: «Увидел его?» Пророк Идрис (‘алейхис-салям) ответил: «Да, увидел. Клянусь Всевышним Аллахом, это – Райская обитель».
Потом ангел смерти сказал ему: «Мы посмотрели Рай, давай уйдем сейчас» – а пророк Идрис (‘алейхис-салям) спросил его: «Куда?» Ангел смерти ответил: «Туда, откуда мы пришли». Пророк Идрис (‘алейхис-салям) сказал ему: «Нет. Клянусь Аллахом, после того, как я вошел в Райскую обитель, я не выйду оттуда». Потом ангелу смерти сказали: «Не с тобой ли он вошел в Райскую обитель?! Тот, кто вошел туда, никогда не выйдет оттуда». И таким образом пророк Идрис (‘алейхис-салям) остался в Раю». (ат-Табарани, «аль-Му‘джам аль-Аусат», №7269, 7/201)
У имама аль-Куртуби (рахимахуллах) приводится предание, что Всевышний Аллах отправил одного ангела, чтобы он рассудил между ангелом смерти и пророком Идрисом (‘алейхис-салям). Когда этот ангел спросил пророка Идриса (‘алейхис-салям): «Почему не выходишь оттуда?» – Он ответил словами Всевышнего Аллаха:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ
«Каждая душа вкусит смерть». (Алю Имран, 3:185)
А по поводу Ада Всевышний Аллах сказал:
وَإِن مِّنكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا
«Каждый из вас войдет туда [в Ад]». (Марьям, 19:71)
И я туда вошел. А по поводу обитателей Рая Всевышний Аллах сказал:
وَمَا هُم مِّنْهَا بِمُخْرَجِينَ
«Их никогда не изгонят оттуда». (Аль-Хиджр, 15:48)
Я сейчас нахожусь в Раю, и кто же изгонит меня отсюда?»
Имам Наххас (рахимахуллах) сказал следующее по поводу аятов Благородного Корана, которые упомянул пророк Идрис (‘алейхис-салям): «Использование этих аятов пророком Идрисом (‘алейхис-салям) свидетельствует о том, что Всевышний Аллах научил его этим истинам, а потом это решение было ниспослано в Благородном Коране». (Аль-Джами’ ли-ахкам аль-Коран)
Уахб ибн Мунаббих (радыяллаху ‘анху) сказал следующее: «Пророк Идрис (‘алейхис-салям) иногда пользуется райскими благами, а иногда совершает обряды поклонения Всевышнему Аллаху вместе с ангелами на небесах».
В наиболее достоверном и известном хадисе о Ночи вознесения, по сравнению с вышеупомянутыми хадисами про пророка Идриса (‘алейхис-салям), говорится следующее.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) встретил пророка Идриса (‘алейхис-салям) на втором небе, а согласно большинству хадисов, на четвертом небе. В длинном хадисе, где описывается случай вознесения Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), переданном от Малика ибн Са‘са‘а, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал следующее о пророке Идрисе (‘алейхис-салям):
«… Затем он вознесся со мной к четвертому небу и попросил открыть ворота. Его спросили: «Кто это?» Он ответил: «Джабраиль». Его спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад». Его спросили: «А за ним посылали?» Джабраиль (‘алейхис-салям) ответил: «Да», – и тогда было сказано: «Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!» Потом эти ворота открылись, а когда я достиг четвертого неба, то увидел там Идриса. Джабраиль (‘алейхис-салям) сказал: «Это – Идрис, поприветствуй же его!» Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: «Добро пожаловать праведному брату и праведному Пророку!..» (Аль-Бухари, «Фадаиль ас-сахаба» 71, №3674, 3/1410)
Согласно разъяснениям хадиса из сборника аль-Бухари, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) встретился с пророком Идрисом (‘алейхис-салям) на четвертом небе во время Вознесения.
Делая вывод из вышесказанного, можно сказать, что существуют две точки зрения: пророк Идрис (‘алейхис-салям) находится в Раю или на четвертом небе.
Имам ат-Табари (рахимахуллах) сказал следующее об этом разногласии: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) говорит о том, что он во время Вознесения встретил пророка Идриса (‘алейхис-салям) на четвертом небе. Это говорит о том, что второе мнение является более убедительным». (Джами аль-баян ’ан ай аль-Коран)
Истина известна одному лишь Всевышнему Аллаху.
Автор: Шейх Абдуллах Накышчы
Из книги: «Девяносто девять вопросов о Рае», стр. 112-119