Один из важнейших способов распространения любви и дружбы, взаимопомощи и взаимного обеспечения, обретения блага и избавления от вреда в исламе — делать добро соседу, сохранять хорошие отношения с ним, преподносить ему подарки, доставлять ему радость, вести себя с ним приветливо, а также проявлять великодушие и щедрость в отношениях с ним. И это — реалистичный и практичный взгляд на вещи, очень важный для будущего, потому что благополучие семьи и возможность обрести силу и наладить взаимное обеспечение напрямую зависит от соблюдения права соседа и оберегания его чести, независимо оттого, является сосед мусульманином или нет. Всевышний Аллах сказал:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы». (4:36)
Аят указывает на то, что соседи бывают трёх видов: близкий сосед (родственник или просто человек, дом которого стоит рядом), даже если сам он немусульманин, дальний сосед и товарищ по работе или спутник в путешествии.
Избранный Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, делает добро своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю». (Аль-Бухари и Муслим, со слов Абу Хурайры).
А в другом хадисе сказано:
«Джибриль так долго давал мне наставления относительно соседа, что я даже решил, что он включит его в число наследников». (Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи. Со слов Ибн ‘Умара и Аиши).
Вот наиболее важные права соседа:
1. Обеспечение соседа едой, если он голодает, и одеждой, если он в ней нуждается.
Это основная обязанность, исполнение которой необходимо для того, чтобы сосед мог утолить голод, чтобы он не страдал и не испытывал нужду, и чтобы человек мог почувствовать то же, что чувствует его сосед. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная, что его сосед за стенкой голодает». (Ат- Табарани; аль-Баззар. Хадис с хорошим иснадом).
А в другой версии этого хадиса говорится:
«Не является верующим тот, кто ест досыта, в то время как его сосед голодает». (Ат-Табарани; Абу Йа’ля. У него надежные передатчики. Со слов Ибн Аббаса; аль-Хаким. Со слов Аиши).
2. Одалживание вещей и разной утвари.
Бывает, что сосед нуждается в некоторых вещах, вроде ведра, топора, лестницы, горшка или другой посуды, соли, воды и так далее. Человек должен давать соседу все эти вещи и помогать ему без увиливаний и лжи.
Всевышний Аллах сказал:
فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ الَّذِينَ هُمْ يُرَاءُونَ وَيَمْنَعُونَ الْمَاعُونَ
«Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!» (107:4-7).
Имеются в виду те, кто отказывает людям во всём том, что приносит пользу и помогает в ведении хозяйства, то есть в вышеперечисленных и других вещах.
3. Преподнесение подарков.
Когда люди дарят друг другу подарки, это способствует возникновению между ними симпатии и любви, которая гонит прочь злобу и ненависть и становится причиной для сближения точек зрения и побуждает соседей помогать друг другу. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга». (Аль-Бухари. Аль-адаб аль-муфрад; аль-Байхакы; Ибн Тахир. Со слов Абу Хурайры. Ибн Хаджар сказал, что это хадис с хорошим иснадом).
А в другой версии этого хадиса сказано:
«Обменивайтесь рукопожатиями, и исчезнет злоба, и обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга, и исчезнет ненависть». (Малик. Со слов Ата аль-Хорасани).
Подарок приносит пользу, даже если он небольшой, поскольку Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«О верующие женщины, пусть ни одна из вас не пренебрегает подарком соседке, даже если это будет всего лишь овечье копыто». (Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи. Со слов Абу Хурайры).
4. Защита соседа от всякого зла.
Мусульманину запрещено обижать других и причинять им вред, особенно соседу, потому что обида не приносит ничего, кроме вреда и вражды, и в большинстве случаев приводит к мести, и таким образом человек причиняет вред сам себе. Есть немало хадисов, в которых содержится запрет обижать соседа. Более того, в них говорится, что вера человека, причиняющего вред соседу, неполноценна и несовершенна. Например, Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:
«Клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал, клянусь Аллахом, не уверовал!» Люди спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не чувствует себя в безопасности от его зла». (Ахмад; аль-Бухари; Муслим. Со слов Абу Хурайры).
Верно и обратное: ат-Тирмизи и другие передают со слов Абу Хурайры:
«Делай добро своему соседу, и ты будешь верующим».
А в некоторых хадисах Всевышний угрожает таким людям лишить их Рая:
«Верующий — тот, кто не представляет опасности для людей, мусульманин — это тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками, а переселенец [мухаджир] — это тот, кто оставляет зло. И клянусь Тем, в Чьей Власти душа моя, не войдёт в Рай тот, чей сосед не чувствует себя в безопасности от его зла». (Ахмад; Абу Йа’ля; аль-Баззар. Со слов Анаса. Иснад Ахмада — хороший).
А в другом хадисе сказано, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, такая-то много молится, раздаёт милостыню и постится, однако она обижает соседей своим языком». Он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Она в Огне». (Ахмад; аль-Баззар; Ибн Хиббан; аль-Хаким, хадис с безупречным иснадом. Со слов Абу Хурайры).
5. Добрососедство.
Человек имеет право на то, чтобы сосед был ему поддержкой в тяготах, братом в благополучии и помощником в устранении несправедливости. А если он совершит ошибку или впадёт в заблуждение, он как надёжный и верный товарищ должен указать ему на его ошибки, помочь исправить их и вернуть его на истинный путь. Кроме того, если у соседа радость, человек должен поздравить его и порадоваться вместе с ним, а если его постигло горе, он должен утешить его и посочувствовать ему, и горе соседа должно опечалить и его. Если сосед заболеет, человек должен постараться облегчить его положение и развлечь его, а если кто-то захочет обидеть соседа, человек должен встать на его защиту и воспрепятствовать этому.
Перечисленные права указывают на то, что между соседями должно быть сочувствие и сопереживание, и кого не радует радость соседа, не печалит его печаль, и кто не разделяет с ним его чувства, тот ведёт себя не так, как должен вести себя верующий мусульманин. Кроме того, подобное сопереживание — лучшее проявление взаимопомощи и взаимного обеспечения между мусульманином и его братом по вере.
Наши праведные предшественники были величайшим примером добрососедства — даже по отношению к соседям-немусульманам.
Они следовали наставлению Великого Корана:
لَّا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит беспристрастных». (60:8)
Благодаря этому указанию люди Писания (иудеи и христиане) жили на землях мусульман, наслаждаясь безопасностью, покоем, дружелюбным отношением и миром, по соседству с мусульманами. Увидев в их нравственности, снисходительности, великодушии и хорошем отношении к людям то, что заставило их перестать враждебно относиться к мусульманам, — они поспешили принять ислам.
Автор: Шейх Вахба ибн Мустафа аз-Зухейли
Книга: «Аль-усра аль-муслима фи аль-алям аль-муасыр»