Описание Пророка Мухаммада ﷺ в Священном Коране
Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:
1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия, 21/107)
Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.
2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем». (аль-Ахзаб 33, 45-46)
3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим». (ат-Тауба 9, 128)
В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (салляллаху алейхи уа саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).
Сострадательность и забота Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.
4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении». (аль-Джума, 62/2)
Согласно этому аяту миссия нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) представлена четырьмя основными обязанностями:
а) Читать людям аяты Аллаха.
б) Привести людей к благу через духовное очищение.
в) Учить Божественной Книге.
г) Показывать Божественную Мудрость.
5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути». (Йа-Син, 36/1-4)
6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран, 3/164)
Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:
7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…» (ан-Ниса, 4/80)
Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (салляллаху алейхи уа саллям):
8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах — Прощающий, Милосердный». (Али Имран, 3/31)
Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,
9. «И воистину, твой нрав превосходен». (аль-Калам, 68/4)
Поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:
10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4 )
Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии (до Ислама) или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.
А аят: «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).
Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:
11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха». (аль-Ахзаб, 33/21)
12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (т.е не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха»). (ан-Нур, 24/63)
Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.
Одной из особых почестей Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:
13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении». (аль-Анфаль, 8/33)
По этому поводу Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал следующее: «Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар (мольбу к Аллаху о прощении)». (Тирмизи, «Тафсируль-Коран», 3082)
В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».
Наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, «Фадаилус-Сахаба», 207)
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.
14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего». (Али Имран, 3/159)
Автор: Проф. Др. Хасан Камиль
Из книги: «Повседневная жизнь Пророка Мухаммада ﷺ», стр. 7-12