
СМЫСЛ И ВИДЫ ПОСТА
Каковы условия обязанности поститься?
Согласно Исламу существуют основные условия для того, чтобы человек мог нести ответственность: он должен быть мусульманином, достичь возраста половой зрелости, и быть в уме. Следовательно, эти условия также являются условиями ответственности за пост. Согласно этому, чтобы человек был обязан поститься в месяц Рамадан, прежде всего он, должен быть мусульманином и находиться в здравом уме. (Касани, Бадаи, II, 87)
Людям в некоторых особых случаях, даже если они отвечают условиям обязанности соблюдать пост, разрешается не поститься (см. далее соответствующие фетвы).
Хотя они не обязаны поклоняться, детям, не достигшим подросткового возраста, рекомендуется совершать намаз и поститься для привыкания и приучения. Так же, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) рекомендовал детям в возрасте от семи до десяти лет совершать намаз, чтобы привыкнуть. (Абу Дауд, Салят, 26)
Обязательно ли увидеть полумесяц, чтобы начать поститься?
Как можно понять из названия, лунные месяцы, это месяцы, определяемые движениями луны. Поскольку пост Рамадана проводится в месяц Рамадан, а месяц Рамадан меняется каждый год в соответствии с лунным календарем, необходимо сначала определить начало месяца Рамадан. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Когда вы увидите полумесяц (полумесяц Рамадан), начните поститься и увидите полумесяц (полумесяц Шавваль), отпразднуйте (заканчивайте пост). Если погода пасмурная, завершите месяц до тридцати дней». (Бухари, Саум, 5, 11; Муслим, Сиям, 3-4, 7-9)
Этот хадис пробуждает мысль о том, что если вы не увидите полумесяц на первый взгляд невооруженным глазом, вы не начнете поститься и не закончите пост. Когда оцениваются другие риваяты, связанные с данным вопросом, становится понятно, что цель этих хадисов – научить наиболее подходящему применению в условиях того периода. На самом деле, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Мы – общество неграмотное; не знаем что такое учет и грамотность. Мы только знаем, что месяц состоит из 29 или 30 дней» (Бухари, Саум, 13; Муслим, Сиям, 15; Абу Дауд, Саум, 4), – тем самым отметил, что другие методы расчета также могут быть использованы при определении начала лунных месяцев.
Независимо от того, можно ли увидеть луну невооруженным глазом, или нет, она продолжает свои обычные движения. В Священном Коране говорится, что Солнце и Луна движутся согласно определенному счету (Рахман, 55/5), помимо других функций, они также являются мерой исчисления (Анам, 6/96), были установлены фазы, чтобы мы могли вести летоисчисление и знали счет (Йунус, 10/5), когда были сотворены небо и земля, был установлен порядок на двенадцать месяцев (Тауба, 9/36), и что повторение новолуния, увеличение и уменьшение луны определяют людям сроки ведения их дел и время хаджа. (Бакара, 2/189)
Согласно этому, слова Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) об определении полумесяца невооруженным глазом, был указан, не потому что это единственный метод, а потому что это был наиболее подходящим методом на то время для определения полумесяца. Цель наблюдения за полумесяцем – определить, наступил ли месяц Рамадан. Поэтому, помимо того, что можно увидеть полумесяц невооруженным глазом, можно воспользоваться другими методами, чтобы достичь этой цели.
Сегодня технологическое развитие человечества дает возможность отслеживать даже самые мелкие детали о движениях луны. Теперь, благодаря точным астрономическим расчетам, можно создавать календари, которые показывают времена молитв следующих нескольких лет. Таким образом, определение начала лунных месяцев путем расчета является дозволенным.
Надо ли поститься, чтобы встретить Рамадан?
Известно, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) соблюдал много нафиль-постов в месяцы Раджаб и Шабан, чем в другие месяцы (Бухари, Саум, 52; Муслим, Сиям, 173-179). Однако неправильно считать эту практику Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) как приветствие Рамадана. Нет религиозных оснований в вопросе поста для встречи Рамадана. Также является макрухом поститься за один или два дня до Рамадана с мыслью, что возможно Рамадан наступил в то время, когда еще месяц Рамадан не настал. В религиозной терминологии этот день называется «день аш-шак». Тем не менее, нет никакого вреда в посте в «день аш-шака» без намерения встретить Рамадан. Так же, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Не опережайте месяц Рамадан своим постом ни на день, ни на два, кроме тех из вас, чей регулярный пост совпадает с этими днями». (Бухари, Саум, 14; Муслим, Сиям, 21)
Когда и как делать намерение на пост?
Намерение является одним из условий поста. Пост без намерения считается недействительным. Хотя достаточно намерения сердцем, лучше всего выразить намерение языком. Встать на сухур для поста также считается намерением.
Время для того, чтобы делать намерение для постов, таких как пост Рамадана, посты посвященные особым дням, и постам нафиль – это период с заката солнца до полудня следующего дня. Однако для того, чтобы намерение сделанное после имсака, было действительным, нельзя с этого времени есть и пить что-либо, и не следует выполнять действия, противоречащие посту.
В противном случае, намерение, сделанное днем будет недействительным (Касани, Бадаи, II, 85). Для этих постов достаточно сказать «намерен поститься завтра». Тем не менее, более добродетельней будет сделать намерение ночью и определить его в форме «намерен соблюдать завтрашний пост Рамадана». На каждый день Рамадана должно быть отдельное намерение. (Мавсили, аль-Ихтияр, I, 397, 400)
Намерения для постов как каза (возмещение), каффарат и назир-посты, время которых не было определено, должны быть сделаны от заката до имсака. Когда речь идет о таком посте, его следует указывать при намерении, как «пост-каза, пост-каффарат или назир-пост».
Согласно мазхабу Шафии, для всех постов, кроме поста-нафиль, должны быть сделаны намерения с ночи. Если намерение не было сделано до времени имсака, то пост не является действительным. Намерение для поста-нафиль может быть сделано до того времени, пока солнце не достигнет зенита (Ширази, аль-Мухаззаб, I, 331-332).
Что такое имсак? Когда начинается имсак? Разрешено ли продолжать приём пищи еще некоторое время, во время чтения утреннего азана?
В словаре имсак имеет такие значения, как «держать себя, предотвращать, не допускать, сдерживаться». Как религиозное понятие, имсак означает отказаться от еды, питья, полового сношения и других вещей, нарушающие пост с времени фаджр-садик до времени ифтара. Противоположностью имсака является ифтар. В народе имсак используется для обозначения времени рассвета (фаджр-садик), когда люди начинают поститься. В этом смысле имсак означает время начала поста.
В Коране, начало и конец поста объясняется следующим образом:
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Бакара, 2/187)
Время имсака, показанное в календарях, относится ко времени начала поста. Время имсака, это также конец ночи, время начало утренней молитвы. Если азан читается в начале времени имсака, то необходимо прекратить есть и пить. Но нет ничего плохого в том, чтобы проглотить пищу, которая находится во рту, когда начал читаться азан.
Какое значение имеет сухур в религии?
Сухур, это еда, которую постящийся человек ест до времени имсака. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вставал для сухура и рекомендовал это своему народу (Бухари, Саум, 19, 20). Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) утверждал, что в сухуре есть «изобилие (баракат)» (Бухари, Саум, 20), и что сухур был одним из наиболее важных различий между постом мусульман и постом Ахли Китаба (Муслим, Сиям, 46). Исходя из его слов и практики о сахуре, ученые сказали, что вставать для сухура и задерживать сухур ближе к имсаку является сунной. (Касани, Бадаи, II, 105)
Ученые заявили, что сухур дает силу переносить пост и будет способствовать материально-духовным благословениям. Потому что человек, который проснулся для сухура, проводит это время молитвой и покаянием, что является признаком блаженного народа (Зарийат, 51/18). Таким образом, пост, начатый с духовной пищи, соблюдается с большей энергией и наслаждением. Не следует пренебрегать сухуром, который имеет такие материальные и духовные благословения.
Каково положение о посте Шавваль? Можно ли возмещать не соблюдённые посты Рамадана с намерением поста на Шавваль?
Шестидневный пост в месяце Шавваль после Рамадана является мустахабом. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Пост человека, который соблюдает его в месяце Рамадан, добавляя к нему шесть дней в месяце Шавваль, подобен непрерывному посту в целый год» (Муслим, Сиям, 204; Тирмизи, Саум, 53; Абу Дауд, Саум, 59).
Этот пост можно соблюдать беспрерывно шесть дней один за другим или сделать перерыв между днями. (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 421, 422)
Нафиль-пост, соблюденный в месяце Шавваль, не заменяет не соблюденные посты Рамадана. То есть, является фардом отдельное возмещение постов, не соблюденных в месяце Рамадан. Поскольку недопустимо делать два намерения (для каза и для нафиль постов) в одном посте, во время поста в месяце Шавваль необходимо делать намерение для одного из них. В то время как пост проводится в месяц Шавваль, если намерение сделано для возмещения поста Рамадана, он будет считаться как пост-каза.
ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ И НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ
Что нарушает пост?
Поскольку основным элементом поста является воздержание от еды, питья и половых отношений, т.е. лишение себя этих вещей во время поста; эти действия и подобное поведение нарушают пост. Еда и напитки включают в себя все, то, что можно есть и потреблять. Дымные вещества на основе табака, как сигареты, кальяны и наркотики, также все вещества, употребляемые в целях наркомании, включены в сферу запретов поста (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 386-387). Это положение распространяется и на пероральные препараты, употребляемые по любой причине.
Нарушается ли пост, если поел или попил по забывчивости?
Пост не нарушается, если человек поел или попил по забывчивости. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Кто съест или выпьет что-либо забыв, что он соблюдает пост, пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Аллах». (Бухари, Саум, 26)
Человек, который ест и пьет по забывчивости, вспомнит, что он постится, должен немедленно выплюнуть все, помыть рот и продолжить пост. Если что-то опускается в желудок после того, как он вспомнил пост, тогда пост нарушается. (Маргинани, аль-Хидая, II, 253-254)
Следует ли напоминать человеку, который ест по забывчивости?
Если человек, который ест и пьет, забыв, что он постится, является пожилым, больным, слабым не имеющим сил поститься, то тот, кто увидит его, не должен напоминать ему, о посте. В противном случае, следует напомнить. (Шурунбулали, Марак аль-фалах, 238)
Каких границ должны придерживаться супруги во время поста?
Человек, который постится, должен избегать вещей, которые нарушают пост, а также избегать подозрительных ситуаций, которые уменьшают воздаяние (сауаб) за пост. Пост Рамадана нарушается, если человек зная, что он постится, вступает в половое отношение. Это требует каза (возмещение) и каффарат (искупление) (Бухари, Саум, 30). Целовать или обнимать супруга/супругу не нарушает пост. Однако, если в этом случае происходит семяизвержение, пост нарушается, и требуются возмещение поста того дня. (Маргинани, аль-Хидая, II, 256)
Действителен ли пост, если человек находится в состоянии джанаба?
Состояние джанаба не мешает посту. Не имеет значения, возникло ли состояние, которое требует быть джунубом, до начала поста или во время поста по причине, которая не нарушает пост, например, из-за ихтилама (поллюция). Тем не менее, человек, который оказался в состоянии джанаба, должен очиститься как можно скорее. Со времени отсутствия полного омовения не должно пройти время равное одному молитвенному времени. Является грехом откладывать полное омовение на время, большее, чем время одного намаза. Потому что, если откладывать, время молитвы пройдет, и намаз не будет совершен. (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 372)
Прерывается ли пост человека, который совершает семяизвержение при помощи мастурбации?
Пост, это тренировка воли в направлении сознательного избе- гания желаний нафса. Это – эффективный способ контролировать нафс, очищать и возвышать внутренний мир. Получается, что те, кто были побеждены желаниями нафса, потерпели неудачу в экзамене на силу воли. Удовлетворение рукой (мастурбация) во время поста нарушает пост и требуется каза (возмещение). Исполнители этого деяния должны не только довольствоваться возмещением поста, но и должны искренно раскаяться. Тот факт, что деяние удовлетворения рукой, то есть мастурбация не требует каффарата (искупление), не означает, что этот акт является незначительным грехом. Напротив, те, кто нарушил пост без причин, совершают большой грех. (Зайлаи, Табйин, I, 323; Ибн Нуджайм, аль-Бахр, II, 293)
Каково положение относительно ихтилама (поллюции) во время поста и пребывания без полного омовения до утра?
Поллюция во сне не влияет на пост, также как, отсутствие полного омовения до утра не мешает посту (аль-Фатава аль-Хиндия, I, 220). Однако, откладывать полное омовение до истечения утренней молитвы является грехом. Потому что в этом случае не совершается намаз (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 372). Так же, известно, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) мылся после имсака во время утренней молитвы в Рамадане. (Бухари, Саум, 25)
Что должна делать женщина, которая намерилась поститься и в течение дня началась менструация?
Женщины не выполняют молитвы и не соблюдают посты в своих особых состояниях, называемых месячным состоянием (хайд) и послеродовым периодом (нифас). После окончания этих состояний они возмещают пост. Если женщина, которая намерилась поститься, и у нее начинается менструация в течение дня, она нарушает свой пост, и потом она возмещает этот день (Маргинани, аль-Хидая, II, 276). Он не должна продолжать пост до момента ифтара. Тем не менее, соблюдая чувствительность Рамадана, ей лучше не есть и пить на глазах у других.
Нарушает ли пост спрей для полости рта или жевательная резинка, употребляемая для предотвращения неприятного запаха изо рта?
Все, что проходит через рот и нос и достигает желудка, нарушает пост. В связи с этим, если спрей и другие подобные вещества, использованные чтобы предотвратить неприятный запах изо рта или облегчить зубную боль, проглатываются и попадают в желудок, нарушают пост. Если они не проглатываются, тогда не нарушают пост.
Поскольку производимые сегодня жевательные резинки содержат ингредиенты, растворяющиеся во рту, сколько бы внимания ни уделялось, трудно избежать проглатывания. По этой причине жевание такой жевательной резинки нарушает пост (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 395, 396). С другой стороны, следует избегать жевательной резинки во время поста, так как невозможно знать, какая резинка является нерастворимой.
Нарушает ли пост эпиляция?
Независимо от того, каким образом волосы удаляются на теле, пост не нарушается. Потому что пост нарушается в случае еды, питья и вступления в половое отношение. Удаление волос не нарушает пост, потому что не входит в эту категорию.
Здесь также следует отметить, что аурат женщины перед мужчинами является все тело, кроме рук, ног и лица. Ауратом женщины для женщин является часть тела между коленами и пупком. Недопустимо показывать тело за пределами этих мест другим женщинам или мужчинам без необходимости. В этом отношении женщина, которая хочет сделать удаление волос с помощью лазера или другим способом, открывая свой аурат для чужого человека, будь то мужчина или женщина, не является халялем, то есть не позволено. И лицу, которое выполняет этот процесс, недопустимо смотреть и трогать эти места. (Маргинани, аль-Хидая, VII, 187, 194-195)
Нарушает ли пост макияж и окрашивание волос?
Пост нарушается при еде, питье и половом акте. Макияж, краска для волос и уход за волосами не входят в эту сферу и поэтому не нарушают пост.
Нарушает ли пост никотиновый пластырь?
Никотиновый пластырь не нарушает пост. Как правило, вещи, нарушающие пост, это вещества, поступающие в организм нормальным путем и половой акт. Вещества, такие как масло, мазь, которые наносятся на тело, всасываются через поры на коже и капилляры под кожей, затем смешиваются с кровью. Но это поглощение через кожу происходит очень мало и медленно. С другой стороны, этот процесс не означает еду, питье и питание. (Маргинани, аль-Хидая, II, 263-264; Касани, Бадаи, II, 98; Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 366-367)
Нарушает ли пост дробление камней в почках?
У постящегося человека не нарушается пост, при дроблении почечного камня, если это происходит без ввода пищевых элементов в тело. Приток крови к почкам во время этой операции тоже не нарушает пост.
Нарушает ли пост инъекции инсулина, употребляемые больными сахарным диабетом?
Может ли инъекции нарушить пост, можно оценить в соответствии с предполагаемым использованием. Инъекция дается для таких целей, как облегчение боли, лечение, повышения иммунитета организма и ввода питания. Уколы с непищевыми элементами и уколы, которые делаются не для опьянения, не означают еду и питье, и поэтому не нарушают пост. Но уколы с пищевыми элементами и уколы, которые делаются для опьянения, нарушают пост (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005). Поскольку инъекция инсулина, используемая диабетиками не является такого характера, она не нарушает пост.
С другой стороны, пациент, которому квалифицированные врачи говорят, что пост будет вреден для его/ее здоровья, может не поститься во время Рамадана. Такой человек возмещает свой пост на случай, если есть шанс на выздоровление. Если нет такой возможности, он дает выкуп за каждый день Рамадана. Инсулинозависимые пациенты могут также не поститься, если их пост вреден для их здоровья. Они платят выкуп за каждый день поста, которые не смогли соблюсти.
Нарушает ли пост внутривенно вводимый радиоактивный препарат?
Для диагностики некоторых заболеваний, введение внутривенно радиоактивного материала пациентам не нарушает пост. Потому что это вещество не является питательным и не укрепляющего организм характера.
Нарушает ли пост глазные капли?
Согласно информации, полученной от специалистов в данной области, препарат, попадающий в глаза, очень мал по количеству (50 микролитров или 1/20 от 1 миллилитра), некоторые из которых выбрасываются при моргании глаза, и некоторые из которых входят в глаз и всасываются в организм через поры в каналах и слизистых оболочках, которые соединяют глаз и полость носа. Более того, этот процесс не означает еду или питье. Следователь- но, глазные капли не нарушают пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005; Касани, Бадаи, II, 98)
Нарушает ли пост эндоскопия, колоноскопия, ультразвуковая диагностика анального отверстия или влагалища?
Эндоскопия проводится для мониторинга желудка, для обнаружения заболевания в желудке или биопсии, медицинское устройство вводят через рот и удаляют после завершения процедуры. Чтобы диагностировать заболевание в толстой кишке, выполняется колоноскопия для контроля внутренней части кишечника или биопсии. В колоноскопии почти всегда, а в эндоскопии иногда подается вода через устройство, чтобы обеспечить чистоту области, подлежащую исследованию.
Проведение эндоскопии или колоноскопии; проведение УЗИ анального отверстия или влагалища, хотя не означает еду и питье, нарушают пост, так как часто подается вода через устройство. Однако при отсутствии воды, жира и других пищевых продуктов, которые попадают в пищеварительную систему во время использования устройств в этих процедурах, эндоскопия, колоноскопия и УЗИ не нарушают пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005; Касани, Бадаи, II, 98; Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 367, 369, 376)
Нарушает ли пост визуализация мочевыводящих путей и приток лекарств в эти каналы?
Устройства, входящие в мочевые каналы или приток лекарств в эти каналы, не нарушают пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005; Маргинани, аль-Хидая, II, 264, Касани, Бадаи, II, 98)
Нарушает ли пост анестезия?
Анестезия способствует потере болевой чувствительности нервных путей, в разных уровнях. Существует три вида анестезии: локальная, регионарная и общая анестезия. Локальная анестезия (ограниченная онемение), это анестезия, которая делается при небольших операциях путем введения лекарств, предотвращающих боль в непосредственной близости от места операции. Регионарная анестезия является анестезией, созданной путем введения лекарственного средства в более широкие области тела, например ниже талии или половины спинного мозга или в спинной мозг, чтобы предотвратить боль на уровне спинного мозга или нервных окончаний в данной области. Если пациент находится в глубоком сне и боль предотвращается на уровне мозга, этот тип анестезии называется общей анестезией.
Анестезия делается путем введения лекарств в организм через дыхательные пути или инъекции. Дыхательная или инъекционная анестезия не достигает желудка и не означает еды и питья. Тем не менее, при регионарной и общей анестезии, чтобы дать лекарства и жидкости в экстренных случаях, открывается сосудистый доступ. Это отверстие используется для подачи жидкости (сыворотки) во время процедуры. Таким образом, местная анестезия не нарушает пост. Пост нарушается, когда вводится сыворотка при регионарной и общей анестезии. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005; Маргинани, аль-Хидая, II, 263-264; Касани, Бадаи, II, 98)
Нарушает ли пост ушные капли?
Существует канал между ухом и горлом. Однако, поскольку барабанная перепонка препятствует этому каналу, лекарство не достигает горла. По этой причине ушные капли, использованные на ухе, не нарушают пост. Даже если в барабанной перепонке есть отверстие, лекарство в целом не достигнет желудка или ее очень малая часть дойдет до него, потому что лекарство, попавшее в ухо, рассосётся в ухе. Более того, этот процесс не означает еду или питье. Следовательно, ушные капли не нарушают пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005; Маргинани, аль-Хидая, II, 263; Касани, Бадаи, II, 98; Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 367, 376)
Нарушает ли пост промывание уха медицинским путем?
Существует канал между ухом и горлом. Однако, поскольку барабанная перепонка препятствует этому каналу, вода не достигает горла. Поэтому промывание ушей не нарушает пост. Тем не менее, если в барабанной перепонке есть отверстие, возможно попадание воды в желудок во время промывания уха. Следовательно, если вода попадает в желудок во время промывания уха, тогда пост нарушается. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005; Маргинани, аль-Хидая, II, 263; Касани, Бадаи, II, 98; Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 367, 376)
Нарушает ли пост использование свечей и клизма?
Свечи/суппозитории вводятся в тело через прямую кишку – для облегчения боли, жаропонижения и других целей; или через влагалище – для лечения грибковых и некоторых женских заболеваний. Клизма, это удаление кала из толстой кишки перед медицинской операцией или во время запора путем введения жидкости через задний проход.
Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и пищеварительных желез, начиная со рта и заканчивая анусом. Пищеварительный тракт начинается со рта. За ртом находится горло. Затем следует пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка и задний проход. Пищеварение завершается в тонкой кишке. В толстой кишке всасываются только вода, глюкоза и некоторые соли. Нет никакой связи между пищеварительной системой и женским влагалищем.
В этом отношении, вагинальные суппозитории, используемые женщинами, не нарушают пост. Ректальные суппозитори хотя и включены в пищеварительную систему, так как пищеварение завершается в тонкой кишке, суппозитории не бывают пищевого характера, также суппозитории из прямой кишки не означают еду и питье, следовательно не нарушают пост.
Что касается клизмы, есть две ситуации. Поскольку вода, глюкоза и некоторые соли абсорбируются в толстой кишке, пост нарушается если жидкость, содержащая пищу, попадает в кишечник или если вода, поступающая в кишечник, всасывается достаточно, чтобы нарушить пост (Маргинани, аль-Хидая, II, 263). Однако, в случае немедленной чистки кишечника после ввода воды не нарушается пост, поскольку из толстой кишки вместе с водой ликвидируется каловой завал и в течение этого времени количество всосанной воды очень мало. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.)
Нарушает ли пост диализные процедуры?
Существует два типа диализа, применяемые для больных с почечной недостаточностью: перитонеальный диализ и гемодиализ. Перитонеальный диализ, это процесс очистки крови от вредных веществ с использованием собственной брюшной мембраны пациента с помощью специального раствора, подаваемого в брюшную полость, и поддержания баланса жидкости. Гемодиализ, с другой стороны, представляет собой процесс очистки крови с помощью аппараты вне тела и отдачи ее обратно в организм. Кровь берется из руки пациента с помощью иглы. Аппарат для гемодиализа постоянно пропускает кровь через фильтр, называемый диализатором, для фильтрации вредных веществ и избытка воды. Отфильтрованная чистая кровь возвращается в вену пациента второй иглой. При этом иногда необходимо давать жидкость, содержащую пищу.
Соответственно, пост не нарушается при гемодиализе, который реализуется без какой-либо жидкости. При других видах диализа пост нарушается, потому что жидкость, содержащая пищу, поступает в организм. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.; Маргинани, аль-Хидая, II, 263-264; Касани, Бадаи, II, 98)
Нарушает ли пост сдача крови для получения тромбоцита?
По информации, полученной от специалистов в данной области, тромбоциты крови получают с помощью нормального пути для донорства крови или устройства афереза. При нормальном донорстве крови, при приеме тромбоцитов дается только кровь. Исламские ученые, которые оценивают риваяты о том, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сдавал кровь, когда он постился, пришли к заключению, что сдача крови не нарушает пост. (Бухари, Саум, 32; Абу Дауд, Саум, 29; Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 50-52)
В случае получения тромбоцитов устройством афереза, кровь отбирается из одной руки донора с помощью устройства, и тромбоциты крови отделяются в устройстве и возвращаются донору через проливание в другую руку. Во избежание свертывания крови набор прибора заполнен двумя разными сыворотками. Такое переливание крови и сыворотки в организм, нарушает пост. Доноры, которые хотят давать тромбоциты с помощью устройств афереза, должны вместо этого использовать обычный метод донорства крови или выполнять это действие между ифтаром и сахуром.
Нарушает ли пост ангиография?
Операция, обычно известная как ангиография, используется для диагностики и лечения. Ангиография означает визуализацию сосудов тела. Ангиограмму получают путем введения препарата в вену, что делает сосуды видимыми и определяется как контрастное вещество. Ангиография показывает вены, которые питают органы и получают диагностическую информацию о сосудистых заболеваниях или органах, питающихся этими сосудами. Ангиопластика – классический метод лечения стенокардии. Это делается для того, чтобы вновь открыть узкие или полностью закрытые сосуды с помощью специальных устройств, называемых стентами. В свете этой информации пост не нарушается, поскольку ни ангиография, ни ангиопластическая операция не означают еду или питье. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.; Касани, Бадаи, II, 98)
Нарушает ли пост биопсия?
Взятие частей из любого органа тела для целей анализа (биопсия), не нарушает пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.; Маргинани, аль-Хидая, II, 263-264, Касани, Бадаи, II, 98)
Нарушает ли пост сублингвальные таблетки используемые сердечными больными?
Таблетка, которая помещается под язык при некоторых сердечных заболеваниях, непосредственно всасывается полостью рта и смешивается в крови, тем самым предотвращает сердечный приступ. Поскольку таблетки всасываются во рту и исчезают, ничто не достигает желудка. В связи с этим, использование сублингвальных таблеток не нарушает пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.)
Нарушают ли пост носовые капли?
Одна капля препарата для носа в лечебных целях, составляет приблизительно 0,06 см кубов. Часть этого поглощается стенками носа, очень небольшая часть достигает желудка. Это то же самое, как при остатке влаги во рту после полоскания. Это очень мало, чтобы нарушить пост. Более того, этот процесс не означает еду или питье. Следовательно, носовые капли не нарушают пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.)
Нарушает ли пост вакцинация или укол?
Пост нарушается только едой, питьем, половыми отношением и вещами, которые входят в эти категории. Поэтому вакцины, не имеющие питательной ценности, не нарушают пост. Пациенты, которые продолжают лечение, могут отложить пост до тех пор, пока они не восстановят свое здоровье и лечение не за- кончится. Однако если в месяце Рамадан они хотят продолжать поститься вместе со всеми, и если нет никаких других препятствий для поста, будет лучше делать свои уколы после ифтара. Те, у кого нет такой возможности, могут получить инъекции для лечения и вакцинации. Однако пост тех, кто получает пищу и витаминные иглы во время поста, тех, кто получает пероральную вакцинацию, и тех, кому вводят внутривенную сыворотку и кровь, нарушается. Тогда этот пост должен быть возмещен.
Нарушает ли пост акупунктурное лечение?
Пост, это поклонение, которое совершается путем отказа от еды, питья и половых отношений, с намерением поклоняться от имсака до времени ифтара (Бакара, 2/187). Акупунктура, это метод лечения различных заболеваний путем прокалывания игл в определенные точки тела. Это не входит в круг вещей, которые нарушают пост, потому что этим организм не питается и акупунктура не нарушает пост.
Нарушает ли пост сдача и получения крови?
Во время поста в месяце Рамадан пост донора не нарушается (Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 50-5). С другой стороны принятия крови в организм, нарушает пост, потому что это является частью питания. Есть два риваята, которые противоречат друг другу в отношении того, нарушает ли донорство крови пост. Согласно одному из этих, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Нарушит свой пост тот, кому его сделали (совершающий кровопускание и тот, кому его совершают в целях лечения)». (Абу Дауд, Саум, 28)
С другой стороны, сообщалось, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) делал хаджаму во время поста. (Бухари, Саум, 32; Абу Дауд, Саум, 29)
Большинство ученых, которые толковали эти два хадиса, интерпретировали первый хадис, как «Человек совершающий хаджаму не защищен от того, что часть крови окажется в его организме при ее высасывании специальным инструментом того времени; а тот, кому делают хаджаму, ослабляет этим свой организм и не защищен от того, что ему придется разговеться». Ученые, учтя второй хадис, пришли к выводу, что сдача крови не нарушает пост.
Нарушает ли пост мазь и лекарственный пластырь?
Масло, мазь и тому подобное, наносимые на тело жидкости всасываются через поры на коже и капилляры под кожей, и смешиваются с кровью. Тем не менее, это поглощение кожи происходит очень медленно и в малой дозе. С другой стороны, этот процесс не означает еду или питье. В этом отношении мазь, нанесенная на кожу, и лекарственные пластыри не нарушают пост (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.; Маргинани, аль-Хидая, II, 263-264; Касани, Бадаи, II, 98; Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 366, 367)
Нарушает ли пост спрей и лекарства от астмы?
Пациент с астмой, который должен использовать дыхательный спрей, может не поститься. После выздоровления, он может возместить не соблюдённые дни. Если нет надежды на выздоровление, он платит выкуп за количество дней, которые он не смог поститься. Один выкуп, это количество одного фитра, которое дается одному человеку во время Рамадана.
Однако пациенты, страдающие астмой, у которых нет никаких других проблем со здоровьем, которые препятствуют посту кроме одышки, могут поститься, распыляя специальный спрей для дыхания. Эти препараты, распыляемые в рот, не нарушают пост. Потому что этот спрей распыляет в рот небольшое количество, только в 1/20 мл. Значительная часть этого поглощается стенками рта и трахеи. Нет определенной информации о количестве слюны, в которой растворяется остаток лекарства и которая достигает желудка. По сравнению с водой, остающейся во рту при омовении, это количество считается очень малым. Есть хадисы о том, что пост не нарушается, если остаток воды от омовения достигнет желудка (Дарими, ас-Сунан, Саум, 16). Ученые единогласны в этом вопросе.
Кроме того, неизбежно, что некоторые крошки и химические вещества от мисвака попадут в желудок. Не смотря на это, известно от подлинных источников хадисов, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) использовал мисвак во время поста (Бухари, Саум, 27; Тирмизи, Саум, 29). С другой стороны, есть правило что «точное не нарушается подозрением». Пост не нарушается от подозрения о том, что что-то достигает желудка. В этом отношении, кислородосодержащий препарат, распыляемый в рот, чтобы пациенты с астмой комфортно дышали, не нарушает пост. (Решение Высшего Совета по делам религии Турции от 22.09.2005 г.)
Нарушает ли пост лечение зубов?
Пост не нарушается, если делается только лечение зубов. Инъекции для безболезненного лечения не нарушают пост, потому что они не предназначены для питания. Однако из-за других процедур, выполняемых во время лечения, таких как полоскание рта водой, если вода, кровь или любое из веществ, использованных в процессе лечения, попадает в желудок то это, нарушает пост и требует возмещения.
Нарушает ли пост кровотечение десен и глотание крови из зубной раны со слюной?
Кровотечение десен не нарушает пост. Однако, если кровь равна или превышает количество слюны, то при ее проглатывании пост будет нарушен. Кровь в еще меньшем количестве не принимается во внимание. (Хаддад, аль-Джавхара, I, 173)
Нарушает ли пост плавание в море?
Пост не портится плаванием в море при условии не попадания воды в рот и нос. Однако человек, плавающий в море, может проглотить воду из-за волн или иным образом. В связи с этим более разумно избегать плавания в море во время поста.
Нарушает ли пост купание?
Купание не вредит посту, если вода не попадает в рот и нос и не достигает пищеварительного органа. Действительно, Айша и Умм Саляма, сообщили, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) купался в Рамадане после имсака (Бухари, Саум, 25). В связи с этим, постящемуся человеку можно помыться при условии, что он не пропускает воду изо рта и носа в желудок. (аль-Фатава аль-Хиндия, I, 220)
Нарушает ли пост чистка зубов?
Полоскание рта водой, не проглатывая воду, не нарушает пост. Таким же образом, чистка зубов тоже не нарушает пост (аль-Фатава аль-Хиндия, I, 220). Однако, если зубная паста или вода попадают в горло, пост нарушается. Учитывая возможность нарушения поста, целесообразно чистить зубы до имсака и после ифтара и не использовать зубную пасту, если зубы нужно чистить во время поста.
Нарушает ли пост рвота?
Независимо от количества, спонтанная рвота не нарушает пост. Точно так же вещи, которые поднимаются из желудка в рот и возвращаются в желудок внезапно, не вредят посту. Преднамеренное вызывание рвоты в количестве, заполняющее полость рта, нарушает пост. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«У кого непроизвольная рвота, тому восполнять пост не нужно. Кто же преднамеренно вызывает рвоту, тому следует восполнить день поста». (Абу Дауд, Саум, 32; Тирмизи, Саум, 25)
Однако, если человек продолжает есть и пить сомневаясь, что пост нарушен из-за рвоты, тогда пост нарушается. В этом случае, человеку надо восполнить пост, но не требуется искупление (каффарат). (Ибнуль-Хумам, Фатх, II, 332; аль-Фатава аль-Хиндия, I, 226)
Нарушается ли пост, если во время полоскания рта при малом омовении в горло случайно попала вода?
Ошибка о нарушении поста состоит в том, что акт нарушения поста, не основано на намерении нарушить пост, как и в случае нечаянного попадания воды в горло во время полоскания рта в процессе омовения. Нарушающие пост действия, выполненные с ошибкой, нарушают пост, и требуется их восполнение.
Если вода попадает в горло по ошибке, когда человек не помнит, что он постится, это будет соответствовать хукму о ошибке по забывчивости и пост не нарушается (аль-Фатава аль-Хиндия, I, 222). Один из сподвижников спросил у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «О Посланник Аллаха! Я съел и попил по забывчивости, когда постился. Нарушен ли мой пост?» На что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «(Нет, не нарушен), Аллах накормил и напоил тебя». (Абу Дауд, Саум 39)
А согласно мазхабу Шафии, если во время малого и полного омовения небольшое количество воды, которым поласкается рот и нос, по ошибке попадает в горло, пост не будет нарушен. Однако, пост нарушается, если вода попадает в горло по невынужденным причинам, как с целью охлаждения или игра с водой, или же чрез- мерное использование воды при полоскании рта и носа. Потому что в этом случае постящийся совершает то, что ему не велено. (Ширбини, Мугниль-мухтадж, I, 629-630)
Нарушает ли пост совершение харама?
Мусульманин должен избегать харама всегда и везде, и должен быть еще более осторожным во время месяца Рамадан, когда проводит время поклонением и постом. Постящийся человек должен избегать всех грехов и действовать в соответствии с целью поста. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит:
«Тот, кто не перестал говорить и совершать скверное, Аллах не нуждается в его голоде и жажде». (Бухари, Саум, 8)
Поскольку постящиеся должны избегать не только лжи и действия с ложью, но и таких запрещенных поведений и деяний как сплетни, болтовня, дурные слова, причинение зла другим, смотреть на харам, играть в азартные игры и так далее.
КАЗА, КАФФАРАТ, ФИДЬЯ, ПОСТ ЗА УМЕРШЕГО (ИСКАТ)
Какие причины, позволяют не держать пост?
В принципе, ислам возлагает на отдельных лиц ответственность в соответствии с их возможностями. В случаях, когда ответственность превышает возможности человека или создает проблемы, Ислам применяет облегчающие положения. В соответствии с этим общим принципом были введены некоторые разрешения для отсрочки поста Рамадан, который считается необходимым при определенных условиях. В Коране сказано:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Бакара, 2/183-184)
Основываясь на этих аятах и соответствующих хадисах, исламские ученые перечислили оправдания, разрешающие не поститься в месяце Рамадан:
а) Путь/Путешествие: Человек, который во время Рамадана выходить в путь, расстояние которого не менее девяноста км., ночью перед дорогой может не намереваться поститься на следующий день. Но если у него ночью было намерение поститься, и он отправился днем в путь после своего намерения, он не должен нарушать свой пост, если у него нет другого основательного оправдания во время этого путешествия. Если нет уважительной причины, то начатое поклонение должно быть завершено. Поскольку путешествие является оправданием, и если человек нарушает свой пост после начала пути, ему не требуется выплачивать каффарат (выкуп), требуется только восполнение (каза). (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 402-405)
б) Болезнь: Человеку, который обеспокоен увеличением или продлением своего заболевания, и который испытывает трудности с постом из-за болезни, предоставляется разрешение не поститься в месяце Рамадан, с условием возместить пост после выздоровления. Человек, который был уведомлен врачом, что он заболеет в случае поста, также входит в эту категорию.
в) Старость: Люди, которые слишком стары, чтобы поститься, могут выплатить фидью вместо соблюдения поста. В 184-ом аяте суры Бакара говорится, что те, кто не может позволить себе поститься, должны вместо этого выплатить фидью. Больные, не имеющие надежды на выздоровление, подчиняются тому же положению.
г) Сильный голод, жажда: Любой человек, чей голод или жажда может нанести серьезный ущерб его физическому и психическому здоровью, может прервать свой пост. В случае улучшения состояния здоровья, пост будет восполнен после Рамадана. Если продолжение поста таким человеком настолько опасно, что может привести к его смерти, то не прекращение поста, то есть продолжение соблюдения поста является харамом.
д) Работа на трудной и напряженной работе: В принципе, для человека неправильно работать или выполнять тяжелые работы и заставлять кого-нибудь выполнять такую работу, которые мешали бы ему нормально совершать свое богослужение. Тем не менее, личные или социальные потребности могут вынудить некоторых работать на таких работах. Человек в такой ситуации не может поститься, если он боится, что пост может причинить вред его здоровью. Те, кто находятся в такой ситуации, должны восполнить не соблюденные дни поста в выходные дни или в подходящее время.
ж) Беременность и кормление грудью: Если беременные или кормящие женщины соблюдая пост, могут повредить самим себе или ребенку, то они входят в категорию тех, кто не подходит для поста. Те, кто в этой ситуации, могут не поститься. Если вероятность нанесения вреда велика, им запрещено поститься. Когда их состояние возвратится к нормальному, они возместят свой пост. (Шахнун, аль-Мудаввана, I, 278-279; Ширази, аль-Мухаззаб, I, 328; Ибн Кудама, аль-Кафи, I, 433-434; Касани, Бадаи, II, 97)
Ученые предпочли ограничить разрешение не поститься причинами, упомянутыми в Коране и Сунне. И хотя их общей чертой является «трудность», ученые относятся с осторожностью в плане заявления о разрешении не поститься во всех сложных ситуациях. (Ибн Кудама, аль-Кафи, I, 433-436)
После завершения обстоятельства для разрешения, не соблюденные посты должны быть восполнены. Если существует постоянное препятствие для поста, как заболевание или старость, которое невозможно вылечить, выплачивается по одной фидье за каждый день поста, который был не соблюден. Одна фидья равна количеству одной милостыни фитр. А одна фитр садака, это количество пищи, которое в среднем может накормить одного человека или денежная стоимость, равная этому количеству пищи.
Какие ситуации нарушают пост и требуют только восполнения нарушенного поста?
Для поста, который нарушается на основании допустимого оправдания, как путь и болезнь, необходимо только в восполнение (када). Кроме того, непреднамеренные еда и питье, например как вода, попавшая в горло при омовении, сырой рис, который не имеет цели и значения питания, или почва к которому человек не склонен по природе, входят в эту категорию. Проглатывание этих вещей нарушает пост и требуют только каза (восполнение). (Маргинани, аль-Хидая, II, 259, 267-270)
В случае нарушения поста-каффарат, поста назр и поста нафиль, необходимо их восполнение. Посты, которые не были соблюдены без какой-либо причины в месяце Рамадан, должны быть восполнены день в день. Тем не менее, несоблюдение поста Рамадан без уважительной причины является большим грехом. Удовлетворение без полового отношения, непреднамеренное глотание дождя, снега или града, непреднамеренное глотание воды при омовении, купании, или плавании, преднамеренная рвота нарушают пост. Эти посты должны быть восполнены. (Маргинани, аль-Хидая, II, 256-259, 263)
У того, кто сомневается, наступило ли время имсака и продолжает, есть и пить в то время, когда появляется второй фаджр, пост нарушается, и должен быть восполнен. Точно так же, если человек думая что солнце зашло, совершает ифтар, хотя еще солнце не зашло, тогда опять же необходимо восполнение поста того дня. (Маргинани, аль-Хидая, II, 277-278)
После того, как человек поел по забывчивости, вспоминает, что он постится, но продолжает кушать с мыслю, что пост был нарушен, должен возместить пост. А также, человек, который не сделал намерение на пост ночью, но сделал это днем, а потом подумал, что намерение недействительно, поскольку покушав, попив или находясь в половой близости, нарушил пост, должен восполнить пост.
Что должен делать человек, который во время Рамадана, нарушил свой пост из-за путешествия?
Человек, который во время Рамадана выходить в путь, расстояние которого составляет не менее девяноста км., может с ночи не намереваться поститься на следующий день. Но если у него ночью было намерение поститься и он отправился днем в путь после своего намерения, он не должен нарушать свой пост, если у него нет другого допустимого оправдания во время этого путешествия. Если нет оправдания, начатое поклонение должно быть за- вершено. Поскольку путешествие является оправданием, если он нарушает свой пост после того, как он стал мусафиром, с него не требуется каффарат (выкуп), требуется только восполнение поста (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 402-405). Во время похода для завоевания Мекки, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) прибывающий в посте, прервал свой пост, когда достиг места под названием Кадид. (Бухари, Саум, 34; Муслим, Сиям, 88), что было определено как необходимость условий войны.
Есть ли определенное время, на протяжении которого нужно возместить оставшиеся посты Рамадана?
Посты, которые не могли быть соблюдены в месяце Рамадан или начаты и нарушены, должны быть восполнены. В Коране велено:
«Если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». (Бакара, 2/184)
Нет никаких источников о том, что надо восполнять пропущенные посты день за днем. Уместно соблюсти эти посты как можно скорее. Потому что это долг перед Аллахом. Никто не может знать, когда он умрет. Пропущенные посты во время Рамадана могут быть восполнены в любое время, кроме дней, когда пост запрещен. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) отметил, что пост не может быть соблюден в двое времени. Первое, это первый день праздника Рамадан, а второе – дни праздника жертвоприношения. (Бухари, Саум, 66-67)
Согласно ханафитам, нет предела времени для восполнения поста месяца Рамадан, но эти посты следует восполнить как можно скорее (Касани, Бадаи, II, 104). Согласно шафиитам, посты Рамадана, которые были не соблюдены, необходимо возместить до следующего Рамадана. Если каза постов Рамадана не были восполнены без каких-либо оправданий до следующего Рамадана, в дополнение к возмещению возникает обязанность выплаты фидья. (Навави, аль-Маджму, VI, 364; Ширбини, Мугниль-мухтадж, I, 645)
Как должен поступить человек, у которого имеется множество долгов поста?
Люди, которые не соблюдали пост Рамадана, хотя были обязаны, или которые не могут его соблюдать из-за оправдания; сначала определяют количество постов, которые они не соблюдали, затем восполняют эти посты в другие дни, кроме праздничных, когда пост запрещен.
Уместно, делать намерение для каждого каза-поста следующим образом: «Намереваюсь возместить первый пост, который я должен был соблюсти». Существуют две ситуации, в которых можно рассчитать каза-посты:
а. Возможно, человек не постился, с тех пор, как он стал мукалляфом. В этом случае, он постится один лунный месяц (это составляет 29 или 30 дней; для уверенности предпочитается 30 дней) за каждый год, с возраста половой зрелости.
б. Возможно, человек после того, как стал мукалляфом оставил некоторые посты не соблюденными. В этом случае, рассчитывается количество постов, которые он не соблюдал, и вос- полняются они день за день.
Те, кто соблюдают свой пост без оправдания, в дополнение к каза, должны совершить тауба и истигфар.
Нужно ли восполнять нарушенные ваджиб и нафиль посты?
Если нарушается пост, который является ваджибом из-за назра, то этот пост должен быть восполнен (Маргинани, аль-Хидая, II, 284- 285). А пост-нафиль является постом, который человек совершает по желанию вне месяца Рамадан, и который не является фардом или ваджибом. Даже если это пост-нафиль, начатое поклонение должно быть завершено. По этой причине, как и в случае с другими нафиль поклонениями; согласно Ханафитам, восполнение нарушенного нафиль-поста является ваджибом. (Маргинани, аль-Хидая, II, 271)
Как должен поступить человек, который раньше времени разговелся из-за того, что вечерний призыв к намазу нечаянно был прочитан на одну или две минуты раньше положенного?
В связи с влиянием географической разницы высот над уровнем моря, предусматривается определенная осторожность в определении начала времени вечернего намаза. Соответственно, в случае начинания вечернего намаза или разговения за 2-3 минуты до времени заката, которое указано в календаре, намаз и пост будут действительными.
Каково положение о преднамеренном нарушении поста?
Умышленное и преднамеренное нарушение поста, то есть нарушение без оправдания, является неуважением к Рамадану и большим грехом. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заявил, что те, кто нарушит свой пост таким образом, будут обязаны выплатить каффарат. (Бухари, Саум, 30; Хиба 20; Нафакат, 13; Каффарат аль-айман, 2-4; Муслим, Сиям, 81)
Каффарат поста является беспрерывное соблюдение поста в течение двух месяцев по лунному календарю или 60 дней. Человек, у которого нет сил поститься, должен накормить 60 бедных в течении одного дня или одного бедного в течении 60-ти дней. В дополнение к этому каффарату также необходимо раскаяться и возместить нарушенный пост. (Маргинани, аль-Хидая, II, 261-262)
Может ли человек, который соблюдает пост каффарат, сделать перерыв во время путешествия?
Человек, который намеренно нарушает пост в месяце Рамадан без уважительной причины, должен соблюсти пост каффарат без перерыва в течение двух месяцев по лунному календарю или 60 дней. Согласно Ханафитам, пост кафаррат не прерывается ни по какой причине, кроме периода менструации у женщин. В случае перерыва из-за путешествия и аналогичных причин посты, которые были соблюдены до перерыва, будут считаться как пост-нафиль. В этом случае, пост кафаррат начинается заново. Потому что пост кафаррат должен соблюдаться без перерыва (Ибн Нуджай, аль-Бахр, II, 278). Тем не менее, можно действовать согласно взглядам других мазхабов, которые говорят, что можно прервать пост каф- фарат в связи с болезнью или путешествием, и что по окончанию этих причин пост может быть продолжен без перерыва. (Маввак, ат-Тадж, V, 448)
Что должна делать женщина, у которой начался период менструации во время соблюдения поста каффарат?
Пост кафаррат должен быть соблюден без перерыва. Однако, дни менструации, которые начались во время поста, считаются исключением. Поскольку они не могут поститься в эти дни. После менструации они продолжают поститься с того места, где остались. Они дополняют два месяца. Если они прерывают пост каффарат по другим причинам кроме менструации, им следует начинать пост каффарат с самого начала. (Ибн Нуджайм, аль-Бахр, IV, 115)
Если во время Рамадана нарушилось более одного поста, необходим ли отдельный каффарат за каждый из этих постов?
Человеку достаточно соблюсти одни пост каффарат (два последовательных лунных месяца или шестьдесят дней поста) за все посты, намеренно нарушенные без уважительной причины, даже если они были нарушены в разные месяцы Рамадана. Он так- же должен возместить каждый день поста, который он нарушил. Однако, для поста Рамадан, который нарушен после соблюдения поста каффарат, требуется новый пост каффарат. (Ибнуль-Хумам, Фатх, II, 261)
Как поступить человеку, который не успев возместить пропущенные посты, оказался не в состоянии соблюдать пост?
Большинство ученых, учитывая аят: «Тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Бакара, 2/184), пришли к выводу, что люди, которые не смогли поститься, имея оправдания или без оправдания, и лежат в смертном одре не успев возместить посты, должны оставить завещание о выплате выкупа (фидья) за свои долги поста. Если он оставит такое завещание, его наследники выполнят эту волю одной третью его владений. (Маргинани, аль-Хидая, II, 270; Сарахси, аль-Мабсут, III, 100; Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 399-400)
Фидья выплачивается от одной трети оставшегося имущества покойного после того, как расходы на похороны и долги будут вычислены. Если выкуп составляет более одной трети, избыток может быть выплачен только с согласия его наследников. (Ибн Аби- дин, Раддуль-мухтар, III, 407)
Согласно мазхабу Шафии, если человек, будучи состоятельным, умирает не выплатив фидью, то она выплачивается с наследства, даже если он не оставил завещания. Потому что выплата фидьи равноправна с восполнением поста больного или путника. (Навави, аль-Маджму, VI, 259)
Что будет, если человек, который начал поститься во время Рамадана, передумает и не будет поститься в последующие дни?
Пост каждого дня в Рамадан сам по себе является отдельным поклонением. Поэтому нужно произносить отдельное намерение для каждого дня поста. Поэтому нарушение поста одного дня не влияет на действительность поста другого дня.
В этом отношении, если человек, который начинает поститься во время Рамадана, прекращает поститься без оправданий в последующие дни, ему нужно возмещать пост только в те дни, которые он не соблюдал, и тогда каффарат не требуется. Потому что каффарат является наказанием не за несоблюдение поста, а за умышленное нарушение поста без оправдания.
Тем не менее, великий грех не соблюдать пост Рамадана без оправдания, и необходимо совершить тауба/покаяние вместе с восполнением не соблюденного поста. Более того, награда за пост после Рамадана не может быть равным награде за пост во время Рамадана (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 377). В одном хадисе Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) утверждал, что постом, соблюденным в течение целого года невозможно возместить один не соблюденный день поста месяца Рамадан. (Абу Дауд, Саум, 38; см. Бухари, Саум, 29)
Что такое фидья, в каких случаях она выплачивается?
Фидья или выкуп, это цена, заплаченная, чтобы спасти человека от его проблемной ситуации. Как религиозный термин, он относится к материальной сумме, выплачиваемой за несоблюдение поста из-за невозможности, или для исправления определенны дефектов совершенных во время паломничества.
В Коране говорится:
«Тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка». (Бакара, 2/184)
В соответствии с этим, если человек не может поститься из-за старости или болезни, у которой нет надежды на исцеление и если у него нет возможности возместить эти посты, то он выплачивает фидью за каждый день (Сарахси, аль-Мабсут, III, 100; Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 395-397). С другой стороны, согласно Шафиитам, если не соблюденные посты Рамадана не были восполнены без каких-либо оправданий до следующего Рамадана, в дополнение к возмещению возникает обязанность выплаты фидьи. (Навави, аль-Маджму, VI, 364; Ширбини, Мугниль-мухтадж, I, 645)
Другой вопрос, в котором появляется обязанность выплаты выкупа в мазхабе Шафии, связан с беременными и кормящими женщинами. Матери, которые обеспокоены состоянием здоровья своего ребенка во время грудного вскармливания и беременности, должны восполнить не соблюденные дни поста и выплатить фидью за эти дни. Но если они беспокоятся только о себе, а не о ребенке, тогда необходимо только возмещение. (Навави, аль-Маджму, VI, 267)
Материальное взыскание, которое должно применяться в отношении определенных недостатков, возникающих при выполнении обязанностей, связанных с паломничеством и умрой, также входят в сферу выкупа. (Бакара, 2/196)
Выкуп составляет количество пищи, которое может накормить человека за день, или стоимость этого количества. Это та же сумма, что и «фитр садака». Это является минимальным размером выкупа. Лучше, если те, кто имеет возможность, будут давать больше. (Бакара, 2/184; Маргинани, аль-Хидая, II, 270)
Как платить фидью за пост?
Сумма фидьи за пост равна милостыне фитр. Эти фидьи могут быть даны как в начале, так и в середине или в конце Рамадана. Вся фидья может быть отдана одному бедному человеку в целом или нескольким бедным. Если те, кто находятся в такой ситуации не в состоянии выплатить фидью, то они просят у Аллаха прощения.
Согласно мазхабу Ханафи, пожилые люди, которые не могут поститься и больные, у которых нет надежды на выздоровление, если они смогут соблюдать пост в будущем, даже если они дали фидью, должны возмещать пост (Касани, Бадаи, II, 105; Маргинани, аль-Хидая, II, 270). Выкуп, который они дали ранее, не будет действительным, они будут считаться пожертвованием или благотворительностью.
Кому можно отдать фидью за пропущенный пост?
Фидья за пост выплачивается бедным мусульманам, которые не являются людьми, за которыми человек дающий выкуп, обязан заботиться. Крайне важно, чтобы тот, кто выплачивает фидью и фитр садака, не получал выгоды прямо или косвенно от этой суммы. То же правило относится к закяту. Поэтому никто не может отдать закят, фитр садака и фидью своим усуль (верхняя линия рода) и фуруу (нижняя линия рода). Усуль, это отец, мать, дедушки и бабушки; фуруу, это дети, внуки и их дети. Так же, никто не может дать жене закят, фитр и фидью, а жена не может дать их мужу.
Кроме этих; закят, фитр садака и фидья могут быть выплачены братьям/сестрам, тете и ее детям, дяде и его детям, невестке, зятю, свекру/тестю, свекрови/теще и другим родственникам, которые не являются богатыми. (Зайлаи, Табйин, I, 301)
Может ли человек, который не соблюдает пост, хотя имеет на это силу, заплатив фидью освободиться от своего долга за пост?
Фидья за пост действителен для пожилых людей, которые не в состоянии поститься, и для больных, у которых нет надежды на выздоровление. Практика Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижников показывает, что фраза в аяте: «те, кто испытывает трудности в посте» (Бакара, 2/184), где говорится о фидьи, охватывает только лиц, перечисленных выше. В соответствии с этим, нет никаких положений о фидьи для людей, которые могут поститься или не могут временно держать пост. (Муслим, Сиям, 149,150)
Те, кто не постятся без оправдания, должны восполнить не соблюденные дни поста и покаяться. Кроме того, согласно мазхабу Ханафи, пожилые люди, которые не могут поститься, и больные, у которых нет надежды на выздоровление, если они смогут соблюдать пост в будущем, даже если они дали выкуп, возмещают пост. Фидья, которую они давали ранее, не заменит долг поста (Касани, Бадаи, II, 105; Маргинани, аль-Хидая, II, 270)
Как должны поступить люди, которые не в силе платить фидью?
Люди, которые слишком стары, что не могут поститься в никакое время года, должны выплачивать фидью (то есть фитр) за каждый день Рамадана, если их финансовое положение является подходящим. Больной, у которого нет надежды на выздоровление, входит в это положение. (Бакара, 2/184)
Те, кто не имеет финансовой возможности выплачивать выкуп, не несут ответственности за фидью (Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 396). Тем не менее, они несут ответственность за посты, которые они сознательно не соблюдали. Люди, находящиеся в этом положении, могут просить прощения у Всевышнего Аллаха.
Что такое пост за умершего (искат-и Саум)?
Искат-и Саум означает выплачивание долгов за посты умершего человека. Искат означает избавление от долгов умершего путем выплаты фидьи от его имени за такие религиозные обязательства, как пост, назр, каффарат, которые человек не смог совершить при жизни в силу разных причин.
Вопрос о выплате фидьи с целью уменьшения долгов поста умершего, которые не были соблюдены при жизни по уважительной причине, определены аятом. В Коране говорится:
«Тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». (Бакара, 2/184)
Согласно этому аяту, те, кто не в силах поститься или из-за здоровья не в может поститься во время Рамадана и в другие времена, должны выплатить фидью за каждый день, который они не смогли поститься. В этом аяте выплата фидьи предоставляется тем, кто жив, но не может из-за здоровья поститься. Вопрос о том, можно ли платить выкуп за тех, кто умер с долгом поста, хотя и были в состоянии поститься, является спорным среди ученых.
Большая часть ученых утверждают, что долги за посты людей, которые не постились по уважительной или без уважительной причине и умерли без возмещения поста, могут быть возмещены фидьей в соответствии с вышеупомянутым аятом. Ученые даже заявляют, что эти люди должны оставить завещание по этому вопросу (Маргинани, аль-Хидая, II, 270). Потому что обоснование фидьи – это неспособность поститься. И умерший, является абсолютно неспособным поститься. Следовательно, их положение можно сравнить с положением людей, чья фидья зафиксирована в аятах. (Сарахси, аль-Мабсут, III, 100; Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 395-396)
Согласно некоторым взглядам, особенно мазхабу Шафии, если человек умирает не выплатив фидью будучи в состоянии заплатить, то фидья выплачивается с его наследства, даже если он не оставил на это завещания. Потому что, выплата фидьи от его имени равносильна восполнению поста больным и путником. (Навави, аль-Маджму, VI, 259)
ДРУГИЕ ВОПРОСЫ О РАМАДАНЕ И ПОСТЕ
Те, кто проводит месяц и праздник Рамадан в другой стране, в случае отличия календарного дня от родной страны, согласно какой стране должны праздновать байрам?
Согласно мнению, предпочитаемому большинством ученых, лунные месяцы начинаются с того, что полумесяц становится виден в любой точки мира после захода солнца (Бухари, Саум, 5, 11). В настоящее время можно без ошибок определить, где и когда можно увидеть луну в форме полумесяца. В большинстве исламских стран календари готовятся в соответствии с этими расчетами. Рамадан и праздничные дни определяются в соответствии с этим.
Небольшое количество исламских стран, в определении начала лунных месяцев, рассматривают в качестве основы не время, когда луна может быть видна в форме полумесяца, а момент соединения или момент, когда полумесяц виден в своей стране. Именно по этой причине в исламском мире есть страны, которые между собой постятся и проводят праздник за день раньше или позже. Практика, проистекающая из этого различия в иджтихаде, не вредит чьему-либо поклонению. По этой причине мусульманин находящийся в другой стране будет справлять праздник по календарю той страны. Будет делится радостью праздника своими братьями-мусульманами той страны.
Как держать пост в полярных широтах?
В полярных широтах, где невозможно наступление всей или части времени таких поклонений, как намаз или пост, которые зависят от времени, могут проводиться, принимая во внимание время ближайшего региона, в котором обычно формируются времена, или другие религиозные критерии (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, II, 18-23). Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал что, когда приблизится Конец света, дни продлятся так, что один день будет длится целый год, целый месяц или целую неделю; и сказал, что намазы в эти дни будут совершаться путем определения времени молитв согласно срав- нениям и измерениям. (Абу Дауд, Малахим, 14)
Как будет определять время ифтара человек, который путешествует на самолете?
Те, кто путешествует, должны соблюдать имсак и ифтар в соответствии с их местоположением на то время. Пассажиры, путешествующие на самолете, должны также выполнять имсак и ифтар в соответствии с местоположением, над которым летит самолет в тот момент. Однако при путешествии между континентами на очень быстрых самолетах время между имсаком и ифтаром может быть ненормально коротким или длинным. В этом случае человек, путешествующий, может оставить свой пост для возмещения потом. Однако, если он начал поститься, он может совершить ифтар, сделав приблизительную оценку (например, совершить ифтар согласно времени вечерней молитвы того места, где начал пост).
Как человек, который постоянно путешествует в связи с профессией, может совершать намаз и поститься?
Постоянной путешествие является основанием для разрешения в поклонениях. С точки зрения религии, нет никаких препятствий в пользовании путниками этих разрешений. Как общее правило, пока продолжается эта уважительная причина, продолжается и разрешение. В соответствии с этим, люди, которые находятся в постоянном путешествии, не откладывая совершают четырех ракаатные намазы в два ракаата при необходимости или вынужденности, они могут совершать намазы, соединяя полуденный с послеполуденным, также вечерний с ночным намазом. Они будут поститься в Рамадан по возможности.
Однако, если им будет трудно поститься во время поездки, они могут отложить пост до подходящего времени для восполнения. Они должны возместить не соблюденный пост Рамадана, который им пришлось отложить, как только они смогут. Если они окажутся не в состоянии восполнить пропущенные посты, например, в случае болезни, которая больше не позволит им поститься и на исцеление которой нет надежды, то они выплачивают по одной фидье за каждый не соблюденный день поста.
Дозволено ли открывать рестораны в дневное время суток в месяце Рамадан?
В течение месяца Рамадан те, у кого есть разрешение не поститься, как больные, путники и так далее, могут восполнить посты потом (Бакара, 2/185; Ибн Маджа, Сиям, 11-13). Согласно религии, нет препятствия в том, чтобы рестораны и т.п. места были открыты в месяце Рамадан для того, чтобы удовлетворить потребности в еде и питье тех, кто не может поститься из-за своих оправданий. Кроме того, владельцу ресторана не нужно знать, почему клиенты не постятся. Тем не менее, чтобы у детей и молодых людей не создалось впечатление, что можно есть и пить в Рамадан, и в целях уважения к постящимся, целесообразно есть и пить не публично, даже если у человека есть уважительная причина. Владельцы ресторанов также должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы не создавалось такое восприятие.
Допустимо ли для супругов вступать в интимную связь ночью во время Рамадана?
Значение поста заключается в том, чтобы держаться подальше от еды, питья и половых отношений с целью поклонения в течение времени от имсака до заката. То есть пост соблюдается днем. Нет запрета на еду, питье и половые отношения ночью в Рамадан. Поэтому, нет вреда в еде, питье и половых отношениях между ифтаром и имсаком. Так же, в Коране говорится:
«Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста». (Бакара, 2/187)
Вредит ли посту проводить весь день во сне во время Рамадана?
Чтобы пост был действительным, важно, чтобы человек «постился с намерением и избегал вещей, которые нарушают пост». Более или менее сон в течение дня не вредит посту. Тем не менее, не следует забывать, что длительный сон в дни Рамадана с целью избежать трудности постов и не чувствовать их, не будет совместим с мудростью поста.
Допустимо ли не поститься работникам из-за того, что пост может снизить эффективность их работы?
Пост Рамадана является фардом для каждого разумного мусульманина, достигшего половой зрелости. Те, кто не постятся без оправдания, совершат великий грех. Потому что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Кто разговелся в один из дней Рамадана без уважительной причины, узаконенной Аллахом, тот не сможет восполнить этот день, даже если будет поститься без перерыва». (Абу Дауд, Саум, 38; Бухари, Саум, 29)
Существуют взгляды о том, что если человек должен много работать, чтобы обеспечить пропитание своей семьи, но пост может нанести вред его здоровью, он может не поститься в те дни, а за- тем возместить. Если нет возможности возмещения поста, надо выплатить фидью за каждый день поста (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 401). Однако работа на не слишком тяжелой работе не является причиной отказа от поста. В Священном Коране сказано:
«Есть такие мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры». (Нур, 24/37)
Как должен поступить человек, которому доктор посоветовал не поститься?
Больной, которому врач поставил диагноз, что пост может повредить его здоровью, может не поститься во время Рамадана (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 404). Если болезнь временная, он возместит пост, когда выздоровит. Если заболевание носит постоянный характер, он выплачивает фидью за пост. Аят на эту тему гласит:
«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (Бакара, 2/184)
Те, кто не имеют возможности дать выкуп, не будут нести ответственность, пока не найдут эту возможность. (Ибн Кудама, аль-Мугни, IV, 39)
Могут ли женщины поститься в критические дни?
В особые/критические дни женщинам запрещено совершать намаз и поститься. Намаз и пост женщин в этом состоянии не является действительным. Ученые единогласны в этом вопросе (Шафии, аль-Умм, II,130-131; Сахнун, аль-Мудаввана, I, 151; Хаддад, аль-Джавхара, I,34; Ибн Хазм, аль-Мухалля, II, 162; Маргинани, аль-Хидая, I, 208-209; Ибн Кудама, аль-Мугни, I, 386-387; Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, III, 331, 385; Шавкани, ас-Сайл аль-Джаррар, II, 148). Существует единогласие всех мазхабов о том, что намазы, оставленные во время менструации, не будут возмещаться, но посты будут возмещены после очищения. (Ибн аль-Мунзир, аль-Иджма, стр. 47-48; Навави, Шарху Муслим, IV, 26; Санани, Субул ас-Салям, I, 383; Джазири, аль-Мазахибуль-арбаа, I, 118)
Основой этого единогласия являются хадисы Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и практика сподвижников. Так же, когда спросили у Айшы (радиаллаху ‘анха) об этом вопросе, она ответила, что в период Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) им было велено возмещать посты, которые они не смогли соблюдать, и что они не были обязаны возмещать намазы, которые не совершали. (Бухари, Хайд, 20; Муслим, Хайд, 69)
Могут ли женщины поститься во время беременности? Беременность или кормление грудью является одним из оправданий отказа от поста в Рамадан. Беременные или кормящие женщины могут не поститься, если они боятся причинить вред себе или ребенку. В одном аспекте они считаются наравне с больными; также есть хадисы, которые дают им это разрешение не поститься. (Насаи, Сиям, 51, 62; Ибн Маджа, Сиям, 12)
Беременные и кормящие женщины могут поститься, если он думают, что они способны выдержать и это не повлияет на ребенка. Уместно проконсультироваться с врачом, который является экспертом в этой области. Женщины, которые не могут поститься по основательным причинам, таким как беременность и кормление грудью, восполнят посты в другое время, когда условия будут благоприятны. (Маргинани, аль-Хидая, II, 269)
Может ли поститься женщина, у которой был выкидыш?
Решение о том, может ли женщина, у которой случился выкидыш, поститься; связано с тем, считается ли время после выкидыша послеродовым периодом. По мнению Ханафитов и Ханбалитов, поступающая кровь от женщины, совершившей выкидыш плода, у которого уже появились такие органы, как руки, ноги или пальцы, считается послеродовой кровью (нифас), и соответственно этот период считается послеродовым. Кровь, которая появляется после выкидыша, у которого еще не появились такие органы, как руки и ноги, является кровью истихаза (узр). (Маргинани, аль-Хидая, I, 226; Ибн Кудама, аль-Мугни, I, 431)
Следует принять во внимание, что это положение Ханафитов и Ханбалитов было принято тогда, когда органы, такие как рука-нога, могли быть определены по внешнему виду плода или выкидыша, вышедшего из матки. (Касани, Бадаи, I, 43)
Относительно этого вопроса, ученые принимали различные решения, основанные на медицинских знаниях их времен. Поэтому, следует рассматривать сегодняшние медицинские данные. В связи с этим, когда выявляемый с медицинской точки зрения выкидыш является плодом, то кровь, наблюдаемая после выкидыша, должна приниматься как послеродовая (нифас). Так же, согласно Шафиитам и Маликитам, период после любого выкидыша является послеродовым (Рамли, Нихаятуль-мухтадж, I, 212; Дасуки, Хашия, I, 174-175). В результате, независимо от того, известны ли органы или нет, если выкидыш рассматривается как плод, то женщина находится в послеродовом периоде и не может поститься.
Как должна поститься женщина с нерегулярным менструальным кровотечением?
Женщины не совершают намаз в менструальные периоды, и не постятся. После очищения они не восполняют намаз, но восполняют пост (Бухари, Хайд, 20; Муслим, Хайд, 69; Абу Дауд, Тахарат, 106; Тирмизи, Тахарат, 97). Количество дней менструации каждой женщины не равно. По мнению Ханафитов, этот период может составлять не менее 3 и не более 10 дней. Продолжительность менструальных дней определяется предыдущим опытом. При нерегулярной менструации, дни кровотечения считаются от трех до десяти дней, и в эти дни пост прекращается. Потом они восполняются. Через десять дней совершается полное омовение, начинается намаз и пост. Время между двумя менструальными периодами не должно быть менее 15 дней.
Что такое итикаф? Как он совершается?
Как религиозный термин, итикаф означает пребывание мусульманина, который достиг возраста половой зрелости и находится в здравом уме, в мечети, где совершается ежедневный пятикратный намаз, с целью поклонения и чтобы почувствовать себя ближе к Аллаху. Исполнитель итикафа ест, пьет, спит в мечети и по возможности обеспечивает свои нужды, не выходя из мечети. Он может выходить из мечети для своих естественных нужд, таких как посещение туалета, малого и полного омовения, когда это будет необходимо. Если пятничная молитва не проводится в мечети, в которой он пребывает, он может пойти в другую мечеть, чтобы совершить пятничную молитву. Он не может пойти на похоронную молитву. В случае боязни, что он или его имущество находится в опасности, или в случае принудительного выселения из мечети, он может покинуть мечеть, в которой пребывает для перехода в другую мечеть. Если он покидает мечеть вне этих обязательных ситуаций, итикаф нарушается. (Маргинани, аль-Хидая, II, 291-293)
Есть много хадисов, в которых говорится, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был в итикафе во время Рамадана и особенно в последние десять дней этого месяца. (Бухари, Итикаф, 1; Муслим, Итикаф, 1-5; Абу Дауд, Рамадан, 3; Саум, 77)
Итикаф-нафиль длится минимум один день. В то время как Имам Абу Юсуф определяет минимальный период как более половины дня, Имам Мухаммад считает, что одного часа достаточно для итикафа (Маргинани, аль-Хидая, II, 290). Как объяснялось выше, итикаф в мечети предназначен только для мужчин. А женщины могут пребывать в итикафе дома, в назначенном для совершения намаза месте. (Маргинани, аль-Хидая, II, 291)
Согласно мазхабу Шафии, итикаф не допускается, за предела- ми мечети. Женщина после разрешения мужа совершает итикаф в мечети. Потому что существует риваят, что супруги Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершали итикаф в мечети (Муслим, Итикаф, 6). Согласно этому мазхабу, нет необходимости поститься во время итикафа. (Ширази, аль-Мухаззаб, I, 350; Ширбини, Мугниль-мухтадж, I, 658-662)
Как понять риваяты об определении ночи аль-Кадр?
В Коране говорится, что ночь аль-Кадр лучше, чем тысяча месяцев, в которых нет этой ночи. Коран был ниспослан в месяце Рамадан (Бакара, 2/185) и этой ночью (Кадр, 97/1). Несомненно, что ночь аль-Кадр находится в месяце Рамадан. Однако есть разные риваяты о том, какому дню она соответствует. Зирр ибн Хубайш рассказывает: «Когда я напомнил Убайе ибн Ка’бу слова Ибн Масуда, что тот, кто выстаивает (в поклонении) все ночи года, может найти ночь аль-Кадр; на что он ответил: “Клянусь Аллахом, помимо Которого нет никакого божества, что эта ночь находится в месяце Рамадан. Это – ночь, в которой Посланник Аллаха повелел нам выстаивать ее (в поклонении), это – двадцать седьмая ночь. Ее примета в том, что утром этого дня восходит белое солнце без лучей”». (Муслим, Салят аль-Мусафирин, 179)
Абдуллах ибн Умар передает, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Пусть тот, кто ждет Ночи Предопределения, ожидает ее (наступления) ночью двадцать седьмого» (Ахмад ибн Ханбаль, аль-Муснад, VIII, 426), и посоветовал нам провести 27-ю ночь с поклонением и зикром. Хотя общепринято, что ночь аль-Кадр наступает 27-ой ночью Рамадана (Муслим, Салят аль-Мусафирин, 179-180), есть сведения о том, что она находится среди последних десяти дней Рамадана (Муслим, Сиям, 207) или в последние семь ночей (Муслим, Сиям, 205-206). Поэтому последние ночи Рамадана следует проводить как ночь аль-Кадра.
А Аллах знает лучше.
Источник: «Аль-Фатауа» Диянета, № 458-517
Подготовил: Хадис аль-Ханафи