Ученые единогласны в том, что намаз является фардом для обладающего здравым рассудком человека, достигшего совершеннолетия, и для женщины, очистившейся от хайда и нифаса. В таких видах ибады, как намаз и пост, поручительство и представительство недействительны.
Кто заявляет о необязательности намаза, тот не является мусульманином, так как обязательность намаза доказана ясными положениями аятов, хадисов и иджмой. Но если кто то пренебрегает выполнением намаза или не выполняет его из-за лени, то является «асы» (ослушником) и «фасиком» (большим грешником).
Невыполнение намаза может стать причиной несчастий в этом мире и мучений в мире вечном. О наказании в вечном мире Всевышний Аллах сообщил:
مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ
«[Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: «Что привело вас в Сакар (Ад)?». Они (неверующие) скажут: «Мы не совершали намаз». (Сура аль-Муддассир, 74/42-43)
فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ ۖ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُولَٰئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ شَيْئًا
«После них пришли потомки, которые перестали молиться и стали следовать страстям (стали грешить). Все они столкнутся со злом (будут в Аду). Исключение — те, кто (до смерти) раскаялся, уверовал и совершал хорошие поступки. Они войдут в Рай, и с ними не обойдутся несправедливо (наградят их по заслугам)». (Сура Марьям, 19/59-60)
فَوَيْلٌ لِلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَنْ صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ
«Горе же тем молящимся, которые небрежны к своим намазам». (Сура аль-Маун, 107/4-5)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) по этому поводу говорил:
«Кто намеренно пренебрегает намазом, тот лишается покровительства Аллаха и Его Посланника». (Ахмад бин Ханбаль, 5/238, 6/461)
«Кто не выполнил намаз аср, все его благие деяния не будут зачтены». (аль-Бухари, Мавакыт, 15, 34; Насаи, Салят, 15)
«Если кто-либо по небрежности пропустит три намаза джума, Аллах запечатает его сердце». (Насаи, Джумуа, 2; Тирмизи, Джумуа, 7; ибн Маджа, Икама, 93)
По мнению ханафитов, пока мусульманин, из-за лени не выполняющий намаз, не начнет отрицать обязательность намаза, он будет продолжать считаться мусульманином, но грешником. В таком случае, необходимо сделать ему предупреждение, посоветовать раскаяться, чтобы он не служил для других дурным примером, изолировать от общества и, с целью воспитания, можно даже побить. Так же поступают с человеком, который не соблюдает пост в месяц Рамадан. (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, Египет, 1/326; аш-Шурунбуляли, Маракуль-фалах, Египет, 1315, стр. 60)
Кто не совершил намаз, забыв о нем или проспав, или из-за лени, тот должен сделать када, то есть, обязан возместить его, ибо в хадисе говорится:
«Кто проспал или по забывчивости не совершил своевременно намаз, пусть восполнит пропущенный намаз сразу же, как вспомнит о нем». (Абу Дауд, Салят, 11; ибн Маджа, Салят, 10; Насаи, Мавакыт, 53)
По мнению большинства факихов, человеку, который из-за сна или по забывчивости не совершил в свое время предписанный намаз, обязательно нужно совершить када, а человеку, который не выполнил намаз из-за лени, нужно в первую очередь восполнить пропущенные намазы. Кроме того, необходимо раскаяться и просить прощения у Аллаха, ибо Он, если пожелает, может простить все грехи кроме придания Ему сотоварищей. Есть множество аятов и хадисов, в которых сообщается, что помилование Аллаха касается и тех, кто не выполнил в свое время намаз.
В Коране повелевается:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ
«Поистине, Аллах не прощает многобожия, но прощает то, что меньше этого (менее тяжкие грехи), кому пожелает». (Сура ан-Ниса, 4/48)
В хадисе, переданном Убадой ибн ас-Самитом (радыйаллаху анху), говорится:
«Всевышний Аллах дал слово, что никогда не поместит в Ад того человека, который добросовестно совершал пятикратные намазы и соблюдал при этом все условия и предписания. Что касается тех, кто не совершает намазы, то обещания Аллаха к ним не имеют никакого отношения. Если пожелает, Он может наказать, но может и простить». (Абу Дауд, Витр, 2; Насаи, Салят, 6; Дарими, Салят, 208; Малик, Муватта, Салятуль-лейль, 14)
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал другой хадис, где сообщается:
«В Судный день первое, за что будет спрошен человек, – это намаз. Хорошо, если эти намазы совершались соответственно предписаниям и законам! В противном случае ему будет сказано: «Пойдите и посмотрите, совершал ли этот человек намазы нафиль? Если есть на его счету такие намазы, то восполните ими недочеты, сделанные им во время совершения намазов фард! После этого таким же образом поступят и с другими фардами». (Тирмизи, Салят, 118; Абу Дарими, Салят, 145; Насаи, Салят, 9; Тахрим, 2; ибн Маджа, Икама, 202)
Следовательно, недостатки, допущенные во время выполнения фард намазов, дополняют и покрывают намазами сунна и намазами нафиль. Однако главной целью настоящего мусульманина должно быть выполнение всех повелений Аллаха, включая фарды, сунну и другие виды ибады (поклонения), так как намаз является источником радости и покоя в этом мире, но, наряду с этим, намаз представляет собой подготовку к миру будущему.
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 260-263