Хадис

Полезные свойства салавата: Часть 6

Хадис 7

عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُوْلَ اللهِ إِنِّيْ أُكْثِرُ الصَّلٰوةَ عَلَيْكَ فَكَمْ أَجْعَلُ لَكَ مِنْ صَلٰوتِيْ، فَقَالَ: مَا شِئْتَ، قُلْتُ: الرُّبُعَ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَّ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكَ، قُلْتُ: النِّصْفَ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَّ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكَ، قُلْتُ: فَالثُّلُثَيْنِ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَّ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكَ، قُلْتُ: أَجْعَلُ لَكَ صَلٰوتِيْ كُلَّهَا، قَالَ: إِذًا تُكْفَى هَمُّكَ وَيُكَفَّرُ لَكَ ذَنْبُكَ (رواه الترمذي زاد المنذري في الترغيب أحمد والحاكم وقال صححه وبسط السخاوي في تخريجه)

Убай ибн Кааб (радиаллаху ‘анху) рассказывал: «Я спросил:

– Посланник Аллаха, я хочу обильно направлять тебе благословения. Сколько своего времени стоит выделить на это?

– Сколько желаешь, – последовал ответ.

– Четверть?

– Сколько желаешь. Если увеличишь, будет лучше для тебя.

– Половину?

– Сколько желаешь. Если увеличишь, будет лучше для тебя.

– Две трети?

– Сколько желаешь. Если увеличишь, будет лучше для тебя.

– Я посвящу все свое время направлению благословений тебе.

– В этом случае все твои тревоги будут устранены, а твои грехи будут прощены». (Тирмизи и др.)

Значение хадиса очевидно. Господин Убай (радиаллаху ‘анху) выделил некоторое время для мольб и при этом хотел обильно направлять благословения. Поэтому он спросил, сколько из данного времени стоит выделить на это (например, из двух часов на мольбы сколько уделить направлению благословений и приветствий?).

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил следующий рассказ имама Ахмада (рахимахуЛлах):

– Посланник Аллаха! – обратился человек. – Что будет, если я посвящу все свое время направлению тебе благословений?

– В этом случае Аллаха тебе будет достаточно на все твои нужды в этом мире и на том свете.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил аналогичное предложение от целого ряда сподвижников, и здесь нет возражений в отношении того, что множество сподвижников обращались с таким предложением.

Как говорил шейх Сахави (рахимахуЛлах), из-за того, что направление благословений и приветствий состоит из поминания Аллаха и почтения к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), это фактически аналогично хадису, в котором пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приводил слова Аллаха:

«Кто не может возносить мольбы из-за того, что обильно поминает Меня (т. е. человек постоянно поминает Аллаха, из-за чего нет времени на мольбы), Я дам ему больше того, что даю просящим».

Как писал автор «Мазахир хакк», причина тут состоит в том, что, когда человек переключает свои желания на то, что угодно Аллаху, и ставит довольство Аллаха выше своего довольства, тогда Аллаха достаточно ему во всех его нуждах. Кто для Аллаха, для того Аллах (من كان لله كان الله له). Шейх Абдульваххаб Муттаки (рахимахуЛлах), прощаясь с шейхом Абдульхакком (рахимахуЛлах) перед его посещением Лучезарной Медины, посоветовал:

«В этой поездке после завершения обязательных действий нет большего богослужения, чем направление благословений благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Старайся проводить все свое время за этим и не занимайся ничем иным».

Шейх Абдульхакк (рахимахуЛлах) попросил установить для него конкретное число благословений, на что шейх Абдульваххаб (рахимахуЛлах) ответил:

«Нет нужды в установлении конкретного количества. Передавай благословения так, чтобы твой язык всегда был влажным, и чтобы ты был полностью поглощен этим».

Не стоит думать, что приведенный ранее хадис доказывает бо́льшую полезность благословений по сравнению со всеми иными мольбами. Во-первых, в хадисе ясно указывается, что господин Убай (радиаллаху ‘анху) выделил себе это время для мольб и решил в рамках этого выделить период на направление благословений. Во-вторых, повествования различаются в зависимости от времени и обстоятельств, как об этом говорится в книге «Польза поминания» («Ценности зикра», глава вторая, комментарий к хадису № 20, стр. 92): в некоторых сообщениях говорится, что лучшая мольба – это «Альхамдулилля́х», в других лучшей мольбой назван истигфар (прошение о прощении). Такое различие основано на разнице в людях и обстоятельствах: в «Мазахир хакк» сообщалось, что наставник шейха Абдульхакка Дехлеви (рахимахуЛлах) советовал ему при посещении Медины посвятить все свое время направлению благословений. Наши старейшины тоже подчеркивают важность направления благословений во время пребывания в Лучезарной Медине.

В сборнике «Таргиб» шейх Мунзири (рахимахуЛлах) приводил расширенную версию повествования господина Убая (радиаллаху ‘анху). В этой версии имеется следующее добавление:

По прошествии четверти ночи пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вставал и объявлял:

– Люди, вспоминайте Аллаха! Вспоминайте Аллаха! Пришла ра́джифа, приходит ра́дифа. Смерть приходит со всем, что ее сопровождает. Смерть приходит со всем, что ее сопровождает.

Слова «ра́джифа» и «ра́дифа» – указание на аяты из суры «Назиат», где Аллах говорит:

يَوْمَ تَرْجُفُ ٱلرَّاجِفَةُ ﴿﴾ تَتْبَعُهَا ٱلرَّادِفَةُ ﴿﴾ قُلُوبٌ يَوْمَئِذٍ وَاجِفَةٌ ﴿﴾ أَبْصَـٰرُهَا خَـٰشِعَةٌ

«В тот день сотрясет сотрясающее, а за ним последует еще одно. В тот день сердца затрепещут, их взоры будут смиренны». (Коран, 79:6–9)

Автор: Шейхуль хадис Мухаммад Закария
Из книги: «Польза салавата», стр. 32-35

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *