Фикх

Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи: Комментарии к «Мухтасар аль-Куду́ри»: Пятничный намаз (хукм по ханафитскому мазхабу)

Имам аль-Куду́ри, да смилуется над ним Всевышний Аллах, пишет:

لا تصح الجمعة إلا بمصر جامع أو في مصلى المصرولا تجوز في القرى ولا تجوز إقامتها إلا بالسطان أو من أمره السلطان ومن شرائطها: الوقت فتصح في الوقت ولا تصح بعده ومن شرائطها الخطبة قبل الصلاة يخطب الإمام خطبتين يفصل بينهما بقعدة ويخطب قائما على طهارة فإن اقتصر على ذكر الله تعالى جاز عند أبي حنيفة وقال أبو يوسف ومحمد: لا بد من ذكر طويل يسمى خطبة وإن خطب قاعدا أو على غير طهارة جاز ويكره ومن شرائطها: الجماعة وأقلهم عند أبي حنيفة ثلاثة سوى الإمام وقال أبو يوسف ومحمد: اثنان سوى الإمام ويجهر الإمام بالقراءة في الركعتين وليس فيهما قراءة سورة بعينها ولا تجب الجمعة على مسافر ولا امرأة ولا مريض ولا عبد ولا أعمى فإن حضروا وصلوا مع الناس أجزاهم عن فرض الوقت

ويجوز للمسافر والعبد والمريض ونحوهم أن يؤم في الجمعة ومن صلى الظهر في منزله يوم الجمعة قبل صلاة الإمام ولا عذر له كره له ذلك وجازت صلاته فإن بدا له أن يحضر الجمعة فتوجه إليها بطلب صلاة الظهر عند أبي حنيفة بالسعي وقال أبو يوسف ومحمد: لا تبطل حتى يدخل مع الإمام ويكره أن يصلي المعذورون الظهر بجماعة يوم الجمعة وكذلك أهل السجن ومن أدرك الإمام يوم الجمعة صلى معه ما أدرك وبنى عليها الجمعة وإن أدركه في التشهد أو في سجود السهو بنى عليها الجمعة عند أبي حنيفة وأبي يوسف وقال محمد: إن أدرك معه أكثر الركعة الثانية بنى عليها الجمعة وإن أدرك أقلها بنى عليها الظهر وإذا خرج الإمام على المنبر يوم الجمعة ترك الناس الصلاة والكلام حتى يفرغ من خطبته وإذا أذن المؤذنون يوم الجمعة الأذان الأول ترك الناس البيع والشراء وتوجهوا إلى صلاة الجمعة فإذا صعد الإمام المنبر جلس وأذن المؤذنون بين يدي المنبر فإذا فرغ من خطبته أقاموا الصلاة وصلوا

«Не разрешается пятничный намаз кроме как в городских мечетях или в молельнях города. И не дозволительно в деревнях и не дозволительно совершать его без правителя или его наместника.

Из его условий, время, которое является действительным временем полуденной молитвы и не дозволена после этого времени.

Из его условий, проповедь до намаза. Имам совершает две проповеди разделяя их сидением. Проповедь совершается стоя в состоянии малого омовения, если он ограничится упоминанием Всевышнего Аллаха, то этого достаточно по мнению Абу Ханифы. Абу Юсуф и Мухаммад сказали, необходимо длительное упоминание, которое можно назвать проповедью, если совершит проповедь сидя или без малого омовения, то это засчитывается, но порицается.

Из его условий, общность, минимумом которого по мнению имама Абу Ханифы является три человека кроме имама. Абу Юсуф и Мухаммад, два человека кроме имама. Имам читает в двух ракаатах вслух, в них нет конкретизации в прочтении сур.

Не является пятничный намаз обязательным для путешественников, женщин, больных, рабов и слепых, но если они будут присутствовать и молиться вместе с людьми, то это им заменит обязательный намаз времени. Разрешено путешественнику, рабу, больному и другим возглавлять пятничный намаз.

Тот, кто без оправдательных обстоятельств совершил полуденный намаз в своем доме, в пятничный день до намаза, совершенного имамом, то его намаз засчитывается, но это порицаемо. Если он захочет посетить пятничный намаз и направиться к нему, то это устремление аннулирует его полуденный намаз, по мнению имама Абу Ханифы. Абу Юсуф и Мухаммад сказали, что его намаз не аннулируется пока он не присоединится к имаму.

Порицается обладающим оправдательных обстоятельств совершать коллективный полуденный намаз в пятничный день. То же самое для живущих в тюрьмах.

Тот, кто успел за имамом в пятничный день молится с ним то, что успел и довершает после него пятничный намаз. А если успел к ташаххуду или поклону, исправляющему ошибку, то довершает пятничный намаз по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа. Мухаммад сказал, если успел на большую часть второго ракаата, то довершает пятничный намаз, если на меньшую часть, до довершает полуденный намаз.

Когда имам выходит на минбар в пятничный день, то людям стоит оставить намазы и разговоры, пока не прекратиться проповедь.

Когда муэдзин в пятничный день произнесет первый азан, то людям стоит оставить продажу и покупку и направиться для совершения пятничного намаза.

Когда имам поднимется на минбар и сядет, тогда муэдзин перед минбаром совершит азан.

После окончания проповеди произносится икамат и совершается намаз».

Толкование

Пятничный намаз является персональной обязанностью для мужчины – свободного, достигшего совершеннолетия, находящегося в здравом уме, здорового, не слепого и не путника.

У пятничного намаза есть свои обязательные условия, они следующие:

Первое: он должен проводиться в соборной мечети крупного населённого пункта[1] или на том месте, где совершаются праздничные намазы крупного населённого пункта, и его не разрешается проводить в селениях[2];

Второе: его должен проводить султан или тот, кого назначил султан, или же тот, кого мусульмане избрали имамом для того, чтобы он проводил для них пятничный намаз[3];

Третье: он должен совершаться во время послеполуденного намаз и не будет действительным ни до начала времени послеполуденного намаза, ни после его окончания.

Четвёртое: произнесение проповеди [хутбы] перед намазом, и если имам ограничился поминанием Всевышнего Аллаха, то, по мнению Абу Ханифы это будет действительным, а два его ученика сказали: «Это поминание должно быть
длинным настолько, чтобы могло назваться проповедью».

Пятое: должна присутствовать группа людей, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, минимально это три человека помимо имама, а Абу Йусуф, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал, что это два человека помимо имама[4] (первое мнение является рабочей фетвой в мазхабе – прим. админа).

Уважительные причины, по которым разрешается не присутствовать на пятничном намазе следующие:

(1) если совершающий намаз – это путник, вышедший в путь, при котором сокращается намаз;

(2) принадлежность к женскому полу;

(3) болезнь;

(4) слепота;

(5) рабство.

Поэтому пятничный намаз не обязателен для путника, женщины, больного, слепого и раба. Если они будут присутствовать на пятничном намазе и совершат его вместе с людьми, то это будет засчитано для них как предписанный в это время [послеполуденный] намаз.

Если раб, больной, путник или слепой станет имамом в пятничном намазе, и за кем-либо из них совершат намаз свободные здоровые и не являющиеся путниками, то намаз всех их будет действительным, так как им разрешается быть имамами в пятничном намазе.

Тот, кто пропустил пятничный намаз совершает послеполуденный намаз, как и всякий, кто не присутствовал на нём, даже если пропустивший его без уважительной причины будет грешен.

Тот, кто совершил в пятницу послеполуденный намаз в своём доме, до того, как имам совершит пятничный намаз и у него нет никакой уважительной причины для этого, то это запретно для него.

Если он сделал это, и время послеполуденного намаз прошло, то он будет действительным как предписанный в это время. А если он направился на пятничный намаз и совершил его вместе с имамом, то его пятничный намаз будет действительным, а послеполуденный – который он совершил – станет не действительным уже в результате того, что он направился на намаз, так считал Абу Ханифа, да смилуется над ним Всевышний Аллах. Два же его ученика сказали: «Его послеполуденный намаз не станет недействительным до тех пор, пока он не начнёт пятничный намаз за имамом».

Те, кто имеет уважительную причину не присутствовать [на пятничном намазе] или заключённые в тюрьму, им следует совершать послеполуденный намаз в пятницу по отдельности, так как коллективно порицаемо для них.

Тот, кто не успел на один ракаат пятничного намаза, то он продолжает совершать пятничный намаз с этого места и затем восполняет пропущенное. Если он успел присоединиться к пятничному намазу на ташаххуде или в земном поклоне [совершаемом для исправления] оплошности, то, по мнению Абу Ханифы и Абу Йусуфа, да смилостивится над ними Всевышний Аллах, он продолжает совершать пятничный намаз с этого места. Мухаммад, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Если он успел совершить с имамом большую часть второго ракаата, то с этого места он продолжает совершать пятничный намаз. Но если он успел совершить с ним меньшую часть второго ракаата, то с этого места он продолжает совершать послеполуденный намаз, то есть совершает четыре ракаата с этим такбиром ат-тахримы».

Шариатская норма в отношении купли и продажи после азана на пятничный намаз следующая:

 إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ

«… Когда призывают в пятничный день на намаз, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю». (Сура «Собрание», аят 9).

Если имам вышел, то людям следует оставить намаз и разговоры до тех пор, пока он не закончит проповедь, таково мнение Абу Ханифы, да смилуется над ним Всевышний Аллах, а два его ученика сказали: «Ничего страшного в том, если разговаривать, пока он не начал проповедь».

На пятничный намаз азан произносится два раза, первый – когда солнце пройдёт точку зенита, и тогда люди обязаны направиться на пятничный намаз, оставить торговлю и устремиться к поминанию Всевышнего Аллаха. Второй – когда имам поднялся на минбар и сел, вот тогда перед ним произносится азан, затем имам произносит состоящую из двух частей пятничную проповедь, а после того, как он завершит вторую часть пятничной проповеди, произносится икамат на намаз.

Имам произносит проповедь в соответствии с Сунной: совершив частичное омовение, стоя произносит обе части проповеди, и садится между этими двумя частями.

В пятничном намазе имам читает Коран вслух.

Шариатская норма в отношении слушания пятничной проповеди тем, кто далеко от имама следующая: далёкий и близкий от имама в этом смысле одинаковы, и каждый, близок ли он к имаму или далёк от него, обязан слушать и молчать во время проповеди, вне зависимости от того, слышит он голос имама или нет.

Примечание

[1] Как упоминает аль-Кархи: «…Крупным считается населённый пункт, где исполняются законы и приводятся в исполнение наказания, и по этому поводу есть высказывания наших учёных. От имама Абу Ханифы передаётся, что это должен быть большой город с пригородами, в нём есть улицы и рынки, и в нём должен быть наместник, который может защитить обиженного от несправедливости с помощью своих слуг и знаний, или с помощью знаний другого, и люди могут обращаться к нему с тем, что возникает между ними. Это наиболее правильное мнение». («Тухфат аль-фукаха», «Глава о пятничном намазе», с. 80).

Согласно одному из мнений, передаваемых от Абу Йусуфа, крупным считается населённый пункт, в котором есть минбар и казый, осуществляющий правосудие, и жители такого населённого пункта обязаны совершать пятничный намаз. Согласно мнению Абдуллы аль-Балхы, если в каком-либо селении люди, обязанные выполнять предписания шариата, соберутся в самой крупной мечети этого селения, и она не сможет вместить их всех, и у них возникнет необходимость строительства соборной мечети – такое селение считается крупным населённым пунктом, и в нём должна совершать пятничный намаз. (См.: «Бадаи’у-с-санаи’», I, с.583 — 584).

[2] Речь идёт о небольшом селении, которое не отвечает требованиям крупного населённого пункта, упомянутом в предыдущей сноске.

[3] Аль-Кудури сказал: «Проводить её разрешается только султану или тому, кого назначил султан», а я добавил «и тот, кого мусульмане избрали имамом для того, чтобы он проводил для них пятничный намаз», основываясь на том, что передал автор «аль-Фатава аль-хиндийа» из книги «Ми’радж ад-дирайа»: «В стране, правителями которой являются немусульмане, мусульманам разрешено проводить пятничный намаз, и тот, кто его проводит, делает это с согласия мусульман, и они обязаны искать для себя правителя мусульманина…» (I, с. 146, египетское издание). То же самое из «Ми’радж ад-дирайа» передал Ибн Абидин в «Радду-ль-мухтар». (I, с. 540).

[4] Ни аль-Кудури, ни автор «аль-Хидайа» не упомянули в числе условие действительности пятничного намаза общее разрешение для всех, но это условие упоминается в других ханафитских книгах. Оно означает, что двери соборной мечети должны быть открыты для всех людей, и даже если группа людей соберётся в соборной мечети и, закрыв двери, они проведут пятничный намаз, то он не будет действительным. Это передаётся в «аль-Фатава аль-хиндийа» из «аль-Мухит», а аш-Шами в своей «Хашийа ‘аля ад-дурр аль-мухтар» сказал: «Это мнение не упоминается в основном мнении мазхаба и поэтому его не упоминают в “аль-Хидайа”, но оно упоминается в “ан-Навадир”, и ему следуют в “Канз ад-дакаик”, “аль-Викайа”, “ан-Накайа”, “аль-Мултака” и многих других авторитетных книгах…».

Я говорю: это условие, даже если оно и передаётся в «ан-Навадир», тем не менее, соблюдается в большинстве мечетей мусульман, так как они открыты для всех, кто пожелает совершить пятничный намаз. Однако совершение пятничного намаза вызывает сомнения в военных лагерях, где совершать его разрешается тем, кто живёт в этих лагерях, но другим запрещено входить туда, таким образом, там отсутствует общее разрешение для всех. Эту проблему из числа более поздних знатоков фикха разрешил Ибн Абидин, который в конце своего исследования сказал: «Предметом спора может быть то, что будет в случае, если пятничный намаз проводится только в одном месте, если же он проводится в нескольких местах – то проблемы нет, так как людям не грозит опасность пропустить пятничный намаз, как это говорится при объяснении первопричины…». (См.: «Радду-ль-мухтар аля хамиш ад-дурр аль-мухтар», I, с. 546).

Поэтому следует вынести фетву о действительности их пятничных намазов, так как общее разрешение для всех не упоминается в основном мнении мазхаба, а также потому, что пятничный намаз проводится в нескольких местах, и только Всевышнему Аллаху известна истина.

Автор основного текста: Имам Абу аль-Хасан Ахмад бин Мухаммад аль-Куду́ри 
Автор толкования: Шейх Мухаммад А́шик Иля́хи аль-Барни́ аль-Ханафи
Из книги: «Ат-Тасхи́ль ад-дару́ри ли-маса́иль аль-Куду́ри», том 1

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *