Вначале для того, чтобы сообщить мусульманской общине о наступлении времени совершения намаза, использовали слова: «На намаз, на намаз!» Позднее же Пророку Мухаммаду (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) был преподнесен азан.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) совещался со своими асхабами о том, в какой форме должен осуществляться призыв людей к молитве. Некоторые из асхабов предложили: «Давайте, когда наступает время намаза, вывешивать флаг, и пусть мусульмане, увидев его, извещают друг друга». Однако нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) предложение не понравилось. Кто-то предложил трубить в иудейскую трубу. Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) не понравилось и это предложение. Он сказал: «Это инструмент иудеев». Был вариант со звонящим колоколом. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Это дело христиан».
После обсуждения Абдуллах бин Зейд (радыйаллаху ‘анху),[1] переживая о том же самом, что и Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), озабоченный теми же думами, что и он, направился к себе. Когда он пребывал в состоянии между сном и явью, ему был пожалован «Азан Мухаммада» – призыв к молитве в Исламе. Тотчас придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), он сказал ему: «Когда я находился между сном и явью, кто-то пришел и обучил меня азану». Благочестивому Умару (радыйаллаху ‘анху) приснился тот же сон.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал Абдуллаху (радыйаллаху ‘анху):
«Иншаалах, этот сон воистину правдив! Вставай и научи Биляля тем словам, которые ты услышал во сне, ибо его голос красивее, чем твой!» (Тирмизи, Мавакыт, 25; Абу Дауд, Салят, 28; ибн Маджа, Азан, 1)
Биляль (радыйаллаху ‘анху), сделав все в точности так, как сказал Абдуллах, прочел азан. Так азан стал важной сунной, ибо он подкреплен вещим сном. Сунной Пророка и откровением Аллаха. В 58-ом аяте Суры «Аль-Маида» сказано:
وَإِذَا نَادَيْتُمْ إِلَى الصَّلاَةِ
«Когда же вы [азаном] призываете к молитве…»
После утверждения Пророком Мухаммадом (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) азан стал законным, и с его помощью людей стали созывать в мечеть для совершения намаза всей общиной. Свету Бытия не пришелся по душе ни один из предложенных способов призыва к намазу. Азан же он принял с чувством огромного удовлетворения. Ибо азан в лаконичной и выразительной форме излагает постулаты Ислама: об Аллахе, Пророке, поклонении и образе жизни, связывая их тесными узами. Следовательно, Посланник Аллаха отдал предпочтение самому идеальному способу призыва к молитве.
Когда Биляль Хабаши (радыйаллаху ‘анху) прочел азан в первый раз, то этот величественный призыв к намазу, прозвучав в одном конце Медины, достиг другого его края. Небеса отозвались эхом на звуки азана. Мумины, пребывая в радостном воодушевлении, поспешили в мечеть. Азан, будучи определен как твердое правило в аятах Корана и хадисах, продолжает оставаться благородным призывом к совершению намаза вот уже более 1400 лет. Это интернациональный призыв к молитве. Поэтому его нельзя читать ни в каком другом виде, кроме как в оригинальном.
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Когда вы слышите звуки азана, то повторяйте вслед за муадзином все, что он говорит, слово в слово. Затем произнесите молитву за меня. Ибо тех, кто произнесет ее, Аллах благословит десятикратно. Затем просите для меня у Аллаха Уасиля. Это такая степень в Раю, которой удостоится только один из рабов Аллаха. Я надеюсь, что я удостоюсь ее. За того, кто станет просить у Аллаха Уасиля для меня, мое заступничество будет обязательно». (Муслим «Салят», 11; Абу Дауд «Салят», 36\523)
А еще Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) в другом своем славном хадисе сообщил, что человек, повторяющий за муадзином слова азана, попадет в Рай. (Муслим «Салят», 12)
مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ: اللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ، وَالصَّلاَةِ القَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الوَسِيلَةَ وَالفَضِيلَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَهُ، حَلَّتْ لَهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ القِيَامَةِ
«Я непременно стану в Судный День заступником тому, кто, услышав азан, обратится к Аллаху со следующей мольбой: «О Господь этого совершенного призыва и намаза! Дай Пророку Мухаммаду удостоиться степени Уасиля. Воскреси его удостоившимся степени «Макаму Махмуд», которую Ты обещал ему»». (Бухари «Азан»; Абу Дауд «Салят», 37/529)
Есть немало хадисов о благодати азана, таковы некоторые из них:
«Есть две молитвы-дуа, которыми никогда не следует пренебрегать, от совершения которых отказываются очень редко. Это молитва, совершаемая после азана, и молитва-дуа во время джихада ради Аллаха, когда люди вступают в схватку с врагами». (Абу Дауд «Джихад», 39/2540)
لَوْ يَعْلَمُ النَّاسُ مَا فِي النِّدَاءِ وَالصَّفِّ الأَوَّلِ، ثُمَّ لَمْ يَجِدُوا إِلَّا أَنْ يَسْتَهِمُوا عَلَيْهِ لاَسْتَهَمُوا
«Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и кроме жребия по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить эти слова и кто займёт места в первом ряду), они обязательно прибегали бы к этому!» (Бухари «Азан», 9, 32; Муслим «Салят», 129)
إِذَا نُودِيَ بالصَّلاَةِ، أدْبَرَ الشَّيْطَانُ، وَلَهُ ضُرَاطٌ حَتَّى لاَ يَسْمَعَ التَّأذِينَ، فَإذَا قُضِيَ النِّدَاءُ أقْبَلَ، حَتَّى إِذَا ثُوِّبَ للصَّلاةِ أدْبَرَ، حَتَّى إِذَا قُضِيَ التَّثْوِيبُ أقْبَلَ، حَتَّى يَخْطِرَ بَيْنَ المَرْءِ وَنَفْسِهِ، يَقُولُ: اذْكُرْ كَذَا واذكر كَذَا — لِمَا لَمْ يَذْكُر مِنْ قَبْلُ — حَتَّى يَظَلَّ الرَّجُلُ مَا يَدْرِي كَمْ صَلَّى
«В то время, когда звучит азан, шайтан, громко испуская ветры, удаляется туда, где он не слышит его. Когда азан заканчивается, он возвращается назад. С началом призыва к намазу он вновь удаляется, а по завершении его, вернувшись и находясь между человеком и его сердцем, начинает пробуждать в нем сомнения, беспокойства о том, что прежде не возникало у него даже в мыслях, говоря: «Вспомни это, думай об этом!» Так что человек, обманутый им и введенный им в заблуждение, приходит в такое состояние, что не может даже вспомнить о том, сколько ракятов намаза он выполнил». (Бухари «Азан», 4; Муслим «Салят», 19)
المُؤَذِّنونَ أطولُ النّاسِ أعنَاقاً يَومَ القِيَامَةِ
«В Судный день муаззины будут среди людей с самыми длинными шеями (указание на огромную награду, которую они увидят)». (Муслим, Салят, 14; ибн Маджа, Азан, 5; Ахмад бин Ханбаль, 3/169, 264, 4/95, 98)
Примечание
[1] Абдуллах бин Зейд бин Асим Аль-Ансари (радыйаллаху ‘анху) завоевал одобрение нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), он находился рядом и защищал его во время сражения Ухуд. В этой войне не только Абдуллах, но и вся его семья продемонстрировали свой героизм. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) вознес Аллаху молитву, прося Его о том, чтобы они были его соседями в Раю. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) частенько в доме Абдуллаха бин Зейда совершал омовение и намаз. Благородный Абдуллах, потрясенный известием о кончине Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллям), произнес следующую молитву: «О мой Аллах! Сделай меня незрячим, чтобы я отныне не мог видеть никого после единственно любимого Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллям)». После того, как он произнес это дуа, он в то же мгновение ослеп. (Куртуби,V , 271). Абдуллах (радыйаллаху ‘анху) пал вместе с двумя своими сыновьями смертью мученика за веру в битве, известной как «Харра».
Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ — Мединский период», стр. 63-67