Исламская цивилизация История Ислама Сира

Первое пребывание Посланника Аллаха ﷺ в Лучезарной Медине

Новая эпоха истории Ислама и всех мусульман начинается с переселения Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в Медину.

Наш Пророк ﷺ в Медине не находился в положении беженца. Напротив, он был главным архитектором, лидером и проводником будущего мира, главой новообразованного исламского государства. С его прибытием в Медину восприятие Ислама и поведение мусульман очень сильно изменились.

До того, как была построена Масджид Ан-Набауи (мечеть Пророка), Посланник Аллаха ﷺ семь месяцев прожил гостем в доме Абу Айюба аль-Ансари (радыйаллаху анху). Это пребывание в качестве гостя в доме Абу Айюба аль-Ансари – «Михмандары Расуль» (человек, принимавший у себя в гостях Пророка) – имеет длинную, уходящую в века, историю.

За семьсот лет до хиджры в Медину (в то время она называлась Йасриб) прибыл правитель Йемена Тубба Абу Кариб. Когда он узнал от иудеев, что Посланник Аллаха ﷺ после появления в Мекке переедет в Медину, то он построил там дом. Также он написал письмо, опечатал его золотой печатью, передал самому уважаемому мудрецу Медины и приказал ему, чтобы в случае, если он лично не дождется Пророка , то пускай письмо передается из поколения в поколение и будет преподнесено Милости Миров. (Ибн Асакир, III, 334-335; Самхуди, I, 188-189)

Еще с тех времен Тубба поверил в Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и стал мусульманином. (Ахмад бин Ханбаль, V, 340)

Итак, именно этот дом путем передачи от отца к сыну перешел к Абу Айюбу Халиду бин Зейду (радыйаллаху анху), потомку одного из мудрецов Медины. Этот святой дом существовал при зарождении Мечети Пророка – Масджид Ан-Набауи.

Когда те, в чьих руках находилось письмо Туббы, узнали о том, что наш Пророк ﷺ следует в Медину, они отправили ему письмо с Абу Лейлой, надежным человеком из рода Сулейм. По дороге в Мекку Абу Лейла встретился с Пророком Аллаха ﷺ. Увидев его, Посланник Аллаха ﷺ подозвал его и спросил: «Ты Абу Лейла?» После того, как Абу Лейла ответил положительно, Пророк ﷺ сказал ему: «У тебя письмо Туббы, дай его мне!» Абу Лейла еще не знал Посланника Аллаха ﷺ. Он очень удивился и спросил: «Кто ты? Я не вижу в тебе никаких признаков волшебства. Откуда ты узнал, что у меня есть письмо?» На что наш Пророк ﷺ сказал ему: «Я Мухаммад! Дай мне письмо!» Абу Лейла вытащил письмо и передал его Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Когда Абу Бакр (радыйаллаху анху) прочитал письмо, Гордость Вселенной ﷺ три раза сказал: «Здравствуй, благочестивый брат Тубба!» Абу Лейле он приказал возвращаться в Медину. Вернувшись в Медину, Абу Лейла сообщил всем радостную весть о том, что Свет Бытия следует туда. За эту радостную весть каждый житель Медины преподнес ему угощения. (Ибн Асакир, III, 335; Айни, IV, 176)

Абу Айюб Аль-Ансари (радыйаллаху анху) принимает Пророка ﷺ

Абу Айюб Аль-Ансари (радыйаллаху анху), удостоившийся счастья в течение семи месяцев принимать в своем светлом доме Печать Пророков , настаивал на том, чтобы Посланник Аллаха ﷺ поселился на верхнем этаже дома. На что наш Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «О Абу Айюб! Проживание на нижнем этаже для меня более подходяще», – и продолжил жить на нижнем этаже. Абу Айюб (радыйаллаху анху) и его семья служили благородному гостю – Посланнику Аллаха ﷺ с великим уважением и любовью, но из-за того, что они боялись, что будут спать прямо над Пророком ﷺ, они стали спать на полу у стены. Однажды у них разбился кувшин, и вся питьевая вода разлилась по полу. Обеспокоенный тем, что вода будет капать на почтенного гостя и потревожит его, Абу Айюб тотчас взял их единственное бархатное одеяло и в смятении вытер пол. С наступлением утра он настойчиво попросил Гордость Вселенной ﷺ перебраться на верхний этаж. Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Нижний этаж более подходящий!» Абу Айюб (радыйаллаху анху) ответил ему: «Пока Вы живете на нижнем этаже, мы не можем подняться на верхний!» После этого они поменялись местами. (Муслим «Ашриба», 171; Ибн Хишам, II, 116)

Когда Абу Айюб Аль-Ансари и его семья принимали у себя нашего Пророка ﷺ, они готовили еду и преподносили ему. А когда к ним возвращалось блюдо с оставшейся пищей, до которой дотрагивался своими пальцами Гордость Вселенной , они ели это и получали от этого благословение. Однажды они подали ему пищу с луком или чесноком, но Посланник Аллаха ﷺ не притронулся к еде. Увидев, что еда не тронута, Абу Айюб (радыйаллаху анху) с беспокойством подошел к нему и спросил: «О Посланник Аллаха! Эта еда – харам (недозволенная)?» Пророк ﷺ ответил: «Нет! Но мне не понравился запах, потому что я разговариваю с ангелами». На что Абу Айюб (радыйаллаху анху) сказал: «Я тоже не буду есть то, что вам не нравится!» Но Посланник ﷺ сказал: «Вы это ешьте!» После этого Пророку ﷺ больше не готовили пищу с этими приправами. (Муслим «Ашриба», 170-171; Ибн Хишам, II, 116)

Этот случай показывает, как Пророк  (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) проявлял чуткость, учтивость и вежливость, чтобы ни в коем случае не потревожить ни людей, ни ангелов.

Любовь благородного Абу Айюба Аль-Ансари к Посланнику Аллаха ﷺ проявилась и после окончания пребывания Гордости Вселенной ﷺ в его доме в качестве гостя. Он желал удостоиться радостной вести Посланника Аллаха ﷺ о том, что: «Конечно, Константинополь (Стамбул) будет завоеван, завоевавший его командир – лучший командир, завоевавший его солдат – лучший солдат!» (Ахмад, IV, 335; Хаким, IV, 468/8300). Когда Абу Айюбу Аль-Ансари было восемьдесят с лишним лет, он два раза принимал участие в осаде Стамбула и отдал душу на этом пути как первый солдат будущего завоевания. Незадолго до смерти, чтобы своим благословенным телом послужить целью для солдат Ислама, которые после него придут на завоевание Стамбула, он повелел окружающим: «Похороните меня в том месте, куда последней ступит ваша нога!» (Ибн Сад, III, 484-485)

Служба Анаса ибн Малика (радыйаллаху анху) Пророку

Анас (радыйаллаху анху) рассказывает: «Когда Посланник Аллаха ﷺ оказал честь своим прибытием в Медину, Абу Тальха (мой отчим) за руку отвел меня к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! Анас умный ребенок, пусть он служит вам!» Так я стал служить Пророку Мухаммаду ﷺ. Я служил ему и в мирное время, и в походах (десять лет). Честное слово, Он ни разу не сказал мне «Зачем ты так сделал?» за сделанную мною ошибку или же «Почему ты не сделал это?» за невыполненную мною его просьбу». (Муслим «Фадаиль», 52)

По другой передаче, поступление Анаса на службу к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произошло следующим образом:

Когда наш Пророк ﷺ оказал честь своим прибытием в Медину, все почтенные люди города преподносили ему подарки. Так как у Умму Сулеймы не было ничего для подарка, она грустила и печалилась. Затем она взяла своего сына Анаса за руку, подошла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О Пророк! Вы посчитаете уместным, если Анас будет служить Вам?» И Посланник Всевышнего взял его к себе. (Самхуди, I, 271)

Анас (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды Пророк ﷺ решил отправить меня в некое место. Я ему сказал: «Клянусь Аллахом, не пойду!» Хотя сам уже решил, что пойду, поскольку приказывал мне Посланник Аллаха ﷺ. Я вышел в путь, увидел на улице играющих детей и задержался там. Неожиданно Гордость Вселенной ﷺ взял меня за ворот. Я посмотрел на него, он улыбнулся и спросил меня: «Милый Анас! Ты сходил туда, куда я просил?» Я сказал ему: «Сейчас же иду туда, о Господин!» (Муслим «Фадаиль»,52)

Другое свое воспоминание Анас (радыйаллаху анху) излагал так: «В один день, после того как я выполнил поручения Посланника Аллаха ﷺ, я сказал себе: «Пророк, наверное, сейчас спит (кайлюля)» (это время, которое Пророк Мухаммад ﷺ проводил во сне: незадолго до наступления времени полуденного намаза зухр или после совершения этого намаза, и оно длилось не более часа). И я пошел к детям. Когда я наблюдал их игру, подошел Пророк ﷺ, он поздоровался с играющими детьми, потом подозвал меня и отправил по делам. До моего возвращения Пророк Аллаха ﷺ просидел в тени. Я запоздал с возвращением домой к матери. Когда я пришел к ней, она спросила: «Почему ты задержался?» Я ей ответил: «Посланник Аллаха ﷺ отправлял меня по одному делу». Мама спросила у меня: «Что это было за дело?» На что я ей ответил: «Это тайна Пророка». Тогда мама мне сказала: «Если так, то сохраняй тайну Посланника». Сабит (радыйаллаху анху) рассказывал этот хадис и говорил, что Анас сказал ему: «Если бы я хотел кому-нибудь рассказать об этой тайне, то я бы рассказал ее тебе, о Сабит!» (Ахмад, III, 195)

Как мы видим из этого эпизода, Посланник Аллаха ﷺ смотрел на детей как на равных себе и передавал им некоторые свои тайны. Он на протяжении всей своей жизни питал глубокую любовь и милость к детям, серьезно воспринимая их, он опускался до их уровня, едва ли не входя в их душу. В своих хадисах он показывал, как нужно обращаться с детьми и младшими:

«Тот, у кого есть ребенок, пускай с ним играет!» (Дайлами, III, 513)

«Оказывайте уважение своим детям и хорошо воспитывайте их!» (Ибн Маджа «Адаб», 3)

Посланник Аллаха ﷺ показывает нам пример воспитания детей. Воспитывая Анаса, он ни разу не злился на него. Пятидесятипятилетний Пророк ﷺ нашел такой путь к душе десятилетнего Анаса, что мог шутить с ним как с другом, а при необходимости доверять свои тайны. Воспитанный Посланником Всевышнего Анас (радыйаллаху анху), несмотря на то, что был ребенком, вел себя как зрелый человек, не выдавая никому секретов Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и так мог спокойно уйти из жизни. Конечно же, до такой степени зрелости Анаса (радыйаллаху анху) возвысил применяемый Гордостью Вселенной ﷺ не имеющий себе равных превосходный метод воспитания.

Соглашение о братстве между переселенцами и местными жителями Медины – Муахат

С того момента, как Посланник Аллаха ﷺ начал распространять Ислам, он не смотрел на то, какой нации, рода или расы люди, принимающие Ислам. Он всех воспринимал одинаково и создавал между ними Исламское братство. Он два раза заключал между ними Муахат, то есть «соглашение о братстве», один раз до хиджры, другой – после. Соглашение Муахат в Мекке объявляло братьями некоторых мусульман из рода Курайш и освобожденных рабов, например: Зейда бин Хариса и Хамзу, отпущенного Абу Хузайфой Салима и Абу Убейда бин Джарраха, Биляля Хабаши и Убейда бин Хариса. (Ибн Саййидиннас, I, 321; Ибн Хабиб, стр. 70; Ибн Абдиль-Барр «Ад-Дурар», стр. 90)

Связанные таким образом с первых лет зарождения Ислама между собой мусульмане после хиджры показали второй пример братства.

В первый же день прибытия переселенцев в Медину местные жители начали соревноваться между собой за право чествовать их у себя дома. Из-за того, что они не могли поделить между собой прибывших, они даже были вынуждены тянуть жребий. (Бухари «Джанаиз», 3; «Манакибуль-Ансар», 46). Через пять месяцев после прибытия Посланника Аллаха ﷺ в Медину он породнил переселенцев и местных жителей, объявив их братьями. Эти соглашения о братстве Пророк ﷺ проводил в доме Анаса ибн Малика. (Бухари «Адаб», 67). Например, Абу Бакр стал братом Хариджа бин Зейда, Умар – Утбана бин Малика, Абу Убейда – Сада бин Муаза, Усман – Ауса бин Сабита (Ибн Хишам, II, 124-125), Биляль – Абдуллаха бин Абдуррахмана (Ибн Сад, III, 233, 234), Салман – Абу Дарды (Бухари «Адаб», 67), Салим – Муаза бин Маиза (Ибн Абдиль-Барр, II, 567) и Аммар – Хузайфы, радыйаллаху анхум (Хаким, III, 435/5657). Во время договора о братстве обращали внимание на схожесть характеров братавшихся людей.

Каждая семья жителей Медины взяла к себе одну семью переселенцев. В результате побратавшиеся сподвижники работали вместе и должны были делить между собой доход. Местные жители даровали Посланнику Аллаха ﷺ свою лишнюю землю, а наш Пророк ﷺ разделил ее между переселенцами. Мединцы не остановились на этом и сделали следующее щедрое предложение: «О Посланник Аллаха! Раздели между нами и нашими братьями-Мухаджирами и наши финиковые сады!» Посланник Аллаха ﷺ не принял это предложение, сказав: «Нет, так не получится!» Тогда жители предложили переселенцам: «Ну, если так, тогда давайте вы будете ухаживать и поливать деревья, а потом мы поделим урожай!» И с согласия Посланника Аллаха ﷺ обе стороны, сказав: «Слушаемся и повинуемся!» – приняли это предложение. (Бухари, «Харс», 5)

В основе этого братства лежала материальная и моральная взаимопомощь между мусульманами. Мухаджиры бросили все свое имущество в Мекке и переселились в Медину, чтобы начать все сначала. Ансары распахнули им свои объятия, задаваясь целью помочь преодолеть заброшенность и огорчение и приобщая их к Медине, создавали единство и солидарность между мусульманами.

Осуществляемое с искренними намерениями и совершаемое только от любви к вере соглашение о братстве, включая право наследства, имело многостороннее значение, основываясь на справедливости, равенстве и взаимопомощи. (Бухари «Кафаля», 2, «Адаб», 67). Те, кто становились братьями, были опекунами и наследниками друг друга. Этот обет братства действовал и в дальнейшем. Лишь после битвы при Бадре положение, связанное с наследованием, было согласно откровению упразднено: быть наследниками разрешалось только родственникам. (См.: суру «Аль-Анфаль», 72-75; Бухари «Фараиз», 16.)

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) по этому поводу говорил: «По условию о братстве, основанному Посланником Аллаха , первым наследником местного жителя, до родственников по крови, становился переселенец. Однако следующим аятом это правило было упразднено:

وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالأَقْرَبُونَ

«Каждому человеку для оставшегося [после него] имущества Мы определили наследников: это родители и ближайшие родственники…» (Сура «Ан-Ниса», 4/33)

Далее в аяте:

وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَآتُوهُمْ نَصِيبَهُمْ

«…и тем, кому вы завещали, давайте им их долю наследства…»

Так братское право между жителями и переселенцами ограничилось только помощью, поддержкой, советом и доброжелательностью. Однако человек добровольно мог написать ﷺ завещание (с условием передачи не более одной третьей своего имущества)». (Бухари «Тафсир», 4/7; Абу Дауд «Фараиз», 16/2922)

Вместе с Муахатом была прекращена продолжавшаяся годами до прихода Ислама кровная война между родами Авс и Хазрадж, между ними было образовано братство, которое было даже сильнее кровного родства. Они с нетерпением ждали каждой новой встречи, с искренней любовью справлялись о здоровье друг друга, спрашивали о делах и не могли прожить и трех дней, не общаясь. Это братство, достойное Божьего благоволения, восхвалено в Священном Коране. (См.: суру «Аль-Хашр», 9)

В Медине Посланник Аллаха ﷺ закладывал основы исламского общества и государства. Для этого первым делом необходимо было обеспечить социальное единство и солидарность. Так как взаимная любовь, братство и взаимопомощь между членами общества лучше всего обеспечивают его сплоченность, то претворенное в жизнь Пророком ﷺ братство между местными жителями и переселенцами было самым важным фактором в образовании нового типа государства в истории человечества.

Гордость Вселенной ﷺ построил общество исходя не из принципа классов, не деля людей на племена, нации, рода, несмотря на то, раб это или вольный, богатый или бедный, а только и только на основании братства Ислама. Таким образом, из представляющих большие различия в социальном плане групп людей он, чуть ли не способом плавления вышеуказанных в одном сосуде, построил единое исламское общество.

Благодетельность Мухаджиров и Ансаров

Мусульман, переехавших из-за усилившегося на них давления и невыносимых притеснений из Мекки в Медину, начали называть Мухаджирами, что означало «переселившийся из одного места в другое».

Мухаждиры переезжали, взяв с собой лишь то, что могли унести, а все остальное имущество оставляли. Язычники тотчас присваивали себе вещи, оставленные Мухаджирами. Действительно, потери мусульман были очень велики, однако они не обращали внимания на потерянное состояние и не бежали за материальными благами. Сподвижники почувствовали вкус и сладость веры. По этой причине они готовы были пожертвовать всем на пути Аллаха. Благородному Посланнику Аллаха ﷺ они говорили: «О Посланник Аллаха! Ты мне дороже отца и матери!» Даже самую маленькую просьбу Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) воспринимали как приказ и были готовы услужить ему.

Многобожники хотели помешать Сухайбу бин Синану, более известному как Сухайб Руми, переехать в Медину. Однако он поведал им, где спрятал свое состояние и таким образом благополучно совершил переселение. Этот поступок – один из самых ярких примеров.

Сухайб (радыйаллаху анху), подвергнутый тяжелым испытаниям на пути к вере, после переселения благородного Али (радыйаллаху анху) в Медину, также вышел в путь с целью переезда. Несколько жителей Мекки догнали его и сказали: «Ты приехал сюда бедным и слабым человеком. Среди нас ты нажил большое состояние! И, в конце концов, ты хочешь увезти с собой и все свое состояние! Клянемся Аллахом, мы не позволим тебе сделать этого!» Сухайб (радыйаллаху анху) тотчас же слез с коня, вытащил из колчана стрелы и сказал: «О Курайшиты! Знайте, я один из лучших лучников среди вас. Клянусь Аллахом! Я выпущу в вас все свои стрелы, а когда они закончатся, я обнажу меч. Пока оружие будет в моих руках, вы не сможете подойти ко мне. Когда же я не смогу держать оружие, вы можете сделать со мной, что захотите. Но если я сейчас скажу вам, где мое состояние, и если я оставлю его вам, вы отпустите меня?» Язычники приняли его предложение. Сухайб (радыйаллаху анху) поведал им место, где спрятал свое богатство, и продолжил путь. Где-то в середине месяца Рабиуль-Аууаль он дошел до Кубы и достиг Посланника Аллаха ﷺ. В это время рядом с Посланником Аллаха ﷺ находились Абу Бакр и Умар (радыйаллаху анхума). Перед ними лежала кисть фиников сорта Умму Джирзан, принесенная Кульсумом бин Хидмом. По дороге у Сухайба (радыйаллаху анху) разболелись глаза, и он очень сильно проголодался. Он ел финики, а Умар (радыйаллаху анху), шутя, сказал: «О Посланник Аллаха! Посмотри на Сухайба! У него болит глаз, а он ест недозрелые финики?!» Гордость Вселенной ﷺ сказал Сухайбу: «У тебя глаз болит, а ты ешь недозрелые финики, да?» Сухайб ответил: «Я их ем той стороной, на которой глаз не болит!» Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и сказал (намекая на то, что в обмен на свое состояние Сухайб спас свою жизнь от язычников Мекки): «Сухайб выиграл! Сухайб выиграл! О Абу Яхья! Торг оказался прибыльным! Торг оказался прибыльным!» (Ибн Сад, III, 226-230; Хаким, III, 450, 452, так же см.: 1 том, стр. 332)

* * *

Пока Мухаджиры, жертвуя собой и терпя мучения, пытались переехать в Медину, мусульмане Медины, видя их борьбу за веру, с должным вниманием и любовью заботились о них. Некоторые Мухаджиры не хотели быть бременем для местных жителей, распахнувших им свои объятия и готовых от души поделиться с ними всем. Показывая, что они не нуждаются в чем-либо, они не брали безвозмездно предлагаемые вещи, предпочитали жить своим трудом, работая на финиковых плантациях местных жителей. Были и такие, кто предпочел заниматься торговлей. Например, Абдуррахман бин Ауф (радыйаллаху анху). Названный ему братом Сад бин Раби (радыйаллаху анху) говорил ему: «Вот мой товар, половину я отдаю тебе». На что Абдуррахман бин Ауф (радыйаллаху анху) ответил: «Да пошлет тебе Аллах изобилие, а также счастье твоей семье! Ты покажи мне рынок Медины, этого мне будет достаточно!» Абдуррахман (радыйаллаху анху) начал заниматься торговлей и за короткий срок разбогател. (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 3)

Мухаджиры были первыми свидетелями Откровения, они, несмотря на все трудности, верили в Посланника Аллаха ﷺ и ради этого стойко переносили трудности и мучения, а позже и переселение с родины, за что удостоились восхваления Аллаха. Они, не преследуя никаких материальных интересов, бросили все только ради того, чтобы спокойно жить с верой. Жертвуя собой, Мухаджиры выполнили религиозную обязанность. Священный Коран осудил тех, кто при необходимости не переселялся. (См.: суру «Ан-Ниса», 97)

Священный Коран извещает, что Аллах простит грехи Мухаджиров и наградит их пребыванием в Раю:

فَالَّذِينَ هَاجَرُوا وَأُخْرِجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ وَأُوذُوا فِي سَبِيلِي وَقَاتَلُوا وَقُتِلُوا لأُكَفِّرَنَّ عَنْهُمْ سَيِّئَاتِهِمْ وَلأُدْخِلَنَّهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الأَنْهَارُ ثَوَاباً مِّنْ عِنْدِ اللَّهِ وَاللّٰهُ عِنْدَهُ حُسْنُ الثَّوَابِ

«А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали [в борьбе] ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно прощу прегрешения, введу их в сады, где текут ручьи, в награду от Аллаха. А у Него наилучшая награда». (Сура «Али Имран», 3/195)

ثُمَّ إِنَّ رَبَّكَ لِلَّذِينَ هَاجَرُوا مِنْ بَعْدِ مَا فُتِنُوا ثُمَّ جَاهَدُوا وَصَبَرُوا إِنَّ رَبَّكَ مِنْ بَعْدِهَا لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Воистину, твой Господь Помощник тем, кто переселился [в Медину] после того, как они были подвергнуты мучениям [притеснялись неверующими], а затем сражались [на пути Аллаха] и были терпеливы. Воистину, твой Господь после всего этого – Прощающий, Милостивый». (Сура «Ан-Нахль», 16/110)

По этому поводу Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мухаджиры попадут в Рай на семьдесят лет раньше остальных людей и будут пользоваться его дарами и милостями. Тогда как люди будут ждать, чтобы отчитаться за содеянное». (Хайсами, Х, 15)

Помимо того, что Мухаджиры в последующем вечном мире будут удостоены очень большого вознаграждения, в то же время за то, что они проявили самопожертвование, и в этом мире они были удостоены большой Милости Аллаха. Священный Коран сообщает:

وَالَّذِينَ هَاجَرُوا فِي اللّٰهِ مِنْ بَعْدِ مَا ظُلِمُوا لَنُبَوِّئَنَّهُمْ فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَلَأَجْرُ الآخِرَةِ أَكْبَرُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ

«Тех, кто переселился во имя Аллаха, после того как терпел притеснения, Мы поселим в этом мире наилучшим образом и вознаградим их в будущем вечном мире еще больше. О, если бы вы знали!» (Сура «Ан-Нахль», 16/41)

За то, что Мухаджиры были подвергнуты лишениям, Всевышний Аллах вознаградил их большей милостью и благом, чем остальных людей. Священный Коран по этому поводу говорит следующим образом:

لِلْفُقَرَاء الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِنْ دِيارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَاناً وَيَنْصُرُونَ اللّٰهَ وَرَسُولَهُ أُوْلَئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ

«[Особенно имеют право на трофеи] бедные Мухаджиры, которые были изгнаны из своих жилищ и [лишены] своего имущества из-за стремления к милости и благоволению Аллаха, дабы помочь (религии) Аллаха и Его Посланнику. Они и есть правдивые». (Сура «Аль-Хашр», 59/8)

Переселенцы, переехав в Медину, тосковали по родине, к тому же они долгое время не могли привыкнуть к климату Медины, из-за чего заболевали лихорадкой и подобными заболеваниями. Когда Айша (радыйаллаху анха) увидела своего отца Абу Бакра Сыддика и Биляля Хабаши (радыйаллаху анхума) в горячке от лихорадки, тоскующими по Мекке, она рассказала об этом Посланнику Аллаха , на что Гордость Вселенной ﷺ прочитал следующую молитву:

«О Аллах! Ты дал нам любить Мекку, так даруй нам полюбить Медину! И чтобы эта любовь была бы сильнее, чем любовь к Мекке! Прояви же благословение и милость к рабам своим! О Всевышний! Сделай прекрасной погоду Медины, а лихорадку и горячку направь на Джухфу!» (Бухари «Фадаилуль-Мадина», 12; Муслим «Хадж», 480)

[Джухфа — в те времена так называли местность, где проживали язычники или иудеиские племена. Ее жители помогали в борьбе против мусульман и вызывали волнения и беспорядки. Молясь таким образом, Посланник Аллаха желал, чтобы они занимаясь лечением болезни, не находили возможности для помощи неверующим и для создания волнений и беспорядков. (Айни, Х, 251)]

* * *

Преданные мусульмане Медины, распахнувшие свои объятия переселившимся из Мекки мученикам мухаджирам, щедро делились с ними всем, чем только можно, показывая тем самым близость к Пророку Аллаха ﷺ и поддерживая его дело. Их стали называть Ансарами, что означает «помощники». Применительно к одному использовалось выражение «Ансари», а для всех или для большого количества Ансар применялось выражение «Ансариййун».

Гайлан бин Джарир (радыйаллаху анху) говорил следующее: «Когда я спросил у Анаса (радыйаллаху анху): «Название «Ансар» применялось к вам раньше, или же это имя дал вам Аллах?» – он мне ответил: «Это имя дал нам Аллах». (Бухари «Манакибуль-Ансар», 1)

Ансары происходили из двух братских родов Медины: Аус и Хазрадж. На одиннадцатом году пророческой миссии группа, состоящая из шести человек рода Хазрадж, пришла в Мекку с целью получить поддержку Курайшитов против рода Аус, с которым они враждовали. Встретившись там с Посланником Аллаха ﷺ и услышав его призыв и наставления, они приняли Ислам. По возвращении в Медину люди из рода Хазрадж предложили и роду Аус принять Ислам. Так как они надеялись, что, благодаря этой справедливой религии, закончится их межродовая вражда, и что они, как раньше, станут братьями. Так душевная усталость от длившейся годами вражды превратилась в единство и силу благодаря миру и спокойствию Ислама. Два рода снова объединились, и на двенадцатом и тринадцатом году пророческой миссии отправляли своих представителей в Мекку для встречи с Пророком Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и заключения первого и второго договоров в Акабе.

Во втором договоре Акабы они пообещали, что в случае переезда Посланника Аллаха и мусульман Мекки на их родину, они будут охранять их и всячески им помогать. Таким образом, они стали поводом зарождения нового периода в истории Ислама – хиджры.

Когда Пророк Аллаха ﷺ объявлял Мухаджиров и Ансаров братьями, Ансары делали своих братьев Мухаджиров компаньонами во всех своих делах, выделяя часть имущества. Они показали бесподобный пример единства и солидарности. Священный Коран этот искренний поступок Ансаров восхваляет следующим образом:

وَالَّذِينَ تَبَوَّؤُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِنْ قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنْفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ

«А те, которые жили в Медине до них (до прихода Мухаджиров) и приняли веру (Ислам), любят переселившихся к ним (Мухаджиров) и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им. Они признают за ними предпочтительное право, если даже сами находятся в стесненном положении». (Сура «Аль-Хашр», 9)

Приведенный ниже хадис, являющийся хорошим примером самопожертвования Ансаров, указан как причина нисхождения вышеприведенного аята.

К Пророку ﷺ подошел обессиленный от голода человек и попросил помощи. Гордость Вселенной (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил: «Кто хочет принять нашего брата к себе в гости?» Один из Ансаров, Абу Тальха (радыйаллаху анху), сказал: «О Посланник Аллаха! Я приглашу его к себе в гости», – и повел беднягу домой. Придя домой, он спросил у жены: «Давай угостим гостя Пророка ! Дома есть еда?» На что жена ответила: «Нет. Есть кое-что, чего хватит только нашим детям». Тогда хозяин сказал: «Тогда отвлеки детей. Если они захотят есть, уложи их спать. Как зайдет гость, ты под каким-нибудь предлогом погаси свет. В темноте сделаем так, как будто и мы едим вместе с ним». Они сели за стол. Гость наелся, а они легли спать голодными. Утром Абу Тальха пошел к Посланнику Аллаха ﷺ. При виде его Пророк ﷺ сказал: «Аллах доволен тем, что вы сделали ночью для гостя». (Бухари «Тафсир», 59/6; Муслим «Ашриба», 172-173)

Мухаджиры говорили: «О Посланник Аллаха! Мы не встречали такого щедрого и благодетельного народа, пока не переехали сюда. Тот, у кого большое состояние, много дает, а тот, у кого мало добра, идет на самопожертвование и помогает людям. Они удовлетворили все наши заботы о пропитании и поделились с нами своими вещами. Мы боимся, что они унесут с собой все вознаграждения и благодеяния». На что Пророк ﷺ ответил: «Нет. Пока вы будете молиться Аллаху за них и будете восхвалять их за то, что они сделали для вас, вы тоже (будете удостоены вознаграждения)». (Тирмизи «Кыйамат», 44/2487)

Джабир (радыйаллаху анху) рассказывает: «Когда Ансары собирали финики, они делили их на две части, в одну часть они клали больше, а в другую – меньше. После чего они на меньшую кучку клали ветви финиковых деревьев (как бы показывая эту кучку большей) и говорили Мухаджирам: «Берите ту, которую пожелаете». Мухаджиры, предпочитая оставить большую часть своим братьям Ансарам, брали меньшую кучку и, следовательно, большая часть фиников доставалась им. Таким образом, Ансары отделяли себе меньшую часть. Такое великодушие Ансаров продолжалось до завоевания Хайбара (после чего Мухаджиры получили хорошие трофеи)». (Хайсами, Х, 40)

Вот еще пример самопожертвования Ансаров. Пророк ﷺ разделил на части землю Бахрейна и для раздачи земли своим сподвижникам первыми подозвал Ансаров. Ансары, проявив самоотверженность, возразили: «О Посланник Аллаха! Пока вы не распределите нашим братьям Мухаджирам участки в два раза больше этого, нам ничего не давайте!» На что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Ансары! Раз уж вы (предпочитая других себе) не хотите брать, тогда потерпите до встречи со мной у райского источника! Потому что после меня придет время, когда другим будут предпочитать вас». (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 8)

Посланник Аллаха ﷺ восхвалял достоинство Ансаров: «Как я заметил, когда вас призывают на помощь бедным и нуждающимся, вы приумножаетесь и идете большим потоком, а когда вас зовут для того, чтобы дать вам жизненные блага, вы уменьшаетесь и ведете себя сдержанно». (Али Аль-Муттаки, XIV, 66)

За милосердие и гостеприимство, проявленные к пришедшим в их город Пророку ﷺ и Мухаджирам, благородные Ансары заслужили место в Раю и довольство Всевышнего Аллаха. В Священном Коране говорится:

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَداً ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Те из Мухаджиров и Ансаров, которые опередили [других по времени принятия Ислама], и те, которые последовали за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими. А сами они довольны Аллахом, и Он уготовил им райские сады с текущими ручьями. Вечно они пребудут в них. Это и есть великое преуспевание!» (Сура «Ат-Тауба», 100)

Ансары никогда не стояли в стороне, они, не жалея своих жизней, жертвовали собой во имя защиты религии Ислам и нашего Господина – Света Бытия ﷺ. Во время Священной войны за веру в Бадре они проявили самоотверженность и беззаветность, идя на огромные самопожертвования. Во время сражения при горе Ухуд, в тот рискованный, полный опасности момент, когда мусульмане были сражены ударами с тыла, и битва приняла оборот не в их пользу, многие Ансары неотступно следовали за Посланником Аллаха ﷺ, заслоняли его собой, пытаясь защитить. Их искренняя любовь, привязанность и преданность Посланнику Аллаха ﷺ были достойны воспевания в поэмах – дастанах.

Насколько же примечательна рассказанная Анасом (радыйаллаху анху) трогательная история, касающаяся их любви к Пророку ﷺ: «Как-то я совершал путешествие с Джариром бин Абдуллахом [он был вождем племени Баджиля, в Йемене. В 10-ом году по Хиджре в месяц Рамадан, т.е. за 3 месяца до кончины нашего Господина Пророка, он, прибыв в Медину с делегацией, состоявшей приблизительно из 150-ти человек, стал мусульманином. Чрезвычайно любил нашего Пророка. Посланник Аллаха ﷺ также любил его и улыбался ему всякий раз при встрече], который, невзирая на то, что был старше меня по возрасту, оказывал мне услуги. В ответ на мой протест он сказал: «Я видел, какую огромную службу сослужили Ансары Посланнику Аллаха, как много они помогали ему, и, поклявшись, я сказал самому себе: «Если я подружусь с кем-нибудь из Ансаров, то и я стану оказывать ему услуги»». (Бухари «Джихад», 71; Муслим «Фадаилус-Сахаба», 181)

Посланник Аллаха ﷺ, выражая свое отношение к поступку Ансаров, сказал: «Если бы не Хиджра, я был бы одним из Ансаров». (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 2)

Вот некоторые слова, сошедшие из священных уст нашего Пророка ﷺ относительно добродетели и заслуг Ансаров:

«Пусть тот, кто верит в Аллаха и последующую вечную жизнь, не питает ненависти к Ансару». (Тирмизи, Манакыб, 25/3906)

«Их любят лишь мусульмане, питают же ненависть к ним только лицемеры-мунафики. Любящих Ансаров любит и Аллах, а того, кто ненавидит их, Он также ненавидит». (Тирмизи, Манакыб, 25/3900)

«О люди! Количество людей увеличивается, а число Ансаров уменьшается, и оно уменьшится подобно количеству соли в пище…» (Бухари, Манакыбуль-Ансар,11)

«Наставляю вас относиться по-доброму к Ансарам. Они являются моей верной, надежной, посвященной в тайну общиной. Они выполнили выпавшие на их долю обязанности по праву как следует. Плата за их заслуги еще не выплачена полностью (в последующем вечном мире – ахыре – она будет выплачена им сполна). Поэтому относитесь по-доброму к тем из них, кто совершает добро, и прощайте тех из них, кто совершает зло». (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 11)

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) питал настолько глубокое чувство любви к Ансарам, Мухаджирам и ко всем асхабам, что все они считали себя самыми любимыми. Каб бин Уджра (радыйаллаху анху) рассказывает о таком событии:

«Однажды мы сидели в мечети Масджид Саадат в присутствии Посланника Аллаха ﷺ. Там были группы Ансаров, Мухаджиров и род Хашима. Мы вступили в спор по поводу того, какую группу более всего любит наш Господин Благородный Посланник Аллаха ﷺ. Мы (Ансары) сказали: «Мы уверовали в Посланника Аллаха, приняли религию Аллаха, стали следовать за ним, боролись рядом с ним против его врагов. Поэтому Посланник Аллаха любит нас больше всех». А наши братья-Мухаджиры сказали: «Мы ради Аллаха и Его Посланника совершили хиджру, отреклись от своих домочадцев, пренебрегли своим состоянием. Мы также приняли участие в тех войнах, в которых приняли участие и вы. Поэтому Посланник Аллаха любит нас больше всех». Братья же наши из рода Хашима сказали: «Мы родственники нашего Господина Пророка. И мы тоже приняли участие вместе с вами во всех сражениях. Поэтому наш Пророк любит больше всех нас».

Посланник Аллаха ﷺ, подойдя к нам, спросил у нас, о чем мы вели речь. Каждая группа рассказала. Посланник Аллаха ﷺ после каждого высказывания говорил: «Вы сказали верно. Кто может утверждать обратное?» Затем он спросил у нас: «Хотите ли вы, чтобы я сказал свое суждение и вынес вам свое решение?» Мы ответили: «Конечно же, о Посланник Аллаха! Ты нам дороже наших отцов и матерей!» Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Ансары! Я ваш брат!» Ансары радостно воскликнули: «Аллаху Акбар! Аллах Велик! Клянемся Господом Каабы, мы снискали его любовь! Мы обрели его!» Затем Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Мухаджиры! Я из вас». И Мухаджиры, обрадовавшись, сказали: «Аллаху Акбар! Аллах Велик! Клянемся Господом Каабы, мы завоевали его любовь!» Затем Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О род Хашима! Что же касается вас, то вы от меня и пришли ко мне». И представители рода Хашима радостно воскликнули: «Аллаху Акбар! Аллах Велик! Клянемся Господом Каабы, мы завоевали его любовь!» Все мы радостные поднялись со своих мест. Каждая группа была счастлива и довольна любовью и благосклонностью Посланника Аллаха ﷺ, которую он выразил им!» (Хайсами, 10,14)

Границы построенного в Медине и состоявшего приблизительно из 400 семей небольшого исламского города-государства в течение 10-ти лет достигли Ирака и Палестины. В момент кончины Благородного Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) шла война с Византией и Ираном. Однако образ жизни, присущий асхабам десять лет назад, их манеры, уровень их благосостояния и планировка их домов остались неизменными. Они вели аскетический образ жизни. Чрезмерное накопительство, чревоугодие, роскошь и хвастовство были не признаваемы ими. Они осознавали, что «завтра приютом нашего нафса будет могила». Поэтому они всегда воздерживались от чрезмерного использования земных благ, предназначенных для удовлетворения нафса. Они с воодушевлением и удовольствием, дарованными им верой, использовали эти блага как средство для обретения пути истины (хидайа), для обретения счастья. Они сориентировали свои жизни в направлении, ведущем к достижению согласия и одобрения Аллаха.

Одной из главных причин быстрого, подобного утреннему рассвету, распространения Ислама среди угнетенных, притесняемых, эксплуатируемых и подавляемых народов явилось то, что асхабы всюду, где бы они ни были, демонстрировали совершенную сущность Ислама. Ибо славные асхабы, эти избранные ученики Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), были исключительными, полными пророческого света мусульманами – справедливыми, порядочными, гуманными, довольствующимися тем малым, что у них было, и относившимися к рабам Аллаха с состраданием, соответствующим Милости Господа.

Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ — Мединский период», стр. 9-34

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *