
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) всегда заботился об инвалидах; не давал им задачи, которые были выше их возможностей; он ценил их и делал все, чтобы общество имело такое же отношение к ним. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не сравнивал инвалидов с нищими людьми. Далее приведем несколько примеров, связанных с данным вопросом.
Рассматривая практику Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) по отношению к людям с ограниченными возможностями, их нужно оценивать с точки зрения физических и умственных недостатков. Во главе физических недостатков идет слепота (а’ма). Ведь в те времена было достаточно много людей, которые потеряли свое зрение по причинам болезней и различных войн. В Священном Коране слово а’ма в большинстве случаев означает духовную слепоту, а в некоторых случаях имеет значение физической слепоты. Для того, чтобы привлечь внимание на необходимость уважения прав слепых людей и инвалидов в целом, в суре Абаса вместо имени Абдуллы ибн Умму Мактума упоминается слово «а’ма». (Сура Абаса, аяты 1-10)
В большинстве хадисов Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) имеются постановления, касающиеся слепых людей. Он сообщал о том, что слепые люди, проявляющие терпение, окажутся в раю (Ибн Ханбаль, V, 258-259). В этих хадисах порицаются люди, которые плохо относятся к незрячим людям. (Ибн Ханбаль, I, 217; 309)
Самым хорошим примером отношения Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) к слепым людям является его поведение по отношению к известному сподвижнику Умму Мактуму. Он назначил его муэдзином в Мечети Пророка. Наряду с этим, он сделал его своим заместителем, другими словами, заместителем главы государства. Отправляясь куда-либо за территорию Медины, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) тринадцать раз оставлял Умму Мактума в качестве своего заместителя (Ибну’ль-Асир, Усд, IV, 264).
Он позволял ему и другим незрячим людям выполнять обязанности имама. Однако не стоит думать о том, что при назначении человека на какую-либо должность не нужно обращать внимание на его особенности. Естественно, некоторые должности должны иметь определенные привилегии. Однако мы хотим показать то, что Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) назначал слепых людей на самые высокие должности.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не сравнивал инвалидов с нищими людьми. Он не считал их несчастными людьми, которые нуждаются в помощи. Исходя из их состояния, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) разрешал им работать, выносил различные постановления для того, чтобы облегчить их трудовую деятельность. Говоря о том, какое значение Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) уделял труду, мы затронули один вопрос, который является хорошим примером касательно данной темы.
Сподвижник по имени Мункиз ибн Амр, занимавшийся торговой деятельностью, подвергся психическому расстройству из-за чего начал заикаться. Несмотря на это он продолжил заниматься торговой деятельностью. Однако его часто стали обманывать. Мункиз ибн Амр пришел к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) и рассказал ему о ситуации. Вместо того, чтобы запретить ему занятие торговлей Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) пошел по пути упрощения; он посоветовал ему говорить «нет обмана» во время совершения сделки и просить у продавца три дня отсрочки на возврат товара.
В Священном Коране говорится, что нет греха на слепом, на хромом и на больном человеке (Сура Нур, аят 61), если они оставляют некоторые свои обязательства перед Аллахом, по причине неспособности совершать их. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), претворявший в жизнь все принципы Священного Корана, всегда освобождал людей с ограниченными возможностями от работы, которая была выше их возможностей.
Например, Амр ибн Джамух, являвшийся вождем сынов Саляма, был хромым. Он желал принять участие в битве при Бадре. Однако Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) не дал ему разрешения и освободил его от участия в сражении. Позднее Амр хотел принять участие в сражении при Ухуде. Его сыновья хотели отговорить его, приведя в пример предыдущую историю. На это Амр обратился к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям). Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал о том, что у него имеется уважительная причина, которая позволяет ему не принимать участие в сражении. Однако благодаря упорству Амра он дал ему разрешение. Амр погиб в этом сражении вместе со своим сыном, который старался защитить своего отца. (Вакиди, I, 264-265; Ибн Хишам, II, 90-91)
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) также заботился о тех, кто имел умственные расстройства. Он освобождал людей с умственными расстройствами от религиозных обязанностей и сказал следующее:
رُفِعَ الْقَلَمُ عن ثلاثة: عن النائم حتى يَسْتَيْقِظَ، وعن الصبي حتى يَحْتَلِمَ، وعن المجنون حتى يَعْقِلَ
«Поднято перо от троих: от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия, от спящего, пока он не проснётся, и от умалишённого, пока разум его не прояснится». (Бухари, VIII, 21)
В сборниках по фикху говорится о том, что человек должен обладать «разумом», чтобы религиозные предписания являлись для него обязательством. В семейном праве были совершены некоторые урегулирования, касающиеся какого-либо умственного расстройства. (Бухари, VI, 169)
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) также занимался регулированием вопросов, связанных с отношением здоровых людей к инвалидам. Например, указание пути слепому человеку, объяснение разговора глухому или немому человеку оценивалось в качестве милостыни. (Ибн Ханбаль, V, 169)
Автор: Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки
Из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 490-493