
У женщин бывают особые состояния, присущие только им. Чтобы женщины могли совершать некоторые виды ибады (поклонения), которые связаны с чистотой, и для того, чтобы, выполняя супружеские обязанности, не нарушить религиозные законы, необходимо знать специальные положения Ислама.
Особые состояния женщин бывают трех видов: хайд (месячные), нифас (послеродовое состояние) и «истихада» (выделение крови из-за какого-либо расстройства в организме). Следовательно, из половых органов женщин определенного возраста в некоторые дни может происходить выделения крови по трем причинам:
1. Хайд бывает у здоровых женщин и выделяется в течение определенного возрастного периода.
2. Кровь при «истихаде» выделяется из вен половых органов вследствие возникновения патологических нарушений.
3. Кровь при нифасе начинает выделяться сразу после рождения ребенка и продолжается определенное время.
Теперь мы поясним особенности этих состояниях более подробно.
A — Хайд
Данная тема имеет очень большое значение, и женщинам следует обратить на нее особое внимание, так как действительность некоторых видов ибады зависит от соблюдения чистоты. Данная тема имеет большое значение и для определения срока «идда» (срок, который должна выждать женщина после развода) и «нафака» (обеспечение семьи и женщины самыми необходимыми вещами) при разводе.
Хайд начинается у женщин примерно в 9 лет и продолжается до 55 лет. Кровь, которая выделяется у женщин раньше или позже указанного срока, как правило, является истихадой. После начала хайда женщина считается достигшей совершеннолетия, когда выполнение и соблюдение всех предписании Ислама – намаз, пост, хадж и др. становится для нее обязательным. Для мужчин соблюдение религиозных законов становится обязательным после первых поллюций. Но даже если хайд или поллюции не наступили, то, по законам Ислама, по достижению 15 лет по лунному календарю девушки и юноши считаются совершеннолетними.
В аятах и хадисах нет точного указания на возраст окончания месячных, поэтому факихи, опираясь на собственные наблюдения, выделили разные возрастные группы. Абу Ханифа говорил, что менструации заканчиваются после 55 лет, тогда как маликиты говорили, что в 70 лет, а ханбалиты – в 50. Шафииты ограничились утверждением, что месячные могут быть у женщин всю жизнь, однако у многих они прекращаются по достижении 62 лет. (Ибн Абидин, 1/279; аш-Шурунбуляли, Маракуль-фалах, Египет, 1315, стр. 23; ибн Кудама, аль- Мугни, Каир, 1/363)
Относительно хайда существует различные нассы. Аллах в Коране повелевает:
«Они спрашивают тебя о [сношениях при] регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (Сура аль-Бакара, 2/222)
Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) об этом говорил: «Хайд – это то, что Аллах предписал для дочерей пророка Адама (алейхис-салям)». (Бухари, Хайд, 1, 7; Адахи, 3, 10; Муслим, Хадж, 119, 120; Абу Дауд, Манасик, 23)
Когда у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям) спросили, нужно ли полностью избегать женщин в эти дни, он ответил: «Кроме вступления в интимные отношения, с ней нужно обращаться так же, как и в обычные дни». (Муслим, Хайд, 16; Насаи, Тахара, 18; ибн Маджа, Тахара, 12)
При хайде нечистой считается лишь менструальная кровь, но слюна и пот женщины остаются чистыми. Можно употреблять пищу, приготовленную женщиной в ее особые дни. Чистыми считаются недоеденная ею пища и недопитая вода. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) рассказывала:
«Когда у меня был хайд, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) по своему желанию лежал в моих объятиях и читал Коран». (Бухари, Хайд, 2,3; Муслим, Хайд, 15; Насаи, Тахара, 173)
«В дни регул я откусывала мясо с костей и затем передавала их ему. Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) брал кости и откусывал именно с того места, откуда и я. В те дни, когда у меня был хайд, я отпивала воду из сосуда и затем отдавала ему. Он прикасался губами к тому месту, откуда пила я, и пил воду оттуда». (Муслим, Хайд, 14)
По мнению ханафитов и ханбалитов, у беременной женщины не может быть месячных, однако маликиты считают, что у некоторых женщин могут быть месячные в период беременности, с этим согласились ученые-шафииты в последней фетве. При этом они опираются на общий смысл аятов, в которых сообщается о хайде, и на некоторые сведения, что хайд – это особое состояние, присущее женщинам от природы. (Ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/51)
- Длительность и срок окончания цикла
По мнению ханафитов, самый малый срок хайда длится три дня и три ночи. Если меньше этого – считается истихадой. Самым долгим считается хайд в десять дней, а обычным – пять дней. Причиной крови, которая идет после десяти дней хайда, являются патологические изменения. Кровь, идущая между самым малым сроком и самым длинным, считается кровью хайда, то есть менструальной. Такое определение дано на основе хадиса: «Самый короткий срок хайда для незамужней женщины или вдовы является 3 дня, а самый долгий – 10 дней». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/191)
Шафииты и ханбалиты утверждают, что минимальный срок – это один день и одна ночь а самый долгий срок 6-7 дней. Маликиты ничего не говорят о минимуме, но для женщины, у которой совсем недавно начались менструации, они определили максимальный срок в 15 дней.
Необязательно, чтобы месячные шли непрерывно. Порой выделения могут остановиться, но затем начаться снова. Например, у одной женщины менструация может идти в течение четырех дней, но если она вдруг прекратится на два дня, а потом начнется снова и будет идти еще два дня, то все эти восемь дней считаются периодом хайда, или менструальным циклом.
Промежуток времени между двумя месячными называется «тухр». Он не может быть меньше 15 дней. Больше может быть, но меньше – нет. Кроме того, состояние «тухр» порой может длиться годами. Женщин, у которых подобные состояния длятся год, называют «муттаддут-тухр».
Маликиты и ханбалиты называют промежуток времени между двумя месячными «явмуннака». Женщина, у которой регулярно бывают месячные, считается чистой и может совершать все действия, которые дозволяются в такие дни.
У некоторых женщин менструации идут в строго определенные дни. Например, каждый месяц месячные идут пять или девять дней. Иногда хайд упорядочивается с самого начала наступления. Например, у девушки, у которой только начались месячные, первый раз они могут идти 8 дней, затем 22 дня она может быть чистой, и это будет считаться ее циклом. Если у такой женщины начнется истихада, то при подсчете дней хайда и чистоты исходят из дней, когда был нормальный цикл.
У некоторых женщин дни хайда могут быть беспорядочными. Например, в один месяц месячные у них могут идти 5 дней, а в другой месяц – 6 дней. В таких случаях нужно быть очень внимательной. На шестой день она может вымыться, читать намаз и, если это происходит в месяц Рамадан, соблюдать пост. Если на шестой день появятся выделения, то эта кровь может считаться истихадой. Но в интимные отношения она может вступить лишь по окончании шестого дня. Если эта женщина разведена, дни идда считаются незаконченными, так как вполне возможно, что на шестой день у нее опять может продолжиться менструация.
Чтобы считать цикл измененным, это изменение должно повториться самое меньшее два раза. Например, если у женщины каждый месяц хайд регулярно длился пять дней, но через некоторое время этот срок увеличился до шести дней, то теперь при подсчете срока хайда нужно исходить из шести дней.
Если менструальный цикл постоянно меняется, но длится не более десяти дней, то выделяющая кровь считается хайдом. Например, если у женщины менструальный цикл каждый месяц продолжается 7 дней, но через некоторое время истечения увеличилось до 10 дней, то считается, что у нее нормальный цикл длится 10 дней. В таком случае, цикл увеличился с 7 дней до 10 дней. Но если цикл стал постоянно длиться 10 дней, но после 10 дней опять стала выделяться кровь, то за отсчет берется 10 дней, а выделения в последующие дни являются истихадой. Например, если цикл длился 7 дней, но затем увеличился до 11 или 12 дней, то нормальным циклом считается 7 дней, а остальные 4-5 дней считаются истихадой.
Выделения, начавшиеся раньше постоянного цикла и не превышающие 10 дней, тоже считаются менструальными. Если они превышают 10 дней, цикл, считающийся постоянным, считается хайдом, а остальные дни – истихадой. Например, если у женщины нормальный цикл длился 5 дней, но через некоторое время стали длиннее на 2-3 дня, то в сумме эти дни 7-8 дней – являются менструальным циклом. Если общее число дней превысит 10, менструальным циклом считаются 7 дней, а остальные относятся к истихаде.
- Прекращение выделений при менструальном цикле
Иногда в течение хайда выделение крови внезапно прекращается, но затем опять начинается. Считается женщина чистой в те дни, когда у нее прекратились выделения?
По мнению ханафитов и шафиитов, если даже в течение нормального менструального цикла не было непрерывного выделения крови, женщина считается пребывающей в состоянии хайд. Например, если у женщины один день были выделения, а на второй день – не было, и кровь появилась лишь на третий или четвертый день, то считается, что все эти дни у женщины были месячные. Таким образом, дни, когда прекращают выделения крови во время менструального цикла, не считаются сроком, разделяющим цикл. Даже если кровь появилась лишь в начале и в конце десятидневного цикла, все эти дни относят к менструальному циклу. (Ибн Рушд, 1/52; аз-Зухайли, 1/463; ибн Абидин, 1/263; Билмен, стр. 95)
- Менструальный цикл женщины с заболеваниями половой сферы
Если у девушки, у которой первый раз в жизни началась менструация, выделения крови не прекратятся более десяти дней, то десять дней каждого месяца будут считаться менструальным циклом, а остальные дни – чистыми днями.
А также, если у женщины с установившимся менструальным циклом вследствие какой-либо болезни начнутся постоянные кровотечения, то те дни, которые раньше (до болезни) входили в дни хайда, будут также от- носиться к хайду, а остальные дни будут считаться периодом чистоты.
Если у женщины с постоянным десятидневным циклом 20 дней или шесть месяцев были периодом чистоты, а в последствие началось непрерывное кровотечение, то первые десять дней будут считаться менструальным циклом, а следующие двадцать дней или больше – периодом чистоты, но не более шести месяцев. Если период чистоты превысит шесть месяцев, то при подсчете берут на один час меньше, так как шесть месяцев – минимальный срок беременности.
Женщину, которая в результате болезни или невнимательности забыла о своем цикле хайда, называют «мутахаййира». Если у такой женщины начнутся непрерывные кровотечения, то в таких случаях она поступает согласно своим предположениям. При этом она должна подходить к этому вопросу более осмотрительно или следовать тем предположениям, которые вызывают у нее большую уверенность. Например, если эта женщина придет к решению, что нормальный цикл длился пять дней, то она может поступать согласно этому предположению. Но если подойти к этому вопросу более осторожно, то при определении срока «идда» после развода циклом хайда ей нужно считать десять дней, а периодом чистоты – шесть месяцев минус один час. Однако существует и другое мнение, по которому период чистоты длится не более двух месяцев. (Билмен, стр. 97)
Б — «Нифас» (послеродовое состояние)
«Нифас» – это кровь, которая истекает после родов. Кровь, которая истекает до или во время рождения ребенка (до отделения последа), считается патологическим, то есть истихадой. Во время беременности и до самого рождения ребенка женщина может совершать вуду и совершать намаз. Если ей трудно совершать вуду, то можно ограничиться таяммумом и читать намаз путем «има» (выполнение намаза движением головы), но ни в коем случае не оставлять намаз на более позднее время.
Срок нифаса не имеет нижнего предела и может длиться всего один день или меньше этого, ибо нет аятов и хадисов, в которых было бы четкое разъяснение по этому поводу. Поэтому обращают внимание на имеющиеся разъяснения. По мнению ханафитов и ханбалитов, самый долгий срок нифаса длится 40 дней, а кровь, которая не прекращается у некоторых женщин после этого, является истихадой. Доказательством служит хадис, переданный Умму Салямой (радыйаллаху анха): «Во времена Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) женщина после родов ждала ровно 40 дней и 40 ночей». (Абу Дауд, Тахара, 119)
Шафииты и маликиты считают, что самый долгий срок нифаса длится 60 дней, однако на практике этот срок ограничивается 40 днями.
Бывают случаи, когда у некоторых женщин после родов выделений крови может и не быть. Известна история о женщине, жившей во времена пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), у которой после родов совсем не было выделений, поэтому ее назвали «затуль-джуфуф». (Ибн Хумам, 1/129; аль-Касани, 1/41-43; ибн Абидин, 1/275; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/352; аш-Шурунбуляли, 23; аз-Зухайли, 1/466, 467)
В случае преждевременных родов, если у плода уже сформировались руки и ноги, возникает состояние нифас и чаще всего длится 10-15 дней. Однако если у плода не сформировались руки и ноги, то положения нифаса не соблюдаются. Обычно в таких случаях выделения крови длятся всего 3 дня. Если у такой женщины «период чистоты» длился не меньше 15 дней, то выделения после преждевременных родов будут считаться менструальной кровью. Если – нет, то эта кровь будет считаться истихадой.
По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, если у женщины после родов не было никаких выделений, то у нее не может быть состояния нифаса. Следовательно, ей можно не совершать гусуль и, если она соблюдала пост, он у нее не нарушается. Ей достаточно лишь совершить вуду. Но Абу Ханифа считал, что ей лучше совершить полное омовение.
При временном прекращении выделений в период нифаса данное состояние продолжает сохраняться. Если выделения были в начале и конце нифаса, считается, что выделения были постоянны. При этом не имеет значения: прерывались выделения на 15 дней или больше.
Шафииты и маликиты считают, что если выделений не было более 15 дней, то эти дни считаются «периодом чистоты», а остальные дни – менструальным циклом. Если же период чистоты продлится меньше 15 дней, то все эти дни будут считаться нифасом.
При рождении близнецов и двойняшек срок нифаса начинается с рождения первого ребенка, тогда как шафииты считают, что это состояние начинается с рождения второго ребенка. Кровь, выделившаяся после первого ребенка (если она совпала с обычными днями менструального цикла), считается хайдом, в противном случае – истихадой. (Ибн Абидин, 1/275; аз-Зухайли, 1/446; Бильмен, стр. 97)
Правила, касающиеся хайда и нифаса
- После прекращения хайда и нифаса необходимо сделать полное омовение. Всемогущий Аллах повелевает:
«Они спрашивают тебя о [сношениях при] регулах. Отвечай: «Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним, как повелел вам Аллах». Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (Сура аль-Бакара, 2/222)
Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), обращаясь к Фатыме бинти Абу Хубайш, сказал: «Когда приходят месячные, намаз не выполняй. А когда они прекратятся, сделай гусуль и совершай намаз!» (аш-Шавкани, 1/568)
- Начало менструаций означает, что женщина достигла совершеннолетия и обязана соблюдать все религиозные предписания. В хадисе говорится: «Аллах принимает намазы женщины, у которой начался хайд, только с покрытой головой». (Ахмад бин Ханбаль). Как видим, в этом хадисе женщинам, достигшим совершеннолетия, рекомендуется соблюдать предписания шариата, касающиеся «тасаттура».
- После развода женщина должна выдержать три менструальных цикла, для того чтобы установить, беременна она или нет, ибо «идда» предписана именно для того, чтобы выяснить это. (аз-Зухайли, 1/468-469)
Запрещенные действия во время хайда и нифаса
- Совершать намаз. Женщине в период месячных или после родов запрещается совершать намаз. Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), обращаясь к Фатыме бинти Абу Хубайш, сказал: «Когда наступают месячные, намаз не выполняй. А когда они прекратятся, сделай гусуль и совершай намаз!» (Бухари, Хайд, 19, 24; Вуду, 63; Муслим, Хайд, 62)
Пропущенные намазы, которые женщина не смогла совершить во время хайда, возмещать не надо. Но что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то все пропущенные дни обязательно нужно возместить. Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Еще при жизни Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям), когда у нас наступал хайд, нам не предписывалось возмещение пропущенных намазов, зато нам приказывалось соблюдать пост за пропущенные дни». (Бухари, Хайд, 20; Абу Дауд, Тахара, 104)
- Соблюдать пост. Женщина в состоянии хайд не может соблюдать пост. Доказательством является вышеприведенный хадис от досточтимой Айши. Но при этом пропущенные дни поста необходимо восполнить.
- Тауаф. Узнав, что у Айши (радыйаллаху анха) наступил хайд, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал ей: «Когда у тебя наступает хайд, можешь совершать все другие виды ибады, которые совершают другие паломники, кроме тауафа (обхода) Каабы!». (Бухари, Хайд, 1, 7; Хадж, 71; Адахи, 3, 10; Муслим, Хадж, 119, 120; Абу Дауд, Манасик, 23)
- Читать Коран. Запрещается прикасаться к Корану и переносить его, ибо Аллах повелел:
«Воистину, этот Коран велик, и храним в Сокровенном Писании. К нему прикасаются только очистившиеся». (Сура аль-Ваки’а, 56/77-79)
По этому поводу Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил: «Женщина в состоянии хайд и мужчина в состоянии джунуб ничего не могут читать из Корана». (Тирмизи, Тахара, 98; ибн Маджа, Тахара, 105)
Если Коран помещен в чехол, к нему можно прикасаться или переносить его и в состоянии хайд и в состоянии джунуб. Так же человеку, изучающему религиозные науки, можно в случае необходимости держать через рукав одежды тафсиры (толкования аятов Корана), хадисы и книги по фикху. Переворачивание страниц Корана в состоянии вуду (омовении) является мустахабом. Можно также переворачивать страницы карандашом или другим предметом. По мнению маликитов, женщины в состоянии хайда или нифаса могут читать аяты Корана по памяти, тогда как ханафиты утверждают, что в таких случаях можно читать только аяты Корана с целью «ду’а». (аз-Зухайли, 1/470, 471)
- Заходить в мечеть, находиться там или уединяться в «и’тикафе».
В хадисе говорится: «Никто в состоянии хайда или джунуба не может войти в мечеть». (Ибн Маджа, Тахара, 92; Дарими, Вуду, 116)
Шафииты и ханбалиты считают позволительным прохождение через помещение мечети женщинам в состоянии хайда и нифаса при условии, что они ничего не испачкают. Передают, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) дал Айше (радыйаллаху анха) подобное разрешение. (Муслим, Хайд, 11-13; Насаи, Тахара, 172, Хайд, 18; ибн Маджа, Тахара, 120)
- Вступать в интимные отношения обычным способом или использовать для полового удовлетворения область от пупка до колен женщины (истимта). Доказательством этого запрета являются аяты Корана и хадисы. В Коране повелевается:
«Это — болезненное состояние. Избегайте женщин при регулах и не вступайте в близость с ними, пока они не очистятся». (Сура аль-Бакара, 2/222)
Аят «держаться в стороне» означает избегание интимной близости с ними. А когда у Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) один из сподвижников спросил о том, каким образом можно получить удовлетворение, он ответил: «Для тебя дозволено все, что находится выше пупка». (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 1/277)
По мнению ханбалитов, дозволена область промежности, бедер, но кроме проникновения. Доказательством является хадис: «Кроме интимной близости, с женщиной в состоянии хайд ты можешь все, что тебе захочется». (Муслим, Хайд, 16; Насаи, Тахара, 16)
По мнению ханафитов, шафиитов и маликитов, если мужчина все-таки совершил половой акт с супругой, находящейся в состоянии хайда или нифаса, ему не обязательно выплачивать материальную компенсацию, но за совершение греховного поступка он обязан раскаяться и молить Аллаха о прощении.
- Развод. Запрещается развод с женщиной, у которой наступил менструальный цикл, однако, несмотря на это, развод имеет силу и носит название «бид’и талак». В Коране повелевается:
«О Пророк! Когда вы (т. е. муслимы) даете женам развод, то раз- водитесь согласно установленному сроку, ведите счет сроку». (Сура ат-Талак, 65/1)
Как становится ясно из смысла этого аята, необходимо разводиться только в определенные дни, когда «идда» становится дозволенной. Это объясняется тем, что остальные дни каждого месяца не входят в менструальный цикл. Передается что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал Абдуллаху бин Умару, который развелся с женой в период месячных, чтоб тот вернулся к жене, и развелся с ней, если захочет в «период чистоты» или во время беременности. (Аль-Касани, 1/44; ибн Хумам, 1/54, 57, 61; ибн Абидин, 1/158, 162, 268; аш-Шавкани, 1/276, 280, 777)
В — Истихада
Кровянистые выделения – кроме кровотечений хайда и нифаса – из внутренних органов, причиной которых являются нарушения в половой сфере, называются истихадой. Это кровь, которая выделяется до трех дней или больше десяти дней, а при нифасе – более 40 дней. По мнению ханафитов и ханбалитов, кровь, выделяющаяся из половых органов в период беременности, является истихадой.
Кровь истихазы подобна непрекращающемуся кровотечению из носа или из какой-либо раны. В этом случае нарушается только вуду. Если эти кровотечения носят постоянный характер, то их относят к разряду уважительных причин. Поэтому на тех, кто этим страдает, распространяются правила для имеющих уважительную причину. То есть, таким людям разрешены все действия, совершение которых запрещены в состоянии хайда или нифаса. Это такие действия, как соблюдение поста, чтение намаза, таваф Каабы, чтение Корана, прикосновение к Корану, вход в мечеть, пребывание в и’тикафе и интимная близость.
Эти перечисленные действия не относятся к предосудительным, ибо законы Ислама направлены на понимание, стремление к облегчению участи и положения людей. (Ибн Абидин, 1/111; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/339)
Мнение, что кровь истихада нарушает только вуду, исходит из хадисов. Айша (радыйаллаху анха) рассказывала следующее: «Однажды Фатыма бинти Абу Хубайш спросила у Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям): «У меня постоянно идут кровянистые выделения (истихада), и я никак не могу очиститься. Что мне делать? Может мне не читать намаз?». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) дал такой совет: «Эта кровь идет из вены. И причиной ее является вовсе не хайд. Когда наступает хайд, намаз не выполняй. Но когда пройдут эти дни, смой кровь, сделай гусуль и читай намаз». (Бухари, Вуду, 63, Хайд, 24; Муслим, Хайд, 62-63; Абу Дауд, Тахара, 107; Тирмизи, Тахара, 93, 95, 96). Также сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) повелел Хамне бинти Джахш соблюдать пост и совершать намаз во время истихады. (аш-Шавкани, 1/271)
По мнению ханафитов, шафиитов и ханбалитов, женщина, у которой, кроме состояний хайда и нифаса, начались кровотечения из влагалища, должна смыть кровь, использовать тампон или прокладку, чтобы предупредить растекание крови, и совершать вуду для каждого намаза в отдельности. Когда Хамна обратилась к Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям) с жалобой на обильные кровотечения, он дал ей совет: «Я советую тебе положить вату во влагалище, так как это остановит кровь». (Абу Дауд, Тахара, 109; Тирмизи, Тахара, 95; ибн Маджа, Тахара, 115)
Имея в виду другую женщину, которая также страдала кровотечениями, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пусть она в дни хайда намаз не совершает, затем (после завершения этих дней) совершит гусуль, и для каждого намаза по отдельности совершает вуду. Пусть она (таким образом) выполняет намазы и соблюдает пост». (аш-Шавкани, 1/274; Зайлаи, Насбур-Рае, 1/202)
Совет Пророка (саллаллаху алейхи уа саллям) объясняется особым положением женщин, и это состояние «чистоты» является вынужденным в силу уважительной причины.
Истихада бывает как у девочек девятилетнего возраста, так и у пожилых женщин. Например, кровотечения, появившиеся у семидесятилетней женщины, являются истихадой, но существует и другое мнение, что если выделения крови происходят в те же дни, что раньше были при менструальном цикле, то это означает, что у нее вновь начался хайд. Однако небольшие влажные выделения никак не могут являться хайдом. (Ибн Абидин, 1/111; аль-Фатаваи хиндия, 2 издание, Булак, 1310, 1/38; аз-Зухайли, 1/478, Билмен, стр. 102)
Подсчет менструального цикла женщиной в случае истихады:
1. Если у девушки, достигшей совершеннолетия, вместе с менструациями будут постоянные кровянистые выделения, то 10 дней каждого месяца будут считаться менструальным циклом, а 20 дней – днями чистоты. Период нифаса у такой женщины длится 40 дней.
2. Если у женщины, с упорядоченным менструальным циклом, начнутся непрерывные кровотечения, то это является истихадой.
3. Женщина (мухаййира или мутахаййира), забывшая о днях своего менструального цикла, заметив постоянные выделения крови, должна подходить к этому вопросу очень тщательно, и в своих действиях вы- бирать более подходящие к ситуации варианты. (Ибн Хумам, 1/122-124; аль-Майдани, 1/50; аль-Касани, 1/41; ибн Абидин, 1/277)
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 240-252
Подготовил: Хадис аль-Ханафи