Фикх

Основные источники ханафитского мазхаба

Категории источников ханафитского мазхаба

Источники ханафитского мазхаба делятся на разные уровни по своей значимости, которая зависит, в том числе от количества передатчиков мнения имама-муджтахида Абу Ханифы ибн Нумана по тому или иному вопросу в области исламского права.

На первом месте стоит группа источников, которая называется «Захир ар-Ривая».

Захир ар-ривая – это те книги, в которых разбираются правовые вопросы на основе вердиктов Абу Ханифы, его учеников Абу Йусуфа и Мухаммада Аш-Шайбани. В эту категорию источников входит шесть книг, принадлежащих перу Мухаммада аш-Шайбани. Данная категория источников является самой сильной и авторитетной благодаря достоверной передачи слов Абу Ханифы и Абу Юсуфа Мухаммадом аш-Шайбани. Учёные-правоведы при исследовании разных мнений, возникавших при рассмотрении правовых вопросов, всегда отдавали и по сей день отдают предпочтение аргументам, которые приводятся в книгах категории Захир ар-ривая.

В Захир ар-ривая вошли шесть книг Мухаммада аш-Шайбани. Первое место среди них занимает книга Китабуль-асль, её другое название аль-Мабсут. Эта книга является наиважнейшим источником ханафитского мазхаба. Абуль-Вафа Аль-Афгани написал пятитомный научно-богословский комментарий на часть книги аль-Асль. В 2012 году турецкий учёный-академик Мехмед Бойнукалын выпустил 13-томный научно-богословский комментарий к древнейшей книге ханафитского мазхаба.

На втором месте после аль-Асля идёт книга Мухаммада аш-Шайбани аль-Джамиус-сагыйр.

На третьем месте стоит книга аль-Джамиуль-кабир. К ней написан научно-богословский комментарий Абуль-Вафы аль-Афгани.

Четвёртая по значимости книга называется ас-Сиярус-сагыйр. Эта книга посвящена правовым вопросам ведения военных действий. Есть современное издание.

Пятое место в этой серии занимает книга ас-Сияруль-кабир.

Сияруль-кабир в основном охватывает темы, касающиеся основных принципов государственного управления. Книга начинается с повествования о достоинствах охраны государственных границ и службы в приграничных гарнизонах. Книга включает в себя подробное описание правил, которым должны следовать армейские командиры, вопросы отправки солдат на фронт, использования флагов и вымпелов. Также рассматриваются проблемы объявления войны, стратегия и тактика ведения боевых действий. Помимо этого, книга содержит в себе принципы дипломатии, обеспечения безопасности мирных жителей, находящихся в зоне боевых действий, отношения к пленным и международного арбитража. Помимо этого, Сияруль-кабир раскрывает вопросы коллизионного права.

В связи с богатым содержанием книги, учёные, в том числе и западные востоковеды называют Сияруль-кабир первым комплексным трудом в сфере международного права, а самого автора называют основателем международного права.

На эту книгу написан комментарий (шарх) имама Сарахси, а также научный и языковой комментарий сирийского специалиста в области древних рукописей Салахуддина аль-Мунаджида. Сообщается, что в данной книге приводятся мнения и высказывания Абу Ханифы, которые Мухаммад записывал во время посещения его уроков, то есть эти высказывания передаются напрямую от основателя мазхаба.

Последняя книга имама Мухаммада аш-Шайбани, включённая в категорию Захир ар-ривая называется «аз-Зиядат», который на русский язык дословно можно перевести как «дополнение». Существует несколько версий написания данной книги. Согласно первой из них, аз-Зиядат является приложением к книге Абу Юсуфа «Аль-Амали». Согласно второй, когда имам Мухаммад закончил написание Джамиуль-кабир, стали возникать вопросы, которые он ещё не раскрыл в прошлых трудах, поэтому он написал аз-Зиядат, которая выступила дополнением его собственных трудов. Позже, когда он столкнулся ещё с другими вопросами, он написал книгу «Зиядатуз-зиядат» (дополнения к дополнениям), которая вошла во вторую категорию источников ханафитского мазхаба.

Все шесть книг захир ар-ривая были объединены учёным Хакимом аль-Марвази в одну, которая известна в научном мире как «Аль-Кафи» (не путать со сборником хадисов шиитов). Позже множество учёных-правоведов написали комментарии к Аль-Кафи, среди которых «солнце имамов» Ас-Сарахси.

Вторая группа источников называется «Надир ар-Ривая» и состоит из 15 книг, принадлежащих перу Мухаммада аш-Шайбани, Абу Юсуфа и другим последователям Абу Ханифы. Причина, из-за которой не все книги имама Аш-Шайбани вошли в категорию Захир Ар-Ривая заключается в том, что в первом случае Мухаммад Аш-Шайбани данные книги писал сам, записывая в них уроки абу Ханифы. Во втором случае, большинство книг написано методом «имля», то есть уже ученики имама Аш-Шайбани под его диктовку записывали его слова, высказывания, фетвы и уроки.

Книги категории «Надир ар-Ривая».

Книги, принадлежащие перу ученика имама Абу Ханифы — Мухаммаду Аш-Шайбани:

1. Зиядату-ззиядат. Имеется современное издание с комментарием (шархом) имама Сарахси и научно-богословским комментарием Абуль-Вафы аль-афгани.

2. Кайсаниййат. Данная книга записана под диктовку учеником Аш-Шайбани Шуайбом бин Сулейманом Аль-Кайсани. От этого и название книги. Эту книгу переписал имам Ат-Тахави, включив в неё, помимо высказываний имама Аш-Шайбани мнения других ранних ханафитских правоведов.

3Ар-Раккият. Книга написана имамом Аш-Шайбани в период, когда он занимал должность кадия в городе Ракка (современная территория Сирии). Находясь на данной должности, имам Аш-Шайбани в этой книге описал различные жизненные ситуации, которые ему приходилось решать на основе фикха ханафитского мазхаба.

4. Аль-Джурджаният. Записано путём «имля» от имама Аш-Шайбани его учеником Али бин Салихом бин Джурджани.

5. Аль-Харуният. Предполагается, что книга названа так, потому что была написана в период правления халифа Харуна Ар-Рашида.

6. Китабуль-Асар. Эта книга представляет собой сборник хадисов и высказываний сподвижников Прорка, мир ему, записанные Мухаммадом аш-Шайбани со слов Абу Ханифы и 20 других шейхов, у которых он получал знания.

В данной книге хадисы расположены по системе книг фикха, то есть по разделам: омовение, намаз, пост и т.д. Особенностью этой книги, отличающей её от классической литературы по фикху является то, что в ней автор, разбирая тот или иной вопрос говорит: «Мухаммад сказал, что мы принимаем это мнение, так как это мнение Абу Ханифы». Рукописные страницы Аль-Асара хранятся в музеях мусульманских стран.

Наибольшее распространение эта книга получила среди мусульманских правоведов Индии. В 1894 году в городе Лакхнау, являющемся центром исламской юриспруденции Индии, была напечатана часть аль-Асара объёмом 152 страницы с предисловием Абуль-Хасаната Абдулхая аль-Лакнауи. Через 16 лет в Лахоре были напечатаны 336 страниц Аль-Асара. И наконец в 1965 году этот труд с комментарием Абуль-Вафы аль-Афгани был издан в Пакистане. Объём книги составил 640 страниц. Стоит отметить, что Абуль-Вафа смог написать комментарий лишь к части книги, планы по завершению работы над Аль-Асаром разрушила смерть правоведа.

Помимо этого, существует ряд трудов индийских правоведов, являющихся научно-богословскими комментариями к аль-Асару. Так, Абдуль-Бари бин Абдульваххаб аль-Ансари написал «Таликуль-Мухтар аля китабиль-Асар», перу Абдул-Азиза бин Абдуррашида принадлежит книга «Файзу-ссаттар фи шархи китабиль-Асар», Махди Хасан Шахджиханпури написал книгу «Калаидуль-азхар шарху китабиль-Асар».

Существуют, возможно и уже утраченные средневековые книги-комментарии к Аль-Асару. Так, Ибн Хаджар аль-Аскалани упоминает и ссылается в своих трудах на «Аль-исар бимарифати-рруватил-Асар». В книге Кашфу-ззунун упоминается, что имам Ат-Тахави написал комментарий к Аль-Асару, но до сегодняшних дней этот труд не дошёл.

7. Аль-Худжа аля ахлиль-Мадина “Довод жителям Медины”.

В источниках этот труд также упоминается под такими названиями как “Аль-Худжадж фи ихтиляфи ахлиль-Куфа ва ахлиль-Мадина” и “Китабуль-Фараид миналь-худжаджа”.

История написания данной книги связана с трёхлетним пребыванием имама Аш-Шайбани в Медине, где он изучал пророческие хадисы под руководством имама Малика и других учёных. Вместе с этим имам аш-Шайбани, будучи представителем ханафитской куфийской школы, вёл научные диспуты с мединцами. Аль-Худжа аля ахлиль-Мадина по факту стала сборником дискуссий, которые велись между Аш-Шайбани и мединскими правоведами.

Уникальность данного труда заключается в том, что автор относительно определённого вопроса приводит мнения абу Ханифы и представителей мединской школы, после чего проводит глубокий анализ доводов, источников и доказательств, которыми подкрепляют свои мнения стороны. Таким образом, книга “Аль-Худжа аля ахлиль-Мадина» считается первым трудом по сравнительному фикху. Большая часть книги сохранилась до наших дней. Имеется современное издание с научно-богословским комментарием Мехди Хасана аль-Килани.

8. Китабуль-Касб. Книга о торговых операциях. Имам Сарахси написал к этому труду шарх; сирийский богослов 20 века Абдульфаттах Абу Гудда также написал к этому труду научно-богословский комментарий, который вместе с первоисточником и шархом имама Сарахси был напечатан в 2005 году в Бейруте.

9. Аль-Муватта. Это книга имама Малика, основателя маликитского мазхаба. Она имеет 17 версий, переданных 17-ю богословами, среди которых имам Мухаммад аш-Шайбани. Название его книги звучит как “Муваттауль-имам Мухаммад”. Индийский богослов имам ал-Лакнауи в XIX веке написал трёхтомный комментарий к этому труду, который был издан в 1991 году.

Книги Абу Юсуфа:

10. Аль-Асар.

Согласно историческим данным, книга написана Юсуфом – сыном имама Абу Юсуфа и включает в себя хадисы, которые имам Абу Ханифа произносил во время занятий, а также освещение правовых вопросов жизнедеятельности членов мусульманских общин. Данный труд был издан стараниями Абуль-Вафы аль-Афгани 90 лет назад в Каире.

11. Ихтиляф Абу Ханифа ва Ибн Абу Лэйла.

По началу Абу Юсуф в течение девяти лет обучался у учёного Ибн Абу Лэйлы. В ходе обучения Абу Юсуф нередко дискутировал со своим учителем. Позже он предпочёл обучаться у Абу Ханифы. В данной книге Абу Юсуф собрал разногласия, которые имелись между Абу Ханифой и Ибн Абу Лэйлой относительно определённых вопросов фикха. Имеется современное издание данного труда с научно-богословским комментарием Абуль-Вафы аль-Афгани.

12. (الأمالي) Аль-Амали. По свидетельству учёных-ханафитов, данный труд представлял собой токлование пророческих хадисов, описывавших практическую сторону духовной жизни мусульман и примечания учеников Абу Юсуфа, которые они делали во время лекций учителя. Есть предположение, что в своё время данный труд мел широкое распространение в странах Ближнего востока, но до сегодняшних дней он не сохранился.

13. Китабуль-харадж. Эта книга написана по приказу Аббасидского халифа Харуна ар-Рашида. В ней в вступительном слове автор обращается к безымянному халифу. Из предисловия становится ясно, что халиф с целью кодификации правил сбора и выплаты хараджа, ушра, закята и джизьи повелел ученику Абу Ханифы Абу Юсуфу подготовить свод правил, регулирующий данные вопросы

Книги других последователей Абу Ханифы:

14. Аль-Муджаррад. Автор: ученик Абу Ханифы Хасан бин Зияд Аль-Люлюи (ум. в 824 г.). Книга представляла собой сведения относительно правовых вопросов, которые Бин Зияд фиксировал во время обучения у Абу Ханифы. До наших дней сохранились отрывки данного труда, включённые в другие книги по ханафитскому фикху.

15. Ан-Навадир. Автор: ученик имама Мухаммада аш-Шайбани и Абу Юсуфа Аль-Муалла бин Мансур Ар-Рази (ум. в 816 г.). Часть книги дошла до наших дней в виде рукописи.

Третья категория источников ханафитского мазхаба имеет три названия: Ан-Навазиль; Аль-Вакиат; Аль-Фатава; Мухтасарат.

Данная категория источников представляет собой серию книг, в которых рассматриваются вопросы исламского права, неизученные в эпоху Абу Ханифы и его учеников. В данных книгах приводятся правовые решения относительно различных вопросов фикха на основе фетв учеников

Мухаммада Аш-Шайбани и Абу Юсуфа, а также следующих за ними поколений учёных.

Самые известные из этой категории книги:

1. Ан-Навазиль. Самая первая книга, в которой через призму фетв учёных были рассмотрены правовые вопросы, не подвергавшиеся изучению в эпоху абу Ханифы и его учеников. Автор: Абу Лейс Самарканди (ум. 983 г.).

2. Маджму ан-Навазиль валь-Вакиат. Автор: Абуль-Аббас Ан-Натифи.

3. Аль-Вакиат. Автор: Хусамуддин Умар бин Абдуль-Азиз.

Мухтасары

В третью категорию источников ханафитского мазхаба также входят «мухтасары», представляющие из себя книги, в которых содержится сокращённая информация, основанная на иджтихаде учёных-ханафитов по правовым вопросам. Данные книги являются трудами ранних ханафитов (до XV века по григорианскому летоисчислению) и на протяжении веков, имея статус достоверных истчоников, используются ханафитами в качестве руководства и учебного пособия по изучению правовых вопросов через призму ханафитской школы.

1. Мухтасарут-Тахави. Автор: уроженец Египта Абу Джафар Ахмад бин Мухаммад Ат-Тахави (ум. 933 г.). На эту книгу имеется комментарий известного ханафитского учёного Абу Бакра Аль-Джассаса «Шарх мухтасар ат-Тахави» (ум. 981 г.). Сама книга Ат-Тахави с комментариями Абуль-Вафы Аль-афгани была опубликована в 20 столетии в Каире. Шарх Абу Бакра Аль-Джассаса был издан с комментариями доктора Исматуллы Инаятуллы Мухаммада в 2010 году.

2. Аль-Кафи. Автор: ханафитский учёный Аль-Хакимуш-Шахид Мухаммад бин Мухаммад Аль-Марвази (ум. В 945 г.). Аль-Кафи является кратким изложением шести книг Мухаммада Аш-Шайбани, входящих в категорию «Захирур-ривая». До наших дней сохранился рукописный вариант Аль-Кафи, но печатный вариант ещё не издан. Имам Ас-Сарахси написал 30-томный комментарий к Аль-Кафи, который получил название «Аль-Мабсут». Данный труд включает в себя не вошедшие в Аль-Кафи книги Мухаммада Аш-Шайбани «Китабуль-Касб» и «Китабур-Рада».

3. Мухтасаруль-Кархи. Автор: глава багдадских ханафитов Убайдуллах бин Аль-Хусейн Аль-Кархи (ум. В 951 г.). Сохранились рукописи комментариев имамам Кудури к данному труду, однако доподлинно неизвестно дошёл ли сам труд имама Аль-Кархи до наших дней.

4. Мухтасаруль-Кудури. Автор: Абуль-Хусейн Ахмад бин Мухаммад Аль-Кудури (ум. в 1037 г.). Книга охватывает 12 тысяч вопросов, связанных с религиозной практикой мусульман. Написана на основе Аль-Мухтасара имама Ат-Тахави. Данный труд стал основным источником для многих последующих трудов по фикху. Мухтасаруль-Кудури на протяжении многих веков является главным учебным пособием по исламскому праву во многих странах мусульманского востока. Книга имама Кудури является самой известной среди мухтасаров по ханафитскому фикху. На данный труд написано около тридцати книг-комментариев. Самые известные из них:

— Аль-джаухаратун-найира;

— Ас-Сираджуль-ваххадж — автор обоих комментариев – Абу Бакр Аль-Хаддад, который умер в 800 году;

— Тухватуль-фукаха — автор: Алауддин Ас-Самарканди (ум. 539 г.х.). Данный труд написан на основе книги «Мухтасар» имама Аль-Кудури. Имам Алауддин дополнил «Мухтасар» ссылками на коранические аяты и пророческие хадисы, а также более широко разъяснил некоторые положения по определённым правовым вопросам;

— Бадаиус-Санаи фи Тартиби-Шшараи — автор: Абу Бакр бин Масуд аль-Касани (ум. 587 г.). Имам Аль-Касани написал этот труд в качестве комментария к книге Алауддина Ас-Самарканди «Тухватуль-Фукаха». При этом отмечается, что метод трактовки имама Аль-Касани является оригинальным и отличается от классической методологии комментаторов того периода;

— Аль-Хидая — автор: Бурхануддин Аль-Маргинани, который проведя анализ книги Бидаятуль-Мубтади, собрал в одной книге воедино вопросы фикха, рассмотренные в Мухтасаре аль-Кудури и Аль-Джамиус-Сагыр имама Аш-Шайбани.

В свою очередь на аль-Хидая также написано множество комментариев, самыми известными из которых являются «Аль-Иная» имама Акмалюддина Аль-Бабирти, «Аль-Биная» имама Бадруддина аль-Айни (ум. в 1451 г.), «Фатхуль-Кадир» имама Камалуддина ибнуль-Хумама (ум. в 1457 г.) и «Натаиджуль-Афкар фи Кашфи-ррумузи валь-Асрар» Кадизаде Ахмада Шамсуддина. Все указанные комментарии имеют современное издание.

Одним из поздних комментариев Мухтасара Аль-Кудури считается книга «Ал-Любаб фи шархиль-китаб» под авторством Абдул-Гани Аль-Гунейми (ум. в 1881 г.).

Четвёртая категория источников ханафитского мазхаба называется «Мутуну арбаа» (Четыре текста).

Книги, входящие в данную категорию являются основополагающими источниками, на которые опирались в своей научной деятельности ханафитские учёные позднего периода.

1. Аль-Викая. На первом месте в этой серии источников стоит книга Махмуда бин Ахмада Аль-Махбуби (ум. в 1274 г.) Аль-Викая. Данная книга представляет собой мухтасар (краткое изложение) книги Аль-Хидая, которую Махмуд бин Ахмад написал для того, чтобы его внук Садруш-Шариа Убайдуллах Аль-Махбуби (ум. в 1346 г.) смог заучить, рассматриваемые в Аль-Хидае вопросы наизусть. Позже Садруш-Шариа написал к труду своего деда книгу-комментарий, а позже и краткое изложение Аль-Викая под названием Ан-Никая. На книгу Ан-Никая учёный Мулла Алийуль-Кари также написал книгу-комментарий под названием Фатхуль-Бабуль-Иная. Имеется современное издание книги Шарх Аль-Викая Убайдуллаха Аль-Махбуби с богословским комментарием Доктора Салаха Мухаммада Абуль-Хаджа.

2. Аль-Мухтар лиль-Фатва. Автор: Абдулла бин Махмуд бин Маудуд Аль-Маусили. Книга представляет собой сборник фетв имама Абу Ханифы. Позже автор написал к своему труду книгу-комментарий под названием «Аль-Ихтияр ли-Талилиль-Мухтар». Оба труда имеют современное издание.

3. Маджмауль-Бахрайн ва Мультакан-Наййирайн. Автор: Ибнус-Саати Ахмад бин Али (ум. в 1295 г.). Книга написана на основе Мухтасар Аль-Кудури и труда Абу Хафса Ан-Насафи «Манзума». На Маджмауль-Бахрайн ва Мультакан-Наййирайн написано множество комментариев-толкований различных учёных. На сегодняшний день имеется издание комментария Ибн Маляка. Ещё один труд-комментарий принадлежит перу Хафиза Бадруддина Аль-Айни (ум. в 1451 г.). Он известен под названием «Аль-Мустаджма». До наших дней сохранился в виде рукописи.

4. Кянзуд-Дакаик. Автор: Абуль-Баракат Абдуллах бин ахмад Ан-Насафи (ум. в 1310 г.). Эта книга является сокращённым вариантом книги Аль-Вафи, которая в свою очередь является сборником фетв, включённых в такие книги имама Мухаммада аш-Шайбани, как Джамиус-Сагыр и Джамиуль-Кабир. В Аль-Вафи также вошли вопросы, рассматриваемые в книгах Мухтасар аль-Кудури и Манзума.

Кянзуд-Дакаик имеет современное издание. Также выпущен ряд книг-комментариев этого труда. Самые известные из них:

— «Табйинуль-Хакаик» Усмана бин Али Аз-Зайляы (ум. в 1343 г.);

— «Аль-Бахрур-Раик» Ибн Ан-Нуджейма (ум. в 1563 г.);

— «Мультака аль-Абхур» Ибрахима Аль-Халяби (в данном труде автор провёл анализ таких книг, как Мухтасаруль-Кудури, Аль-Викая, Аль-Мухтар, Канзуд-Дакаик, Маджмауль-Бахрайн и Хидая);

— «Маджмауль-Анхур» Дамада Эфенди (данный труд является комментарием предыдущей книги).

В последнюю группу источников ханафитского мазхаба включаются книги правоведов позднего периода. В данную группу входят следующие труды:

1. Танвируль-абсар. Автор: Мухаммад бин абдуллах Ат-Тимурташи (ум. в 1595 г.). Сам автор Танвируль-Абсар написал книгу-комментарий к своему труду под названием «Минахуль-Гаффар», который сохранился до наших дней в рукописном виде.

2. Дурруль-Мухтар. Автор: Алауддин Аль-Хаскафи (ум. в 1677 г.). Данный труд представляет собой правоведческий комментарий «Танвируль-Абсар».

3. Раддуль-Мухтар. Автор: Ибн Абидин (ум. в 1836 г.). В данном труде автор подверг правоведческо-богословскому анализу книгу «Дурруль-Мухтар». Раддуль-Мухтар неоднократно издавался в разных странах исламского мира и на сегодняшний день этот труд признается самой известной, фундаментальной книгой по ханафитскому праву. Сирийские и турецкие учёные продолжают исследование «Раддуль-Мухтар», готовится богословский комментарий к нему, в котором будут затронуты современные вопросы, касающиеся жизнедеятельности и поклонения правоверных с точки зрения ханафитского фикха.

Стоит отметить, что есть другой менее известный в исламском мире комментарий к «Дурруль-Мухтар», принадлежащий перу индийского правоведа Мухаммаду Абиду Ас-Синди (ум. в 1841 г.). Данный труд называется «Тавалиуль-Анвар аляд-Дурриль-Мухтар» и состоит из 16 томов. Учитывая то, что Абид Ас-Синди был силён не только в правоведении, но и во многих других областях исламских наук, его комментарий «Дурруль-Мухтар» обретает особое значение и особую ценность для ханафитского фикха. Однако по разным причинам данный труд не нашёл широкое распространение в мусульманском мире. Его известность ограничивается в основном такими странами, как Индия, Пакистан, Афганистан и Бангладеш.

Важное место в правоведческой литературе ханафитского мазхаба занимают книги, включающие в себя источниковую базу, состоящую из пророческих хадисов и высказываний сподвижников пророка, мир ему, по разным вопросам поклонения и жизнедеятельности.

В ханафитском мазхабе имеется три таких труда:

1. Шарху Мааниль-Асар. Автор: Абу Джафар Ахмад бин Мухаммад Ат-Тахави (ум. в 933 г.). Данный труд включает в себя около 7400 хадисов, касающихся различных вопросов поклонения. Автор комментария сборника хадисов имама Аль-Бухари Хафиз Бадруддин Аль-Айни (ум. в 1451 г.) написал два больших комментария на Шарх Мааниль-Асар. Первый и более объёмный из них известен под названием «Мабаниль-Ахбар фи шархи Мааниль-Асар». Второй комментарий представляет собой дополнение к первому и известен под названием «Нухабуль-Афкар фи Танкихи Мабаниль-Ахбар». Этот труд напечатан в наши дни с правоведческим комментарием Абу Тамима Ясира Ибрахима. Также имеется 23-томное индийское издание «Нухабуль-Афкар» с правоведческим комментарием учёного Саййида Аршада Аль-Мадани. Имеется два мухтасара Шарха Маани. Один из них подготовлен маликитским учёным Ибн Рушдом, другой ханафитским правоведом Зайляы. Современных изданий данных трудов на данный момент нет.

2. Укудуль-Джавахириль-Мунифа фи Адиллятиль-Мазхаби Аби Ханифа. АвторХафиз Мухаммад Муртаза Аз-Забиди. Книга представляет собой сборник хадисов, которые выдвигаются в качестве доказательств мнения ханафитских учёных относительно различных вопросов исламского права. Источниковой базой для данного труда послужили общепринятые в суннитском исламе шесть сборников пророческих изречений.

3. Иляус-Сунан. Автор: Зафар Ахмад Аль-Усмани Ат-Таханави. Труд включает в себя 6123 хадиса, приводимых в качестве доказательств мнения ханафитских учёных относительно различных вопросов исламского права. Автор, анализируя, противоречия между мазхабами относительно правовых вопросов, с помощью пророческих высказываний, умело доказывает правоту позиции ханафитских учёных. Современное издание книги состоит из 20 томов. Турецкие учёные занимаются переводом книги на турецкий язык.

Заключение

Рассмотренные в статье источники ханафитского мазхаба представляют собой важное духовно-культурное наследие мусульманских народов в мировом масштабе. Данное обстоятельство однозначно указывает на то, что многовековое научное наследие имамов-учёных не может быть заменено небольшими брошюрками, в которых подвергаются сомнению все догмы и устои в сфере мусульмансокго правоведения. Подобные попытки, нивелирующие роль правоведческой науки, приводят к идеологической дезориентации мусульманского сообщества, его лишению духовно-богословской основы, что так или иначе приводит к расколу и конфликтам в обществе. Исходя из этого, сторонники традиционного направления в исламе считают неприемлемым действия людей, направленные на искажение истории мусульманского правоведения, а также отрицание методологии учёных прошлого. Духовные лидеры мусульманской уммы России и зарубежных стран сходятся во мнении о необходимости сохранения и популяризации научного наследия ханафитского и других правовых школ, что будет способствовать научному, культурному и духовному развитию мусульманской уммы.

Список использованной литературы

1. Бадруддин Аль-Айни ва Асаруху фи ильмиль-хадис, Салих Юсуф Маатук. Изд. Даруль-Башариль-исламийа. Бейрут, 1987.

2. Бадруддин Айни. Доктор Талат Сакаллы. Türkiye Diyânet Vakfı. Анкара, 1995.

3. Булюгуль-Амани фи сиратиль-имам Мухаммад бин Аль-Хасан Аш-Шайбани. Захидуль-Кавсари. Изд. Даруль-кутубиль-ильмийа. Бейрут, 2004.

4. Аль-Джамиус-Сагыр. Имам Мухаммад Аш-Шайбани. Научно-богословский комментарий: Доктор Мехмед Бойнукалын. Ocak Yayınları, 2010.

5. Аль-фаваидуль-бахиййа фи тараджимиль-ханафиййа. Абдулхай Аль-Лакнауи. Изд. Даруль-Аркам. Бейрут, 1998.

6. Фикху ахлиль-ирак ва хадисухум. Мухаммад Захид Аль-Каусари. Научно-богословский комментарий: Мухаммад Салим абу Иса. Даруль-Басаир. Каир, 2009.

7. Аль-Хави фи сиратиль-имам Аби Джафар Ат-Тахави. Захидуль-Каусари. Даруль-кутубиль-ильмиййа. Бейрут, 2004.

8. Аль-Хидайа. Аль-Маргинани. Изд. Даруль-Фарфур. Дамаск.

9. Аль-Мадхаль иляль-мазхабиль-Ханафи. Мухаммад Рашад Шамс. Изд. Дарун-Нахда. Дамаск.

10. Мухтасарут-Тахави. Абу Джафар Ат-Тахави. Изд. Матбаатуль-китабиль-араби. Каир.

11. Ан-Нафиуль-Кабир лиман юталиуль-джамиас-сагыр. Мухаммад Абдульхай Аль-Лекневи. Изд. Идаратуль-Куран ва улумиль-исламийа. Карачи, 1990.

12. Сияру Аламин-Нубаля. Научно-богословский комментарий: Шуайб Аль-Арнавут. Изд. Муассасатур-Рисаля. Бейрут.

14. Шарх Укуди Расмиль-муфти. Мухаммад Ибн Абидин Ад-Димашки. Научно-богословский комментарий: Аш-Шейх Абу Любаба. Карачи, 2000.

15. Hanefî Mezhebinin Meşhûr Metin Kitapları I-II (Makâle), Orhan Ençakar, darulhikme.org

16. Kültür Hazinesi Kütüphanelerimiz, Rağıp Paşa Kütüphanesi -2-, Aziz Ençakar, İlim Dergisi/Mayıs-Haziran 2013, sf:32-33.

Источник: alhakk.ru

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *