Введение
Ислам окружил женщину заботой и вниманием, тем самым возвысив её и предоставив ей почет. Он предоставил женщине уважение и отнесся к ней, как дочери, жене, сестре и тёте. В первую очередь ислам постановил, что как женщина, так и мужчина происходят от одной основы. Именно поэтому женщины и мужчины, с точки зрения своей человеческой сущности, одинаковы. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих». (Сура «ан-Ниса», аят 1)
Также существуют многие другие аяты, повествующие о том, как ислам решил проблему отличия между мужчиной и женщиной.
Положение женщины в исламе
Основываясь на этих принципах и на отрицании обычаев времен невежества древних народов по отношению к женщине, ислам пришел защитить прекрасную половину человечества и дать ей ту степень, которой она не обладала ранее. Ислам еще четырнадцать веков назад предоставил женщине – как матери, сестре, супруге и дочери – права, которые современная западная женщина только пытается получить.
С самого начала ислам постановил, что женщина подобна мужчине в степени и уважении. Её достоинство никоим образом не уменьшает тот факт, что она является женщиной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал по этому поводу, указывая на важное правило:
«Поистине, женщины являются сестрами мужчин». (Ат-Тирмизи 113; Абу Дауд 236; Ахмад 26238)
Также достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда приказывал хорошо относиться к женщинам, говоря своим сподвижникам:
«Я завещаю вам по доброму относиться к женщинам». (Аль-Бухари 4890; Муслим 1468)
Положение женщины в период невежества
Если мы захотим объяснить те основы и принципы, с которыми пришел ислам для возвеличивания и уважения женщины, то, в первую очередь, должны понять положение женщины как в древнем, так и в современном периодах невежества (раннее уже шла речь об этом в предыдущих главах). Все это нужно для того, чтобы понять подлинную реальность, в которой жили женщины. И тогда нам станет понятно положение женщины в исламском учении и в исламской цивилизации.
Некоторые древние арабы – как об этом говорилось ранее – закапывали живьем своих маленьких дочерей, лишая их права на жизнь. Когда пришел Священный Коран, то назвал этот поступок преступлением и запретил его. Всевышний Аллах говорит:
وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ
«Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили». (Сура «ат-Таквир», аяты 8-9)
Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал этот поступок одним из тягчайших грехов.
Передается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Что является величайшим грехом?» Он ответил: «Приобщение сотоварищей Аллаху, Который создал тебя». Сподвижники спросили: «А затем?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Убийство собственного ребенка из-за страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой, и ты останешься голодным». Сподвижники спросили: «А затем?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Прелюбодеяние с женой соседа». (Аль-Бухари 4131)
Права женщины в исламе
Ислам не останавливается только на заботе о правах взрослой женщины, но также заботится и о правах маленьких девочек. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кого постигнет нечто из-за дочерей, и он к ним хорошо отнесется, тому они станут преградой от огня». (Аль-Бухари 5649; Муслим 2639)
Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел обучать их, сказав:
«Каждому мужчине, у кого была девочка, и он обучил ее, и сделал это хорошо; а также воспитал её, и сделал это хорошо – полагается две награды». (Аль-Бухари 4795)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделял один день для наставления и увещевания женщин, чтобы они повиновались Всевышнему Аллаху. (Аль-Бухари 101; Муслим 2633)
Как только девушка достигнет совершеннолетия, ислам предоставляет ей право принять или отклонить предложение жениха о сватовстве. Не разрешено принуждать её связывать свою жизнь с тем мужчиной, которого она не желает. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом так:
«Бывшая замужем имеет больше права на себя, чем ее опекун. У девственницы нужно спрашивать согласия, и её согласие – это её молчание». (Муслим 1421)
Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя выдавать замуж вдову без её указания, и нельзя выдавать замуж девственницу, не спросив у неё согласия». У него спросили: «О Посланник Аллаха, каково её согласие?» Он ответил: «Это её молчание». (Аль-Бухари 4843)
Затем, когда женщина станет супругой, Милосердный Законодатель повелел хорошо к ней относиться и жить с ней по-доброму. Хорошее сожительство с женщинами является признаком благородства мужской души и достоинства её сущности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, побуждая:
«Поистине, если мужчина напоит свою супругу водой, то получит за это награду». (Ахмад 17195)
Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал, предостерегая:
«О Аллах, убереги меня от совершения греха по отношению к правам двух слабых людей: сиротам и женщинам». (Ибн Маджах 3678; Ахмад 9664; аль-Хаким 112)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) являлся наглядным примером этого. Он был предельно мягок со своей семьей. Об этом рассказывает аль-Асвад ибн Язид ан-Нахаи, говоря: «Я спросил у Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Чем занимался Пророк (мир ему и благословение Аллаха), находясь со своей семьей?» Она ответила: «Он выполнял для своей семьи домашние работу, а когда наступало время молитвы, он уходил на молитву». (Аль-Бухари 644; Ахмад 24772; ат-Тирмизи 2489)
Если жене ненавистен её муж и она не в силах с ним жить, то ислам предоставил ей право попросить у него развода с помощью хульа (это – когда женщина просит развод у мужа взамен на выплату мужу материальной компенсации или взамен на возвращение ему его брачного подарка).
Передается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Жена Сабита ибн Кайса пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: «О Посланник Аллаха, я не порицаю ни религиозность Сабита ибн Кайса, ни его нрав, однако я не желаю проявлять неблагодарность в Исламе». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад?», она ответила: «Да», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прими его и дай ей развод». (Аль-Бухари 4973; Ахмад 16139)
В добавок ко всему сказанному, ислам предоставил женщине право владеть имуществом, так же, как и мужчине: она может продавать и покупать, брать и давать в аренду, поручать и дарить. Никто не может воспрепятствовать этому, пока она является разумной и здраво распоряжается своим имуществом. Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
فَإِنْ آنَسْتُم مِّنْهُمْ رُشْدًا فَادْفَعُوا إِلَيْهِمْ أَمْوَالَهُمْ
«Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество». (Сура «ан-Ниса», аят 6)
Умм Хани, дочь Абу Талиба, предоставила убежище одному из многобожников, хотя её брат Али (да будет доволен им Аллах) хотел убить его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом случае так:
«Мы предоставили убежище тому, кому предоставила убежище ты, о Умм Хани». (Аль-Бухари 3000; Муслим 336)
Таким образом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал ей право предоставить убежище и кров во время войны с не мусульманами.
Так величественно и гордо живет мусульманка под защитой учения ислама – в тени возвышенной исламской цивилизации.
Автор: Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани
Из книги: «Аль-ахълякъу уаль къиему фи-ль-хадарати-ль-исламия»