Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма ба‘д
Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи пишет, что одна из сунн праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам состоит в ночном бдении (с 15 на 16 июня). Среди ученых были разногласия по поводу продолжительности этого ночного поклонения. Одни ученые говорили, что нужно проводить в молитвах большую часть ночи. Другие же утверждали, что достаточно провести один час в ночных молитвах. (Аль-Азкар)
Проведение в поклонении ночи этих двух праздников оживляет сердца. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
مَنْ قَامَ لَيْلَتَيِ الْعِيدَيْنِ مُحْتَسِبًا لِلَّهِ لَمْ يَمُتْ قَلْبُهُ يَوْمَ تَمُوتُ الْقُلُوب
«Сердце человека, который бодрствует (в поклонении) во время ночи Ид-уль-Фитр и Ид-уль-Адха, не умрет в День, когда сердца будут мертвы». (См.: «Сунан» Ибн Маджа, Сыям, 68; ат-Табарани, «Аусат», 1/57; Абу Ну‘айм, «Ма‘рифа», 5908; аз-Захаби, Мизан, 3/308)
Здесь сказано «сердце не умрет» в том смысле, что этот человек не станет неверующим. В аяте сказано:
أَوَمَن كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَاهُ وَجَعَلْنَا لَهُ نُورًا يَمْشِي بِهِ فِي النَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُ فِي الظُّلُمَاتِ لَيْسَ بِخَارِجٍ مِّنْهَا كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْكَافِرِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«И разве тот, кто [в период неверия] был мертвецом [в духовном плане], а Мы оживили его [даровав блага веры] и наделили светом [веры], с которым он [уверенно] ходит среди людей [различая, где истина, а где заблуждение], – разве он равен тому, кто во тьме [неверия, невежества и духовной слепоты] и [скитаясь] не может выйти из нее? [Как верующим представляется прекрасной их вера] Так [и] неверующим представляется прекрасным то [зло], что они совершают». (Аль-Ан‘ам / Скот, 6:122)
Здесь говорится о том, как неверующему был дарован хидаят (правильный путь), и как ожило его сердце. Согласно же некоторым, «сердце не умрет» означает, что это сердце не будет проявлять интереса к этому миру и не станет отвергать ахират. Те же, у кого умерло сердце, склоняются к этому миру, чрезмерно любят его. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Не садитесь вместе с мертвыми». (Рухуль-Байан, 4/344)
То есть не садитесь с богачами, чьи сердца давно умерли. То, что сердце не умерло, можно объяснить и таким образом: пребывая в могиле и в Судный день, он не застынет от удивления и не потерпит убытка. (См.: «Мафатихуль джинан шарх Шир‘атуль Ислам»)
Поэтому, ночи, предшествующие Празднику разговения и Празднику жертвоприношения, предоставляют возможность, которой следует воспользоваться, исполнив богослужения и проявив почтение. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что эти ночи – хорошая возможность для совершения богослужений и достижения близости и особой милости Всевышнего. Не стоит их упускать из-за лени и праздности. Нужно полностью воспользоваться представившейся возможностью, усердно поклоняясь Аллаху, прося у Него прощение, читая Коран, дополнительные намазы, произнося салауаты и т. д.
Нужно отметить, что до этой прекрасной ночи, утром 9-го Зуль-Хиджи (15 июня) каждый мусульманин обязан (уаджиб) произносить такбир ташрика после каждого фард-намаза, вплоть до аср-намаза 13-го Зуль-Хиджи (19 июня), слова такбира:
الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر، الله أكبر ولله الحمد
«Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляллаху уаллаху акбар, Аллаху акбар, уа лилляхиль-хамд».
«Аллах – величайший, Аллах – величайший. Нет бога кроме Аллаха. А Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала – Аллаху!» (Шами, т. 1, стр. 406)
Муфтий Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи приводит несколько правил, связанных с такбирами ташрик:
1. Такбир ташрик обязателен (уаджиб) для мужчин и женщин.
2. Уаджиб произнести его один раз после каждого обязательного намаза.
3. Такбир следует произносить после каждого намаза, начиная с фаджра 9-го Зуль-Хиджжа и заканчивая асром 13-го Зуль-Хиджжа, итого после 23-х намазов.
4. Женщины в состоянии менструации не обязаны читать такбир.
5. Следует читать такбир сразу после саляма. Если забыл прочитать его, а потом вспомнил, сидя после намаза, пока ни с кем не заговорил, то нужно его прочитать. Однако, если человек заговорил, или сделал что-то из мирских дел, или сошел с места после намаза, то уаджиб спадает.
6. Следует также читать такбир после пятничного намаза, и его можно прочитать после праздничного намаза.
7. После намаза уитр такбир не читается.
8. После желательных намазов такбир не читается.
9. Жители деревень, путники и те, кто совершает намаз в одиночку, тоже обязаны читать такбир.
10. Если пропустил намаз в дни ташрика и восполнил его в эти же дни этого года, то нужно прочитать после восполненного намаза такбир.
11. Если восполняешь этот намаз после дней ташрика, то такбир читать не надо.
12. Если в дни ташрика восполняешь намаз, пропущенный до этих дней, то после восполненного намаза такбир читать не надо.
13. Женщины читают такбир тихо, а мужчины – громко.
14. Человек, опоздавший на коллективный намаз и присоединившийся позже, читает такбир, завершив свой намаз. Он тоже читает такбир громко. (Даруль-ифта Махмудия, ЮАР)
Далее, с позволения Аллаха, приведём способ совершения ‘Ид намаза c доказательствами из хадисов, из книги муфтия Джамиль Ахмада Назири аль-Ханафи: «Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)», стр. 192-193.
Автор пишет:
«Намаз ‘ид читается так же, как и другие намазы, с небольшой лишь разницей в том, что в ‘ид намазе произносится на шесть такбиров больше: в первом рака‘ате после “сана”, перед кыра’атом произносятся три такбира, а втором рака‘ате после кыра’ата, перед руку‘ом произносятся ещё три такбира. В первом рака‘ате такбир тахрима, а во втором рака‘ате такбир на руку‘ не входят в эти шесть такбиров. Если считать их вместе с этими шестью такбирами, тогда в каждом рака‘ате в состоянии кыяма получится по четыре такбира, как произносятся четыре такбира в намазе джаназа.
عن سعيد بن العاص قال سألت اباموسٰى وحذيفة بن اليمان كيف كان رسول الله ﷺ يكبرفى الاضحٰى والفطر فقال ابوموسٰى كان يكبر اربعًا تكبيره على الجنائز فقال حذيفة صدق (ابوداؤد ج١ ص١٧٩
Са‘ид ибн Аль-‘Ас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он спросил у Абу Мусы Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) и Хузейфы (радиаллаху ‘анху): «Сколько такбиров произносил Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в намазе ‘идуль адха и в намазе ‘идуль фитр?». Абу Муса (радиаллаху ‘анху) ответил: «Четыре такбира, подобно такбирам намаза джаназа», Хузейфа (радиаллаху ‘анху) сказал:«Ты сказал правду». (Абу Дауд т.1, стр. 179)
عن علقمة والاسودقالا كان ابن مسعود جالسًا وعنده حذيفة وابوموسٰى الاشعرى فسألهم سعيدبن العاص عن التكبيرفى صلوٰة العيد فقال الحذيفة سل الاشعرى فقال الاشعرى سل عبدالله فانه اقدمنا واعلمنا فسأله فقال ابن مسعود يكبر اربعًا ثم يقرء ثم يكبرفيركع فيقوم فى الثانية فيقرأ ثم يكبراربعا بعد القرأة (مصنف عبدالرزاق ج٣ ص٢٩٣
‘Алькама и Асвад (радиаллаху ‘анхума) рассказывают, что сидел ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) и рядом с ним сидели Хузейфа и Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анхума). Са‘ид ибн Аль-‘Ас (радиаллаху ‘анху) спросил у них о такбирах ‘ид намаза. Хузейфа (радиаллаху ‘анху) сказал: «Спроси об этом у Абу Мусы Аш‘ари (радиаллаху ‘анху)», Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) сказал: «Спроси у ‘Абдуллы ибн Мас‘уда, потому что он самый старший среди нас и также является большим учёным». Что же касается Са‘ида ибн Аль-‘Аса, то он спросил у ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху). Тот ответил ему: «Произнеси четыре такбира, затем делай кыра’ат, а затем совершай руку‘. Затем после того как встал на второй рака‘ат, сначала делай кыра’ат и после кыра’ата произнеси четыре такбира». (Мусаннаф ‘Абдурраззак т.3, стр. 293)
‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Мугира бин Шу‘ба (радиаллаху ‘анхума) также передали подобные хадисы. (Мусаннаф ‘Абдурраззак т.3, стр. 295)
Важные вопросы, касающиеся ‘ид намаза
Для ‘ид намаза нет азана и икамата. (Муслим т.1, стр. 289)
В ‘ид намазе хутба читается после намаза. (Бухари т.1, стр. 131)
Женщины не должны ходить на площадку для ‘ид намаза. (Мусаннаф ибн Аби Шейба т.2, стр. 183)
В ‘ид намазе Коран читается вслух. (Мишкат т.1, стр. 126)
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день ‘идуль фитр перед намазом ‘ида, съев нечётное количество фиников, выходил на площадку для намаза, поэтому является сунной в день ‘идуль фитр идти на намаз, поев фиников или что-нибудь сладкое. (Бухари т.1, стр. 130). Но в день ‘идуль-адха является сунной есть что-нибудь только после намаза. (Тирмизи т.1, стр. 71)
Идти на площадку для ‘ид намаза по одной дороге, а возвращаться по другой дороге. (Бухари т.1, стр. 134). Если по какой-нибудь причине ‘идуль-фитр первого шавваля не был прочитан, то он читается на следующий день, но не позже этого. (Абу Дауд т.1, стр. 180). Но если из-за какой-нибудь причины ‘идуль-адха не смогли провести 10-го зульхиджа, то надо провести его 11-го зульхиджа, а если даже 11-ого не смогли, тогда он читается 12-го зульхиджа. Разрешается совершать его в дни жертвоприношения, с условием, что его не оставляли без уважительной причины. Иначе это будет грехом.
В день ‘идуль-фитр и ‘идуль-адха, идя по дороге на площадку для ‘ид намаза, надо читать «Такбир ташрик»:
اَللهُ اَكْبَرْ اَللهُ اَكْبَرْ لَا اِلٰهَ اِلَّا اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلّٰهِ الْحَمْدُ (بخارى ج ۱ ص ۱۳۲
«Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляллаху уаллаху акбар, Аллаху акбар, уа лилляхиль-хамд».
«Аллах – величайший, Аллах – величайший. Нет бога кроме Аллаха. А Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала – Аллаху!» (Бухари т.1, стр. 132)
Время ‘ид намазов начинается после восхода солнца и продолжается до наступления зенита. (Ибн Маджа стр. 94). Намаз ‘идуль-адха надо читать пораньше, а намаз идуль-фитр немного задерживать.
عن ابى الحويرث ان رسول الله ﷺ كتب الى عمرو بن حزم وهوبنجران عجَّل الاضحٰى واخرالفطر (مشكوٰة ج١ص٢٢٧)
Абуль Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) написал ‘Амру ибн Хазму, в Наджран, чтобы тот читал ‘идуль-адха раньше, а намаз ‘идуль-фитр позже». (Мишкат т.1, стр. 227)». (Конец цитаты)
Правила совершения праздничного намаза
В праздничный день
В Праздник жертвоприношения следующие действия являются сунной:
а) проснуться рано утром;
б) почистить зубы мисуаком или щеткой;
в) искупаться;
г) надеть лучшую имеющуюся одежду;
д) надушиться;
е) не есть до праздничного намаза;
ж) громко произносить такбир ташрика, идя на праздничный намаз.
Нельзя совершать нафль-намаз перед молитвой ‘Ид — ни дома, ни в том месте, где совершается молитва ‘Ид. Также нельзя совершать молитву нафль после молитвы ‘Ид в том же месте. Тем не менее, можно совершить молитву нафль, когда человек вернётся домой.
Как совершать праздничный намаз
Праздничный намаз состоит из двух ракаатов, совершаемых в обычном порядке. Единственное дополнение к ним – это шесть такбиров, три из которых произносятся в начале первого ракаата, а другие три – непосредственно перед поясным поклоном во втором ракаате.
Без азана и икамата имам начинает намаз с открывающего такбира («Алла́ху акбар»). Молящиеся поднимают руки до уровня ушей и, сказав такбир, складывают их у пупка. Далее молящиеся тихо произносят «Субха́накялла́хумма…». После этого имам трижды проговаривает такбир («Алла́ху акбар»). При первых двух такбирах молящиеся поднимают руки до уровня ушей и после тихого произнесения такбиров опускают руки по швам. После третьего такбира руки следует сложить у пупка, как в обычных намазах.
После этих трех такбиров имам проговаривает аяты Корана, которые следует слушать тихо и спокойно. Остаток ракаата проводится как обычно.
Поднявшись на второй ракаат, имам начинает произносить аяты Корана. В это время молящимся следует тихо и спокойно слушать их. По завершении их прочтения имам снова проговаривает три такбира, то есть в этот раз данное действие совершается ровно перед переходом в поясной поклон. При каждом такбире молящиеся поднимают руки до уровня ушей и, сказав «Алла́ху акбар», опускают их по швам. После третьего такбира имам произносит еще один такбир для перехода в поясной поклон. Во время этого такбира руки поднимать не надо. Просто нужно перейти в поясной поклон, сказав «Алла́ху акбар». Оставшаяся часть намаза исполняется как обычно.
Праздничная проповедь
В отличие от пятничной молитвы, когда проповедь обязательна (фарз) и проводится до намаза, праздничная проповедь является сунной и зачитывается после намаза. Прослушивание праздничной проповеди является необходимым (ваджиб) действием. Ее нужно слушать спокойно и в полной тишине.
Сунной является то, чтобы имам начал первую проповедь с девятикратного такбира («Алла́ху акбар»), а вторую – с семикратного.
Примечание
Указанный способ совершения праздничного намаза соответствует ханафитскому мазхабу. Другие специалисты исламского права – такие, как имам Шафии, – придерживаются несколько иных способов его исполнения. Перед чтением аятов Корана они в обоих ракаатах по двенадцать раз произносят такбир. Так делать тоже можно. Если имам придерживается шафиитского мазхаба и поступает, как описано выше, можно последовать его примеру. Оба способа основаны на действиях пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). (См.: Муфтий Мухаммад Таки Усмани. «Исламские месяцы», стр. 89-91)
С праздником джама‘ат تقبل الله منا و منكم «ТакъаббаляЛляху минна уа минкум». Пусть Аллах примет от нас и от вас наш Курбан (как и другие виды поклонения) и сделает нас из числа тех, кто получит книгу своих деяний с правой стороны. Аминь
Подготовил: Хадис аль-Ханафи