Всевышний Аллах возвещает в аяте Священного Корана, что все верующие – братья (аль-Худжурат, 10). Одной из важнейших обязанностей мусульман является выполнения тех дел, которые возникают и становятся неотложными в случае смерти одного из верующих. То есть, следует должным образом обмыть и завернуть умершего в кяфан, проявляя в отношении него уважение и соблюдая правила приличия, похоронить, как подобает самому прекрасному творению Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) объяснил некоторые из обязанностей и прав мусульман в отношении друг друга:
«Обязанностей мусульманина по отношению к мусульманину пять: Отвечать на приветствие; навещать больного; провожать умершего (совершать джаназа-намаз за ним и хоронить его); принимать приглашение и желать: “йархамукаллах” (да смилостивится над тобой Аллах) тому, кто чихнул и произнес: “альхамдулиллях ” (хвала Аллаху!)» (Бухари, Джанаиз, 2; Муслим, Салям, 4)
«Обязанностей мусульманина по отношению к мусульманину шесть: Приветствовать при встрече; отвечать на приглашение и посещать пригласившего; давать совет и наставление, если просят; произносить слова: если чихнувший возблагодарил Аллаха; навещать больного и провожать умершего в последний путь». (Муслим, Салям, 5)
1. Подготовка к похоронам и похороны
Совершить джаназа-намаз за умершим верующим и предать его тело земле является фардом-кифайа (при выполнении этого предписания одним мусульманином или частью мусульманской общины остальные освобождаются от этой обязанности), а остальные действия, относящиеся к похоронам, являются сунной и мустахаб (мустахаб – необязательное религиозное предписание, однако совершивший его удостаивается вознаграждения, несовершение этого предписания не является грехом). Если умерший мусульманин не будет похоронен в соответствии с нормами шариата, все местные жители будут считаться грешниками по причине невыполнения фарда.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) придавал особое значение тщательной подготовке к похоронам, наставляя тех, кто обмывал умершего, что необходимо тщательно обмыть тело, а потом перед оборачиванием в кафан (саван) умастить благовониями. Объясняя важность этого действия, он говорил:
«Всевышний Аллах сорок раз простит грехи того, кто сохранит в тайне то, что он видел при обмывании умершего. Того, кто обернет в кяфан покойного, Всевышний Аллах оденет в райские одеяния из шелка. А тому, кто выкопает могилу и похоронит умершего, Он даст такое же вознаграждение как тому, кто предоставит нищему жилье, в котором он сможет прожить до Судного Дня». (Хаким, I, 506/1307)
Нужно иметь в виду, что при обмывании и оборачивании в кяфан умершего следует избегать таких действий, которые могли бы причинить неудобство и боль живым людям. Например, нежелательно обмывать умершего слишком холодной или слишком горячей водой. При обмывании и оборачивании в кяфан умершего должна соблюдаться умеренность без излишеств или, наоборот, излишней экономии. Джабир (радыйаллаху анху) рассказал следующее:
«Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) проводил хутбу. В своей проповеди он рассказал о том, как один сподвижник в силу обстоятельств был похоронен в ночное время и в кяфане недостаточного размера . В завершение рассказа он запретил проводить похороны в ночное время без веской на то причины (Причина запрета связана с тем, что ночью людям будет трудно собраться на джаназа намаз и (или) как подобает завернуть тело в кяфан). Затем сказал:
“Если кто-то из вас будет оборачивать в кяфан своего умершего брата, пусть приготовит для него хороший кяфан!”» (Муслим, Джанаиз, 49; Абу Дауд, Джанаиз 29-30/3148; Насаи, Джанаиз, 37)
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:
«Надевайте белое, ибо, поистине, это чище и лучше, и заворачивайте в (белое) ваших умерших». (Тирмизи, Адаб, 46/2810)
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) призывал не медлить с похоронами и говорил:
«Несите покойного быстрее, ибо если он был праведным, то вам следует поскорее приблизить его к благу, если же он таковым не был, вы сможете быстрее избавить себя от его зла». (Бухари, Джанаиз, 51; Муслим, Джанаиз, 50, 51)
К сожалению, вопреки тому, чему учил нас Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), иногда бывает, что умершего не спешат предать земле, дожидаясь, чтобы как можно больше людей собралось на джаназа-намаз. Хотя правильным будет захоронение умершего без промедлений . Ведь, как уже упоминалось, джаназа-намаз является «фардом кифая». Собравшиеся на данный момент люди должны совершить намаз, а те, кто не успел, совершают его позже сами, если пожелают. (Повторное чтение джаназа-намаза нежелательно по мнению ханафитов и маликитов. А по мнению шафиитов и ханбалитов, самостоятельное чтение джаназа-намаза теми, кто не успел на общий намаз, даже если это будет после похорон, считается дозволенным, а по мазхабу Шафии это считается сунной). Также для тех, кто не смог прийти на общий намаз, дозволено совершать намаз без присутствия умершего, в том месте, где они находятся .
В связи с необходимостью вскрытия или другими объективными причинами, тело умершего может быть оставлено в морге. Однако оставлять тело в морге или холодильных камерах без какой-либо необходимости будет считаться мучением умершего.
Устанавливать камень в изголовье могилы, чтобы обозначить ее место, является дозволенным. Мутталиб бин Абу Уадаа рассказывал:
«Когда умер Усман бин Ма’зун (радыйаллаху анху), его тело унесли за окраину Медины и похоронили. Усман (радыйаллаху анху) был первым умершим из мухаджиров. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) велел одному человеку принести камень для Усмана (чтобы обозначить место его могилы). Человек (взял камень, однако) не смог его принести. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) подошел и, потерев руки, сам поднял камень».
Передатчик хадиса вспоминал: «Когда Посланник Аллаха потирал руку о руку, я видел белизну его благословенных рук». Он принес камень, поставил его у изголовья Усмана и сказал:
«Так я буду узнавать и находить могилу своего брата. А тех, кто умрет из моей семьи, я буду хоронить рядом с ним». (Абу Дауд, Джанаиз, 57-59/3206. Ибн Маджа, Джанаиз, 42)
Во время умры, вошедшей в историю ислама как «худайбийская» (Передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) за свою жизнь совершил 4 умры и 1 хадж. Первая умра Посланника, салляллаху алейхи ва саллям – «Худайбийская умра» – была совершена в 6 году по хиджре после Худайбийского соглашения. Прим. редактора), наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) по пути в Мекку посетил Абву и сказал:
«Несомненно, Всевышний Аллах разрешил Мухаммаду посетить могилу своей матери!» Придя туда, он поправил могилу матери и плакал возле нее. И мусульмане плакали, потому что плакал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). Потом они спросили у него о причине его слез:
«Я вспомнил, как была заботлива и добра ко мне моя мать, поэтому плакал». (Ибн Са’д, I, 116-117. Муслим, Джанаиз, 105-108)
Выравнивание могилы – это действие, основанное на повелении ислама совершать все дела хорошо и основательно. Когда могила сына нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) Ибрахима была засыпана землей, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), заметив, что небольшое место на ней осталось неровным, поправил изъян и сказал:
«Когда кто-то из вас делает что-либо, пусть делает это основательно! Поскольку это одно из того, что успокаивает душу человека, которого постигло горе!» (Ибн Са’д, Табакат, I, 141-142)
В другой версии хадиса передается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), находясь у могилы своего сына Ибрахима, заметил щель в ляхаде и протянул немного глины человеку, копавшему могилу, чтобы исправить это, и сказал:
«В этом нет пользы и вреда умершему, однако (выравнивание могилы) освещает глаза живого, радует его и делает его довольным!» (Ибн Са’д, Табакат, I, 142, 143; Беларузи, Ансабу’ль-Ашраф, I, 451)
Нет ничего предосудительного в том, чтобы увлажнять землю на могиле водой для придания ей плотности. Когда хоронили сына Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) Ибрахима, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) спросил:
«Кто-нибудь может принести флягу воды?»
Один человек из ансаров тут же принес воду.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал ему:
«Побрызгай ею могилу Ибрахима». (Ибн Са’д, Табакат, I, 141)
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) велел принести камень. Его установили в изголовье могилы Ибрахима. (Ибн Са’д, Табакат, I, 144; Беларузи, Ансаб, I, 451). Он стал первым, чью могилу сбрызгивали водой. (Ибн Абдильбарр, Истиаб, I, 59; Ибн Асир, Усду’ль-Габа, I, 51; Касталяни, Мавахибу’ль-Лядуниййя, I, 259)
Похвальным действием является посадка дерева и других растений в подходящем месте у могилы. Как передается в благородном хадисе Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), проходя мимо двух могил, сообщил, что их обитатели получают наказание. Попросив ветвь финиковой пальмы, он разделил ее на две части, воткнул в изголовье каждой из этих могил и сказал:
«Можно надеяться, что, пока они не засохнут, это немного облегчит их наказание». (Муслим, Тахарат, 111)
Учный тафсира, хадиса и фикха имам Куртуби, комментируя этот хадис, говорил:
«Выражение «пока они не засохнут» указывает на то, что эти ветки совершают «тасбих» (поминание Аллаха), пока остаются живыми. Ученые говорят: «Умершие получают пользу от деревьев, посаженных на могилах, и чтения Священного Корана там. И если посадка дерева облегчает наказание умершего, то кто знает – какую пользу они получают от чтения Корана? Награда за благое деяние, подаренное умершему, достигает совершившего его». (Куртуби, X, 267)
Наступать на могилы и сидеть на них является порицаемым действием, так как Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Если бы кто-либо из вас сел на горящие угли, и его одежда прогорела бы до самой кожи – это было бы лучше для него, чем сесть на могилу». (Муслим, Джанаиз, 96; Абу Дауд, Джанаиз, 77; Насаи, Джанаиз, 105)
В дополнение к этому вопросу Джабир (радыйаллаху анху) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) запретил обкладывать могилу известковым (камнем), садиться на нее и возводить на ней (любое) строение. (Муслим, Джанаиз, 96; Абу Дауд, Джанаиз, 77; Насаи, Джанаиз, 105)
Среди ученых есть разногласия в отношении того, можно ли читать «талкин» умершему после похорон. Некоторые ученые считают это похвальным действием. Также хадис: «Читайте своим умершим Йасин» (Абу Дауд, Джанаиз, 19-20; Ахмад ибн Ханбаль, Муснад, 26, 27; Ибн Хиббан, Сахих, V, 3), содержит наставление о желательности чтения суры «Йасин» находящемуся при смерти и умершему.
2. Выплата его долгов
Мусульманин живет с состоянием осознанной искренности, с чувством, что постоянно находится под наблюдением божественных камер, и боится предстать перед Всевышним Творцом, имея долги. Если кто-то умер, имея невыплаченные долги, то его родственники до выполнения условий завещания и раздела наследства должны, прежде всего, возвратить его долги. В благородных хадисах говорится, что даже шахид не сможет войти в Рай, если оставит после себя долги. (Муслим, Имара, 119,120; Насаи, Буйу’, 98; Ахмад, V, 289)
В одном из хадисов передается, что досточтимый Посланник (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Душа верующего остается привязанной к долгу вплоть до его выплаты». (Тирмизи, Джанаиз, 74. Ибн Маджа, Садакат 12)
То есть, она, словно скованная цепью, не может вознестись и достичь своего почетного места. Также в отношении ее судьбы возникает неясность – спасется она или погибнет, поэтому она продолжает пребывать в тревожном ожидании.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал: «Когда приносили умершего, у которого были долги, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) спрашивал:
– Оставил ли он имущество, чтобы выплатить долг?
Если ему говорили, что он оставил достаточно имущество для выплаты долга (либо кто-то из мусульман давал слово полностью выплатить его долги, Тирмизи, Джанаиз, 69/1069; Насаи, Джанаиз, 67), то он совершал за него джаназа-намаз. В противном случае он говорил мусульманам:
– Совершите намаз за своего брата!
Но со временем, когда Всевышний Господь расширил материальные возможности мусульман, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) стал совершать джаназа-намаз за верующих, у которых не было средств для уплаты долга (выплачивая их долги, Бухари, Нафакат, 15; Муслим, Фараид, 14), после чего говорил:
«Я – самый близкий человек для каждого верующего в этой жизни и в вечной (ахирате). Если пожелаете, прочтите этот аят: “Пророк ближе к верующим, чем они сами…” (Аль-Ахзаб, 6). Какой бы верующий ни умер и сколько бы ни оставил после себя имущества, пусть наследники возьмут его. Если у него есть долги или после него остался кто-то нуждающийся в попечении, пусть придет ко мне. Я – его попечитель (поэтому долг умершего, который хотел выплатить свои долги, но не имел средств для этого, должны быть выплачены правителем из государственной казны «байту’ль-мал»)». (Бухари, Тафсир 33/1, Кафалят 5, Фараиз 4, 15, 25; Муслим, Фараиз, 14)
Са’д бин Атваль (радыйаллаху анху) рассказал:
«Мой брат умер, у него осталась семья. Он оставил триста дирхамов, и я захотел израсходовать эти деньги на содержание его семьи. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
– Твой брат скован этим долгом, выплати его долг!
– О Посланник Аллаха! Я уплатил все его долги кроме двух динаров, о которых говорит одна женщина, но не приводит доказательства.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: “Выплати ей. Она говорит правду”». (Ибн Маджа, Садакат, 2433)
Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предупредил верующих, что не следует оставлять долги на Судный День:
«Кто поступил несправедливо в отношении брата своего в том, что касается его чести или чего-то другого, то пусть исправит это до того (Судного) Дня, когда динары и дирхемы потеряют свою ценность. И тогда, если у него найдутся благие дела, из них будет взято по мере его несправедливости, а если у него не найдется благих дел, то грехи притесненного человека будут возложены на притеснителя». (Бухари, Мезалим, 10, Рикак, 48)
3. Выполнить завещание
Треть имущества, оставшегося после расходов на похороны и выплаты долгов умершего, выделяется на выполнение завещания, а оставшаяся часть распределяется между наследниками.
Один из десяти сподвижников, обрадованных благой вестью о Рае, Са’д бин Абу Уаккас (радыйаллаху анху) рассказывал: «Когда в год прощального паломничества (хаджа) я тяжело заболел, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) пришел навестить меня. Я сказал:
– Поистине, ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?
Он сказал:
– Нет.
Я спросил:
– А половину, о Посланник Аллаха?
– Нет, – сказал он.
– А треть, о Посланник Аллаха?
Он сказал:
– Треть. Но и трети будет много. Ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников обеспеченными, чем лишенными средств и (вынужденными) просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за все, что потратишь ради Аллаха, и даже за ту (еду), которую положишь в рот своей жене.
Тогда я спросил:
– О Посланник Аллаха! Останусь ли я здесь (в Мекке) после (того, как ее покинут) мои товарищи?
Он сказал:
– Нет, ты не останешься здесь. Ты возвысишься, совершая прекрасные дела ради довольства Аллаха. Я питаю надежду на Аллаха, что ты проживешь долгие годы и благодаря тебе одни (верующие) получат благо, а другие (неверующие) – вред. О Аллах, заверши переселение (из Мекки в Медину) моих сподвижников! Не оставляй их на полпути, вернув обратно! Как же бедственно положение Са’да бин Хауля!
Этими словами Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) выразил скорбь по поводу смерти Са’да бин Хауля в Мекке». (Бухари, Иман, 56; Муслим, Уасыййя, 1628)
4. Молитва и покаяние (дуʼа и истигфар)
Молитвой за умершего мусульманина является совершение джаназа-намаза за него. Гордость Вселенной, наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) передал благую весть, что:
«Если какой-то мусульманин умрет, и за него совершат молитву сорок человек, не поклоняющихся никому и ничему, кроме Аллаха Всевышнего, заступничество их за него обязательно будет принято». (Муслим, Джанаиз, 59)
Количество в сорок человек, упоминаемое в этом хадисе, использовано для обозначения большой группы людей. Так, в другом хадисе говорится о сотне человек (Муслим, Джанаиз, 58), а в третьем – о группе верующих из трех рядов (Абу Дауд, Джанаиз, 39/3166; Тирмизи, Джанаиз, 40/1028). Когда Малик бин Хубайра (радыйаллаху анху), передавший этот хадис, видел, что участвующих в джаназа-намазе мусульман мало, выстраивал их в три ряда, следуя услышанному хадису.
Вместе с тем, получить благое свидетельство мусульман (хусни-шахадет) является великим достижением для умершего. Сообщается, что досточтимый Анас (радыйаллаху анху) рассказывал: «(Однажды, когда мимо нас) пронесли умершего, и благородные сахабы стали хорошо отзываться о нем, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
– Это обязательно.
Затем прошла еще одна похоронная процессия, и (на этот раз) присутствующие стали плохо отзываться об умершем. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) снова сказал:
– Это обязательно.
Тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) спросил:
– Что обязательно, о Посланник Аллаха?
Наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:
“Вы воздали хвалу одному, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в огне, ведь вы – свидетели Аллаха на земле!”» (Бухари, Джанаиз, 1367; Муслим, Джанаиз, 949)
За участие в похоронах брата по вере, совершение джаназа-намаза для него и проводы до могилы верующий получает большую награду от Всевышнего Аллаха (саваб).
Как сказал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям):
«Тот, кто с верой и, надеясь на награду Аллаха, проводит (в последний путь) умершего мусульманина, останется с ним до тех пор, пока над ним не будет прочитана молитва (джаназа) и его тело не будет предано земле, вернется с наградой в два кырата, каждый из которых будет величиной с (гору) Ухуд. Тот же, кто совершит молитву (джаназа) за умершего и уйдет до погребения, вернется с наградой (только в один) кырат». (Бухари, Иман, 47)
Однажды Хаббаб бин Арат, подойдя к Абдуллаху бин Умару и Са’ду бин Абу Ваккасу со словами: «Абдуллах! Послушай, что говорит Абу Хурайра!», пересказал этот хадис. Выслушав его рассказ, досточтимый Абдуллах направил Хаббаба к благородной Айше (радыйаллаху анхум), чтобы расспросить об этом хадисе. Когда Хаббаб ушел, Абдуллах поднял с земли горсть камней и начал в волнении перебирать их в руке. Через некоторое время Хаббаб вернулся и сообщил, что Айша сказала: «Да, я слышала, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил это», подтвердив слова Абу Хурайры. Тогда Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) от досады из-за упущенных возможностей получить награду откинул камни и сказал: «Мы упустили многие кыраты!» (Муслим, Джанаиз, 945)
Количество и мера награды, обещанной в этом хадисе, говорит не столько о конкретном ее размере, сколько обращает внимание на преимущества участия в похоронах. Но Бог знает лучше. Ведь Он дарует награду за совершенные дела по уровню намерения и искренности в сердцах.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), являющийся лучшим примером для нас во всех аспектах жизни, в том, что касается джаназа-намаза, наставлял свою общину так: «Совершая джаназа-намаз, искренне просите за умершего!» Вот некоторые мольбы, которые он совершал на похоронах:
Абу Абдуррахман Ауф бин Малик (радыйаллаху анху) передал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) совершил джаназа-намаз. Я слышал, как он совершал такую мольбу, и заучил ее:
«О Аллах, прости его, помилуй его, избавь его и будь милостив. Окажи ему хороший прием, и сделай место его пребывания (могилу) просторным. Омой его водой, снегом и градом, очисти его от грехов, подобно тому, как Ты очищаешь белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены. Введи его в Рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Муслим, Джанаиз, 85/963)
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал, что в джаназа-намазах Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) читал такую ду’а:
«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, юным и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим. О Аллах, кого из нас Ты оставляешь в живых, тот пусть живет с верой, а кого из нас Ты упокоишь, тех упокой мусульманами. О Аллах, не лишай нас награды за него (за присутствие на похоронах) и не вводи нас в заблуждение после него». (Абу Дауд, Джанаиз, 3201)
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) спустился ночью в могилу, в которую опустили умершего. Ему зажгли светильник. Обращаясь к лежавшему умершему, он помолился за него:
«Воистину ты был много взывающим в мольбах и много читающим Коран. Пусть Аллах смилостивится над тобой!»
После этого он произнес четыре «такбира». (Тирмизи, Джанаиз, 1057)
Господь Всевышний призывает верующих молиться за своих предшественников:
«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милостивый». (аль-Хашр, 10)
Самое главное, чего желают и ждут умершие от живых – это «истигфар» (мольбы о прощении за них). Как-то на похоронах пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовал читать «истигфар» за умершего, чтобы облегчить ему допрос в могиле. (Муслим, Джанаиз, 102)
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) часто посещал своих сподвижников на кладбище Бакы и шахидов Ухуда. Как говорила мать всех правоверных Айша (радыйаллаху анха), наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям), когда оставался у нее, в последнюю часть каждой ночи уходил на кладбище Бакы, приветствовал его обитателей и молился за них. (Муслим, Джанаиз, 102)
Однажды ночью к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) явился ангел Джибриль (радыйаллаху анху) и сказал:
«Твой Господь повелевает тебе пойти к обитателям Бакы и просить за них прощения!»
Наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) тут же последовал приказу Аллаха и отправился в Джаннату’ль-Бакы. (Муслим, Джанаиз, 103)
Досточтимый Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), и праведного ребенка, который будет молиться Богу за него». (Муслим, Уасыййя, 14)
В другом хадисе передано, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«После смерти степень раба возвышается. Раб спрашивает:
– О мой Господь! Откуда эта награда?
Всевышний Господь ответит:
– Благой и праведный ребенок (которого ты оставил после себя) помолился о твоем прощении». (Ибн Маджа, Адаб, 1; Ахмад, II, 509)
Пока дети растут, они нуждаются в родителях. Но в старости родители нуждаются в заботе своих детей, а после смерти – в их благих
молитвах.
Как сказано в благородном хадисе, праведные потомки станут непрерывной милостыней (садака-джария) для своих умерших родителей и причиной их прощения. И, напротив, для родителей, пренебрегавших духовным воспитанием своих детей, они станут -да убережет от этого Господь Бог- причиной нескончаемого зла (то есть, непрекращающимся грехом). Такие родители, будучи очень нуждающимися в мольбах, останутся без посетителей, в полном одиночестве в своих могилах.
Более того, их дети в Судный День обвинят своих родителей, которые говорили: «Да что там! Он еще маленький, со временем исправится…» и предоставляли его самому себе, не воспитывая в атмосфере божественного Откровения и Сунны нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Они скажут: «Родители пренебрегали мной, не воспитали меня хорошим мусульманином».
Не стоит забывать, что дети приходят в этот мир с чистотой, достойной Рая. Однако, если родители будут пренебрегать духовным воспитанием своих детей, данных и доверенных им Богом, то эти райские птички -да убережет от этого Господь Бог — улетят в неправильном направлении. Родители, которые сами не испили из неиссякаемого источника смыслов Корана и Сунны и по этой причине не смогли донести их мудрость до своих детей, оказались перед огромной ответственностью и опасностью для вечной жизни.
В этом мире родители, дети, супруги, родственники, друзья, живут вместе. Однако в вечной жизни будет «йауму’ль-фасль», то есть «день различения». Всевышний Господь в Коране говорит об этом великом разделении путей. Обитатели Рая…
«Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!» (Йасин, 58)
Он сообщает, что примет Своих рабов, которыми Он был доволен, с великими дарами и почетом в Своем Раю. Однако Он скажет грешникам, если они даже из той же семьи и из того же рода:
«Отделитесь сегодня, грешники!» (Йасин, 59)
Земные связи оборвутся. Грешники будут направлены в Ад. Сколько же жен и мужей будут разлучены! Сколько родителей и детей станут путниками разных дорог! Жившие вместе в дольной жизни, но с сердцами, направленными к разным киблам… Родственники, соседи… Часть из них пойдет в одну сторону, а другая часть – в другую!
Наступит день ужасающего различения! И чтобы в тот день не быть опечаленными, сегодня мы должны быть внимательными как к своей духовной жизни, так и самым лучшим образом воспитывать наших родных детей с малых лет, помня о том, что они являются ответственностью, доверенной нам Господом Богом.
Самые милосердные родители – это те, которые через воспитание Кораном и Сунной готовят своих детей к истинному будущему в вечной жизни. Самым драгоценным наследством, которое человек может оставить своему ребенку, – это воспитать его исламской личностью, обладающей красивой нравственностью и характером.
Забота и милосердие, проявляемые к юному поколению, состоит не только в том, чтобы обеспечить его пищей, одеждой, окружить комфортом, выполнять его запросы, формируя в них сознание, что жизнь ограничена только земным существованием. Напротив, истинная забота и милосердие заключается, в первую очередь, в обеспечении их духовной пищей, прививании им истинных духовных ценностей, пока еще не поздно, чтобы вечная жизнь не обернулась для них местом наказания, а стала наступившей весной вечного счастья.
Дети, воспитанные родителями в традициях ислама, с верой в Аллаха и вечную жизнь, когда встают перед выбором между преходящими интересами этого мира и счастьем вечной жизни, без сомнения отстраняют бренное, предпочитая ему вечность. Они не поддаются безрассудному желанию овладеть одной каплей, отбросив океан. Они не скажут: «Пусть у моих детей в этом мире будет в изобилии самая лучшая еда, а в вечной жизни пусть их пищей будет яд и заккум».
(Заккýм – адское дерево, растущее из «корня геены» (аль-Исра, 60; ас-Саффат, 62-65 и др.), плоды которого похожи на головы дьяволов. «Воистину, дерево заккум будет пищей грешника. Подобно осадку масла (или расплавленной меди), оно будет кипеть в животах так, как кипит кипяток». ад-Духан, 43-46, прим. редактора)
Они не скажут: «Пусть сегодня в этой жизни его лицо сияет, а завтра в жизни вечной пусть будет вместе с теми, чьи лица будут черны!» Сегодня в семьях очень большое внимание уделяется тому, чтобы дети получили хорошее светское образование и заняли высокое положение в обществе. На это не жалеется ни времени, ни сил, ни денег, однако и часть этих усилий не прилагается к тому, чтобы обеспечить своему ребенку получение религиозных знаний, которые способствуют обретению не краткого – земного, а вечного счастья. Ведь в сравнении с дипломами академий дольного мира, обеспечивающими успех в этой временной жизни, дипломы, дающие право на вечное счастье, не кажутся им столь престижными. Такое упрощенное отношение к религиозному образованию является печальным показателем слабости веры в сердцах.
Таким образом, родители, осознав свои ошибки, должны сразу же задуматься о следующем:
• В чей власти наше будущее? Какое будущее истинно – в дольном мире или в вечном?
• Искренне ли наше желание, наряду с хорошим образованием, открывающим большие возможности для наших детей в этой жизни, обеспечить им лучшую долю в мире вечном?
• Реально ли наши дети воспитываются «нашими» детьми? Кто влияет на их личность и характер? Кто является для них авторитетом и примером для подражания, каковы их идеалы и цели? Наши дети проводят большую часть времени, общаясь и черпая информацию в интернете – а может быть уже давно эти всевозможные гаджеты выбирают кумиров и цель жизни для наших детей?
• Конечно же, любой родитель хочет видеть своего ребенка хорошо одетым. Однако родители, которые веруют в вечную жизнь, будут больше обеспокоены тем, какая одежда будет на их ребенке в вечном мире – райские одежды из атласного шелка или одеяние из огня адского пламени, которое охватит его? Именно поэтому они с малых лет приучают детей к закрытой одежде, которая соответствует критериям, установленным Всевышним Творцом, и Его довольству. Подбирая одежду для своих детей в соответствии с нормами и тенденциями, принятыми в обществе, мы стремимся, чтобы они не чувствовали себя ущемленными среди других людей, но насколько мы тщательны и внимательны в том, чтобы их одежда соответствовала требованиям, которые будут предъявлены в тот День, когда мы все предстанем перед Всевышним?
• Что более преобладает в нашем усердии и жертвах, на которые мы идем ради своих детей: обеспокоенность внешним видом ребенка или формирование их духовного мира в атмосфере Корана и Сунны?
Ведь Господь Бог назвал главный критерий, по которому Он оценивает Своих рабов:
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». (аль-Худжурат, 13)
В благородном хадисе сказано:
«Поистине, Аллах не смотрит на ваш внешний облик, на ваше имущество, но смотрит Он на ваши сердца и ваши дела». (Муслим 34/2564).
На пути в вечность пользу нам и нашим детям принесут не физическая сила и не внешняя красота, а вера, богобоязненность и праведные дела…
Чтобы завтра не остаться в полном одиночестве и горьком сожалении в пустоте могилы, а удостоиться мольбы о прощении, сегодня мы должны стараться воспитывать наших детей в атмосфере и духовности Корана, пока имеем возможность. Мы должны сами воспитывать своих детей, прививать в их сердцах любовь к Аллаху и Пророку (салляллаху алейхи уа саллям), приобщать к культуре Корана и Сунны.
Чтобы закрепить в наших детях благие знания и духовные успехи, нужно поощрять их похвалой и подарками. Имам Малик говорил:
«Когда я заучивал хадис, отец давал мне подарок. Потом наступило такое время, когда мне доставляло удовольствие заучивание хадиса, даже если отец не давал мне ничего».
Нужно помнить: что мы посеем в душах наших детей, то и пожнем.
5. Милостыня и благотворительность
Также как в мольбе о прощении, умерший нуждается в милостыни и благотворительности, сделанным от его имени. Как рассказал Абдурахман бин Абу Амра, его мать захотела освободить раба. Она отложила это на утро, но умерла, не дожив до этого времени. Когда Абдурахман спросил Касыма бин Мухаммада:
– Если я освобожу раба от имени моей матери, будет ли в этом польза для нее? – тот ответил:
– Однажды Са’д бин Убада пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и, сообщив, что его мать умерла, спросил: будет ли польза для нее, если он освободит раба от ее имени. Посланник Аллаха ответил: «Да!» (Мууатта, Итк, 13; см. Бухари, Уасайя, 15)
Сын благородного Абу Бакра (радыйаллаху анху) Абдурахман внезапно умер во время сна. Мать правоверных Айша (радыйаллаху анха) освободила много рабов ради награды брату. (Мууатта, Итк, 14)
Эти хадисы сообщают, что умершие верующие получают пользу от молитв, милостыни и благотворительности, совершенных за них их близкими и просто братьями по вере, и побуждают к совершению благих дел.
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал: «Один человек спросил нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям):
– О Посланник Аллаха, моя мать должна была поститься в течении месяца, но она умерла. Следует ли мне держать пост за нее?
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
– Да, – и добавил:
– Ведь долг Аллаху более всего заслуживает того, чтобы быть оплаченным!» (Муслим 2/154)
Для больных или пожилых людей, которые по причине того, что их физическое здоровье с течением времени все ухудшается, и они не могут держать пост, является обязательным выплата искупительной милостыни (фидьи) или завещание о выплате «фидьи». Наличие такого завещания и условия, что 1/3 оставленного имущества достаточно для выплаты «фидьи», делает для наследников ее выплату обязательной религиозной обязанностью (уаджиб). Если такого завещания нет, либо трети оставленного наследства не хватает для выполнения завещания, то наследникам желательно выплатить «фидью» за умершего, как пожертвование (из собственных средств).
Несмотря на дозволенность того, чтобы не держать либо прерывать начатый пост во время путешествия, болезни, беременности, кормления ребенка, невыносимого чувства голода и иных тягот, выплата искупительной милостыни за пропущенные дни поста в этом случае не является разрешенной. Когда уходит причина, необходимо восполнить эти посты.
Если человек умер, не успев восполнить пропущенные и прерванные посты, то, по мнению исламских ученых, выплата «фидьи» за них его наследниками считается дозволенным и даже желательным действием. Выплата «фидьи» за человека, который не постился без причины, будучи здоровым, и не восполнял пропущенные посты, с точки зрения некоторых факихов, возможна как искупление долга по посту (искат), однако по этому вопросу нет единогласного мнения ученых.
Обсуждение дозволенности выплаты «фидьи» и искупления или неискупления долга за невыполненные поклонения человека, который умер, будучи совершеннолетним (достигшим возраста мукалляфа), касается поклонений, относящихся к категории выполняемых телом, то есть намазу и посту. В этом отношении, восполнение через материальные выплаты таких поклонений, относящихся к категории имущественных, как курбан (жертвоприношение), назр (обет), кафарат (искупление), закят (налог), согласно завещанию или по личному желанию наследников, имеет более обоснованные доводы (макуль), поскольку выплата долга и сама суть долга однородны по виду, и, кроме того, в этих поклонениях присутствуют права третьих лиц. В поклонениях, связанных с имуществом, поручительство, как правило, считается допустимым.
6. Чтение Корана
Чтение Корана и передача награды за него также относится к благим делам, совершаемым для тех, кто ушел в мир иной. Каждый знает, что чтение суры «Йасин» служит причиной снисхождения милости Аллаха. Сказано в благородном хадисе:
«Йасин – сердце Корана. И любому человеку, который прочитает ее, взыскуя (довольства) Всеблагого и Всевышнего Бога и (надеясь) на будущую жизнь, обязательно простятся (грехи), так читайте же ее над вашими умершими». (Ахмад, Муснад, V, 26)
Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Когда кто-то умирает из вас, не заставляйте его ждать! Быстрее несите его к могиле! У изголовья могилы пусть читают суру аль-Фатиха, а с противоположной стороны – конец суры аль-Бакара (Амана’р-расулю)!» (Табарани, Му’джамуʼль-Кабир, XII, 340; Хайсами, Маджмау’з-Зауаид, III, 44; Дайлями, Муснад, I, 284)
Передается от Ата бин аль-Ляджляджа, что когда его отец, бывший одним из сподвижников (Пророка), умирал, завещал следующее:
«Когда вы положите меня в могилу, скажите: «С именем Аллаха и следуя пути Пророка (мы передаем тебя Аллаху)» и бросьте на меня землю. Прочитайте у изголовья моей могилы начало и конец суры «аль-Бакара». Несомненно, я видел, что Абдуллах ибн Умар часто применял это». (Байхакы, ас-Сунану’ль-Кубра, IV, 56)
А сын Ата бин аль-Ляджляджа Абдуррахман рассказывал: «Отец сказал мне: «Сынок! Когда я умру, выкопай для меня могилу с ляхадом (боковая ниша)! Когда положишь меня в него, скажи: «С именем Аллаха и следуя религии посланника Аллаха, (мы передаем Тебе его)!» Потом брось землю. После этого прочитай у изголовья могилы начало и конец суры «аль-Бакара»! Я слышал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) повелел так делать». (Хайсами, III, 44)
Обращают на себя внимание эти слова одного из сподвижников, Амра бин Аса (радыйаллаху анху), которые он сказал окружающим перед смертью как завещание:
«Когда вы похороните меня, то подождите рядом с могилой столько времени, сколько нужно для того, чтобы зарезать и разделать верблюда, чтобы я смог в вашем присутствии привыкнуть к своей новой жизни и подготовить ответы для посланцев моего Господа». (Муслим, Иман, 192)
Имам Навави (рахматуллахи алейхи), приведший этот риваят в своей книге, передал следующие слова Имама Шафии:
«Читать на могиле аяты и суры из Корана – мустахаб (желательно). А прочитывать Коран целиком еще лучше». (ан-Науауи, Рияду’с-Салихин, Бейрут, стр. 293)
Как передается в одном благородном хадисе, когда умер Са’д бин Муаз (радыйаллаху анху), после того как был совершен джаназа-намаз, его опустили в могилу, укрыли землей, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) вместе со сподвижниками читал «тасбихат» и «такбир» (слова прославления и возвеличивания Аллаха).
Имам Ша’би (рахматуллахи алейхи), один из величайших ученых-хадисоведов из поколения табиинов, говорил:
«Когда у ансаров умирал кто-то из близких, они часто посещали его могилу и читали там Коран». (Абу Бакр бин Халляль, аль-Кыраа ’Инда’ль-Кубур, Бейрут 1424, стр. 89, № 7)
Также Имам Ша’би говорил:
«Находясь рядом с умершим, ансары читали суру «аль-Бакара». (Ибн Абу Шейба, Мусаннаф, II, 445/10848)
Табиин Джабир бин Зейд читал рядом с умершим суру «ар-Ра’д». (Ибн Абу Шейба, Мусаннаф, II, 445/10852)
Из всех приведенных напоминаний становится ясно, что посещение могил, приветствие их обитателей, мольба об их прощении, благие дела ради их награды, чтение Корана является причиной милости как для живых, так и для умерших.
Слова и практика Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и благородных сподвижников, связанные с посещением могил, являются примером того, как следует вести себя в этом случае, избегая чрезмерности или, наоборот, небрежности.
7. Выразить соболезнования
Выражение соболезнований людям, потерявшим близкого человека или пережившим горе, слова утешения, сказанные в нужный момент, и напоминание о терпении – это важное общественное дело.
Благородный Посланник (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Каждого верующего, выразившего соболезнование своему брату (в исламе) в его несчастье, Аллах (Свят Он и Велик) обязательно оденет в одеяния благочестия в День воскрешения». (Ибн Маджа, Джанаиз, 1601)
Человек, созданный слабым, в минуты бед и несчастий нуждается в поддержке и утешении. Поэтому участие в похоронах и соболезнования относятся к очень важным обязанностям, как исламским, так и чисто человеческим. Небрежение ими – причина греха и недостаток верующего.
Также не стоит забывать, что завтра мы можем попасть в такое положение, что сами будем нуждаться в визите и сочувствии верующих друзей и знакомых. По этой причине, если мы хотим найти в нашем окружении поддержку в тот момент, когда она будет нам необходима, мы должны сегодня стремиться утолить боль наших братьев по вере, быть бальзамом для их страдающих душ. Ведь настоящее братство означает стремление разделять с братом по вере не только радость, но и печали.
Ошибки при похоронах
Последней обязанностью верующих в отношении друг друга в этой преходящей жизни является присутствие на похоронах брата по вере, совершение для него джаназа-намаза и предание его земле. Также как это является последней обязанностью перед умершим, так и перед оставшимися в этом мире близкими ему людьми таковой будет выражение сочувствия и поддержка.
Как в радости, так и в печали мусульманину подобает быть рядом со своими братьями по вере. Похороны – это самый горький и назидательный из этих грустных моментов. Во время похорон сердца смягчаются и становятся более чувствительными под воздействием глубоких размышлений, переживания боли расставания и тоски. Те, кто может получить назидание от смерти брата по вере, найдут возможность призвать к отчету свою душу, дабы провести остаток своей жизни в еще большем рвении в выполнении повелений Всевышнего Господа.
Но, несмотря на то, что истина именно такова, в настоящее время можно встретить некоторые действия, противоречащие глубокому духовному смыслу похорон и не соответствующие этике ислама. Приведем основные из этих нововведений и ошибок, которые допускаются по невежеству, беспечности, из-за меркантильных интересов, либо будучи под влиянием ложных верований и культур:
• Возложение венков на могилу;
• Минута молчания в момент, когда умершего кладут в катафалк;
• Провозить умершего по местам, связанным с его жизнью и деятельностью, сопровождая посещение траурными речами;
• Проведение похоронной процессии с музыкальным сопровождением;
• Оставлять умершего в морге или в других холодных помещениях без объективной причины на то.
Ведь по положению ислама, необходимо как можно скорее похоронить умершего без лишних промедлений. Есть множество наставлений Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), касающихся этой темы. Так, когда Тальха ибну’ль-Барра (радыйаллаху анху) заболел, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) навестил его. Уходя, он сказал находившимся рядом с ним людям:
«Я вижу приближение смерти Тальхи. Если он умрет, сообщите мне. Не задерживайтесь с подготовкой похорон и облачением в кяфан. Не будет правильным оставлять тело мусульманина рядом с его домочадцами». (Абу Дауд, Джанаиз, 34)
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал благородному Али (радыйаллаху анху):
«Не затягивай с тремя вещами! Намазом, время которого наступило; похоронами умершего и (замужеством) женщины, для которой нашелся равный (кандидат)». (Тирмизи, Салят, 13/171)
• Не следует омывать умершего очень горячей либо очень холодной водой, поскольку требуется проявлять такую же заботу и чуткость к умершему человеку, как и к живому. Умму Кайс бинт Михсан (радыйаллаху анха) рассказала:
«У меня умер сын. Я была в горе от этого. И, будучи в своих переживаниях, сказала человеку, омывавшему его: «Не омывай моего сына холодной водой, ты убьешь его!»
Уккаша (радыйаллаху анху) сразу направился к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) и рассказал о моих словах. Пророк улыбнулся и сказал:
– Она сказала так? Раз так, то удлинилась ее жизнь».
Передатчик хадиса сказал: “Мы не знаем женщины, которая жила бы дольше, чем она”». (Насаи, Джанаиз, 29)
• Одна из часто встречающихся ошибок – это транспортировка умершего для предания земле в другой местности. Это допустимо, если там, где человек умер, нет мусульманского кладбища. Это очень важный аспект, поскольку также как в дольной жизни нужно стремиться пребывать с праведниками, так и после смерти нужно хоронить верующих рядом с праведными людьми.
• Одной из целей организации похорон является напоминание живым о смерти, побуждение к размышлению о вечной жизни и извлечение назидания. Из-за вероятности того, что эта цель не будет достигнута, некоторые ученые посчитали нежелательным действием даже громкое чтение Корана, произнесение такбира и зикра при передвижении похоронной процессии.
Именно поэтому будет неправильным устраивать пышные проводы покойному, за которыми – лишь показуха и расточительство, тогда как в этих обстоятельствах следует стремиться к простоте и искренности, пребывать на похоронах в смирении, осознании своей ничтожности.
Один из сподвижников Усайд бин Худайр (радыйаллаху анху) был очень достойным человеком. Он часто повторял:
«Если бы я смог постоянно быть в одном из этих состояний, то несомненно стал бы обитателем Рая:
1) Постоянно находиться в том духовном состоянии, в котором я пребываю, читая или слушая Коран;
2) Как можно дольше продлевать те состояния, которые посещают меня, когда я слушаю наставления Пророка (салляллаху алейхи уа саллям);
3) Если бы я смог продлить те чувства, которые приходят во время похорон… Когда я нахожусь на похоронах, я размышляю: «Что будет с этим умершим? В каком он положении? Куда он попадет в конечном итоге?» (Ахмад, IV, 351; Хаким, III, 326/5260)
• Неправильно женщинам вставать в ряды с мужчинами в джаназа-намазе, а также спускаться в могилу без особой необходимости. Джаназа-намаз, к которому наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) призывал мужчин по причине его почетности, а также обязанности похоронить умершего, не считается предпочтительным для женщин, относясь к категории нежелательного / макрух танзихи. (Макрух – вещи, которые не являются запретными, но допустимы только в случае крайней необхолимости, а в обычных условиях должны быть оставлены. Макрух танзихи – нежелательное, близкое к разрешенному).
Поскольку женщины по своей природе обладают большей чувствительностью и состраданием, то, скорее всего, им будет сложно совершать эти действия в моменты скорби и печали. Как рассказала сподвижница Умму Атыййя (радыйаллаху анха):
«Мы, женщины, были освобождены от участия в похоронах. Однако нести умершего не было категорично запрещено нам». (Бухари, Джанаиз 29, И’тисам 27; Муслим, Джанаиз, 34-35)
Даже если женщины не будут смешиваться с мужчинами в намазе, все равно выстраиваться в ряд для них будет нежелательным. Даже присутствие их на коллективном намазе требует соблюдения некоторых условий. Главное из них – избегать смешения мужчин и женщин. Когда наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) предложил, имея в виду одну из дверей Масджидун-Набави:
«Если нам оставить эту дверь для женщин…» – сподвижники-мужчины больше не пользовались этой дверью». (Абу Дауд, Салят, 53/571)
В Харамейн (Заповедной мечети и мечети Пророка), по причине особой почетности и святости этих мест, верующим, приезжающим для совершения хаджа и умры дозволено совершать все намазы коллективно, включая джаназа-намаз. Однако необходимо соблюдать необходимые условия, а именно: избегать смешения мужчин и женщин, не надевать слишком броскую одежду, не пользоваться благовониями, не давать повода для какой-либо смуты.
• Также неправильным будет громкое оплакивание умершего. Как передает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) проходил мимо женщины, которая громко плакала на могиле своего ребенка. Он сказал:
– Побойся Аллаха и терпи!
Она ответила:
– Оставь меня, ведь беда, что случилась со мной, не случалась с тобой!
Эта женщина не узнала нашего Пророка. Ей сказали, что это был Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и она побежала в сторону его дома. Поскольку никого, кто мог бы остановить ее, на тот момент у входа не оказалось, она вошла в покои нашего Пророка и, извиняясь, сказала: “О Посланник Аллаха! Я не узнала тебя!”
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), проявив величайшее милосердие, дал такое наставление женщине:
“Истинное терпение – то, что проявляется в первый момент постигшего несчастья!”» (Бухари, Джанаиз, 32)
Также наш Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Не сопровождают умершего (трагическими) криками и огнем». (Мууатта, Джанаиз, 13; Абу Дауд, Джанаиз, 46/3171)
Не из поступков мусульманина:
• Проявлять чрезмерность в соблюдении траура, находясь в нем многие недели или месяцы, сетовать на судьбу.
• Говорить плохое об умершем.
• Совершать намаз в направлении могил, а также воздвигать над могилой мечеть тоже является неправильным.
• Украшение могил и преувеличенно хвалебные надписи на надгробных камнях не соответствуют нравственности ислама и этике рабов Аллаха. Каким бы достойным человеком ни был умерший, тем не менее стоит остерегаться высокопарных фраз, выражающих уверенность в том, что он непременно войдет в Рай.
Следующий поучительный случай прекрасно раскрывает эту истину.
Усман бин Ма’зун (радыйаллаху анху), известный своим аскетизмом и богобоязненностью, умер в Медине в доме своего брата-ансара. Хозяйка дома Умму’ль-Аля (радыйаллаху анха) сказала:
– О Усман! Свидетельствую, что сейчас Всевышний Господь наделяет тебя благом!
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), вступив в разговор, спросил:
– Откуда ты знаешь, что Всевышний Господь наделяет его благом?
Женщина ответила:
– Клянусь Аллахом, не знаю!
– Посланник Аллаха сказал на это:
– Смотрите, Усман умер. Лично я надеюсь, что Аллах даст ему благое. Однако я, будучи пророком, не знаю что будет со мной и с вами (то есть, какие события произойдут с нами).
Умму’ль-Аля (радыйаллаху анха) сказала:
«Клянусь Аллахом, что после этого случая я ни о ком ничего не говорила, (надеясь на благо от моего Господа)». (Бухари, Табир, 27)
Одним из главных переживаний, заставляющих содрогаться сердца праведных рабов, является тревога об отчете перед Богом по причине неумеренного восхваления от других людей. Именно поэтому шейх Халид Багдади, которого называли солнцем всех солнц в науках и духовном знании, завещал не писать на его могильном камне хвалебных слов.
• Нововведением считается частичное и полное (хатм) чтение Корана за деньги, организация мавлидов для умершего за плату в определенные даты, организация застолий и прочее во время и после похорон. Есть надежда, что чтение Корана, связанное со смертью человека, принесет пользу в виде награды читающему, а также умершему. Платить другим людям за чтение Корана, а для читающих Коран – ставить целью своего деяния деньги или подарки, а не довольство Аллаха, может послужить причиной утраты всех достоинств этого деяния и лишения наград за него.
• Также абсолютно неправильным считается соперничество с родственниками из-за наследства, будучи движимым жаждой наживы и низменным желанием (нафс). Верующие должны распределять наследство так, как установил Всевышний Аллах, не давая места любым действиям, ослабляющим родственные узы.
К сожалению, в наши дни многие люди, у которых слабы вера и связь с исламом, разжигают неприязнь и зависть между родственниками из-за того, что не довольствуются божественным предопределением и распределением.
Но ведь для тех, кто не подчиняется повелениям Господа миров в этих вопросах, ниспосланы очень жесткие предупреждения. В то время, как многие темы в Священном Коране затронуты лишь в общих чертах, вопрос распределения наследства разъяснен подробно в предельно ясных формулировках (ан-Ниса, 11-12) а после этого сказано:
«Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние». (ан-Ниса, 13)
«А тех, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно. Им уготованы унизительные мучения». (ан-Ниса, 14)
• В отношении организации маулида, хатма или подобных собраний на седьмой, сороковой или пятьдесят второй день или ночь после похорон нет повелений либо подписаний, имеющих обоснование в Священном Коране или благородных хадисах. Поминание умерших в какие-либо установленные дни становится причиной того, что их поминают меньше или вообще забывают в другие дни, кроме этих. С другой стороны, несведующие люди могут посчитать, что подобные собрания в определенные дни являются традицией или правилом, принятыми в исламе.
Можно предположить, что обычай собираться на седьмой, сороковой и пятьдесят второй день после похорон и организовывать маулид или хатм был придуман, чтобы избежать полного забвения человека, покинувшего этот мир. И не будь этого обычая, он был бы совершенно забыт людьми, что однако послужило бы печальным доказательством того, что умерший не оставил после себя достаточно дорогих и ценных воспоминаний в их сердцах. Чтобы не попасть в подобное состояние, стоит прислушаться к наставлению благородного Али (радыйаллаху анху):
«Пребывай вместе с праведными и правдивыми. Приобретай общность с ними (дабы их качества и характер отразились в тебе). Проживай такую совершенную жизнь, чтобы люди скучали по тебе еще пока ты жив, и тосковали по тебе после твоей смерти!»
Поэт, словно передавая тот же смысл, призывает:
В день, когда ты на свет появился,
Ты плакал, а мир смеялся.
Проживи же так, чтоб уходя,
Мир плакал, а ты смеялся.
Даже если тела праведных людей, оставивших после себя благих потомков, прекрасные воспоминания, полезные труды, благие мольбы и прожившие жизнь, наполненные служением на пути Аллаха, будут преданы земле, имена их продолжат жить веками в сердцах людей.
Некоторые ошибки, совершаемые при посещении могил
• Привязывать лоскутки, бросать монетки, зажигать свечи, оставлять еду и т.д. на могилах. Резать жертвенных животных на кладбище, просить что-либо у умершего. Это некоторые из ошибок, совершаемых при посещении могил.
• Суеверный обычай привязывания лоскутков пришел из практики шаманизма. По поверью шаманов, у каждой горы, источника, озера, реки, большого дерева, валуна есть хозяин, называемый Изи. Эти Изи требуют от человека жертву, а кто не принесет жертву, того коснется их вред. Однако эти существа очень нетребовательны. Их можно задобрить даже тряпичным лоскутком, пучком лошадиных волос и даже камнем, брошенным с намерением на жертвоприношение.
• Подобные ложные суеверные верования породили обычай привязывать лоскутки, оставлять монеты, еду и пр. на могилах. К сожалению, отголоски этих ложных верований до сих пор можно встретить среди невежественных людей.
• Неблагоразумность и недостаточная чуткость в защите себя от суеверий, связанных с вероубеждением, станет причиной великого убытка для человека в вечной жизни. Ведь в вере единобожия нет места даже самым малым проявлениям язычества.
Достаточно следующего поучительного рассказа, который передал Сальман Фариси (радыйаллаху анху), чтобы показать серьезность этой темы:
«Один человек вошел в Рай из-за мухи. Другой же из-за мухи был отправлен в Ад. В прежние времена два человека встретили на своем пути племя людей, поклонявшихся идолам. Если кто-то приходил к ним, они обязательно заставляли этого человека принести жертву своим идолам. Они сказали одному из пришедших:
– Принеси что-нибудь в жертву!
Он ответил:
– У меня ничего нет.
Они сказали:
– Принеси жертву, пусть даже это будет муха!
Он принес в жертву муху и был отпущен, заслужив муки Ада.
Они велели и второму принести жертву. Он ответил:
– Я не приношу жертв никому, кроме Аллаха!
Они убили его, и он стал мучеником веры, заслужив Рай». (Абу Нуайм, Хилья, 203)
• Зажигать свечи на могилах – это обычай, оставшийся от огнепоклонников.
• Совершать обход вокруг могил праведников, подобного тавафу вокруг Каабы.
• Рисовать на дверях усыпальниц или прикреплять к ним изображения домов, машин, детей и т.д., визуализируя таким образом свои земные желания и мечты.
• Бросать монеты к могиле праведника, брать землю с нее с намерением получить исцеление.
• Целовать и прикасаться руками к могиле праведника, входить на кладбище с поклоном и прочие действия, произведенные с верой и намерением, что это даст решение проблем, либо поможет осуществить желания, является порицаемым.
Не стоит забывать о том, что человек слаб. Все нуждаются в Боге. Если ты посещаешь могилу человека, который является верующим праведникам и одним из любимых рабов Аллаха, то нет запрета, чтобы обращаться к Всевышнему посредством его высокой степени перед Ним. Можно обратиться к Богу, чтобы Он сделал этого праведного человека причиной (тауассуль), однако ни в коем случае нельзя просить что-либо у самого умершего.
Когда во время правления благородного Умара (радыйаллаху анху) случилась засуха, он вместе с дядей Пророка Аббасом вышел, чтобы совершить дуʼа о дожде. Он так воззвал к Всевышнему Господу, сделав дядю Пророка причиной (принятия дуʼа): «О Аллах! Мы делали нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) причиной и просили у Тебя, и Ты давал нам дождь. А сейчас просим, делая причиной дядю нашего Пророка. Даруй нам дождь!» После этого пошел дождь, и люди получили воду. (Бухари, Истиска, 3)
Только Господь Бог – единственный истинно принимающий дуʼа, посылающий помощь и отвечающий на взывания рабов. Нет ничего предосудительного в том, чтобы, обращаясь к Богу, делать причиной принятия своей мольбы Его любимых рабов, ведь только Он является истинным Властелином над всем сущим.
Однако совершенно недопустимо обращаться с просьбой непосредственно к праведным людям в их отсутствие либо при посещении их могил, например: «О такой-то! Исцели меня! Исполни мою просьбу!», так как (да убережет Аллах от этого) это может открыть путь к многобожию.
Несомненно, даже если для подобных обращений можно найти некоторые допустимые оправдания, но будет более правильным остерегаться того, что может поколебать тонкую суть единобожия, и прочих невежественных поступков. Ни в коем случае нельзя употреблять выражения, которые можно истолковать как подразумевающие то, что кто-то другой, помимо Всевышнего Аллаха, имеет власть над мирозданием и способен избавить от трудностей.
Увещевание тех, кто по беспечности или невежеству совершает поступки, ведущие к многобожию, является обязанностью каждого верующего. Однако те, кто слишком резко выступает против подобных искажений, считая само посещение могил многобожием, совершают ту же ошибку, только с обратной стороны.
В исламе в отношении посещения могил, также как и в других вопросах, принят за основу не крайний, а умеренный путь. Слова и поступки нашего Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижников являются самым прекрасным примером того, как поступать, избегая чрезмерности и небрежности. Ведь несомненно, что сподвижники намного лучше нас знали то, что относится к многобожию и к единобожию.
Этот случай станет назидательным ответом тем, кто преступает границы, считая многобожием само посещение могил:
«Однажды омеядский правитель Маруан бин Хакам увидел человека, который прислонился лицом к камню на могиле Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и, схватив его за шиворот, спросил:
– Что ты делаешь?
Когда тот повернулся, он увидел, что это Абу Аюб аль-Ансари.
Этот влюбленный в Пророка сподвижник ответил:
– Я знаю, чем я занят. Я пришел к Посланнику Аллаха, а не к камню. Я слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
“Если религию возглавят компетентные (знающие), то не беспокойся за нее; однако, если ее возглавят некомпетентные, тогда горюй и плачь”». (Ахмад бин Ханбаль, V, 422; Хаким, IV, 560/8571; Хайсами, V, 245)
Поэтому нет оснований считать многобожием «тауассуль», примененный в соответствии с этикой поведения при посещении могил. Многобожием будет считаться отношение к человеку, посредством которого совершается «тауассуль», источником пользы или вреда наравне со Всевышним. Поэтому человек, просящий посредством другого человека, должен знать, что он может стать причиной блага или устранения зла только по дозволению и желанию Всевышнего Творца.
Итак, мы должны строго соблюдать правила, установленные исламом для посещения могил. Мы должны обезопасить себя от совершения ошибок, разрушающих веру. Будучи верующими, мы должны объяснять нашим близким и окружению, каково понимание ислама по разным вопросам, стараясь в жизни всегда следовать Сунне Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи
Из книги: «Путешествие в вечность», стр. 123-158
Подготовил: Хадис аль-Ханафи