Обращение лица в сторону киблы при выполнении намаза является необходимым условием. Первые мусульмане Мекки и первые мухаджиры (совершившие хиджру в Медину) во время намаза обращались лицом в направлении Масджидуль-Акса, расположенной в Иерусалиме. Затем в Медине пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи уа саллям) был ниспослан следующий аят, и кибла была перемещена на Каабу Му’аззама в городе Мекка:
فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ۚ وَحَيْثُ مَا كُنْتُمْ فَوَلُّوا وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ
«Направь же лицо в сторону мечети аль-Харам. Где бы вы ни были, (во время намаза) направляйте лица в ее сторону». (Сура аль-Бакара, 2/144)
Кааба включает не только строение, расположенное в Мекке, а представляет собой особое место, так как направлением киблы являются и самые верхние слои этой священной земли, и нижние ее слои. Поэтому люди, находящиеся рядом с Каабой или внутри, могут совершать намазы в любом направлении. С условием того, чтобы имам был впереди, люди становятся вокруг Каабы и все вместе выполняют намаз.
Историки сообщают, что в день освобождения Мекки, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) вошел внутрь Каабы и совершил там намаз. Когда Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анхума) спросил у Биляля о том, совершал намаз Посланник Аллаха внутри Каабы или нет, последний ответил: «Войдя внутрь Каабы, Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) совершил намаз между двумя столбами, расположенными с правой стороны, затем вышел и совершил два ракаата намаза. При этом он стоял лицом к Каабе». (Бухари, Салят, 30; Насаи, Манасик, 127; Дарими, Манасик, 43; Ахмад бин Ханбаль, 2/75, 3/410, 6/12, 13, 14)
Любой намаз – фард, нафиль, джаназа или сажда-тилауат, выполненный в другом направлении, считается недействительным. Если кто- то намеренно, без уважительной причины, повернется в другую сторону, посягнет на святые устои Ислама.
Мусульманские ученые единогласны в том, что каждый, кто видит Каабу, обязан повернуться лицом к ней. По мнению ханбалитов, жители Мекки – даже если их отделяет стена – обязаны направить лица в сторону Каабы.
Что касается тех, кто находится вдали от Каабы Му’аззама, точное направление на Каабу во время совершения намаза для них не является фардом. В таких случаях достаточно повернуться в сторону Каабы, согласно сделанному заключению (Ибн Абидин, 1/397; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/67; аш-Шурунбулали, стр. 34; Зайлаи, Тыбянуль-хакаик, 1/100; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/431), ибо Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям) сказал:
ما بَيْن المَشْرِق والمَغْرِب قِبْلة
«Кибла – между востоком и западом». (Тирмизи, Салят, 139; Насаи, Сыям, 43; ибн Маджа, Икама, 56)
Если бы точное направление на Каабу было фардом, то намазы тех людей, которые стоят непосредственно перед Каабой, были бы действительны, а намазы остальных – нет.
[Примечание Хадиса аль-Ханафи: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали аль-Ханафи (1586–1659) в книге: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат», перечисляя «Условия молитвы», пишет: «Быть повернутым непосредственно к кибле (Каабе), если человек, находясь в Мекке, может видеть Каабу; в иных же случаях – быть повернутым в сторону киблы». Абдурахман Шейхи-заде (у. 1078), комментируя имама, пишет: «То есть в пределах 45 градусов по обе стороны, будучи повернутым к Каабе». (Маджма анхур, 1:83)]
По мнению имама аш-Шафии, тот, кто не находится в Мекке, обязан найти точное расположение Каабы, ибо в Коране сказано:
وَمِنْ حَيْثُ خَرَجْتَ فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ
«И откуда бы ты ни вышел, направь (в намазе) лицо в сторону мечети аль-Харам». (Сура аль-Бакара, 2/150)
Согласно этому аяту, обязательно стоять лицом в сторону Каабы.
Кто не может определить точное местоположение Каабы, и рядом нет никого, у кого можно было бы его узнать, должен найти направление Каабы, исходя из местных условий. При выполнении намаза следует повернуться в ту сторону, которая, согласно сделанному выводу, является направлением на Каабу. Но если найдется человек, который знает правильное направление, то нужно следовать его указаниям, так как это гораздо лучше, чем принимать решение, полагаясь на собственное мнение.
Доказательством обязательности поиска киблы является следующая история, переданная Амиром ибн Рабиа (радыйаллаху анху): «Как-то в темную ночь мы были вместе с Пророком (саллаллаху алейхи уа саллям). Мы никак не могли определить киблу и совершили намаз, повернувшись в какую-то сторону. Когда наступило утро, мы рассказали об этом Пророку (саллаллаху алейхи уа саллям). В ответ Господь ниспослал следующий аят:
وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ ۚ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ
«Аллаху принадлежит и восток, и запад. Куда бы вы ни повернулись, там — кибла, которой Аллах доволен». (Сура аль-Бакара, 2/115. Зайлаи, Насбур Рае, 1/304)
Михраб, расположенный в передней части мечети, показывает направление киблы, поэтому, если есть михраб, сохранившийся со старых времен, то не стоит заниматься поиском направления киблы.
Повернувшись во время намаза к кибле, можно не делать намерение типа: «я повернулся в сторону киблы». Но, согласно мнению других ученых, намерение необходимо делать.
Если кто-либо из-за болезни не смог повернуться в сторону киблы, и рядом не было никого, кто бы повернул его, или он испугался врагов или хищных животных, тогда может выполнять намаз, повернувшись в ту сторону, на какую хватило у него сил и возможностей. Ибо обязанности ограничены возможностями.
Путник может выполнять нафиль и намазы сунна-муаккада, находясь верхом, но исключением из этого правила является сунна утреннего намаза. Амир ибн Рабиа (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я видел, как пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям), сидя на животном, выполнял намазы путем има. Куда бы ни повернулось животное, он совершал намаз в том направлении. Но он никогда так не поступал при фард-намазах». (Нейль аль-аутар, 3/144)
Для тех, кто из-за того, что находится верхом на животном или в транспортном средстве, не может повернуться в нужную сторону, киблой является направление движения. В такой ситуации намазы можно выполнять методом има.
Однако непозволительно без уважительной причины выполнять фард, витр, назр и джаназа-намазы верхом или на транспортном средстве, так как эти случаи не являются особыми.
Если кругом грязь, или есть боязнь отстать от своих попутчиков, то можно выполнять намаз, сидя верхом на животном. Но при этом нужно предварительно остановить животное. Если земля только немного влажная, и нет опасения отстать от товарищей, то тогда нужно сойти на землю, ибо нельзя выполнять фард-намазы, сидя верхом на животном. Если в силу каких-то серьезных причин кто-то вынужден выполнять намаз, сидя на животном, то можно повернуть лицо в сторону киблы, насколько хватит сил. Если животное, идущее в направлении Каабы, внезапно повернет в другую сторону и пройдет столько времени, сколько необходимо для выполнения одного рукна, то намаз человека, сидящего верхом на этом животном, нарушается.
Человек, сомневающийся в направлении киблы, если рядом нет никого, кто мог бы указать, должен провести «тахарри» (небольшое исследование). Например, понаблюдать за звездами, растениями и т.п. Затем он может совершить намаз, повернувшись в ту сторону, которая, по его убеждению, является киблой. Если после совершения намаза он узнает, что ошибся, то намаз не стоит выполнять заново, но если узнает об этом во время выполнения намаза, то должен сразу повернуться к кибле и закончить намаз. В этом случае также нет необходимости заново совершать намаз. Не имеет значения: сомнения относительно киблы возникли в городе или в пустынной местности, днем или ночью. В такой ситуации не стоит стучаться в чужие дома или квартиры и расспрашивать жителей о кибле.
Если у кого-то возникнут сомнения, несмотря на то, что рядом есть человек знающий направление киблы, и он, полагаясь на собственное мнение, начнет выполнять намаз, и направление будет выбрано правильно, то намаз его будет действительным. Но если ошибется, то намаз его будет недействительным. Данное правило касается и незрячих людей.
Если кто-то, сомневаясь в направлении киблы, но, не попытавшись определить правильное направление, сразу приступит к намазу, то, если даже он случайно повернулся в правильную сторону, ему необходимо заново совершить намаз. Так как ракааты намаза, которые он мог бы выполнить уверенно, нельзя прибавить к тем, которые выполнены в состоянии сомнения. Но если он осознает свою ошибку после завершения намаза, ему можно не совершать намаз заново, так как все ракааты выполнены в одном и том же состоянии. По мнению Имама Абу Юсуфа, в обоих случаях нет необходимости заново выполнять намаз.
Если кто-то, сомневаясь в направлении киблы, проведет исследования и придет к какому-то заключению, но при намазе повернется совершенно в противоположную сторону, его намаз считается недействительным. Если даже он был обращен в правильном направлении, ему нужно заново выполнить намаз. Однако по мнению Имама Абу Юсуфа, если он намаз выполнял в правильном направлении, намаз можно не выполнять заново.
Если среди группы людей возникли разногласия по поводу направления киблы, каждый должен выполнять намаз поотдельности, так как намаз человека с противоположным имаму мнением, будет недействительным.
Человек, находящийся на судне, обязан, если это возможно, повернуться к кибле. И если судно изменит направление движения, то человек также должен повернуться в сторону киблы. Но если после первоначального определения направления киблы у него не будет возможности следить за перемещениями судна, он может завершить свой намаз в том направлении, в каком начал.
Если кто-то при выполнении намаза в мечети, посчитав, что у него нарушилось омовение, отвернется от киблы, но через некоторое время поймет, что вуду не нарушилось, то, по мнению Абу Ханифы, его намаз действителен. Но если человек вышел из мечети, то, так как он изменил место без уважительной причины, его намаз нарушается.
Что касается нафиль-намазов, то, находясь за пределами города, если даже для этого нет уважительной причины, их можно выполнять верхом на животном и в любом направлении. По мнению Абу Юсуфа, нафиль-намаз можно выполнять таким образом и в городе. Однако Имам Мухаммад утверждал, что нежелательно, находясь в городе, выполнять намаз, повернувшись в любую сторону. Говоря о пределах города, имеется в виду место, где путник может выполнять намазы не по 4 ракаата, а по 2 ракаата.
В наше время вместо животных основным средством передвижения стал транспорт, поэтому все вышеизложенные положения применимы и к нему. (Ибн Абидин, 1/397-406; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/67; Шурунбуляли, стр. 34; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/431-452; Бильмен, «Буюк Ислам ильмихали», Стамбул, 1985, стр. 111-113; Нейль аль-аутар, 3/144)
Заканчивая тему, хотелось бы сказать, что направление на Каабу, которая является самым древним и священным местом поклонения, для всех мусульман является символом единства и сплоченности.
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 306-311