Фикх Хадис

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 9: Таяммум 

ТАЯММУМ

Аллах Та‘аля говорит в суре “Аль-Маида”:

وَاِنْ كُنْتُمْ مَّرْضٰى اَوْ عَلىٰ سَفَرٍ اَوْجَاءَ اَحَدٌ مِّنْكُمْ مِّنَ الْغَائِطِ اَوْلٰمَسْتُمُ النِّساءَ فَلَمْ تَجِدُوْا مَاءً فَتَيَمَّمُوْا صَعِيْدً اطَيِّبًا فَامْسَحُوْا بِوُجُوْهِكُمْ وَاَيْدِيْكُمْ مِّنْهُ (آية ٦

«И если вы больны, или в пути, или кто-нибудь из вас пришёл из отхожего места, или вы касались женщин и не найдёте воды, то делайте таяммум чистой землёй, – обтирайте ею свои лица и руки».

В этом аяте Аллах Та‘аля рассказал, кому разрешается совершать таяммум, и также сказал, что разрешается совершить таяммум и вместо омовения, и вместо полного омовения (гусуля), и для обеих целей метод совершения таяммума одинаков. Таяммум также подтверждается хадисами Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). (см. хадис, переданный Джабиром (радиаллаху ‘анху) в Абу Дауде и в Ибн Маджа от ‘Ата ибн Рабах, радиаллаху ‘анху).

В священном аяте также указаны части тела, на которые надо совершать таяммум, т.е. лицо и обе руки. Но не рассказано о методе совершения таяммума, и во время таяммума до какого места надо протирать руки? Поэтому в хадисах подробно сказано, что в таяммуме надо ударить обеими руками по земле два раза, т.е. один раз для лица, а второй раз для обеих рук. Протирать надо включая локти, так же, как моют руки до локтей, во время омовения. (см. Ибн Маджа стр. 43, Абу Дауд т.1, стр. 62, Тирмизи т.1, стр. 21).

عن عمار قال كنت فى القوم حين نزلت الرخصة فى المسح بالتراب اذا لم نجد الماء فا مرنا فضربنا واحدة للوجه ثم ضربة اخرىٰ لليدين الى المرفقين ، رواه البزار قال الحَافظ فى الدراية باسناد جيد (آثارالسنن حصه اول ص٤٠

‘Аммар ибн Ясир (радиаллаху ‘анхума) рассказывает: «Я тоже был из числа тех людей, в присутствии которых было ниспослано разрешение таяммума. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал нам ударить обеими руками по земле, чтобы протереть лицо, и второй раз ударить по земле, для того чтобы протереть обе руки, включая локти». («Асар ас-сунан» часть 1, стр. 40). Передал этот хадис Баззар и Хафиз ибн Хаджар (рахматуллахи ‘алейхи) в книге “Дирая” и сказал, что источник его является “джайид” (хороший).

Джабир (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

التيمم ضربة للوجه وضربة للذراعين الى المرفقين رواه الدار قطنى والحاكم وصححه (حوالهْ مذكوره مستدرك حاكم ج١ ص١٨٠

«Таяммум – это один удар для лица, а второй для обеих рук, включая локти».

Передали этот хадис Аль-Хаким и Дар Кутни и сказали, что он является сахих. («Асар ас-сунан» часть 1, стр. 40, «Мустадрак Хаким» т.1, стр. 180).

Нафи‘ и Салим (рахматуллахи ‘алейхима) тоже передали хадис о двух ударах от Ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума). («Шарх Ма‘ани Аль-асар» т.1, стр.56).

В книге “Булюгуль марам” приведён хадис, где ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

عن ابن عمر رضى الله عنه قال قال رسول الله ﷺ التيمم ضربتان ضربة للوجه وضربة لليدين الى المرفقين (رواه الدار قطنى ص۱۱، مستدرك حاكم ج١ ص ۱٧٩

«Таяммум – это два удара: один для лица, а второй – для обеих рук, включая локти». Хадис передал Дар Кутни. («Мустадрак Хаким» т.1, стр. 179).

Теперь возникает вопрос: чем надо совершать таяммум? Ответ на этот вопрос тоже становится ясным из хадисов Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что разрешается совершать таяммум чистой землёй и всем, что относится к виду земли, например: песок, известняк, известь, сурьма, пыль и т.д.

В священном аяте использованы слова, которые означают “чистая земля”, и всё вышеперечисленное относится к видам земли. Но пеплом дерева совершать таяммум нельзя, а пеплом каменного угля разрешается, потому что каменный уголь относится к виду земли.

عن حذيفة قال قال رسول الله ﷺ فضلنا على الناس بثلٰث جعلت صفوفنا كصفوف الملائكة وجعلت لناالارض كلها مسجدًا وجعلت تربتهالنا طهورًا اذالم نجدالماء (مسلم ج١ ص١٩٩

Хузейфа (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Нам дали превосходство над другими общинами в трёх вопросах: наши ряды похожи на ряды ангелов, для нас всю землю сделали мечетью и её почву сделали для нас средством очищения, когда мы не находим воду». (Муслим т.1, стр. 199).

В другом хадисе сказано:

جعلت لى الارض مسجدًا وَّطَهورا (مسلم ج۱ ص۱٩٩،بخارى ج۱ص٦٢

«Сделали для меня землю мечетью и средством очищения». (Муслим т.1, стр. 199, Бухари т.1 стр. 62).

В этом хадисе, не указывая вид почвы, ясно назвали землю средством для очищения.

Абу Зарр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

قال رسول الله ﷺ الصعيد الطيب وضوء المسلم (ترمذى ج۱ ص۱٧

«Земля – это омовение для мусульманина». (Тирмизи т.1, стр. 17).

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передаёт:

ان ناسامن اهل البادية اتواالنبى ﷺ فقالوا انّا نكون بالرمال الاشهرالثلاثة اوالاربعة ويكون فينا الجنب والحائض والنفساء ولانجدالماء فقال عليكم بالأ رض(مسنداحمد،مستدرك حاكم ج۱ ص۱٧٩،عمدة الرعاية ج۱ ص٩٨

«К Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) пришли некоторые люди из пустыни и сказали: «Мы живем по три-четыре месяца на песке. Среди нас бывают осквернённые, женщины с менструацией и с нифасом (кровотечение после родов), и мы не находим воду (то что в данном случае нам делать?)» Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Вам надо делать таяммум землёй». («Муснад Ахмад», «Мустадрак Хаким» т.1, стр.179, «‘Умдату ар-ри‘ая» т.1, стр. 98).

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Из книги: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *