Фикх

Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 8: Суннаты и мустахабаты омовения

СУННАТЫ И МУСТАХАБАТЫ ОМОВЕНИЯ

Суннаты и мустахабаты омовения взяты из следующих хадисов:

(١) انما الاعمال با لنيات (بخارى ج١ ص٢)

1. «Деяния зависят от намерения». (Бухари т.1, стр. 2).

(٢) لاوضو لمن لم يذكراسم اﷲ تعالىٰ عليه (ابوداؤد ج١ ص٢٤)

2. «Омовение не действительно у человека, который не вспоминал имя Аллаха». (Абу Дауд т.1, стр. 24).

3. Однажды у ‘Абдуллы ибн Зейда (радиаллаху ‘анху) спросили об омовении Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в ответ он совершил омовение следующим образом:

فدعاباناء فاكفأ منها علىٰ يديه فغسلهما ثلٰثا ثم ادخل يده فاستخرجها فمضمض واستنشق من كف واحدة ففعل ذٰلك ثلٰثاثم ادخل يده فاستخرجها فغسل وجهه ثلٰثاً الخ . (مسلم ج١ ص١٢٣

«Он попросил посуду с водой. Из неё вылил воду на свои руки и помыл их три раза, затем опустил в неё свою руку, зачерпнул воды, прополоскал рот, прополоскал нос одной ладонью, и так он сделал по три раза. Затем заново опустил руку в посуду, зачерпнул воды и помыл своё лицо три раза». (Муслим т.1, стр. 123).

4. Однажды ‘Усман Гани (радиаллаху ‘анху) обратился к людям и сказал: «Показать ли вам омовение Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?» Затем,فتوضأ ثلٰثاً ثلٰثاً совершая омовение, каждую часть тела он мыл по три раза. (Муслим т.1, стр. 121).

Также Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), отвечая на вопрос одного сельского жителя, показал омовение. Части тела, которые моют во время омовения, فاراه ثلٰثاً ثلٰثاً он помыл по три раза, затем сказал:

هكذا الوضوء فمن زاد على هٰذا فقداساء وتعدّى وظلم .(نسائى ج١ ص٣٣، ابوداؤد ج١ ص٢٩

«Это есть совершенное омовение, кто сделал больше этого, тот (из-за нарушения сунната) сделал плохо и совершил зло». (Насаи т.1, стр. 33, Абу Дауд т.1, стр. 29).

5. Зейд ибн Халид (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

لو لا ان اشق على امتى لا مرتهم بالسواك عندكل صلوٰة (ابوداؤد ج ۱ ص١٧

«Если бы я не считал тяготой для своей общины, то я бы приказал им сделать мисвак (ваджибом) во время каждого намаза». (Абу Дауд т.1, стр. 17).

(٦) عن ربيعة بنت معوذانها رأت النبى ﷺ يتوضأ قالت فمسح راسه ومسح مااقبل منه وما ادبر وصدغيه واذنيه مرة واحدة وفى رواية انه توضأ فادخل اصبعيه فى جحرى اذنيه (ابوداؤد ج١ ص٢٨

6. Раби‘а бинти Му‘аввиз (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что она видела, как Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал омовение. «Он сделал масах передней и последней части головы, (т.е. сделал масах всей головы) и по одному разу сделал масах обоих ушей и ушных отверстий». В другом хадисе сказано, что он сделал омовение и положил свои пальцы в отверстия обоих ушей. (Абу Дауд т.1,стр. 28).

Также упоминается в хадисах хиляль пальцев рук, ног и бороды. (см. Абу Дауд т.1, стр. 30). Сахабы (радиаллаху ‘анхум), которые рассказали о способе омовения Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), все они совершали омовение по порядку и мыли части тела сразу одну за другой, (т.е. до того, как высохнет предыдущая часть).

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) также сказал:

اذا توضأتم فابدء وابميا منكم (ابن ماجه ص٣٣

«Если совершаете омовение, то начинайте с правой стороны». (Ибн Маджа, стр. 33).

МАСАХ ШЕИ (ПРОТИРАНИЕ ШЕИ)

Совершать масах шеи является мустахабом. Муса ибн Талха (радиаллаху ‘анху) рассказывает:

من مسح قفاه مع راسه وقى من الغل (شرح احيا ءالعلوم للعلامه الزبيدى ج٢ ص ٣٦۵وغيره

«Того защитили от зависти, кто совершил масах шеи[1] вместе с масахом головы». («Шарх Ихья уль ‘улюм», автор ‘Аллама Зубайди т. 2, стр. 365 и т.д.).

Хотя данный хадис является «маукуф», но его положение действует как для хадиса «марфу‘», потому что польза и награда за масах шеи, которая приведена в этом хадисе, очевидна. Это не подлежит “иджтихаду”, “мнению” или “кыясу”, так как рассказ о ценности или наказании какого-либо особенного деяния не входит в иджтихад или кыяс. По этой причине подобный хадис переданный сподвижником Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) действует как хадис «марфу‘». Толкователь “Бухари” ‘Аллама ибн Хаджар ‘Аскалани в известной книге по принципу хадисов в “Набхат аль-фикр” подробно объясняет данный вопрос. (см. стр. 76,77).

В книге “Муснад аль-фирдаус” ‘Аллама Делми о масах шеи передаёт марфу‘ хадис от ‘Абудуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) («Никая» т.1, стр. 9). Хотя иснад этого хадиса является слабым, но все учёные единодушно согласны, что в ценностях деяний можно поступать по слабому хадису. («Никая» т.1, стр. 9). Тем более масах шеи назвали мустахабом (желательным), а не фарзом или суннатом, далее нет ни одного хадиса, который бы противоречил этому, а наоборот, из множества хадисов вместе с масах головы доказывается и масах какой-то части шеи. Всегда, когда совершается масах шеи, то совершается масах только её части, а не всей шеи.

Достойно поразмыслить над фактом, что, кроме головы, для частей тела, на которых разрешается совершить масах, нигде не сказано как условие, что надо совершать масах всей части. Например, масах ушей, масах ичигов или повязки, поэтому масах шеи тоже будет совершаться частично, а не полностью.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХАДИСОВ

В свете вышеприведённых хадисов установлено, что суннаты и мустахабаты омовения следующие:

1. Намерение.

2. В начале омовения читать бисмиллях.

3. Мыть три раза кисти рук до запястий.

4. Использовать мисвак.

5. Полоскать рот три раза.

6. Промывать нос (три раза).

7. Делать хиляль густой бороды и протирать между пальцами.

8. Мыть три раза каждую часть тела.

8. Полностью протирать влажными руками всю голову.

10. Вместе с головой протирать оба уха и шею.

11. Соблюдать порядок омовения.

12. Мыть части тела сразу одну за другой, до того, как высохнет предыдущая.

13. Начинать с правой стороны. Сначала мыть правую руку, затем левую, также сначала мыть правую ногу, затем левую.

ДУ‘А, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ ПОСЛЕ ОМОВЕНИЯ

После омовения надо читать калиму шахадат.

اَشْهَدُاَنْ لَّآ اِلٰهَ اِلاَّ اللهُ وَاَشْهَدُ اَنَّ مُحَمَّدًاعَبْدُهُ وَرَسُوْلُهُ

«Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху»

«Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник».

Затем прочитать следующее ду‘а:

اَلّٰلهُمَّ اجْعَلْنِىْ مِنَ الْتَّوَّابِيْنَ وَ اجْعَلْنِىْ مِنَ الْمُتَطَهِّرِيْنَ (مسلم ج١ ص١٢٢ ترمذى ج١ ص٩

«Аллахумма дж‘альни минаттаууабина уадж‘альни миналь мутатаххирина».

«Аллах, сделай меня из числа раскаивающихся и сделай меня из числа очистившихся». (Муслим т.1, стр. 122, Тирмизи т.1, стр. 9).

МАСАХ ИЧИГОВ (ПРОТИРАНИЕ КОЖАНЫХ НОСКОВ)

Если на ногах совершающего омовения надеты кожаные носки, то вместо мытья ног можно протереть влажными руками носки, при условии, что они были надеты после омовения. После этого, если нарушается омовение, достаточно провести один раз влажной рукой по кожаным носкам, мыть ноги не надо. Протирать надо верхнюю часть носков тремя пальцами, проведя ими снизу вверх. Если человек находится у себя дома или в своей местности, то ему разрешается делать масах в течение суток – 24-х часов, а если находится в путешествии, тогда в течение трёх суток. (см. Абу Дауд т.1, стр. 31, Тирмизи т.1, стр. 15, Муслим т1, стр. 135, «Мишкат» т.1, стр. 53 и т.д.).

Примечание

[1] В книге “Умдату-р-ри‘ая шарха Викая” Маулана ‘Абдул Хай Фиранги пишет, что хадисы, касающиеся масах шеи приведены в Абу Дауде, Баззаре, Тахави и, кроме них, тоже передали их и другие толкователи хадиса (стр. 29, сноска 4).

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Из книги: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *